Напоминание

"Организация предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС"


Автор: Якимова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Малахит"
Населённый пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ

остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям.

ППРС по ФГОС максимально раскрывает образовательный и творческий

потенциал каждого воспитанника, а также максимально

доступна

для

каждого ребенка.

Создавая развивающую среду в подготовительной к школе группе, я,

прежде

всего,

уделила

внимание

созданию

условий,

обеспечивающих

безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я

старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней,

уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это

максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной

активности. Все центры

в развивающей среде созданы в соответствии с

рекомендациями

по

развивающей

среде:

учтены

основные

требования

и

основные принципы организации среды:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

В

связи

с

тем,

что

игровые

замыслы

детей

5-7

лет

весьма

разнообразны, весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети

могли

легко

подбирать

игрушки,

комбинировать

их

"под

замыслы".

Стабильные

тематические

зоны

полностью

должны

уступать

место

мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и

полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на

место. Таких материалов в группе недостаточно, но мы работаем над этим.

Большое

место

в

детской

деятельности

занимает

совместная

игра

с

партнерами-сверстниками.

Игровые материалы

располагаются в местах,

легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в

любом удобном месте).

Оснащение

уголков

меняется

в

соответствии

с

тематическим

п л а н и р о в а н и е м

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а :

художественно-

творческий

уголок,

уголок

безопасности,

музыкально-

театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский,

познавательно-речевой. И м е е т с я

м а р к и р о в к а

н а

в с е х

у г о л к а х .

Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является

семья,

именно

там

ребенок

приобретает

свой

первый

социальный

опыт.

Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются

именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в

своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно

игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические,

подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые . . Тематические наборы

мелких фигурок-персонажей размещены в ящиках.

В центре «Творческая мастерская» много разнообразного материала для

художественно-творческой

деятельности,

некоторые

из

них

находятся

в

специально

отведенном

шкафу.

По

желанию

ребенок

может

найти

и

воспользоваться

необходимым

для

воплощения

своих

творческих

идей,

замыслов и фантазий.

Для развития творчества детей в самостоятельной

работе

в

группе

подобраны

различные

схемы

с

изображением

последовательности работы для изготовления разных поделок из бумаги и из

пластилина. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей

продуктивной

деятельности,

а

так

же

продолжить

овладение

умением

работать

по

образцу,

без

которого

невозможна

трудовая

деятельность.

Имеется «Стена творчества» для вывешивания детских рисунков.

Большое

значение

уделили

материалам,

учитывающим

интересы

девочек и мальчиков в игре и в труде. С целью развития игрового замысла для

девочек есть разнообразные

украшения, банты, сумочки, бижутерия ; для

мальчиков

-

всевозможные

машинки,

строительные

инструменты,

детали

военной формы, техники.

Книжный уголок объединили с музыкально-театральным центром. Мы

сначала читаем сказки, стихи , рассматриваем иллюстрации в книгах, затем

мы показываем сказки, обыгрываем потешки, используем музыкальные

инструменты.

Центр «Родного края дополнили материалами, которые знакомят детей

традициями, культурой и бытом чувашского народа.

Для

того

чтобы

дети

после

проведения

опытов

совместно

с

воспитателем могли самостоятельно продолжить исследования, дополнили

центр опытно- экспериментальной деятельности

набором материала для

исследований

доступных

детям.

В

группе

по

ФГОС

должна

быть

оборудована

стационарная

зона,

работа

в

которой

проводится

детьми

самостоятельно,

должны

быть

карточки-схемы,

алгоритмы

проведения

простых опытов. Создана в группе картотека элементарных опытов.

Пополнили необходимым пособием , активизирующим интерес детей к

чтению:

буквы,

цифры,

кроссворды,

ребусы,

материалы,

отражающие

школьную тематику.

Строительный уголок, хотя занимает мало места, достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с ним можно перемещаться в любое

место группы и организовать данную деятельность.

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла

созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения

детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного

поведения

на

дорогах,

во

время

пожара:

сюжетные

иллюстрации,

раздаточный

и

демонстративный

материал,

игры,

папки–передвижки,

картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть

островок тишины и спокойствия. Уголок

уединения находится в спальне.

Достаточно мягких подушек.

Преимущество

созданной

ППРС

в

группе

в

том,

что

появилась

возможность

приобщать

всех

детей

к

активной

самостоятельной

деятельности.

Поиск

инновационных

подходов

к

организации

ППРС

продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и

фантазия.



В раздел образования