Автор: Бакакина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1" муниципального образования г.Братска
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: План - конспект открытого урока по предмету "Блок флейта" (подготовительный класс)
Тема: "Системный подход формирования навыков игры на блок флейте"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока по предмету
«Блок флейта» подготовительный класс
(первый год обучения)
Преподаватель: Бакакина Татьяна Михайловна
Тема: «Системный подход формирования навыков игры на блок флейте»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: проверка и закрепление знаний, умений и навыков игры на блок
флейте.
Задачи:
Образовательные:
1.
Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм,
мелодии, динамика);
2.
Продолжить формирование практических навыков (игра штрихами легато,
нон легато, деташе, стаккато);
3.
Освобождение двигательного аппарата, преодоление технически трудных
мест;
4.
Закрепление апликатуры, точности, экономочность движений в гамме До
мажор, тризвучий и арпеджио;
5.
Работа над ярким, выразительным исполнением произведения в данном
темпе, с динамическими оттенками, штрихами на данном этапе;
6.
Разбор нового произведения (чтение с листа).
Развивающие:
1.
Развитие слуха;
2.
Координация движения;
3.
Развитие исполнительских навыков;
Воспитывающие:
1.
Воспитать любовь к музыке и инструменту;
2.
Воспитать эстетический вкус;
3.
Воспитать усидчивость, собранность;
4.
Воспитать чувство любви к музыкальному искусству через собственное
исполнение.
План урока
1.
Вступительное слово.
2.
Практическая часть:
а) гамма до мажор;
б) работа над этюдом №7 А.Покровский;
в) работа над пьесой Д.Кабалевский «Наш край», «Ежик», «Маленькая
полька»;
г) чтение с листа (разбор нового произведения).
Ход урока
1.
Вступительное слово, организационный момент, озвучивание темы урока,
задач.
2.
Практическая часть: прошу ученика сыграть гамму до мажор, при этом
объясняю, что в работе над гаммами, тризвучием, орпеджио основной
задачей является не стремление к быстрому темпу, а постоянное улучшение
качества исполнения с постоянным слуховым контролем. При этом обращаю
внимание на недостатки при исполнении:
а) не ритмичность: учащийся не выдерживает взятый ими темп до конца при
плохом слуховом контроле.
б) отсутствие ровности звучания: одни ноты звучат громче, другие слабо.
в) не точное интонирование при игре: это связано со слухом учащегося.
г) отсутствие выразительности исполнения: является одним из средств
развития
музыкально-художественных
навыков,
к
ним
относятся
разнообразные штрихи (detache
,
legato
staccato
и другие), а также
динамические оттенки.
В этом случае фаза крещендо
приходится на восходящее движение, а
диминуэндо
на нисходящее и должна укладываться в определенную
метроритмическую структуру ( дуоли, триоли, квартоли), при чем начинаться
и заканчиваться гамма должна на сильной доле.
Выразительность исполнения будет зависеть также от правильного дыхания.
Цель работы над гаммами на данном первоначальном этапе - это отчетливое
и интонационно чистое исполнение, с правильным звукоизвлечением и
контролем над постановкой губного аппарата, рук и корпуса.
Французский естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк 1744-1829 г.г. сказал: «Все,
что упражняется-развивается, все, что не упражняется- разрушается».
Работа над этюдом
Этюды преследуют развитие технических навыков, без которых не мыслимо
приобретение и совершенствование исполнительского мастерства.К их числу
можно
отнести
развитие
подвижности
пальцев
и
языка,
овладение
апликатурными
трудностями,
развитие
метроритмического
чувства,
овладение регистровыми трудностями.
Этюды служат отличным средством для накопления исполнительского
опыта. Они способствуют физической тренировке учащихся на духовых
инструментах.
Прошу Диму проиграть в медленном темпе без остановок этюд, при этом
помогаю выявить трудные места, требующие особого внимания.
Тщательная
работа
над
этюдами
должна
подготовить
учащихся
к
исполнению его в надлежащем темпе с выполнением всех динамических и
агогических оттенков ( ритенуто, ачелерандо).
Л.Николаев сказал: «Кто умеет работать, тот и научится играть».
Работа над пьесами
Прежде чем перейти к рабочему моменту, спрашиваю:
- кто написал пьесу «Наш край»,
- ответ: Дмитрий Кабалевский.
-педагог: даю краткую характеристику композитору.
-вопрос ученику: «Каков характер пьесы?»
- ответ: «Веселый, напевный, плавный»
- вопрос ученик: «Какая форма произведения?»
- ответ: «Куплет, припев»
- вопрос ученику: «С какой доли начинается произведение?»
- ответ: « со слабой (ямбической)»
Вопрос ученику : «какие еще произведения этого композитора знает?»
- ответ: «Маленькая полька», «Ежик».
Ученик
играет
эти
произведения
на
инструменте,
идет
работа
над
звуковедением, динамикой, фразировкой и дыханием.
- вопрос ученику: «Какой характер пьесы «Маленькая полька»?
-ответ: «Веселый, отрывистый, быстрый»
- вопрос ученику: « С какой доли начинается произведение?»
-ответ: «С сильной доли (хореической)»
- вопрос: «Какой характер у пьесы «Ежик»?
- ответ: «Колючий, отрывистый, быстрый, веселый»
-вопрос: «Как ты думаешь, композитору удалось передать характер пьесы и с
помощью каких средств выразительности?»
- ответ: «В пьесе «Наш край» он добился плавности с помощью легато», в
пьесе «Маленькая полька» и «Ежик» веселости и отрывистости добился с
помощью стокатто.»
Чтение с листа
Пьеса «На лодочке»
Домашнее задание: закрепление апликатуры в гамме, тризвучие и этюде,
выучить пьесу Д. Кабелевского «Маленькая полька» наизусть.
Подведение итогов
В процессе урока ученик был активен, внимателен и заинтересован.
Поставленные преподавателем задачи выполнял осмысленно и творчески.