Напоминание

Использование средств физического воспитания в процессе занятий с часто болеющими школьниками 9-10 лет


Автор: Потапова Елена Васильевна
Должность: учитель физической кукльтуры
Учебное заведение: МОУ Гимназия г. Краснослободска
Населённый пункт: г. Краснослободск, Среднеахтубиский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование средств физического воспитания в процессе занятий с часто болеющими школьниками 9-10 лет
Раздел: среднее образование





Назад




1. Тема: «Использование средств физического воспитания в процессе занятий

с часто болеющими школьниками 9-10 лет»

2. Автор : Потапова Елена Васильевна

3. Должность автора: учитель физической культуры

4. Место функционирования опыта: МОУ Гимназия города Краснослободска,

телефон: 8(84479)60500, почтовый адрес: 404160, Волгоградская область,

Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Ленина, 1.

5. Длительность функционирования опыта: 2 учебных года, с сентября 2015

г. по апрель 2017г.

6.

Разновидность

опыта:

рационализаторский

и

опыт

массовой

педагогической практики

7. Материалы, иллюстрирующие опыт: опыт представлен описанием и

приложениями практического и наглядного характера.

В последние годы отмечается рост числа учащихся школ, имеющих

отклонения в состоянии здоровья. По данным И.Н. Тимошиной с соавт.

(2018), более 50% выпускников школ России уже имеют 2-3 хронических

заболевания, а в целом, лишь 15-16% младших щкольников можно считать

практически здоровыми.

В детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта

отмечается абсолютное преобладание острой инфекционной патологии. На ее

долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы. Только в

2015

г.

заболеваемость

гриппом

и другими острыми

респираторными

заболеваниями (ОРВИ) среди детей первых 3 лет жизни составила 199 850

случаев на 100 000 детского населения России. Причем заболеваемость

ОРВИ не только во многом определяет показатели общей заболеваемости, но

оказывает существенное влияние на показатели смертности, особенно в

раннем возрасте. В структуре инфекций ОРВИ составили 88%

Было отмечено, что среди так называемых часто болеющих детей

значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и

легких, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, выше

частота аллергического ринита и ряда других заболеваний.

Для решения данной проблемы большинство специалистов отводят

важную роль средствам физического воспитания и особенно рекомендуют

применение дыхательных упражнений. Однако эти средства используются в

основном либо в специальных медицинских учреждениях (диспансеры,

кабинеты ЛФК), либо в качестве самостоятельных занятий лицами зрелого и

пожилого возраста.

В ходе исследования были поставлены такие задачи как: изучение

данных литературных источников об особенностях организации процесса

физического воспитания часто болеющих школьников 9-10 лет; оценка их

уровня

физической

подготовленности

и

функционального

состояния

кардиореспираторной системы и разработка комплексов упражнений для

часто болеющих школьников 9-10 лет и оценка их эффективности.

Методы исследования

1) Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2) Методы оценки функционального состояния кардиореспираторной

системы;

3) Методы оценки уровня физической подготовленности;

2.2.1 Педагогический эксперимент;

2.2.2 Методы математической статистики.

При разработке экспериментальных комплексов упражнений для

занятий с часто болеющими школьниками 9-10 лет ставились следующие

задачи:

- улучшение функционального состояния кардиореспираторной и

других систем организма;

- повышение физической подготовленности;

- развитие морально-волевых качеств;

- улучшение психоэмоционального состояния учащихся;

- повышение сопротивляемости организма к респираторно-вирусным

инфекциям.

В

процессе

анализа

литературных

данных

были

разработаны

экспериментальные комплексы упражнений, которые включали в себя

специально

подобранные

дыхательные

упражнения

из

различных

дыхательных гимнастик и дозированную ходьбу.

Во

время

проведения

педагогического

эксперимента

школьники

заполняли дневники самоконтроля, позволявшие контролировать уровень

физического

здоровья

школьников

и

эмоциональную

направленность

занятий.

Занятия

физическим

воспитанием

с

использованием

экспериментальных

комплексов

упражнений

имели

традиционную

структуру, проводились в виде урока физической культуры 3 раза в неделю

по 40 минут. Два раза в неделю занятия проводились в спортивном зале, а

третий раз на спортивной площадке и обязательно включало в себя

дозированную ходьбу. В каждой части занятия решались определенные

задачи.

Результативность опыта

С целью выявления эффективности применения разработанных

специальных

комплексов

упражнений,

было

проведено

тестирование

исходных

и

конечных

показателей

функционального

состояния

кардиореспираторной системы (ЧСС, уд/мин; ЧД, дыханий/мин;

проба

Штанге, сек;

проба Генчи, сек; ЖЕЛ, мл) и уровня физической

подготовленности (прыжок в длину с места, см; челночный бег 3х10м, сек;

бросок набивного мяча, м; наклон вперед из положения сидя, см; подъем

туловища из положения лежа на спине, раз; 6-минутный бег, м) у

школьников контрольной и экспериментальной групп.

Проведенный

педагогический

эксперимент

способствовал

достоверному

повышению

некоторых

показателей

физической

подготовленности испытуемых. У часто болеющих школьников обеих групп

отмечается некоторый прирост изучаемых показателей и способствовал

достоверному повышению всех показателей функционального состояния

кардиореспираторной системы испытуемых.

Таким образом, анализ выполнения контрольных нормативов показал,

что занятия по разработанным комплексам упражнений способствовали

более

значительному

повышению

функционального

состояния

кардиореспираторной

системы

и

менее

значительному

повышению

физической

подготовленности

по

сравнению

со

школьниками,

занимавшимися по стандартной программе.

ЭГ

КГ

18

20

22

24

26

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

80

85

90

95

До эксперимента

После эксперимента

Рис. 1 Динамика показателей ЧД, дыханий/минуту Рис. 2 Динамика показателей ЧСС, уд/мин

ЭГ

КГ

550

600

650

700

750

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

18

20

22

24

26

До эксперимента

После эксперимента

Рис. 3 Динамика показателей теста «6-минутны бег», м Рис. 4 Динамика показателей пробы Штанге, сек

ЭГ

КГ

15

16

17

18

19

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

1500

1600

1700

1800

1900

До эксперимента

После эксперимента

Рис. 5 Динамика показателей пробы Генчи, сек Рис. 6 Динамика показателей ЖЕЛ, мл

Результаты исследования дыхательной системы свидетельствуют о

выраженной тенденции к стабилизации состояния системы внешнего

дыхания в границах возрастной физиологической нормы. Свидетельством

чего является нормализация частоты дыхания, увеличение ЖЕЛ у часто

болеющих школьников 9-10 лет.

Данный опыт будет полезен для педагогов в области физической

культуры, спорта и адаптивной физической культуры. Использование

традиционных

и

нетрадиционных

средств

физической

культуры,

их

сочетание между собой является широкой базой для работы с учащимися

разных возрастных, нозологических и гендерных групп. Кроме того, данный

опыт показал о необходимости внедрения нетрадиционных дыхательных

гимнастик в процесс физического воспитания школьников, т.к. значительно

увеличиваются

функциональные

и

резервные

возможности

кардиореспираторной системы. В то время как занятия на свежем воздухе в

любую

погоду

значительно

повышают

уровень

психоэмоционального

состояния

школьников.

Также

данный

педагогический

опыт

будет

значительно полезен для педагогов дошкольного образования, в силу

активного формирования у детей дошкольного возраста сердечно-сосудистой

и дыхательной систем, кроме того, для формирования положительного

восприятия занятий физическим воспитанием.

Используемая литература:

1.

Гажев, Б.Н., Виноградова, Т.А., Мартынов В.Н. Лечение болезней органов дыхания

у взрослых и детей. – СПб: Мим, 2004. – 256 с.

2.

Головина, Л.Л. Восточные системы оздоровления детей младшего школьного

возраста / Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.М. Валиев: метод. разраб. для студ.

Академии. – М.: РГАФК, 1995. – 28с.

3.

Епифанов, В.А., Апанасенко, Г.Л.. Лечебная физкультура и врачебный контроль:

учебник / под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. – 218 с.

4.

Иванов, С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: Медицина, 1998.

-433 с.

5.

Каинов, А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных

медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н.

Каинов, И.Ю. Шалаева. Волгоград: Учитель, 2009. – 185 с.

6.

Кокорина,

Е.В.

Оздоровительно-коррекционная направленность процесса

физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания:

Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.В. Кокорина. Москва, 2007. – 236 с.

7.

Кучкин, С.Н. Дыхательные упражнения в спорте / С.Н. Кучкин // Волгоград, 1991.

– 48 с.

8.

Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /

В.И. Лях,, А.А. Зданевич и др. М.: Просвещение 201 -171с

9.

Меньщиков, В.Я. Физкультурно-оздоровительные системы и технологии: Учебное

пособие / Н.А. Фомина. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. – 245 с.

10.Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере

физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.А. Семенов. – М.: Советский

спорт, 2011. – 200 с.: ил.



В раздел образования