Автор: Козлова Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Кыштым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»
Раздел: начальное образование
Слайд 1.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа № 2
«Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного
доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»
Козлова Л.В.
учитель начальных классов
высшей категории
г. Кыштым
март, 2020 г
Слайд 2.
Свое
выступление
я
хочу
начать
с
цитаты
известного
профессора
Манчестерского университета Питера Миттлера:
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных
задач. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного
общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность
каждому ребенку, независимо от его потребностей и других
обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу
обществу и стать полноценным его членом».
Слайд 3.
В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще
можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали
говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное
детство,
на равное образование в общеобразовательной системе,
об
интеграции и инклюзии.
Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных
людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных,
руководителей организаций образования. В последние годы происходит
обновление
системы
образования,
сближение
специальных
и
общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с
ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы
условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром
внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном
обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными
возможностями
здоровья.
Основной
целью
образования
является
достижение
всеми
учащимися
определенного
социального
статуса
и
утверждение своей общественной значимости.
Задача
же инклюзивного
образования
-
придать
уверенность
в
собственных
силах
детям
с
ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического
плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими
учащимися, возможно, их друзьями и соседями.
Слайд 4.
Инклюзивное образование дает:
детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;
родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в
воспитании ребенка с нарушением в развитии;
школе – возможность расширить индивидуальные образовательные
услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни,
воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии
страны;
обществу
–
возможность
совершенствования
общественных
отношений в духе гуманизма и толерантности;
государству – возможность реализации конституционных гарантий,
соблюдения международных положений.
Слайд 5.
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов
государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую
базу
в
области
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
Российской
Федерации
составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский
и др.);
правительственные (постановления, распоряжения)
ведомственные (Министерства образования);
региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 6.
На слайде представлены документы международного уровня.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к
вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на
образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря
1948 года.
Декларация провозгласила как социальные, экономические и
культурные права, так и политические и гражданские права.
Самым значимым международным документом в области защиты прав
лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах
инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13
декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-
участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации
этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей
государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех
уровнях и обучение в течение всей жизни».
Слайд 7.
На слайде представлены документы федерального уровня.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012
г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия
ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя
обязательства регулирующие правоотношения в сфере образования, в том
числе
определение
«инклюзивного
образования»
и
механизмов
его
реализации.
Статья 43 Конституции РФ
провозглашает право каждого на
образование.
Принцип
равноправия.
В
свою
очередь,
родителям
предоставляется
право
выбирать
формы
обучения,
образовательные
учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать
участие в управлении образовательным учреждением.
Указанные права
закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Основным
Федеральным
законом,
определяющим
принципы
государственной политики в области образования, является Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон
регулирует
вопросы
образования
лиц
с
ограниченными
возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79),
закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч.
детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с
имеющимися у них потребностями и возможностями.
Слайд 8.
На
слайде
представлены Основные
положения
и
понятия,
закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования
детей с ОВЗ:
Обучающийся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
-
физическое
лицо,
имеющее
недостатки
в
физическом
и
(или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план
- учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания
с
учетом особенностей
и
образовательных
потребностей
конкретного обучающегося;
Инклюзивное
образование
-
обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа
- образовательная
программа,
адаптированная
для
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
обучающимся
необходимую
техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9.
Федеральный
закон
«О
социальной
защите
инвалидов
в
Российской Федерации»
устанавливает гарантии получения образования
детьми с инвалидностью.
Устанавливается
право
всех
инвалидов
обучаться
как
в
общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных
учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного
образования
на
федеральном
уровне,
российское
законодательство
определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с
особыми
образовательными
потребностями
в
дошкольных
и
общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными
возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах
слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными
возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и
(или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04
февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип
инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от
01.06.2012.
Стратегия
действий
в
интересах
детей
признает
социальную
исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально
опасном положении).
Слайд 10.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
На слайде представлена классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова,
в которой они выделили 8 категорий детей с ОВЗ:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с
так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или
слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 11.
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам
обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала,
выполнение
заданий,
оценивание
работы
учащегося.
Педагогом
используются следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
Чередование занятий и физкультурных пауз.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего
задания.
Работа на компьютерном тренажере.
Использование листов с упражнениями, которые требуют
минимального заполнения.
Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на
доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями.
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
Оценка переделанных работ.
Использование системы оценок достижений учащихся.
Слайд 12.
Необходимо
обеспечить
комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении
общего типа. Для этого надо предусмотреть в штатном расписании
специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и
инвалидностью,
нуждающихся
в
нем.
Организовать
деятельность
специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей,
разработку индивидуальной образовательной программы. Организовать в
соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей.
Основные положения к кадровому обеспечению представлены на
слайде.
укомплектованность
образовательного
учреждения
педагогическими
и
руководящими
работниками,
компетентными
в
понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
уровень
квалификации
педагогических
и
иных
работников
образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
образовательного
учреждения
в
сфере
коррекционной
(специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской
психологии;
включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных
и специальных
(коррекционных)
школ
I—VIII
видов.
Должно
быть
организовано
привлечение
специалистов
психолого-
педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации
образовательного
процесса.
Слайд 13.
На слайде представлены специалисты инклюзивного образования:
1)учитель,
2)учитель-дефектолог,
3)учитель -логопед,
4)педагог- психолог,
5)социальный педагог,
6)тьютор,
7)координатор по инклюзии, прошедший профессиональную
переподготовку в области инклюзивного образования.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и
функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического
сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие
виды
деятельности:
консультативную,
диагностико-аналитическую,
развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую,
просветительскую и др.
При этом деятельность всех специалистов,
работающих в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную
практику,
приобретает
свою
специфику.
Помимо
решения
своих
узкопрофессиональных
задач,
педагог
психолог,
учитель
дефектолог,
учитель логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию
условий для адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Слайд 14.
Таким образом, для того чтобы ребёнок смог приспособиться к жизни и
найти в обществе свою нишу, ему необходимы определённые знания, умения
и навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности
жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой,
зависят от границ его социально-психологического пространства. Поэтому
наша задача – расширить границы этого пространства, показать ребёнку его
возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его
интересует.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных
путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и
каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка»
яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир
придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую
сторону, делая добро.