Напоминание

"Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции."


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции

Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные

несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов.

Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным

расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов

(пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных

тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического

тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько

составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации,

дифференциацию

смешиваемых

букв.

Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии

зрительно-пространственных

ориентировок,

моторной

координации.

Это

приводит к затруднению усвоения ребенком визуального и графического образа

буквы,

усложняет

начальный

этап

обучения

письму.

Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в

дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе

бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна

плохая

зрительная

память,

неразвитость

мелкой

моторики,

неточность

представлений о цвете и форме предметов.

В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются

весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических

символов.

Для

оптической

дисграфии

типичны

зрительные,

моторные,

зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:

-замены

оптически

похожих

букв,

различающихся

надстрочно

и

подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);

-замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству

элементов (молоко – момоко);

-пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание

лишних элементов;

-написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);

-неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);

-разная величина букв, смешение строчных и заглавных букв;

-несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами

(слишком большое или маленькое расстояние).

У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается

неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение

только одной половины слова или фразы.

Cледствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная

неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому

языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и

домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу,

формируются невротические реакции, замкнутость, агрессивность. Могут

возникать конфликты с педагогами.

Коррекция оптической дисграфии

Логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии включает

следующие направления:

Формирование

пространственных

представлений. У

детей

с

оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в

окружающей среде, на собственном теле, В рамках данного направления

работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу»,

«спереди-сзади».

Так же необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги

(справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу. Располагать предметы и из

изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное

расположение.

Развитие

зрительных

функций (гностических,

мнестических).

Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением

цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять

наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на

узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с

предметами.

Здесь нам помогут:

-разрезные картинки;

-зашумленные изображения;

- лабиринты (сначала проводим пальчиком, затем карандашом, а затем уже

только глазами);

-конструирование по образцу из палочек и фигур.

Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют

упражнения пальчиковой

гимнастики,

самомассаж

и массаж

кистей,

ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с

использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и

трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим

диктантам, отработке написания элементов букв.

Формирование

буквенного

гнозиса. В

рамках

этого

направления

решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и

кинетическим признакам.

На этом этапе можно использовать следующие игры:

-«Сделай букву». Необходимо выложить букву из камушек, шнурков,

крупы, пуговиц, пластилина. Так ребенок физически ощутит правильное

направление элементов букв и перестанет их путать

- «Разрезные буквы». Нарисовать и разрезать буквы на части, а ребенок

должен собрать.

- «Найди букву». Берем карточки или объемные буквы, перемешиваем,

просим найти заданную и придумать слово. Более сложный вариант этого

задания корректурная проба Бурдона.

-«Дорисуй». Нарисуйте линию, пусть ребенок дорисует букву.

-«Сыщик». На листе пишем много разных букв, ребенок находи заданную

и обводит в кружок.

-«Конструируем». Из конструктора собираем буквы (хорошо лего-дупло

подойдет).

- «Найди ошибку». Ребенок должен найти неправильно написанные буквы,

слова и цифры и исправить их.

Целесообразно приучать ребенка к письму букв, слогов, слов

с

проговариванием сначала вслух, затем «про себя».

Эффективность

устранения

оптической

дисграфии

зависит

от

комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно

выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального

звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.

Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до

начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников

зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков.

Автор: Иванова Елена Александровна

Учитель-логопед ГБОУ №2089



В раздел образования