Напоминание

«Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»


Автор: Козлова Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Кыштым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»
Раздел: начальное образование





Назад




Слайд 1.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа № 2

«Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного

доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»

Козлова Л.В.

учитель начальных классов

высшей категории

г. Кыштым

март, 2020 г

Слайд 2.

Свое

выступление

я

хочу

начать

с

цитаты

известного

профессора

Манчестерского университета Питера Миттлера:

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных

задач. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного

общества, где каждый сможет чувствовать причастность и

востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность

каждому ребенку, независимо от его потребностей и других

обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу

обществу и стать полноценным его членом».

Слайд 3.

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще

можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали

говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное

детство,

на равное образование в общеобразовательной системе,

об

интеграции и инклюзии.

Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных

людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных,

руководителей организаций образования. В последние годы происходит

обновление

системы

образования,

сближение

специальных

и

общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с

ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы

условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром

внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном

обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными

возможностями

здоровья.

Основной

целью

образования

является

достижение

всеми

учащимися

определенного

социального

статуса

и

утверждение своей общественной значимости.

Задача

же инклюзивного

образования

-

придать

уверенность

в

собственных

силах

детям

с

ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического

плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими

учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

Слайд 4.

Инклюзивное образование дает:

детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;

родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в

воспитании ребенка с нарушением в развитии;

школе – возможность расширить индивидуальные образовательные

услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни,

воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии

страны;

обществу

возможность

совершенствования

общественных

отношений в духе гуманизма и толерантности;

государству – возможность реализации конституционных гарантий,

соблюдения международных положений.

Слайд 5.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов

государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую

базу

в

области

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

Российской

Федерации

составляют документы нескольких уровней:

международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский

и др.);

правительственные (постановления, распоряжения)

ведомственные (Министерства образования);

региональные (правительственные и ведомственные).

Слайд 6.

На слайде представлены документы международного уровня.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к

вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на

образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря

1948 года.

Декларация провозгласила как социальные, экономические и

культурные права, так и политические и гражданские права.

Самым значимым международным документом в области защиты прав

лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах

инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13

декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-

участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации

этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей

государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех

уровнях и обучение в течение всей жизни».

Слайд 7.

На слайде представлены документы федерального уровня.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012

г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия

ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя

обязательства регулирующие правоотношения в сфере образования, в том

числе

определение

«инклюзивного

образования»

и

механизмов

его

реализации.

Статья 43 Конституции РФ

провозглашает право каждого на

образование.

Принцип

равноправия.

В

свою

очередь,

родителям

предоставляется

право

выбирать

формы

обучения,

образовательные

учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать

участие в управлении образовательным учреждением.

Указанные права

закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным

Федеральным

законом,

определяющим

принципы

государственной политики в области образования, является Федеральный

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29

декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон

регулирует

вопросы

образования

лиц

с

ограниченными

возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79),

закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч.

детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с

имеющимися у них потребностями и возможностями.

Слайд 8.

На

слайде

представлены Основные

положения

и

понятия,

закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования

детей с ОВЗ:

Обучающийся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

-

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

и

(или)

психологическом

развитии,

подтвержденные

психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план

- учебный план, обеспечивающий

освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее

содержания

с

учетом особенностей

и

образовательных

потребностей

конкретного обучающегося;

Инклюзивное

образование

-

обеспечение

равного

доступа

к

образованию

для

всех

обучающихся

с

учетом разнообразия особых

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа

- образовательная

программа,

адаптированная

для

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания

и развития таких обучающихся,

включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

специальных

технических

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального

пользования,

предоставление

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

обучающимся

необходимую

техническую

помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

обеспечение

доступа

в

здания

организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно

или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 9.

Федеральный

закон

«О

социальной

защите

инвалидов

в

Российской Федерации»

устанавливает гарантии получения образования

детьми с инвалидностью.

Устанавливается

право

всех

инвалидов

обучаться

как

в

общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных

учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации

инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного

образования

на

федеральном

уровне,

российское

законодательство

определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с

особыми

образовательными

потребностями

в

дошкольных

и

общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об

основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными

возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах

слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными

возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и

(или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04

февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип

инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от

01.06.2012.

Стратегия

действий

в

интересах

детей

признает

социальную

исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся

без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально

опасном положении).

Слайд 10.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные

отклонения психического или физического плана, которые обусловливают

нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную

жизнь.

На слайде представлена классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова,

в которой они выделили 8 категорий детей с ОВЗ:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с

так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или

слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 11.

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам

обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала,

выполнение

заданий,

оценивание

работы

учащегося.

Педагогом

используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий.

Последовательное выполнение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

Чередование занятий и физкультурных пауз.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего

задания.

Работа на компьютерном тренажере.

Использование листов с упражнениями, которые требуют

минимального заполнения.

Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на

доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с

успехами и затраченными усилиями.

Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Оценка переделанных работ.

Использование системы оценок достижений учащихся.

Слайд 12.

Необходимо

обеспечить

комплексное психолого-педагогическое

сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на

протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении

общего типа. Для этого надо предусмотреть в штатном расписании

специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и

инвалидностью,

нуждающихся

в

нем.

Организовать

деятельность

специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей,

разработку индивидуальной образовательной программы. Организовать в

соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей.

Основные положения к кадровому обеспечению представлены на

слайде.

укомплектованность

образовательного

учреждения

педагогическими

и

руководящими

работниками,

компетентными

в

понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

уровень

квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников

образовательного

учреждения

в

сфере

коррекционной

(специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской

психологии;

включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных

и специальных

(коррекционных)

школ

I—VIII

видов.

Должно

быть

организовано

привлечение

специалистов

психолого-

педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации

образовательного

процесса.

Слайд 13.

На слайде представлены специалисты инклюзивного образования:

1)учитель,

2)учитель-дефектолог,

3)учитель -логопед,

4)педагог- психолог,

5)социальный педагог,

6)тьютор,

7)координатор по инклюзии, прошедший профессиональную

переподготовку в области инклюзивного образования.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и

функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического

сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие

виды

деятельности:

консультативную,

диагностико-аналитическую,

развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую,

просветительскую и др.

При этом деятельность всех специалистов,

работающих в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную

практику,

приобретает

свою

специфику.

Помимо

решения

своих

узкопрофессиональных

задач,

педагог

психолог,

учитель

дефектолог,

учитель логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию

условий для адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Слайд 14.

Таким образом, для того чтобы ребёнок смог приспособиться к жизни и

найти в обществе свою нишу, ему необходимы определённые знания, умения

и навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности

жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой,

зависят от границ его социально-психологического пространства. Поэтому

наша задача – расширить границы этого пространства, показать ребёнку его

возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его

интересует.

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных

путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с

ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и

каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка»

яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир

придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую

сторону, делая добро.



В раздел образования