Напоминание

Образовательная программа дополнительного образования детей "Радуга фантазий" художественно - эстетической направленности


Автор: Логинова Юлия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СЮТ №4"
Населённый пункт: Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Образовательная программа дополнительного образования детей "Радуга фантазий" художественно - эстетической направленности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Радуга фантазий»

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ№4»

Логинова Юлия Александровна.

«…дети не рождаются с пустыми

руками, они несут с собой заряд

сознания духовных и материальных

ценностей,

они в состоянии сотворить их, потому и

рождаются, чтобы создавать и творить.

Только надо им помочь раскрыться…»

Ш.А.Амонашвили.

Пояснительная записка.

Среда,

в

которой

живет

и

развивается

современный

ребенок,-

это

преобладание

машин,

приборов

и

игрушек,

выполненных

«холодными»

механизмами и автоматами большими «тиражами».

Игрушка – часть культуры народа, она возникла очень давно, вместе с

человеческим обществом. Кукла – тоже игрушка. Чьи руки создали первую в

мире куклу – не знает никто, но археологи находили кукол, изготовленных даже

из кости мамонта, а это уже ни одна тысяча лет назад.

Мастерили на Руси

кукол из различных материалов: дерево, глина,

солома, пряжа. Играть ими любили все возрастные группы. А там, где главное

действующее лицо кукла – происходит такое чудо как кукольный театр.

Кукла, сделанная своими руками, несет в себе энергию Добра, Света,

Любви и Красоты.

Ст. 75. Дополнительного образования детей и взрослых

Федерального

закона «Об образовании в РФ», 273 гласит «Дополнительное образование детей

и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей

детей

и

взрослых,

удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление

здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в

обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку

детей,

проявивших

выдающие ся

спо собно сти.

Дополнит е льны е

общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и

индивидуальные особенности детей» (см. Приложение 1)

Для того, чтобы одновременно совершенствовать душу ребенка обучать

его мастерству, его следует погрузить в атмосферу творчества. Только тогда

ребенок

способен

развиваться

и

творить

вдохновенно,

когда

он

окружен

добром,

чутким

и

уважительным

отношением,

основанным

на

вере

в

его

потенциальные возможности.

Основной

задачей

образования,

как

общего,

так

и

дополнительного,

является воспитание разносторонне развитой личности.

Данная

программа

имеет художественно-эстетическую

направленность,

которая является важным направлением в развитии и воспитании.

Так

как

игра

привлекает

детей

эмоциональностью

и

является

неотъемлемой частью в развитии, то это позволяет увеличить эффективность

программы для развития творчески способностей и художественного вкуса.

Театральная

игра

-

это

баланс

развлечения

и

обучения.

Особенностью

деятельности

«Радуга фантазий» является то, что результат не исчезает в

момент прекращения ребенком действий по созданию продукта. Созданный

детьми продукт остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с

р а н е е

с о з д а н н ы м

и

с о в е р ш е н с т в о в а т ь .

Новизна

данной

программы

заключается

в

том,

что

педагогические

задачи,

поставленные

в

ней,

реализуются

через

новый

вид

творческой

деятельности, который предлагают мастерские программы. Изготовление кукол,

а затем… Некое чудо, которое является процессом оживления куклы (когда она

движется и говорит). Роль занятий значима в интеллектуальном и эстетическом

развитии каждого ребенка.

Образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный

образ

вещи,

слова,

основы

художественного

изображения,

связь

народной

художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно

осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной

творческой активности.

Данная программа направлена на:

- усвоение и соблюдение общечеловеческих ценностей;

- осознание принадлежности ребенка к социально-исторической общности;

- воспитание трудовых навыков, аккуратности; -

познание внутреннего мира, через игрушку, сделанную своими руками,

формирование «Я - концепции» ребенка.

Программа предусматривает разный уровень подготовки детей. Поэтому

программой предусмотрено не только изготовление кукол разных по сложности,

но и несколько видов деятельности, отличающихся от основной.

Цель программы:

Развитие индивидуальных и творческих способностей ученика, (в том числе

эмоционально-образного восприятия окружающего мира), через приобщение к

занятиям в творческой мастерской «Радуга фантазий».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей кукольного театра.

Научить детей работать с различными материалами при изготовлении

кукол и декораций.

Формировать образное, пространственное мышление, умение выразить

свою мысль с помощью образа куклы.

Развивающие:

Развивать

художественный

вкус

и

творческую

фантазию,

через

знакомство с историей кукол, кукольного театра.

Способствовать

самоопределению

детей,

относительно

дальнейшего

профиля обучения художественно-эстетической направленности,

Развивать

у

детей

психоэмоциональную

устойчивость,

чувство

ответственности,

бережливости,

аккуратности,

коллективизма

через

создание дружеской обстановки, взаимопомощи, взаимопонимания.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей эстетический вкус, через

приобщение к миру

прекрасного.

Воспитывать интерес к искусству.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Основные принципы обучения

Воспитанности – формирование личности.

Индивидуальности – «обучая всех, нужно научить каждого»

Доступности

соответствие

воспитания

и

обучения

в

соответствии

с

возрастными индивидуальными особенностями детей.

Связь теории с практикой – на основе полученных знаний вырабатывать

умения и навыки.

Научности – основывается на первоисточниках, на доступной и правоверной

информации.

Результативности – цели образования, соответствующие возможностям их

получения.

Последовательности

решения

поставленных

задач

методом

усвоения

материала «от простого к сложному».

Наглядности

наличие

дидактических

материалов,

наглядных

пособий,

схем, иллюстраций. «Чем больше органов наших чувств принимает участие

в

восприятии

какого-нибудь

впечатления

или

группы

впечатлений,

тем

прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память,

вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский).

Преемственности – связь целей и задач УДО.

Активности – способствует развитию способностей и самостоятельности.

Неповторимости личности каждого ребенка – принять ребенка таким, каков

он есть, признание его личности, уважение, вне зависимости от успеха,

развития способностей.

Принципы программы:

1.

Принцип

творчества:

развитие

фантазии,

образного

мышления,

уверенности

в

своих

силах:

нет

пределов

для

творчества

и

самосовершенствования.

2. Принцип природосообразности: развитие природных склонностей ребенка

и его способностей.

3. Принцип культуросообразности: знакомство с культурой народа, историей

куклы, историей театра.

4. Принцип гуманности и демократичности.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику

с л е д у ю щ и х

п у т е в о д н ы х

п о л о ж е н и й :

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые

еще не нашли своего дела. 2.

Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит,

что-то

должно

получиться

лучше

-

это

«что-то»

нужно

искать.

3. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех

детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных:

в а ж н о

д а т ь

и м

п о ч у в с т в о в а т ь ,

ч т о

о н и

н е

х у ж е

д р у г и х .

4. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его

личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного

материала . . . 5.

Максимум поощрения, минимум порицания. . 6.

Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные;

комбинированные и практические занятия;

лекции, беседы, дискуссии;

игры и упражнения;

праздники;

конкурсы, викторины;

концертные программы;

презентационные и мультимедийные.

Любое

мастерство

это

гармоничное

сочетание

знаний,

умений

и

творчества. Понимание этого необходимо формировать у детей с ранних лет.

Изделия, которые они выполняют, должны быть не только полезными, но и

интересными для них, чтобы сделав их, можно было гордиться результатом.

Программа

носит

блочно–модульный

характер,

каждый

модуль

имеет

свои цели обучения и планируемый результат.

Обучающие приобретут определенные знания, умения и навыки:

знание истории куклы, истории создания кукольного театра;

освоение управления куклой;

умение использовать различные материалы и средства художественной

выразительности для передачи замысла в собственной художественной

деятельности;

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни;

желание

общаться

с

искусством,

участвовать

в

обсуждении

содержания и выразительных средств произведений искусства;

умение

организовать

самостоятельную

художественно-творческую

деятельность,

выбирать

средства

для

реализации

художественного

замысла;

умение

воспринимать

и

давать

характеристику

художественным

образам, представленным в произведениях искусства;

приобретение навыков зрительской культуры;

умение

различать

и

передавать

в

художественно-творческой

деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к

природе, человеку, обществу.

Критерии оценки:

- соответствие изготовленной куклы выбранному образу;

- аккуратность изготовления;

- концертное исполнение;

- выставки.

Содержание программы.

I. Блок технологический.

-Вводное занятие. Знакомство с детьми, с работой кружка. Правила техники

безопасности.

II. Блок культуроведческий.

-Путешествие в мир театра. Виды театров.

-Правила поведения в театре.

-Освоение театральной терминологии, о профессиях в театре.

- З н а к о м с т в о

с

и с т о р и е й

к у к л ы ,

т и п а м и

к у к о л .

-Виды и техники управления куклой.

III. Блок сценаристов «Школа Мальвины»

-Чтение сказок, литературных произведений.

-Определение тематики спектакля.

-Подготовка сценария. Выбор ролей.

IV. Блок мастеровой «Мастерская папы Карло».

-Создание образа кукольного персонажа.

-Работа с эскизами.

-Обучение детей приемам работы по созданию куклы и костюма.

-Изготовление кукол.

- Изготовление костюмов.

V. Блок изобразительное искусство.

-Разработка эскиза декораций.

-Изготовление декораций, афиши.

VI. Блок артистический «Советы черепахи Тортилы».

-Актерское мастерство.

-Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения на развитие речи, дыхания.

Упражнения для развития дикции.

Разучивание роли, отработка навыков озвучивания.

-Знакомство и приобретение навыков техники кукловодства.

-Техника работы на сцене.

-Рефлексия приобретенного опыта и эмоционального состояния.

VII. Блок драматургический.

-Спектакли.

VIII. Блок ремонтный.

- Ремонт кукол после спектаклей.

IX. Блок итоговый.

Подведение итогов. Заключительное занятие.

Список используемой литературы:

1.

Декоративно-прикладное

искусство

в

школе.

А.С.

Хворостов.

«Просвещение», Москва, 2000 .

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Академия развития»,

Ярославль, 2001.

3. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва,

2002.

4.

Трудовое

воспитание

младших

школьников

во

внеклассной

работе.

«Просвещение», Москва, 2005.

5. Учим детей мастерить. Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва

6. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.

ЭКСМО Москва, 2005.

7. Журнал «Школа и производство»

8. Газета «Делаем сами»

9. Газета «Мастак»

10.

Пономарев

Я.А.

Исследование

творческого

потенциала

человека.

П с и х о л о г и ч е с к и й

ж у р н а л

№ 1 .

2 0 0 0 .

11.

Пономарев

Я.А.

Психология

творчества

и

педагогика.

-

Москва.

Педагогика,2004.

12. Аманашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М 2005г.

13. Педагогическая азбука (в помощь педагогам дополнительного образования)

Новосибирск 2006.

14.

Ячменова

В.В.

Занятия

и

игровые

упражнения

по

художественному

творчеству с детьми 7-14 лет. М. 2003.



В раздел образования