Автор: Головкова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Кто живет под водой»
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ д/с 78
«Кто живет под водой»
Приоритетные образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие»
Для детей подготовительной группы
Воспитатель Головкова Е.В. группа № 11
Санкт-Петербург
2019 год
Непосредственно образовательная деятельность
«Кто живет под водой»
Подготовительная группа
Цель: Формировать представление о жителях подводного мира (рыбы,
медузы, моллюски, кораллы, морские звезды, осьминоги)
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление о подводных обитателях
- Формировать знания о характерном строении рыб ( форма тела, чешуя,
плавники, хвост, жабры) и основы безопасного поведения с морскими
обитателями, так как многие из них ядовиты.
Развивающие:
- Способствовать желанию бережно относиться к богатствам природы,
помочь понять, что рыба может жить и приносить потомство в водоемах с
чистой водой.
- Развивать мышление, воображение, творческие способности, мелкую
моторику, познавательную и речевую активность
- Корректировать дефекты звукопроизношения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, умение работать в
команде.
Оборудование:
- Раковина в коробке
- 3 обруча, полупрозрачная ткань серого и голубого цвета, рисунки
маленьких грустных рыбок
- Разрезные картинки больших веселых рыбок
-Фотоколлаж «Кто живет под водой»
- Картонный макет «Автобус»
- Аудиозаписи «Шум прибоя» и песня «Золотая рыбка»
- Восковые мелки, акварельные краски, кисточки № 6, вода
Предварительная работа
- Рассматривание аквариума, как водной экосистемы, наблюдение за
аквариумными рыбками
- Знакомство с моделью «Рыба»
- Беседа по дидактической картине «Под водой»
- Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб
- Чтение художественной литературы:
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Токмакова «Где спит рыбка»,
М.Горький «Случай с Евсейкой», русская народная сказка «По щучьему
велению»
НОД
Организационный момент
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево.
В центре круга соберемся и на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем!
На столе стоит глобус
Воспитатель: Ребята, перед нами наша планета Земля, только очень
маленькая. Как называется модель нашей планеты? (глобус)
Он такой красивый, разноцветный. Какие цвета встречаются чаще?(синий,
голубой, коричневый, зеленый, желтый)Как вы думаете, что может быть
обозначено голубым цветом?(вода:моря, океаны, реки, озера)
Воспитатель: Это не просто вода, это дом, где живут самые разные существа.
Каких вы уже знаете?(перечисляют)
Достает из коробки раковину.Что это?(раковина)Это домик, в котором когда-
то жил моллюск, а раковина его защищала
Я раковину эту в коробке берегу.
Она лежала раньше в песке на берегу.
Мой дедушка с Кавказа привез ее с собой
Ее приложишь к уху, а в ней шумит прибой(сопровождается аудиозаписью
«Шум прибоя»)Слышите?
Так что же на Земле течет-течет не вытечет, бежит-бежит, не выбежит?(вода)
А в какой воде хорошо живется водным обитателям, когда они с
удовольствием выводят потомство? (в чистой, где нет мусора и ядовитых
сбросов)Если бы вода была грязной, отравленной, что случилось бы с ее
жителями?(они заболели бы и умерли)
Кто знает, где в нашем городе(как он называется?)можно увидеть самых
разных морских обитателей? Это океанариум – самый большой аквариум.
Хотите туда поехать? На чем будем добираться? (метро,трамвай, такси,
автобус). Давайте закажем экскурсионный автобус, а вашим экскурсоводом
буду я. Дети рассаживаются в «автобусе». Воспитатель: посмотрите, справа
видна(картинка Петропавловская крепость). Переезжаем по мосту
реку(Неву), едем по(Невскому проспекту). Вот и приехали. Открываем
дверь…Кого тут только нет!(подходят к фотоколлажу) Я сейчас загадаю
загадки, а вы найдете ответ на фотографии
-У родителей и деток вся одежда из монеток(рыбки)
- Голова и восемь ног. Кто же это?(осьминог)
-Чудо-зонтик на волне весело качается
Мириадами огней он переливается
Зонтик водянистый любмт жить, где чисто (медуза)
-Плаваю я под водой, словно быстрый конь гнедой.
Я собой весьма хорош, на дракончика похож (морской конек)
-Не советую я вам плыть со мною по волнам
У меня большая пасть, можете вы в ней пропасть(акула)
А сейчас превратимся сами в морских обитателей(Пальчиковая гимнастика
«Морские звезды»
-Звезды плавают по днищу. Звезды в море ищут пищу(растопыривают
пальчики и шевелят ими)
Две огромные медузы прилепились пузом к пузу. (прижимают ладони друг к
Вот как гнуться мы умеем! Другу, пальцы выгибают
Наружу)
Ребята, а кого больше всех в подводном царстве?(рыб)
Расскажите, как узнать, что это именно рыба?(У рыб есть голова, плавники,
хвост, тело покрыто чешуей)По ходу ответов детей собирает рыбу на
магнитной доске
А что рыбки делают?(плавают, ныряют, обгоняют друг друга, ищут пищу,
прячутся от хищников и т.д. )
Давайте превратимся на время в рыбок. Речь с движением:
Ходят волны на просторе. Вы узнали – Это море. (Выполняют руками
движения, изображающие волны с приседаниями)
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде.(беспорядочный бег)
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.(наклоны вперед и присели)
Ой, ребята, я слышу, кто-то зовет на помощь…
Обручи с серой тканью и грустными рыбками. Эти рыбки заболели, они
блеклые и грустные. А почему?(вода в их аквариуме мутная, грязная)Их
срочно надо пересадить в аквариум с чистой водой. Сделаем это сачком,
руками морских обитателей трогать не надо, они могут быть ядовитыми.
Дети делятся на две команды и собирают в большом обруче с голубой
тканью разрезные картинки двух больших веселых ярких рыбок .
Вот теперь рыбки довольны, они поправились. Давайте скорее вернемся в
детский сад и нарисуем рыбок, которых мы видели где?(в океанариуме)
Пока будем ехать, представьте рыбку, которую хотите нарисовать.
На столах все готово для техники «восковый мелок + акварель». Рисуют под
аудиозапись песни «Золотая рыбка»
Замечательные получились рыбки. Из ваших рисунков мы сделаем выставку,
которую назовем «Наш аквариум»