Автор: Колесник Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Взаимодействие ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №54 «Веснушки»
Здоровый дошкольник»
Взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности
воспитанников в здоровом образе жизни.
( проект)
Исполнитель:
Колесник Галина Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №54 «Веснушки»
Г. Междуреченск
2
Содержание
1. Введение___________________________ 3
2. Актуальность проекта________________ 5
3. Содержание проекта _________________ 7
4. План-график реализации проекта______ 12
5. Ожидаемые результаты_______________ 18
6. Заключение ________________________ 19
7. Литература_________________________ 20
8. Приложения________________________ 22
3
1. Введение
«Воспитание здорового поколения —
стратегическая задача России»
В.В.Путин
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ
«Об образовании» (ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии
населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении
основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации» и др.
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления
образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в
ряде дошкольных учреждений качественного улучшения детского здоровья,
но
вместе
с
тем
показатели
заболеваемости
дошкольников
продолжат
ухудшаться.
Известно,
что
здоровье
взрослого
человека
на
75%
определяется
условиями
его
формирования
в
детском
возрасте.
Детство
-
ключевой
критический
период
жизни,
когда
осуществляется
формирование
всех
морфологических
и
функциональных
структур,
определяющих
потенциальные
возможности
взрослого
человека
пожизненно.
Поэтому
именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем
здоровье,
воспитывать
у
него
заинтересованность
и
активность
в
саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы
определено
место
каждого
социально
-
экономического
звена
-
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения,
сегодня
-
приоритетное
направление в системе физического воспитания.
4
Физическое
развитие
ребёнка
зависят
от
ценностей
всей
семьи,
эрудиции
в
вопросах
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
понимания
родителями
ответственности
перед
детьми
за
качество
их
здоровья,
повышения двигательной активности. Иначе говоря, семья служит моделью
для своего ребенка в вопросах активизации движений.
Известно, решение задачи
по активизации движений дошкольника
наиболее
успешно
решается
в
ДОУ
и
осуществляется
при
активной
включенности
ребёнка
и
родителей
в
физкультурно-оздоровительную
деятельность.
Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей
старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о
важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
здоровом
образе
жизни.
Эти
сведения
становятся
важным
компонентом
личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с
семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе
жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и
родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и
по
своей
доступности
и
эффективности
проект
может
применяться
в
дошкольных учреждениях любого типа.
2. Актуальность
5
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую
актуальность.
По
данным
НИИ
гигиены
и
профилактики
заболеваний
детей,
подростков
и
молодежи,
за
последние
десятилетия
состояние
здоровья
дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы
здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей второй группы, имеющих
различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и третьей
группы - с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу
тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста
хронической заболеваемости у детей.
Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показывает, что
первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости
острыми респираторными инфекциями высок – 60 – 70%), на втором месте
стоят
паразитарные
и
инфекционные
болезни,
а
затем
–
аллергические
заболевания
и
болезни
органов
пищеварения.
Почему
это
происходит?
Прежде
всего,
это
объясняется
местом
проживания,
ухудшением
экологической ситуации. Мы живем в Сибири, где так мало солнца, а шесть
месяцев в году лежит снег. И в вопросах оздоровления детей рука об руку
должны
идти
медики,
педагоги,
психологи
и
другие
специалисты,
а
первоначальным этапом оздоровления детей должна выступать семья.
При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее
воспитателей, учителей и т.д.
Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности
быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа
психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного
благополучия.
Она
создает
условия
для
первичной
ориентации
детей
в
организации физического развития и направленности средств физического
развития на борьбу с гиподинамией .
6
Поэтому цель данного проекта
-заинтересовать
родителей
в
целенаправленном
формировании
потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в
физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи.
1.
Формировать
у
детей
потребность
в
здоровом
образе
жизни,
стремление
к
сохранению
и
укреплению
своего
здоровья
средствами физической культуры.
2.
Повышать
педагогическую
компетентность
родителей
в
воспитании
здорового
ребенка
через
вовлечение
их
в
совместную
деятельность.
Новизна проекта определяется повышенным интересом в настоящее
время к проблеме физического здоровья детей дошкольного возраста.
Практическая
значимость
проекта
очевидна
при
наличии
положительной
динамики
физического
и
психического
здоровья
детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
3. Содержание проекта.
7
Педагогическая
целесообразность
педагогического
проекта
заключается
в
выбранной
тактике
использования
традиционных
и
нетрадиционных
форм
взаимодействия
ДОУ
с
семьями
воспитанников,
которые в полной мере решают все поставленные задачи.
Традиционные:
-
информационно-наглядные
(
материалы
на
стендах,
папки
–
передвижки, рекомендации);
-индивидуальные ( беседы, консультация, посещение семьи)
-коллективные ( родительские собрания, консультации)
Нетрадиционные.
Просветительско- профилактические:
- информационно-аналитические (анкетирование, опросы);
-
наглядно-познавательные
(дни
здоровья,дни
открытых
дверей,
стенды, буклеты и т.д.)
Формы совместной деятельности:
-
совместная
спортивная
деятельность
(физкультурные
занятия,
физкультурные досуги, туристические прогулки.)
- совместное творчество детей и родителей (фото- выставки, выставки
детского творчества, выпуск плакатов, газет.)
Основным
механизмом
для
достижения
цели
проекта
и ,
объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной
деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование
наглядно-практических,
игровых
методов
и
приемов,
способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).
8
Совместные
физкультурные
занятия
являются
самой
эффективной
формой
работы
с
родителями
по
формированию
культуры
здоровья
дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель
совместных
физкультурных
занятий
-
ориентация
семьи
на
воспитание
здорового
ребенка,
гармонизация
детско-родительских
отношений
средствами
физической
культуры
и
повышение
компетенции
родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
1.
Содействовать
формированию
теоретических
знаний
и
практических умений у родителей в области физического воспитания
ребенка.
2.
Ф о р м и р о в ат ь
у
д о ш ко л ь н и ко в
п о т р е б н о с т ь
к
систематическим занятиям физическими упражнениями.
3.
Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-
родительской паре.
4.
Развивать
у
дошкольников
физические
качества
и
психические
процессы,
творческую
и
познавательную
активность,
инициативу.
Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение
инновационной
методики
«Гимнастика
вдвоем»,
которая
описана
М.Н.
Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».
Гимнастика
вдвоем
-
это
различные
физические
упражнения,
выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на
то,
чтобы
помочь
родителям
и
детям
ощутить
радость
от
совместной
двигательно-игровой деятельности.
Отличительная
особенность
совместных
физкультурных
занятий
заключается в следующем:
9
1.
Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе
с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного
ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
2.
Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в
коллективе
сверстников,
а
когда
родители
на
глазах
у
детей
демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит
детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший
эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.
3.
В конце занятия родителям выдаются памятки,
даются
рекомендации.
Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от
рациональной организации детей и взрослых на занятии (приложение №1).
Совместные физкультурные досуги.(1 раз в квартал)
При
организации
совместных
физкультурных
досугов
создаются
условия
для
реализации
природной
двигательной
активности
детей,
потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная возможность
развиваться
ребенку,
обогащать
двигательный
опыт,
формировать
у
дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни.
Досуги
имеют постоянную тематику (приложение № 2).
Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).
Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств
туризма,
позволяющих
не
только
совершенствовать
двигательную
сферу
ребенка, но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в
работе
с
семьями
по
формированию
у
воспитанников
потребности
в
здоровом образе жизни. Подобное внимание к этому средству физического
воспитания не случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий
двигательную
деятельность
ребенка
на
открытом
воздухе,
позволяет
10
позитивно влиять на физическое развитие растущего организма, а в целом, на
его здоровье.
Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная
деятельность
детей
с
целью
укрепления
здоровья
и
физического
совершенствования,
направленная
на
познание
окружающего
мира
и
осуществляемая в игровой деятельности. И очень важно в таком непростом
деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.
Этот вид деятельности опирается на методику использования средств
туризма
с
дошкольниками
5-7
лет
авторской
программы
«ТУРИСТЯТА»
Завьяловой Татьяны Павловны,
к.п.н. доцента кафедры теоретических основ
физического
воспитания
ТюмГУ.
Данная м е т од и к а предусматривает
циклическое построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех
сезонных циклов (осеннего-зимнего-весеннего).
Каждый
поход
представляет
организованную
двигательную
деятельность детей и взрослых, ее проведение в ближайшем природном и
с о ц и а л ь н ом
о к руже н и и
в
ф о рм е
а кт и в н о го
отд ы ха .
О б щ а я
продолжительность
похода
2,5
-
3
часа.
Маршруты
передвижения
продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те
же объекты в разные сезоны. Но прежде чем отправится в поход, необходима
подготовка (приложение № 3).
Ресурсы.
1.
Временные – сезонные.
2.
Информационные
-
просветительско-профилактическая
информация.
3.
Интеллектуальные
(экспертные)
–
образовательная
программа,
диагностический
инструментарий
по
физическому
развитию.
4.
Человеческие (кадровые) – сотрудники МБДОУ.
5.
Организационные – администрация ДОУ.
11
6.
Материально-технические – предметно-развивающая среда
спортивного зала, спортивной площадки, средства ТСО.
7.
Финансовые – бюджет МБДОУ, спонсорство родителей.
Целевая аудитория проекта.
1.
Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).
2.
Родители детей 5-7 лет.
3.
Сотрудники МБДОУ:
инструктор по физкультуре;
воспитатели групп;
психолог;
музыкальный руководитель;
медсестра.
Срок реализации проекта – 2 года.
12
4.
План-график реализации проекта.
Этапы
сроки
Мероприятия
Период
выполнения
Ответственный
I этап –
информационно
-аналитический
2015 год
(II полугодие)
1.
Проведение
мониторинга состояния
работы по
здоровьесбережению
детей:
исследование
состояния здоровья
детей;
диагностика
физической
подготовленности
дошкольников.
май
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
медсестра
2.
Изучение уровня
осведомленности и
мотивации родителей в
вопросах
формирования,
укрепления и
поддержания здоровья
дошкольников:
анкетирование
родителей.
май
Инструктор
по
физкультуре,
воспитатели,
3.
Изучение научно-
методической
л и т е р а т у р ы
п о
проблеме:
новых
методик
и
технологий
май-
сентябрь
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели.
13
физического
развития
и оздоровления детей;
анализ
существующих
инновационных
форм
работы
методической
службы;
п о д б о р
н о в ы х
более
эффективных
ф о р м
р а б о т ы
с
родителями.
4.
Разработка
плана
мероприятий
совместной
деятельности
детей
и
родителей.
май-сентябрь
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
II этап –
практический
2015-2016
учебный год.
1.
Информирование
сотрудников и
родителей о реализации
проекта «Здоровый
дошкольник»
октябрь
Инструктор
по
физкультуре,
воспитатели,
2.
Проведение
промежуточного
мониторинга состояния
работы по
здоровьесбережению
детей:
-исследование
состояния
здоровья детей;
-диагностика
2 раза в год
(сентябрь/май)
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели,
медсестра.
14
физической
подготовленности
дошкольников.
1 раз
в квартал
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели,
администрация
ДОУ
3.
Внедрение
современных форм
работы с семьей по
формированию
потребности
воспитанников в
здоровом образе жизни:
-физкультурные
з а н я т и я
с
дошкольниками
5 - 7
лет;
-физкультурные
досуги;
-сезонные
туристические
прогулки-походы.
4.
Просветительско-
профилактическая
работа:
- ко н с у л ь т а ц и и
д л я
педагогов и родителей;
1 раз в месяц
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
-индивидуальные
беседы;
по
запросу
р од и т е л е й
и
педагогов
-родительские собрания;
Инструктор
по
физиче ской
15
-день открытых дверей;
-бюллетень здоровья;
2 раза в
год
культуре,
воспитатели
психолог,
медсестра,
администрация
ДОУ.
фотовыставки;
-выставки творческих
работ;
-буклеты для детей и
родителей.
в течение
года
Инструктор
по
физиче ской
культуре,
воспитатели.
5.
Вовлечение
детей, педагогов,
родителей в единую
творческую
деятельность в рамках
проекта.
6.
Оформление
результатов
совместного
творчества детей и
родителей:
-составление сказок,
сочинений,
рассказов,
-составление
кроссвордов про
здоровье;
-конкурс газет, плакатов;
-защита детских мини-
в течение
года
Инструктор
по
физиче ской
культуре
воспитатели.
16
проектов по ЗОЖ.
7.
Трансляция
промежуточных
результатов
реализации проекта:
-на педагогическом
совете;
-на родительском
собрании;
в конце года
Инструктор
по
физиче ской
культуре
III этап –
контрольно-
аналитический
2016 год
(II полугодие)
1.
Исследовани
е эффективности
проводимой работы
деятельности на
основе анализа
мониторинга:
-исследование
состояния
здоровья детей;
-диагностика
физической
подготовленности
Май
Инструктор
по
физиче ской
культуре
воспитатели,
психолог,
врач-
педиатр,
медсестра,
администрация
ДОУ.
17
дошкольников.
1.
Изучение
рейтинга ДОУ:
-анкетирование
родителей.
2.
Оформление
продукта проекта.
Июнь-
август
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
IV этап –
презентацион-
ный
2016 год
Мультимедийная
презентация
инновационного
опыта.
август
Инструктор
по
физиче ской
культуре.
5. Ожидаемые результаты
18
В результате реализации данного проекта будет предложена «Модель
организации физической активности детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ с привлечением родителей», как эффективное средство физического и
психического развития ребенка и формирование потребности в здоровом
образе жизни.
Развитие у родителей компетентностей в области физического и
психического развития детей в условиях ДОУ.
Участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
Увеличение
количества
детей
с
высоким
уровнем
физической
подготовленности к школе.
Перспективы развития проекта
- Распространение
положительного
педагогического
опыта
по
формированию физической активности совместно ДОУ и семьи.
6. Заключение
19
Разработка и внедрение проекта «Здоровый дошкольник!» поможет при
разработке
и
составлении
«Модели
физической
активности
детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ» с целью рефлексивного анализа
своей
педагогической
деятельности
воспитателям
групп,
а
также
расширению
своих
педагогических
возможностей
в
сфере
физического
воспитания детей, а также повышению информационной компетентности
родителей.
7. Литература
20
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-
оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.С-125.
2. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.
М.: творческий центр СФЕРА, 2005. С-178.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.
4.
Бычкова, С.С. Современные программы по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова – М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.
5.
Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М.
Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С.41.
6.
Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст /
Л.Д. Глазырина. – М. : Владос, 2000. – 270 с.
7.
Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. –
С.10-14. Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего
возраста / О.Л. Зверева // Управление ДОУ, № 6, 2003.
8.
Ковалько,
В.И.
Азбука
физкультминуток
для
дошкольников
:
практические
разработки
физкультминуток,
игровых
упражнений,
гимнастических комплексов и подвижных игр / В.И. Ковалько. – М :
ВАКО, 2005. С.176 с.
9.
Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании дитя / Я.И.
Ковальчук – М.: Владос, 2005. –С. 122.
10.Козлова, С.А. Мой организм : метод. рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева
и др. - М., 2000. С.87
11.Козырева,
О.В.
Лечебная
физкультура
для
дошкольников
(при
нарушениях опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырёва. – М :
Просвещение, 2003 С.92.
21
12.Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка : метод. пособие / М.Д.
Маханёва. - М., 1999.
13.Управление
ДОУ
№5,
2003//Кротова
Т.В.
Оценка
уровня
взаимодействия ДОУ и семьи.
14.Управление ДОУ №1, 2004 //
Евдокимова Е.С. Проектирование как
здоровьесберегающая технология в ДОУ.
22
Приложение №1
Форма проведения
Содержание
Сюжетные занятия
В
основе
сюжетных
занятий
лежат
совместные
движения
детей
и
взрослых,
органично
сочетаемые
с
развитием сюжета.
Интегрированные
занятия
Содержание
интегрированных
занятий
позволяет
ребенку
вместе
с
родителем
преодолевать
трудности,
решать проблемные ситуации.
В игровой форме
В
содержание
игрового
занятия
включены эстафеты, подвижные игры.
Д л я
в ы п о л н е н и я
д в и ж е н и й
используются
приемы
имитации,
подражания.
Занятия-практикумы
Примечание.
П р и
п о д г о т о в к е
к
занятиям-практикумам
особое
внимание необходимо обратить
на
аргументированность
и
д о к а з а т е л ь н о с т ь
т е х
положений, с которыми педагог
з н а к о м и т
р о д и т е л е й .
Конструктивно
использовать
возникшие
в
ходе
занятий
п р о бл е м н ы е
с и т у а ц и и
и
спорные мнения.
Занятия-практикумы
включают
теоретическую и практическую части:
в
теоретической
части
родителям предлагается сообщение
или
беседа
специалиста
(врача,
психолога,
медицинская
сестра,
инструктора
по
физкультуре)
по
определенной теме;
в
практической
части
–
участвуют родители и дети – они
выполняют
какой-либо
комплекс
лечебно-профилактических
мероприятий.
При
фронтальной
организации
детско-родительские
пары
выполняют упражнения одновременно.
При
групповом
способе
из
детско-родительских
пар
23
образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется
местами с другой подгруппой.
Эффективнее использовать круговую тренировку.
Приложение № 2.
Месяц
Название досуга
ноябрь
«Всей семьей, на старт!»
«Папа, мама, Я – спортивная семья!»
24
февраль
«Масленица»
«Папины дочки, мамины сыночки»
«Рыцарский турнир»
март
День
здоровья:
и н т е л л е ктуа л ь н о -
двигательная игра «Секреты здоровья»
«КВН»
май
Спартакиада «Мы хотим всем рекордам
наши звонкие дать имена!»
Приложение № 3.
Подготовка к походу
дети
родители
педагоги
-овладевают основами
физической
подготовки;
-беседуют
с
детьми
дома;
- готовят сухой паёк;
-выбирают
одежду
и
-проводят
предварительную
р а б о т у
с
д е т ь м и
(беседа, занятия);
25
-наблюдают за
природными
объектами на
прогулке осенью,
зимой, весной;
-учатся готовить
туристическое
снаряжение (рюкзак);
правильно выбирать
одежду;
-изучают правила
поведения туристов.
обувь;
-помогают
готовить
снаряжение,
выбрать
маршрут;
- и с п о л н я ю т
р о л и
сказочных персонажей;
-проводят
подвижные
и г р ы ,
и г р ы
с
элементами
спортивного
ориентирования.
- и н ф о р м и р у ю т
и
консультируют
родителей;
-обговаривают
м а р ш р у т,
ц е л ь
и
содержание похода;
-готовят
необходимое
оборудование;
-составляют
инструкцию по охране
ж и з н и
и
з д о р о в ь я
детей.