Авторы: Иванова Юлия Петровна, Паклина Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №27 о.в."
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Использование дыхательной гимнастики и нетрадиционных дыхательных тренажёров с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Одной из главных задач, решаемых в дошкольном учреждении, является
забота о сохранении и укреплении физического здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее
десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число
абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в
состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями, повысился.
Для укрепления здоровья детей, в нашем дошкольном учреждении, мы
используем разнообразные формы работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
оздоровительные процедуры в водной среде.
Особое внимание мы уделяем дыхательной гимнастике.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Современная медицина
считает, что выработка правильного дыхания – является залогом хорошего
здоровья. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок,
тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень
нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и
без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно
дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а
потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно
дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений
необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание
укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной
клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания,
увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному
физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний
дыхательной системы. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте
направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и
сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к
заболеваниям дыхательной системы.
В своей работе мы используем дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой
и дыхательные тренажёры. Дыхательная гимнастика состоит из следующих
упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи».
Упражнения простые и доступные для выполнения детьми. Данная
гимнастика помогает напитать кислородом каждую клеточку тела, улучшить
самочувствие и укрепить дыхательную систему детей.
Помимо дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, мы используем
нетрадиционное физкультурное оборудование- дыхательные тренажеры
«Улитка» и «Воздушная карусель». Данное оборудование является
безопасным, ярким, эстетичным и сделано оно руками самих педагогов.
Работа с дыхательными тренажёрами строится в виде игры и очень нравится
детям. Играя с дыхательными тренажёрами, дети увеличивают жизненную
ёмкость лёгких, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают
нарушенное носовое дыхание и укрепляют дыхательную мускулатуру.
Дыхательные тренажёры («Улитка», «Воздушная карусель») и гимнастику
А.Н.Стрельниковой можно использовать в течении всего дня, а именно: в
организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в
подвижных играх на прогулке и в беседах.
Используя данную форму работы, можно укрепить дыхательную
мускулатуру детей и повысить общую сопротивляемость организма.