Автор: Овсянникова Алена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" №1
Населённый пункт: Копейск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи учащихся на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Одной из задач уроков русского языка и литературы является формирование у детей
правильной речи. Следовательно, цель учителя-словесника – правильно организовать
работу по развитию речи.
На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать
свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при
наличии определенных знаний. Эта проблема особенно остро стоит перед учащимися, так
как зачастую на уроках совсем мало времени отводится развитию речи, словарный запас
детей беднеет из-за низкого уровня чтения художественной литературы.
Практика работы
в школе показывает, что растёт безграмотность среди учащихся, многие выпускники
слабо владеют навыками как устного, так и письменного высказывания.
Указанная проблема приобрела остроту также и в связи с внедрением новых
критериев оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку как в 9-ом классе
(написание изложения и сочинения в экзаменационной работе), так и в 11 классе
(написание итогового сочинения по литературе и сочинения ЕГЭ по русскому языку). В
контрольные работы творческого характера рекомендуется включать задания, с помощью
которых проверяются умения решать речевые задачи, в том числе требующие оценки
другой точки зрения, согласия или несогласия с ней, отстаивания своего мнения.
К сожалению, уменьшается количество часов на изучение русского языка в школе.
Следовательно, часы, отведенные на развитие речи учащихся, тоже сокращаются.
К сожалению, приходя в 5-й класс, дети по возможностям, по своей речевой
подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и
его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его
активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований, которые
трудны, но вполне выполнимы.
В настоящее время в связи с переходом на ФГОС второго поколения особое
внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к
предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит
о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из
основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество
деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной
потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям
социальным нормам.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения
результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы
обучения на уроках русского языка:
1.
Творческая лингвистическая деятельность - написание сочинений разных жанров:
Лингвистические сказки;
Сочинение по прослушанному музыкальному произведению;
Сочинение по картинам;
Свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии.
2.
Игровые технологии:
Игра «Переводчик»;
Игра «Эрудит»;
Игра «Корректор»;
Игра «Бумеранг».
3.
Редактирование текста
4.
Дискуссия
5.
Аналитическая работа с текстом
6.
Работа над изложением:
Рисуночный метод
Метод изменения текста
*************************************
1.
На
уроках
русского
языка
я
уделяю
большое
внимание творческой
лингвистической
деятельности обучающихся:
создание
нетрадиционных
работ,
выполнение творческих заданий; самостоятельный выбор форм при выполнении заданий;
проявление инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач.
Мои ученики очень любят сочинять сказки на лингвистические темы
.
Понимание
учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже,
прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Не сразу всё
удавалось, но со временем творения ребят стали получаться весьма интересными и
поучительными.
Приведу несколько сказок, написанных учениками.
Сказка про Кос – Кас.
Я расскажу вам сказку про корни Кос и Кас. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и ошибаемся, они
на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня Кас есть друг суффикс А, а у
Кос нет такого друга. Поэтому корню Кос очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной а в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.
А вот в словах коснулся, прикосновение этого волшебного друга нет, поэтому в корне Кос пишем гласную о.
Сказка о Знаках препинания.
Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили как-то они, кто важнее. Точка сказала:
- Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям
весть.
- Нет, я самый главный, - громко заявил Вопросительный знак. – Если я буду стоять в конце предложения, то оно
будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом.
- Это не вы, а я самый главный и важный, - воскликнул Восклицательный знак. – Это я даю людям радость, без
меня они не смогли бы радоваться.
В спор Знаков препинания вмешался дядюшка Синтаксис.
- Вы все важны. И человеку, и вам друг без друга не обойтись.
С тех пор Знаки препинания объединились в пунктограмму № 1 и зажили дружно.
Лингвистическая сказка является одним из путей развития интереса учащихся к
урокам русского языка. В ней можно найти богатый материал, дающий учителю
возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы
новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе, работать
над развитием воображения школьников. Ведь детская фантазия поистине безгранична, а
лингвистическая сказка – это ещё и один шаг вперёд на трудном пути развития речи.
Сочинение по прослушанному музыкальному произведению:
В 5 классе при изучении темы «Простые и сложные предложения»
Прослушиваем «Песенку Тортиллы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)
После первого прослушивания задаю вопросы:
- Что значит «драться надо, так дерись»?
- Какой смысл вкладывает Тортилла в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не
знай покоя, плачь и смейся невпопад»?
После второго прослушивания:
- Заметить и назвать обращения.
- Попытаться запомнить побудительные предложения.
- Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.
Д/З на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи
Тортиллы»( Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)
Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать
свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои
мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию
успеха.
В
6 классе
при изучении темы
«Чередующиеся гласные в корне слова»
вывешиваю
картину
И.Шишкина
«Лес».
Ученики
получают
задание
составить
словосочетания с корнями раст – рос, стел – стил, кос – кас по картине, а затем написать
сочинение-миниатюру.
В 7 классе
я предлагаю школьникам такую тему сочинения-размышления
«Приглашение к зеркалу». Ребята должны посмотреть на себя в зеркало и описать не
только свою внешность, одежду, но и как бы взглянуть на себя со стороны, постараться
разобраться в своих мыслях и чувствах, а наблюдения изложить в сочинении. Хочу
отметить, что учащиеся с интересом выполняют такое задание.
В своей работе использую и такой вид задания, как свободный диктант по
репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является,
на мой взгляд, хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания
собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает
детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины обращаю
внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной
мысли, предлагаю найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания
живописного полотна. Конечно же, ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём
тексте. В результате процесс формирования речевых и правописных навыков будет
проходить параллельно.
При
отборе
картины
учитываю
возрастные
особенности
учащихся.
Так,
пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 6 классе
использую репродукции разнообразные по жанрам (бытовые, пейзажи, натюрморты,
портрет). В 7 классе использую картины всех жанров.
В работе над свободным диктантом можно выделить следующие этапы:
1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание
вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для
передачи основного содержания текста и картины).
2. Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания
картины, творческий замысел мастера).
3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её
восприятие.
4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.
5. Чтение текста свободного диктанта.
6. Анализ содержания картины и текста.
7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.
8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.
10. Чтение и запись диктанта по абзацам.
Для
свободного
диктанта
лучше
использовать
искусствоведческие
тексты,
поскольку они несут всю информацию о картине (истории её создания, содержании,
средствах
выражения
замысла
художника).
Можно
использовать
отрывки
из
художественных произведений, если они соответствуют содержанию картины или
затрагивают отдельные её микротемы. Например,
в 6 классе
использую отрывок из
повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь?
О, вы не знаете украинской ночи!» и т.д.) с опорой на картину А.И.Кунджи «Украинская
ночь».
Таким образом, свободный диктант по картине обогащает и углубляет знания
учащихся об окружающем мире, развивает их речь, воспитывает эстетический вкус.
Мне кажется, что на уроках развития речи, хотя бы изредка, нужно использовать
музыку. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной
форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями,
чувствами. Например, предлагаю ученикам такие задания:
1. Прочитайте стихотворение. Послушайте затем «Утро» Э.Грига из музыки к
драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Попробуйте передать своими словами увиденную и
услышанную картину просыпающейся природы.
2. Послушайте «Тройку» Г.Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед
вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке.
3. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в
музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.
Применение
предложенных
упражнений
поможет
ученикам
овладеть
эмоциональной стороной речи и увидеть силу родного слова, даст почувствовать себя
творческой личностью, будет способствовать развитию речи учащихся, а также познакомит
их с шедеврами русской и зарубежной музыки.
2.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся
осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. В свои уроки
русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся,
внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и
интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.
Игра «Переводчик».
1.
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных)
синонимами?
А) Доктор прописал пациенту инъекции.
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.
В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено немало дефектов.
Б) Он пишет мемуары.
В) Ваши аргументы убедительны.
Г) Мы гордимся нашим голкипером.
Д) В газете появилась информация о футбольном матче.
Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Игра «Эрудит».
1.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от
остывания или нагревания (термос).
Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).
Г) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).
2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант,
описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток,
поглотить – проглотить.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Игра «Корректор».
1.
Найди ошибку в выборе слова.
А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
В) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует текст?
3. Найди лишнее слово.
А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.
Б) Многие города были превращены в руины и развалины.
В) Он написал свою автобиографию.
Игра «Бумеранг».
1.
Найди синоним (или антоним) к слову.
2.
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и
давало яркое, образное представление о предмете.
Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная,
молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая,
сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая,
огненная, лепечущая).
3. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал
учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа
создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, поэтому на своих уроках я
часто прибегаю к приёму редактирования текста.
Часто
использую
на
уроках
упражнения,
в
которых
производное
слово
рассматривается как член словообразовательного гнезда. Основная цель этих упражнений –
развитие речевой памяти детей, их языкового чутья.
Например:
1.
Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие -
ошибочными?
Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни,
жарить жаркое, писать письмо.
2.
Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них
синонимом или частично изменив строй предложения.
А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших
героев-космонавтов.
Б). Он вполне ясно объяснил нам это.
В). В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
На уроках использую и такие упражнения, при проведении которых обращается
внимание
на
функционально-стилистическую
и
тематическую
закреплённость
анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи.
Например:
1.
Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.
(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.
У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.
2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей
их образования.
Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то
написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака
затемнили солнце, делая его медно-красным.
3.
Замените
описательные
обороты
в
портретной
зарисовке
человека
сложными словами. При этом следует несколько изменить порядок слов.
Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой.
Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и
к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.
4.
Составьте
предложения
на
тему
«Осенний
лес»,
употребив
сложные
существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний
слов: с длинным хвостом, жёлтые листья, разный цвет, много голосов, листья
падают, громкий голос.
5. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти
забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы
опишите свои движения?
На мой взгляд, необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на
усвоение учащимися ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм
слова. Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их
в речи школьников.
Например:
Составьте предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы,
мандарины, яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род.
падеже).
4. В своей работе я использую такие методы как диспут и дисскусия. Стремлюсь к тому,
чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя,
участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия,
т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её
участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на мой
взгляд, дискуссия; её я использую на уроках в 9 – 11 классах. Это не случайно: только
накопив определённое количество фактического материала, можно сделать шаг от знаний к
убеждениям.
В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому
языку могу предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное
сложное предложение» (классификация сложных предложений в русском языке),
«Сколько частей речи в русском языке?», «Многозначность или омонимия?», «Своё и
чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться
говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие ли это?», «Красноречие - для
всех или для избранных?» и т.п.
Возможен и другой вариант. Это дискуссия – ролевая игра, которая предполагает
деление класса на условных противников: одна группа учащихся опровергает норму,
другая защищает её (роли распределяются заранее с учётом желания ребят). Игровую
форму дискуссии я считаю наиболее эффективной: она снимает скованность детей,
позволяет провести подготовительную работу с каждой группой. Ролевая игра позволяет
учителю
остаться
арбитром
в
споре:
не
будучи
обременён
необходимостью
аргументировать, сообщать информацию, он берёт на себя решающую роль ведущего –
дирижёра дискуссии.
5. Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного
подхода при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение
учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и
бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость
своего культурно-речевого совершенствования. Внедрению данного подхода в жизнь
способствуют следующие виды уроков: урок-исследование, урок-семинар, практикум,
деловая
игра,
дискуссия,
включающие
аналитическую
работу
с
текстом и
предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, формы
выполнения работы и т.п.
На своих уроках я раздаю учащимся несколько вариантов с текстами и заданиями.
Дети определяют, какой текст им интереснее, формируют пары, группы (кто-то решает
работать индивидуально); отбирают необходимую справочную литературу, словари.
Привожу в качестве примера один из вариантов текста для 7 класса.
Текст № 1.
Часто и домом, и мастерской ему (Е.И.Носову) служили лес, поля, реки.
- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов.
- Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может
зародиться. Это лучшая тишина.
Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над
вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолёт перед взлётом, раскручиваюсь. А
когда «взлетел», живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль
спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно,
конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь – надо его уверенно пройти. Опять
перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся.
Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются.
Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато…
Перепишу-ка заново этот абзац!
Порой на одну выбеленную страницу у меня приходиться по двадцать черновых.
Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз.
(В.Черкасов)
- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
- Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония? Опирайтесь на толковый словарь.
- Какова роль деепричастий в речи? Подумайте, почему текст Носова стал глуховат «по
смыслу», когда он убрал деепричастие?
- Как вы думаете, почему В.Черкасов передал мысли Е.Носова дословно, а не использовал
косвенную речь?
- Какова роль вводных слов в этом тексте?
- В каком значении использует автор слово выбеленную? От какого слова оно образовано?
Поработайте со словарём.
- Вчитайтесь в текст. Можно ли, сделать вывод, что художественное произведение, как и
всякий другой текст, - это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии,
синтаксиса)? Аргументируйте свой ответ.
- Выполните задания по выбору:
1).
Из
1-го
абзаца
(прямой
речи)
выпишите
глаголы,
выполните
их
морфологический разбор. Расскажите, в чём грамматическая особенность каждого из них.
2). Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного
и несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой целью, по-
вашему, автор, рассказывая о процессе творчества, использует и те, и другие?
3). Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда
прошедшего и будущего. С какой целью это делается?
4). Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица?
Какие формы глагола указывают на лицо, участвующее в речи?
- Расскажите письменно, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда
нужно «сочинить» текст: что у вас получается легко, что даётся с большим трудом, а что не
получается совсем?
На уроках развития речи, по моему мнению, необходимо обращаться к музыке,
живописи,
образцам
художественного
слова,
поскольку
они
дают
возможность
раскрепостить ученика, будят в нём творческое начало, мотивируют его речевую
деятельность.
6. Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и
речевом развитии учащихся. А еще этот вид работы актуален, так как предполагает
написание изложения на экзаменационной работе в 9 классе. В основе изложения лежит
подражание образцу.
Начиная с 5-го класса практикую написание изложений-миниатюр. Упражнение
такого рода, рассчитанное на 10 – 15 минут, как раз и ставит в качестве главной задачи
введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.
Непосредственно в 8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков
сжатия текста разных стилей и объемов.
Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение
сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как
воспроизведение, так и творческое мышление, поэтому при работе над этим видом
развития речи я часто прибегаю к нетрадиционным методам: рисуночный метод и метод
изменения текста.
Первый метод - рисуночный. Те учащиеся, у которых сильно развита зрительная
память, могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста.
И еще один метод – метод изменения текста.
Изложение с перестановкой
материала предполагает передачу содержания текста в ином по сравнению с оригиналом
порядке.
Что
же
можно
переставлять?
Можно
восстанавливать
хронологическую
последовательность, причину и следствие, общее и частное, перенести в начало самое
интересное, отграничить факты одной сюжетной линии от другой, т.е. перегруппировать
материал.
Такие изложения обладают большой обучающей силой, будят творческую мысль
школьников, влияют на развитие мышления детей.
В этой работе я раскрыла некоторые наиболее важные аспекты своей
деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и
заставляет искать новые методы преподавания, что предполагает творческий
поиск и самообразование преподавателя.
А итог всему выше сказанному хочется подвести известной цитатой Александра
Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Раздаточный материал.
Формы и методы обучения на уроках русского языка:
7.
Творческая лингвистическая деятельность - написание сочинений разных жанров:
Лингвистические сказки;
Сочинение по прослушанному музыкальному произведению;
Сочинение по картинам;
Свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии.
8.
Игровые технологии:
Игра «Переводчик»;
Игра «Эрудит»;
Игра «Корректор»;
Игра «Бумеранг».
9.
Редактирование текста
10. Дискуссия
11. Аналитическая работа с текстом
12. Работа над изложением:
Рисуночный метод
Метод изменения текста
1.
Творческая лингвистическая деятельность - написание сочинений разных жанров.
Лингвистические сказки
Примеры сказок, написанных учениками:
СУФФИКС В БЕГАХ.
В царстве Морфемии жил-был царь РУССКИЙ ЯЗЫК. И у него было два сына: КОРЕНЬ и СУФФИКС.
Пришло время царю женить сыновей. Дал он им по стреле и говорит: У кога стрела куда попадет, там и
невеста его живет». Вот запустил КОРЕНЬ свою стрелу, и попала стрела в дом красавицы ПРИСТАВКИ.
Пришел КОРЕНЬ, сделал ей предложение и увел в замок отца для знакомства.
Вот запустил свою стрелу СУФФИКС и улетела стрела в лес дремучий. Шёл СУФФИКС, шёл да
утомился, сел на пенек, глядь, а из болота стрела торчит. Схватил он стрелу, хотел вытащить её из болота,
но не тут-то было… Тяжела стрела однако!!! Смотрит, а зк стрелой из болота лезет чудо-юдо в тине
болотной. Бросил СУФФИКС стрелу и убежал без оглядки во дворец. Отцу сказал, что стрела погрязла в
болоте.
Вот в ворота замка постучали. Слуги донесли, что явилось ОКОНЧАНИЕ со стрелой. Испугался
СУФФИКС, убежал прочь. Так и ходит до сих пор окончание за СУФФИКСОМ по всем словам, о он всё
прячется. Лишь иногда им удаётся встретиться, но суффикс от испуга прочь убегает.
Кочергин Павел 6 В класс.
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Жила-была девочка Маша. Она плохо училась в школе, и очень плохо ей давались имена имена
прилагательные. Вообще девочка была неряхой. И как-то раз, когда Маша пришла домой, учебник русского
языка взбунтовался. Он сказал сердито ей: «Если ты очень хорошо хочешь знать имена прилагательные, то
я тебя отправлю в лесок прилагательных. Ты готова?» «Готова, готова!!!» - ответила Маша. «Ну тогда на счет
три ты окажешься там», - произнес учебник.
И тут всё загромыхало, Маша зажмурилась. А когда открыла глаза, увидела чудесный, радужный лес. В
этом лесочке Машу встретили вопросы: КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ, ЧЕЙ. Они сказали ей: «Мы тебя так
долго ждали и, наконец, дождались!»
И начали вопросы рассказывать о жизни в своем замечательном леске. Они сказали, что лесом правит
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, существует оно как самостоятельная часть речи, оно обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы. А мы те самые вопросы и служим при ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. Жители
нашего леса изменяются по родам. Женский род живет в цветах, мужской живёт в дуплах, а средний род
живёт на опушке у Бабки Ёжкиной избушки. И ещё они изменяются по падежам и числам, и имеют краткую
форму. «Вот такие мы загадочные имена прилагательные!» - воскликнули вопросы.
Они подали Маше волшебное зеркало и сказали ей: «Если ты усвоила все правила нашего леса, то ты
можешь посмотреть в это зеркало и оказаться дома. Маша задумалась, а потом сказала: «Спасибо вам за
доброжелательный прием, гостеприимные вопросики».Посмотрелась в зеркало и оказалась дома. И стала
жить-поживать и пятёрки получать!
Боровинских Екатерина 6 В класс
Сочинение по прослушанному музыкальному произведению
В 5 классе при изучении темы «Простые и сложные предложения»
Прослушиваем «Песенку Тортиллы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)
После первого прослушивания задаю вопросы:
- Что значит «драться надо, так дерись»?
- Какой смысл вкладывает Тортилла в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя,
плачь и смейся невпопад»?
После второго прослушивания:
- Заметить и назвать обращения.
- Попытаться запомнить побудительные предложения.
- Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.
Д/З на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тортиллы»( Помните,
что сложные предложения делают речь богаче!)
Свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии
. В работе над свободным диктантом можно выделить следующие этапы:
1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для
беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания
текста и картины).
2. Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины,
творческий замысел мастера).
3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.
4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.
5. Чтение текста свободного диктанта.
6. Анализ содержания картины и текста.
7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.
8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.
10. Чтение и запись диктанта по абзацам.
2. Технология игровых форм обучения - дидактические игры.
Игра «Переводчик».
2.
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
А) Доктор прописал пациенту инъекции.
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.
В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено немало дефектов.
Б) Он пишет мемуары.
В) Ваши аргументы убедительны.
Г) Мы гордимся нашим голкипером.
Д) В газете появилась информация о футбольном матче.
Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
Игра «Эрудит».
2.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или
нагревания (термос).
Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).
Г) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).
2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка –
отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Игра «Корректор».
2.
Найди ошибку в выборе слова.
А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
В) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует текст?
3. Найди лишнее слово.
А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.
Б) Многие города были превращены в руины и развалины.
В) Он написал свою автобиографию.
Игра «Бумеранг».
3.
Найди синоним (или антоним) к слову.
4.
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало
яркое, образное представление о предмете.
Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная,
ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная);
осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).
5.
Приём редактирования текста.
Например:
3.
Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие -ошибочными?
Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое,
писать письмо.
4.
Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом
или частично изменив строй предложения.
А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-
космонавтов.
Б). Он вполне ясно объяснил нам это.
В). В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
На уроках использую и такие упражнения, при проведении которых обращается внимание на
функционально-стилистическую и тематическую закреплённость анализируемых слов, на обычность-
необычность их употребления в речи.
Например:
2.
Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.
(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.
У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.
2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их
образования.
Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка
затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака затемнили солнце, делая его медно-
красным.
3. Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами.
При этом следует несколько изменить порядок слов.
Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с
белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов
мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.
4. Составьте предложения на тему «Осенний лес», употребив сложные существительные и
прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, жёлтые
листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.
5. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей
комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?
На мой взгляд, необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на усвоение учащимися
ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова.
Например:
Составьте предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы, мандарины,
яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род. падеже).
4. Диспут и дискуссия.
В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому языку могу
предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное сложное предложение»
(классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?»,
«Многозначность или омонимия?»,
«Своё и чужое в русском языке» (об отношении к
заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие
ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?» и т.п.
5. Аналитическую работу с текстом.
Привожу в качестве примера один из вариантов текста для 7 класса.
Текст № 1.
Часто и домом, и мастерской ему (Е.И.Носову) служили лес, поля, реки.
- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов.
- Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это
лучшая тишина.
Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем
как сесть за стол, словно самолёт перед взлётом, раскручиваюсь. А когда «взлетел», живу самим
процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в
раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь – надо
его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они
ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может
быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато… Перепишу-ка заново этот
абзац!
Порой на одну выбеленную страницу у меня приходиться по двадцать черновых. Немудрено, надо
добиваться сколоченности фраз.
(В.Черкасов)
- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
- Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония? Опирайтесь на толковый словарь.
- Какова роль деепричастий в речи? Подумайте, почему текст Носова стал глуховат «по смыслу», когда он
убрал деепричастие?
- Как вы думаете, почему В.Черкасов передал мысли Е.Носова дословно, а не использовал косвенную
речь?
- Какова роль вводных слов в этом тексте?
- В каком значении использует автор слово выбеленную? От какого слова оно образовано? Поработайте со
словарём.
- Вчитайтесь в текст. Можно ли, сделать вывод, что художественное произведение, как и всякий другой
текст,
-
это единство речи (содержания,
идеи)
и языка
(лексики,
морфологии,
синтаксиса)?
Аргументируйте свой ответ.
- Выполните задания по выбору:
1). Из 1-го абзаца (прямой речи) выпишите глаголы, выполните их морфологический разбор.
Расскажите, в чём грамматическая особенность каждого из них.
2). Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного и
несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой целью, по-вашему, автор,
рассказывая о процессе творчества, использует и те, и другие?
3). Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда прошедшего и
будущего. С какой целью это делается?
4). Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица? Какие формы
глагола указывают на лицо, участвующее в речи?
- Расскажите письменно, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда нужно
«сочинить» текст: что у вас получается легко, что даётся с большим трудом, а что не получается совсем?
6. Работа над изложением.
Первый метод - рисуночный. Те учащиеся, у которых сильно развита зрительная память, могут с
помощью рисунка изложить содержание исходного текста.
Второй метод – метод изменения текста. Изложение с перестановкой материала предполагает
передачу содержания текста в ином по сравнению с оригиналом порядке. Что же можно переставлять?
Можно восстанавливать хронологическую последовательность, причину и следствие, общее и частное,
перенести в начало самое интересное, отграничить факты одной сюжетной линии от другой, т.е.
перегруппировать материал.