Автор: Якимова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Малахит"
Населённый пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ
остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям.
ППРС по ФГОС максимально раскрывает образовательный и творческий
потенциал каждого воспитанника, а также максимально
доступна
для
каждого ребенка.
Создавая развивающую среду в подготовительной к школе группе, я,
прежде
всего,
уделила
внимание
созданию
условий,
обеспечивающих
безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я
старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней,
уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это
максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной
активности. Все центры
в развивающей среде созданы в соответствии с
рекомендациями
по
развивающей
среде:
учтены
основные
требования
и
основные принципы организации среды:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
В
связи
с
тем,
что
игровые
замыслы
детей
5-7
лет
весьма
разнообразны, весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети
могли
легко
подбирать
игрушки,
комбинировать
их
"под
замыслы".
Стабильные
тематические
зоны
полностью
должны
уступать
место
мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и
полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на
место. Таких материалов в группе недостаточно, но мы работаем над этим.
Большое
место
в
детской
деятельности
занимает
совместная
игра
с
партнерами-сверстниками.
Игровые материалы
располагаются в местах,
легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в
любом удобном месте).
Оснащение
уголков
меняется
в
соответствии
с
тематическим
п л а н и р о в а н и е м
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а :
художественно-
творческий
уголок,
уголок
безопасности,
музыкально-
театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский,
познавательно-речевой. И м е е т с я
м а р к и р о в к а
н а
в с е х
у г о л к а х .
Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является
семья,
именно
там
ребенок
приобретает
свой
первый
социальный
опыт.
Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются
именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в
своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно
игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические,
подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые . . Тематические наборы
мелких фигурок-персонажей размещены в ящиках.
В центре «Творческая мастерская» много разнообразного материала для
художественно-творческой
деятельности,
некоторые
из
них
находятся
в
специально
отведенном
шкафу.
По
желанию
ребенок
может
найти
и
воспользоваться
необходимым
для
воплощения
своих
творческих
идей,
замыслов и фантазий.
Для развития творчества детей в самостоятельной
работе
в
группе
подобраны
различные
схемы
с
изображением
последовательности работы для изготовления разных поделок из бумаги и из
пластилина. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей
продуктивной
деятельности,
а
так
же
продолжить
овладение
умением
работать
по
образцу,
без
которого
невозможна
трудовая
деятельность.
Имеется «Стена творчества» для вывешивания детских рисунков.
Большое
значение
уделили
материалам,
учитывающим
интересы
девочек и мальчиков в игре и в труде. С целью развития игрового замысла для
девочек есть разнообразные
украшения, банты, сумочки, бижутерия ; для
мальчиков
-
всевозможные
машинки,
строительные
инструменты,
детали
военной формы, техники.
Книжный уголок объединили с музыкально-театральным центром. Мы
сначала читаем сказки, стихи , рассматриваем иллюстрации в книгах, затем
мы показываем сказки, обыгрываем потешки, используем музыкальные
инструменты.
Центр «Родного края дополнили материалами, которые знакомят детей
традициями, культурой и бытом чувашского народа.
Для
того
чтобы
дети
после
проведения
опытов
совместно
с
воспитателем могли самостоятельно продолжить исследования, дополнили
центр опытно- экспериментальной деятельности
набором материала для
исследований
доступных
детям.
В
группе
по
ФГОС
должна
быть
оборудована
стационарная
зона,
работа
в
которой
проводится
детьми
самостоятельно,
должны
быть
карточки-схемы,
алгоритмы
проведения
простых опытов. Создана в группе картотека элементарных опытов.
Пополнили необходимым пособием , активизирующим интерес детей к
чтению:
буквы,
цифры,
кроссворды,
ребусы,
материалы,
отражающие
школьную тематику.
Строительный уголок, хотя занимает мало места, достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с ним можно перемещаться в любое
место группы и организовать данную деятельность.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла
созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения
детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного
поведения
на
дорогах,
во
время
пожара:
сюжетные
иллюстрации,
раздаточный
и
демонстративный
материал,
игры,
папки–передвижки,
картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть
островок тишины и спокойствия. Уголок
уединения находится в спальне.
Достаточно мягких подушек.
Преимущество
созданной
ППРС
в
группе
в
том,
что
появилась
возможность
приобщать
всех
детей
к
активной
самостоятельной
деятельности.
Поиск
инновационных
подходов
к
организации
ППРС
продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и
фантазия.