Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции."
Раздел: дополнительное образование
Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции
Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные
несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов.
Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным
расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов
(пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных
тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического
тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько
составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации,
дифференциацию
смешиваемых
букв.
Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии
зрительно-пространственных
ориентировок,
моторной
координации.
Это
приводит к затруднению усвоения ребенком визуального и графического образа
буквы,
усложняет
начальный
этап
обучения
письму.
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в
дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе
бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна
плохая
зрительная
память,
неразвитость
мелкой
моторики,
неточность
представлений о цвете и форме предметов.
В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются
весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических
символов.
Для
оптической
дисграфии
типичны
зрительные,
моторные,
зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
-замены
оптически
похожих
букв,
различающихся
надстрочно
и
подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
-замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству
элементов (молоко – момоко);
-пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание
лишних элементов;
-написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
-неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);
-разная величина букв, смешение строчных и заглавных букв;
-несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами
(слишком большое или маленькое расстояние).
У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается
неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение
только одной половины слова или фразы.
Cледствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная
неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому
языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и
домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу,
формируются невротические реакции, замкнутость, агрессивность. Могут
возникать конфликты с педагогами.
Коррекция оптической дисграфии
Логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии включает
следующие направления:
Формирование
пространственных
представлений. У
детей
с
оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в
окружающей среде, на собственном теле, В рамках данного направления
работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу»,
«спереди-сзади».
Так же необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги
(справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу. Располагать предметы и из
изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
Развитие
зрительных
функций (гностических,
мнестических).
Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением
цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять
наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на
узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с
предметами.
Здесь нам помогут:
-разрезные картинки;
-зашумленные изображения;
- лабиринты (сначала проводим пальчиком, затем карандашом, а затем уже
только глазами);
-конструирование по образцу из палочек и фигур.
Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют
упражнения пальчиковой
гимнастики,
самомассаж
и массаж
кистей,
ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с
использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и
трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим
диктантам, отработке написания элементов букв.
Формирование
буквенного
гнозиса. В
рамках
этого
направления
решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и
кинетическим признакам.
На этом этапе можно использовать следующие игры:
-«Сделай букву». Необходимо выложить букву из камушек, шнурков,
крупы, пуговиц, пластилина. Так ребенок физически ощутит правильное
направление элементов букв и перестанет их путать
- «Разрезные буквы». Нарисовать и разрезать буквы на части, а ребенок
должен собрать.
- «Найди букву». Берем карточки или объемные буквы, перемешиваем,
просим найти заданную и придумать слово. Более сложный вариант этого
задания корректурная проба Бурдона.
-«Дорисуй». Нарисуйте линию, пусть ребенок дорисует букву.
-«Сыщик». На листе пишем много разных букв, ребенок находи заданную
и обводит в кружок.
-«Конструируем». Из конструктора собираем буквы (хорошо лего-дупло
подойдет).
- «Найди ошибку». Ребенок должен найти неправильно написанные буквы,
слова и цифры и исправить их.
Целесообразно приучать ребенка к письму букв, слогов, слов
с
проговариванием сначала вслух, затем «про себя».
Эффективность
устранения
оптической
дисграфии
зависит
от
комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно
выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального
звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.
Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до
начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников
зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков.
Автор: Иванова Елена Александровна
Учитель-логопед ГБОУ №2089