Автор: Логинова Юлия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СЮТ №4"
Населённый пункт: Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Образовательная программа дополнительного образования детей "Радуга фантазий" художественно - эстетической направленности
Раздел: дополнительное образование
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Радуга фантазий»
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ№4»
Логинова Юлия Александровна.
«…дети не рождаются с пустыми
руками, они несут с собой заряд
сознания духовных и материальных
ценностей,
они в состоянии сотворить их, потому и
рождаются, чтобы создавать и творить.
Только надо им помочь раскрыться…»
Ш.А.Амонашвили.
Пояснительная записка.
Среда,
в
которой
живет
и
развивается
современный
ребенок,-
это
преобладание
машин,
приборов
и
игрушек,
выполненных
«холодными»
механизмами и автоматами большими «тиражами».
Игрушка – часть культуры народа, она возникла очень давно, вместе с
человеческим обществом. Кукла – тоже игрушка. Чьи руки создали первую в
мире куклу – не знает никто, но археологи находили кукол, изготовленных даже
из кости мамонта, а это уже ни одна тысяча лет назад.
Мастерили на Руси
кукол из различных материалов: дерево, глина,
солома, пряжа. Играть ими любили все возрастные группы. А там, где главное
действующее лицо кукла – происходит такое чудо как кукольный театр.
Кукла, сделанная своими руками, несет в себе энергию Добра, Света,
Любви и Красоты.
Ст. 75. Дополнительного образования детей и взрослых
Федерального
закона «Об образовании в РФ», 273 гласит «Дополнительное образование детей
и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей
и
взрослых,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей,
проявивших
выдающие ся
спо собно сти.
Дополнит е льны е
общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей» (см. Приложение 1)
Для того, чтобы одновременно совершенствовать душу ребенка обучать
его мастерству, его следует погрузить в атмосферу творчества. Только тогда
ребенок
способен
развиваться
и
творить
вдохновенно,
когда
он
окружен
добром,
чутким
и
уважительным
отношением,
основанным
на
вере
в
его
потенциальные возможности.
Основной
задачей
образования,
как
общего,
так
и
дополнительного,
является воспитание разносторонне развитой личности.
Данная
программа
имеет художественно-эстетическую
направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Так
как
игра
привлекает
детей
эмоциональностью
и
является
неотъемлемой частью в развитии, то это позволяет увеличить эффективность
программы для развития творчески способностей и художественного вкуса.
Театральная
игра
-
это
баланс
развлечения
и
обучения.
Особенностью
деятельности
«Радуга фантазий» является то, что результат не исчезает в
момент прекращения ребенком действий по созданию продукта. Созданный
детьми продукт остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с
р а н е е
с о з д а н н ы м
и
с о в е р ш е н с т в о в а т ь .
Новизна
данной
программы
заключается
в
том,
что
педагогические
задачи,
поставленные
в
ней,
реализуются
через
новый
вид
творческой
деятельности, который предлагают мастерские программы. Изготовление кукол,
а затем… Некое чудо, которое является процессом оживления куклы (когда она
движется и говорит). Роль занятий значима в интеллектуальном и эстетическом
развитии каждого ребенка.
Образовательная
программа
дополнительного
образования
детей
актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный
образ
вещи,
слова,
основы
художественного
изображения,
связь
народной
художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной
творческой активности.
Данная программа направлена на:
- усвоение и соблюдение общечеловеческих ценностей;
- осознание принадлежности ребенка к социально-исторической общности;
- воспитание трудовых навыков, аккуратности; -
познание внутреннего мира, через игрушку, сделанную своими руками,
формирование «Я - концепции» ребенка.
Программа предусматривает разный уровень подготовки детей. Поэтому
программой предусмотрено не только изготовление кукол разных по сложности,
но и несколько видов деятельности, отличающихся от основной.
Цель программы:
Развитие индивидуальных и творческих способностей ученика, (в том числе
эмоционально-образного восприятия окружающего мира), через приобщение к
занятиям в творческой мастерской «Радуга фантазий».
Задачи:
Обучающие:
•
Познакомить детей с историей кукольного театра.
•
Научить детей работать с различными материалами при изготовлении
кукол и декораций.
•
Формировать образное, пространственное мышление, умение выразить
свою мысль с помощью образа куклы.
Развивающие:
•
Развивать
художественный
вкус
и
творческую
фантазию,
через
знакомство с историей кукол, кукольного театра.
•
Способствовать
самоопределению
детей,
относительно
дальнейшего
профиля обучения художественно-эстетической направленности,
•
Развивать
у
детей
психоэмоциональную
устойчивость,
чувство
ответственности,
бережливости,
аккуратности,
коллективизма
через
создание дружеской обстановки, взаимопомощи, взаимопонимания.
Воспитывающие:
•
Воспитывать у детей эстетический вкус, через
приобщение к миру
прекрасного.
•
Воспитывать интерес к искусству.
•
Воспитывать культуру поведения в театре.
Основные принципы обучения
Воспитанности – формирование личности.
Индивидуальности – «обучая всех, нужно научить каждого»
Доступности
–
соответствие
воспитания
и
обучения
в
соответствии
с
возрастными индивидуальными особенностями детей.
Связь теории с практикой – на основе полученных знаний вырабатывать
умения и навыки.
Научности – основывается на первоисточниках, на доступной и правоверной
информации.
Результативности – цели образования, соответствующие возможностям их
получения.
Последовательности
–
решения
поставленных
задач
методом
усвоения
материала «от простого к сложному».
Наглядности
–
наличие
дидактических
материалов,
наглядных
пособий,
схем, иллюстраций. «Чем больше органов наших чувств принимает участие
в
восприятии
какого-нибудь
впечатления
или
группы
впечатлений,
тем
прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память,
вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский).
Преемственности – связь целей и задач УДО.
Активности – способствует развитию способностей и самостоятельности.
Неповторимости личности каждого ребенка – принять ребенка таким, каков
он есть, признание его личности, уважение, вне зависимости от успеха,
развития способностей.
Принципы программы:
1.
Принцип
творчества:
развитие
фантазии,
образного
мышления,
уверенности
в
своих
силах:
нет
пределов
для
творчества
и
самосовершенствования.
2. Принцип природосообразности: развитие природных склонностей ребенка
и его способностей.
3. Принцип культуросообразности: знакомство с культурой народа, историей
куклы, историей театра.
4. Принцип гуманности и демократичности.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику
с л е д у ю щ и х
п у т е в о д н ы х
п о л о ж е н и й :
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые
еще не нашли своего дела. 2.
Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит,
что-то
должно
получиться
лучше
-
это
«что-то»
нужно
искать.
3. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех
детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных:
в а ж н о
д а т ь
и м
п о ч у в с т в о в а т ь ,
ч т о
о н и
н е
х у ж е
д р у г и х .
4. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его
личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного
материала . . . 5.
Максимум поощрения, минимум порицания. . 6.
Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Формы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
•
традиционные;
•
комбинированные и практические занятия;
•
лекции, беседы, дискуссии;
•
игры и упражнения;
•
праздники;
•
конкурсы, викторины;
•
концертные программы;
•
презентационные и мультимедийные.
Любое
мастерство
–
это
гармоничное
сочетание
знаний,
умений
и
творчества. Понимание этого необходимо формировать у детей с ранних лет.
Изделия, которые они выполняют, должны быть не только полезными, но и
интересными для них, чтобы сделав их, можно было гордиться результатом.
Программа
носит
блочно–модульный
характер,
каждый
модуль
имеет
свои цели обучения и планируемый результат.
Обучающие приобретут определенные знания, умения и навыки:
•
знание истории куклы, истории создания кукольного театра;
•
освоение управления куклой;
•
умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности;
•
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
•
желание
общаться
с
искусством,
участвовать
в
обсуждении
содержания и выразительных средств произведений искусства;
•
умение
организовать
самостоятельную
художественно-творческую
деятельность,
выбирать
средства
для
реализации
художественного
замысла;
•
умение
воспринимать
и
давать
характеристику
художественным
образам, представленным в произведениях искусства;
•
приобретение навыков зрительской культуры;
•
умение
различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу.
Критерии оценки:
- соответствие изготовленной куклы выбранному образу;
- аккуратность изготовления;
- концертное исполнение;
- выставки.
Содержание программы.
I. Блок технологический.
-Вводное занятие. Знакомство с детьми, с работой кружка. Правила техники
безопасности.
II. Блок культуроведческий.
-Путешествие в мир театра. Виды театров.
-Правила поведения в театре.
-Освоение театральной терминологии, о профессиях в театре.
- З н а к о м с т в о
с
и с т о р и е й
к у к л ы ,
т и п а м и
к у к о л .
-Виды и техники управления куклой.
III. Блок сценаристов «Школа Мальвины»
-Чтение сказок, литературных произведений.
-Определение тематики спектакля.
-Подготовка сценария. Выбор ролей.
IV. Блок мастеровой «Мастерская папы Карло».
-Создание образа кукольного персонажа.
-Работа с эскизами.
-Обучение детей приемам работы по созданию куклы и костюма.
-Изготовление кукол.
- Изготовление костюмов.
V. Блок изобразительное искусство.
-Разработка эскиза декораций.
-Изготовление декораций, афиши.
VI. Блок артистический «Советы черепахи Тортилы».
-Актерское мастерство.
-Театрально-исполнительская деятельность.
Упражнения на развитие речи, дыхания.
Упражнения для развития дикции.
Разучивание роли, отработка навыков озвучивания.
-Знакомство и приобретение навыков техники кукловодства.
-Техника работы на сцене.
-Рефлексия приобретенного опыта и эмоционального состояния.
VII. Блок драматургический.
-Спектакли.
VIII. Блок ремонтный.
- Ремонт кукол после спектаклей.
IX. Блок итоговый.
Подведение итогов. Заключительное занятие.
Список используемой литературы:
1.
Декоративно-прикладное
искусство
в
школе.
А.С.
Хворостов.
«Просвещение», Москва, 2000 .
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Академия развития»,
Ярославль, 2001.
3. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва,
2002.
4.
Трудовое
воспитание
младших
школьников
во
внеклассной
работе.
«Просвещение», Москва, 2005.
5. Учим детей мастерить. Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва
6. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.
ЭКСМО Москва, 2005.
7. Журнал «Школа и производство»
8. Газета «Делаем сами»
9. Газета «Мастак»
10.
Пономарев
Я.А.
Исследование
творческого
потенциала
человека.
П с и х о л о г и ч е с к и й
ж у р н а л
№ 1 .
2 0 0 0 .
11.
Пономарев
Я.А.
Психология
творчества
и
педагогика.
-
Москва.
Педагогика,2004.
12. Аманашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М 2005г.
13. Педагогическая азбука (в помощь педагогам дополнительного образования)
Новосибирск 2006.
14.
Ячменова
В.В.
Занятия
и
игровые
упражнения
по
художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. М. 2003.