Автор: Герлак Вячеслав Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район с.Ныда
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Игровое многоборье
Раздел: среднее образование
ВНЕУРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Игровое многоборье»
(I год обучения)
Срок реализации: 1 года
Возраст обучающихся: 11-14лет
Герлак В.А.,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительной
направленности
«Игровое многоборье» в 6 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и
концепцией физического воспитания.
Программа «Игровое многоборье» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы
и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В
программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в
рамках спортивно-оздоровительной направленности
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все
виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации
организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане
общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной
деятельности выделено спортивно-оздоровительной направленности
Программа внеурочной деятельности «Игровое многоборье» предназначена для спортивно-
оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола,
волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и
специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит
в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Цель и задачи программы
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительной
направленности
«Игровое многоборье» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры
здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная
идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого
условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный
подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Игрового многоборье»: укрепление здоровья,
физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных
видов спорта.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
-
развитие
физических
способностей
(силовых,
скоростных,
скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Игровое многоборье» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и
место проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания
программы по годам обучения;
- список литературы;
В
программе
отражены
основные принципы спортивно-оздоровительной
подготовки
воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной
деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической,
психологической,
интегральной,
теоретической
подготовки;
воспитательной
работы;
восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип
преемственности определяет
последовательность
изложения
программного
материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач,
средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост
показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки,
индивидуальных
особенностей
воспитанника
вариативность
программного
материала
для
практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место
проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Игровое
многоборье» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Данная программа составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю
в 5-7 классах.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все
занятия
по
внеурочной
деятельности
проводятся
после
уроков
основного
расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной
программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке
обучающихся.
Занятия
проводятся
в
спортивном
зале
или
на
пришкольной спортивной
площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов
обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье
сберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия:
Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или
общефизической подготовке.
Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка;
техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия
Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением
основных правил.
Контрольные занятия
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных
заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности
занимающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся
формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные
результаты обеспечиваются
через
формирование
базовых
национальных
ценностей.
Предметные – через формирование основных элементов научного знания.
Метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качественных
свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего
или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому
здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности
человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой
приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на
здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-
социальная
адаптация
детей,
расширение
сферы
общения,
приобретение
опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной
деятельности
будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы внеурочной деятельности.
Предметные
результаты: Приобретаемый
опыт
проявляется
в
знаниях
и
способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной
направленности «Игровое многоборье» обучающиеся:
узнают:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
научатся:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения
безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной
направленности «Игровое многоборье» обучающиеся
смогут узнать:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
-
соблюдать
меры
безопасности
и
правила
профилактики
травматизма
на
занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
-
контролировать
своё
самочувствие
(функциональное
состояние
организма)
на
занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Игровое многоборье»
стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения
программных
требований
по
уровню
подготовленности
занимающихся,
выраженных
в
количественных
показателях
физического
развития,
физической,
технической,
тактической,
интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в
соревнованиях.
Способы проверки результатов
зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
диагностика уровня воспитанности (ежегодно)
мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно)
социометрические исследования (ежегодно)
диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей
(ежегодно);
тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности
технических умений и навыков (ежегодно);
анкетирование;
участие в соревнованиях;
сохранность контингента;
анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Учебно-тематический план
1 час в неделю (34 часа в год)
№
п/п
Название тем
обучение
теори
я
практи
ка
всего
1
Общие основы «Игрового многоборье) ПП и ТБ Правила
соревнований
4
4
2
Баскетбол
8
8
3
Волейбол
10
10
4
Футбол
8
8
5
Контрольные и
календарные соревнования
4
4
итого
Общее количество
часов в год
4
30
34
Содержание программы
Первый год обучения
Общая физическая подготовка (8 часов в течения занятий)
Основная
стойка,
построение
в
шеренгу.
Упражнения
для
формирования
осанки.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с
изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением
препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места ,
со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в
цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату.
Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол (8 часов)
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и
мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди,
мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и
летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай»,
«Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол (10 часов)
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала.
Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты.
Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками
стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после
перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении –
низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»;
игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол (8 часов)
1.Основы
знаний. Влияние
занятий
футболом
на
организм
школьника.
Причины
переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с
одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры:
«Точная передача», «Попади в ворота».
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала:
1.
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
2.
Стенка гимнастическая.
3.
Комплект навесного оборудования.
(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
4.
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
5.
Палка гимнастическая.
6.
Скакалка детская.
7.
Мат гимнастический.
8.
Кегли.
9.
Обруч алюминиевый детский.
10.
Планка для прыжков в высоту.
11.
Стойка для прыжков в высоту.
12.
Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
13.
Рулетка измерительная.
14.
Щит баскетбольный тренировочный.
15.
Сетка для переноса и хранения мячей.
16.
Волейбольная сетка универсальная.
17.
Сетка волейбольная.
18.
Аптечка.
19.
Мяч малый (теннисный).
20.
Гранаты для метания (500г,700г).
Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для мини-футбола.
2. Площадка игровая баскетбольная.
3. Площадка игровая волейбольная.
4. Гимнастическая площадка.
5. Полоса препятствия.
Мультимедийное оборудование:
1. ЭОР.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
3. Разработки игр.
Список литературы
1.
Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.
2.
Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей»
М.: «Просвещение» 1992г.
3.
Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Минск 1989г.
4.
Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической
культуре М. «Дрофа» 2001 год.
5.
Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М:
ФиС, 2000.
6.
Внеурочная
деятельность
учащихся.
Волейбол:
пособие
для
учителей
и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.-
(Работаем по новым стандартам).
7.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы:
спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский
спорт. 2005.-112с.
8.
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы:
проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
9.
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.-
Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.