Напоминание

Игровое многоборье


Автор: Герлак Вячеслав Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район с.Ныда
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Игровое многоборье
Раздел: среднее образование





Назад




ВНЕУРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Игровое многоборье»

(I год обучения)

Срок реализации: 1 года

Возраст обучающихся: 11-14лет

Герлак В.А.,

учитель физической культуры

Пояснительная записка

Программа

внеурочной

деятельности

по

спортивно-оздоровительной

направленности

«Игровое многоборье» в 6 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и

концепцией физического воспитания.

Программа «Игровое многоборье» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы

и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в

творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В

программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению

элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.

Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в

рамках спортивно-оздоровительной направленности

Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования.

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все

виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно

решение задач их воспитания и социализации.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации

организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью

образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию

обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане

общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной

деятельности выделено спортивно-оздоровительной направленности

Программа внеурочной деятельности «Игровое многоборье» предназначена для спортивно-

оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола,

волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и

специальная техническая подготовка.

Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит

в каждое занятие курса.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.

Цель и задачи программы

Программа

внеурочной

деятельности

по

спортивно-оздоровительной

направленности

«Игровое многоборье» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры

здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная

идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в

формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого

условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья

обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный

подходы.

Цель программы внеурочной деятельности «Игрового многоборье»: укрепление здоровья,

физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и

совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных

видов спорта.

Задачи:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому

физическому развитию обучающихся;

- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;

- обучение технике и тактике спортивных игр;

-

развитие

физических

способностей

(силовых,

скоростных,

скоростно-силовых,

координационных, выносливости, гибкости);

- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

- воспитание моральных и волевых качеств.

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Игровое многоборье» содержит:

- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;

- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и

место проведения занятий;

- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;

-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе

реализации программы внеурочной деятельности;

- способы проверки результатов;

- материально-техническое обеспечение;

- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания

программы по годам обучения;

- список литературы;

В

программе

отражены

основные принципы спортивно-оздоровительной

подготовки

воспитанников:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной

деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической,

психологической,

интегральной,

теоретической

подготовки;

воспитательной

работы;

восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип

преемственности определяет

последовательность

изложения

программного

материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач,

средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост

показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки,

индивидуальных

особенностей

воспитанника

вариативность

программного

материала

для

практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,

направленных на решение определенной педагогической задачи.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место

проведения занятий.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Игровое

многоборье» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Данная программа составлена в

соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю

в 5-7 классах.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все

занятия

по

внеурочной

деятельности

проводятся

после

уроков

основного

расписания,

продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной

программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке

обучающихся.

Занятия

проводятся

в

спортивном

зале

или

на

пришкольной спортивной

площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов

обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье

сберегающих практик.

Формы проведения занятий и виды деятельности

Однонаправленные занятия:

Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или

общефизической подготовке.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка;

техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением

основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных

заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности

занимающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой

мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся

формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные

результаты обеспечиваются

через

формирование

базовых

национальных

ценностей.

Предметные – через формирование основных элементов научного знания.

Метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные

результаты отражаются

в

индивидуальных

качественных

свойствах

обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего

или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому

здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности

человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой

приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на

здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм

поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет

уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,

посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

-

социальная

адаптация

детей,

расширение

сферы

общения,

приобретение

опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным

результатом

реализации

программы

внеурочной

деятельности

будет

сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе

реализации программы внеурочной деятельности.

Предметные

результаты: Приобретаемый

опыт

проявляется

в

знаниях

и

способах

двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,

связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной

направленности «Игровое многоборье» обучающиеся:

узнают:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

научатся:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения

безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной

направленности «Игровое многоборье» обучающиеся

смогут узнать:

- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании

функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,

координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической

подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- жесты судьи спортивных игр;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

-

соблюдать

меры

безопасности

и

правила

профилактики

травматизма

на

занятиях спортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

-

контролировать

своё

самочувствие

(функциональное

состояние

организма)

на

занятиях спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;

- проводить судейство спортивных игр.

Основной показатель реализации программы «Игровое многоборье»

стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения

программных

требований

по

уровню

подготовленности

занимающихся,

выраженных

в

количественных

показателях

физического

развития,

физической,

технической,

тактической,

интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в

соревнованиях.

Способы проверки результатов

зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

диагностика уровня воспитанности (ежегодно)

мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно)

социометрические исследования (ежегодно)

диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей

(ежегодно);

тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности

технических умений и навыков (ежегодно);

анкетирование;

участие в соревнованиях;

сохранность контингента;

анализ уровня заболеваемости воспитанников.

Учебно-тематический план

1 час в неделю (34 часа в год)

п/п

Название тем

обучение

теори

я

практи

ка

всего

1

Общие основы «Игрового многоборье) ПП и ТБ Правила

соревнований

4

4

2

Баскетбол

8

8

3

Волейбол

10

10

4

Футбол

8

8

5

Контрольные и

календарные соревнования

4

4

итого

Общее количество

часов в год

4

30

34

Содержание программы

Первый год обучения

Общая физическая подготовка (8 часов в течения занятий)

Основная

стойка,

построение

в

шеренгу.

Упражнения

для

формирования

осанки.

Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.

Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с

изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением

препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места ,

со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в

цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату.

Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.

Баскетбол (8 часов)

1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и

мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.

2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди,

мяч сзади над головой);

передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и

летящего на уровне головы.

Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу.

Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай»,

«Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.

Волейбол (10 часов)

1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала.

Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты.

Утренняя физическая зарядка.

2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками

стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после

перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении –

низко летящего и летящего на уровне головы.

Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»;

игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»

Футбол (8 часов)

1.Основы

знаний. Влияние

занятий

футболом

на

организм

школьника.

Причины

переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.

2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с

одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры:

«Точная передача», «Попади в ворота».

Материально-техническое обеспечение

Оборудование спортзала:

1.

Перекладина гимнастическая (пристеночная).

2.

Стенка гимнастическая.

3.

Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

4.

Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.

5.

Палка гимнастическая.

6.

Скакалка детская.

7.

Мат гимнастический.

8.

Кегли.

9.

Обруч алюминиевый детский.

10.

Планка для прыжков в высоту.

11.

Стойка для прыжков в высоту.

12.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые.

13.

Рулетка измерительная.

14.

Щит баскетбольный тренировочный.

15.

Сетка для переноса и хранения мячей.

16.

Волейбольная сетка универсальная.

17.

Сетка волейбольная.

18.

Аптечка.

19.

Мяч малый (теннисный).

20.

Гранаты для метания (500г,700г).

Пришкольный стадион (площадка):

1. Игровое поле для мини-футбола.

2. Площадка игровая баскетбольная.

3. Площадка игровая волейбольная.

4. Гимнастическая площадка.

5. Полоса препятствия.

Мультимедийное оборудование:

1. ЭОР.

2. Компьютер.

3. Мультимедийный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочая программа курса.

2. Диагностический материал.

3. Разработки игр.

Список литературы

1.

Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.

2.

Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей»

М.: «Просвещение» 1992г.

3.

Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Минск 1989г.

4.

Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической

культуре М. «Дрофа» 2001 год.

5.

Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М:

ФиС, 2000.

6.

Внеурочная

деятельность

учащихся.

Волейбол:

пособие

для

учителей

и

методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.-

(Работаем по новым стандартам).

7.

Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских

спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы:

спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский

спорт. 2005.-112с.

8.

Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы:

проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).

9.

Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.-

Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.



В раздел образования