Напоминание

"Методика работы в условиях социально- реабилитационного центра".


Автор: Дурманова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "Тольяттинский СРЦН "Гармония"
Населённый пункт: Самарская обл. г. Тольятти
Наименование материала: Отчет о профессиональной деятельности воспитателя.
Тема: "Методика работы в условиях социально- реабилитационного центра".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мы живем в непростое время. И самыми незащищенными оказываются

дети. Каждый ребенок должен знать, что его любят, понимают и ждут. Для

этого и существует семья. Но что делать, если в семье огромные проблемы

или ребенок остался без попечения родителей? Для этого и существует

остров добра и внимания – наш центр «Гармония». Полное название нашего

учреждения - Государственное казенное учреждение Самарской области

«Тольяттинский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних «Гармония».

Предметом деятельности учреждения является временное пребывание

несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, проходящих реабилитацию по

причине социально- опасного положения в семье, детей-сирот и детей,

имеющих законных представителей, но переданных ими в центр в связи с

трудной жизненной ситуацией.

Работаю в учреждении с 2011года. Подростки в основном социально и

педагогически запущены, с низким уровнем физического, интеллектуального

и психического развития, имеющие хронические заболевания. Практически

все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень

самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на

образ жизни. Девяносто процентов подростков уже столкнулись с

негативной стороной жизни. Поступающие в наше учреждение

несовершеннолетние, как правило, воспитывались ранее в социально

неблагополучных семьях, в которых родители не уделяли должного внимания

их воспитанию, развитию и образованию, в связи с чем уровень развития не

соответствует возрастным параметрам нормы. При этом дети одного возраста

могут резко отличаться между собой по психическим показателям и имеют,

как правило, низкий уровень познавательных психических процессов и

представлений об окружающем мире. Нужно сказать, что с первых дней мы

стараемся создать обстановку в группе домашней, комфортной и теплой. А

группа - наша общая семья. Конечно, это не сразу получается. Приходится

прикладывать много сил, чтобы дети стали более открытые, общительные.

Состав группы меняется в течение года. Первые две недели адаптации

ребенка одновременно происходит наблюдение и диагностика знаний,

умений, навыков, особенностей характера. Заполняется диагностическая

карта установленного образца на несовершеннолетнего. В соответствии с

рекомендациями специалистов составляется индивидуальная программа

реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно -

развивающего обучения, физического и психического развития. Поэтому в

мой план воспитательной работы часто вносятся изменения, связанные с

возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития

воспитанников, выявлением проблем конкретного ребенка. Постоянно

участвую в заседаниях методического объединения (МО), в совещаниях и

семинарах нашего центра.

Мониторинг идет через реабилитационные карты, кружковую работу.

Контроль за качеством нашей работы осуществляется администрацией

центра в виде контрольно-срезовых занятий, проверки документации,

открытых занятий для педагогов центра, письменного отчета о госуслугах.

Результаты всей нашей работы выносятся на медико-психолого-

педагогический консилиум, где коллегиально решается вопрос о

результативности реабилитации каждого ребенка.

Основными направлениями моей работы являются:

1.Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, развитие

культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

2.Экологическое воспитание.

3.Духовно-нравственное воспитание на основе ознакомления с народными

традициями, с православием.

4.Развитие творческих способностей детей посредством применения

нетрадиционных изобразительных техник, художественной

самодеятельности.

В коррекционно-развивающей деятельности использую наглядные методы

(наблюдение, рассматривание картин, видеофильмов), позволяющие

сформировать яркие, конкретные представления. Практические методы

(игра, элементарные опыты и моделирование), которые позволяют уточнять

представления, углублять их путем установления связей и отношений между

отдельными предметами и явлениями, приводить в систему полученные

знания, упражнять воспитанников в применении знаний. Словесные методы

(рассказы воспитателя и подростков, чтение художественных произведений,

беседы) используются для расширения знаний, систематизации и обобщения

их, помогают формированию положительных эмоций. В работе использую

различные методы и приемы, проверенные временем, так же и новейшие -

инновационные технологии. Всегда подбираю интересный дидактический

материал для конкретной ситуации. Так же предлагаю головоломки,

развивающие, дидактические игры, строительные наборы и конструкторы,

тесты и т. д. В последнее время вызывают интерес интерактивные

технологии, кейс - технологии (ситуационные ролевые игры), шоу-

технологии, игровые воспитательные технологии: имитационные игры,

ролевые игры, театр, в том числе и кукольный.

В моем арсенале следующие формы: групповая, коллективная,

индивидуальная - это познавательные занятия, экскурсии, конкурсы, беседы,

трудовая реабилитация, творческие мастерские, выставки, позволяющие

сделать непосредственную реабилитационную деятельность увлекательной,

разнообразной и интересной..

Важным показателем результатов работы является здоровье детей. Поэтому

неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности является

профилактика вредных привычек, приобщение к здоровому образу жизни.

Для полноценного физического развития, укрепления здоровья

воспитанников создается двигательный режим, подвижные игры, прогулки на

воздухе, проведение физкультурных минуток, физкультурных пауз. Веду

кружок « Мойдодыр». Он направлен на развитие и совершенствование

культурно-гигиенических навыков у подростков. Мы учимся ухаживать за

своим телом, аккуратно складывать одежду в шкаф, заправлять постели и

многое другое, что, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни. И

основная задача - довести этот процесс до автоматизма, чтобы это стало

доброй привычкой. Если в начале реабилитации воспитанники практически

не имели культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания,

то в конце реабилитации они сформированы практически у всех. В

результате дети имеют представление о ценностном отношении к здоровому

образу жизни.

Большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Целью моей

работы является формирование знаний экологической культуры на основе

развития познавательных процессов и представлений об окружающем мире.

Вместе с воспитанниками наблюдаем за природой, за животными,

комнатными цветами. Ухаживаем за растениями. Выращиваем рассаду цветов

для высадки на свой участок. В теплое время года сажаем овощи на грядки,

и все лето ухаживаем за ними. А осенью собираем урожай: кабачки, томаты,

укроп, мяту, редьку и т. д. Своими руками мастерим поделки и игрушки.

Украшаем летнюю веранду. Всегда стараемся поддерживать порядок на

участке, в группе.

По моему мнению, нравственное и духовное воспитание неразрывно

связаны. Зачастую наши дети имеют недостаток знаний о традициях и

обычаях, духовно-нравственных ценностях русского народа, праздновании

как светских так и духовных праздников; умении сопереживать,

сочувствовать. Именно в нашем центре часто происходит знакомство с

Православием. Дети впервые участвуют в Таинствах, молебнах, беседуют со

священником. Вижу, как их сердца открываются Богу, как они принимают

новые знания о духовном мире. В результате дети имеют представление о

культурном наследии своей страны.

Многие ребята только в нашем учреждении открывают свои способности и

таланты. Ярко проявляют интерес к творчеству.

Очень нравится детям сказкотерапия, где мы не только знакомимся с новыми

сказками, но и обыгрываем их по ролям, с помощью кукол. Дети очень любят

петь и танцевать, рисовать, лепить, конструировать. Вызывает большой

интерес и пластилинография, когда рисуем или пишем пластилином.

Результат всегда неожиданный, так как каждый ребенок вносит что – то свое.

Обязательно делаем выставки наших работ. Это очень стимулирует детей к

деятельности. Главная задача

воспитания - гармоничное, всестороннее развитие личности ребенка и

адаптация к условиям существования. А эффективность его – в

целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве

процессом. Моя задача – сотрудничество с ребенком. «Работаем с ним, а не

за него».

Приведу пример. В группу поступила Настя К. Девочка робкая, пугливая.

Часто плакала. Ни с кем не хотела общаться и играть. Долго не могла найти

себе подружек. Много усилий пришлось приложить всем воспитателям и

работникам центра, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности. Настя

освоилась, адаптировалась. Поняла, что здесь ее не обидят. Медленно, но

верно, ребенок стал открываться. Мы заметили, что она быстро учится

новому. Настя выучила имена и отчества воспитателей. Ей понравилось

выполнять поручения. Были сформированы культурно-гигиенические

навыки. Девочка стала более самостоятельной и ответственной. Мы начали с

Настей заниматься изучением букв, звуков. Использовалась магнитная азбука,

разрезные картинки, трафареты букв. А затем Настя научилась читать.

Конечно, большое значение имеет похвала и мотивация. Мы всегда

подбадривали ее, выслушивали, наставляли. Девочка стала нам помощницей.

Особенно для вновь прибывших детей. Теперь Настя знает все правила

центра, знает свои права и обязанности. Настя- творческий человек. Любит и

участвует в мероприятиях, праздниках, конкурсах. С удовольствием поет и

танцует. Реабилитация полная. Совсем недавно Настю передали в приемную

семью.

Еще один пример. Поступил Максим С. Мальчику было 6 лет, а выглядел на

4 года. Был очень запуган, всего и всех боялся. Ни с кем не разговаривал.

Максим даже ложку правильно не умел держать. Мы долго и упорно

работали с ним. Сформировали гигиенические навыки. Ему очень трудно все

давалось. Но было желание всему научиться. Стал самостоятельным. С

удовольствием брал книги, рассматривал картинки. Занимался ручным

трудом, рисованием и лепкой. Мальчик стал очень общительный. Всегда

рассказывал, что он делал или видел. Очень любил слушать сказки или

смотреть мультфильмы. Стал заучивать стихотворения. Программу

реабилитации выполнил полностью. Был передан в приемную семью.

В своей работе всегда стараюсь действовать добротой и терпением. Детей

всех люблю и жалею. Учу их выживать в нашем мире и никогда не

отчаиваться. Поставленные мной цели и задачи выполнены. Воспитательно-

реабилитационная работа будет продолжаться и далее. Проблемы всегда

были, есть и будут, но и решение всегда находится. Нужно только приложить

усилие и старание.



В раздел образования