Напоминание

"Взаимодействие ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.


Автор: Колесник Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Взаимодействие ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54 «Веснушки»

Здоровый дошкольник»

Взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности

воспитанников в здоровом образе жизни.

( проект)

Исполнитель:

Колесник Галина Александровна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №54 «Веснушки»

Г. Междуреченск

2

Содержание

1. Введение___________________________ 3

2. Актуальность проекта________________ 5

3. Содержание проекта _________________ 7

4. План-график реализации проекта______ 12

5. Ожидаемые результаты_______________ 18

6. Заключение ________________________ 19

7. Литература_________________________ 20

8. Приложения________________________ 22

3

1. Введение

«Воспитание здорового поколения —

стратегическая задача России»

В.В.Путин

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных

стратегических

задач

развития

страны.

Она

регламентируется

и

обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ

«Об образовании» (ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии

населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по

обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении

основных направлений государственной социальной политики по улучшению

положения детей в Российской Федерации» и др.

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления

образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в

ряде дошкольных учреждений качественного улучшения детского здоровья,

но

вместе

с

тем

показатели

заболеваемости

дошкольников

продолжат

ухудшаться.

Известно,

что

здоровье

взрослого

человека

на

75%

определяется

условиями

его

формирования

в

детском

возрасте.

Детство

-

ключевой

критический

период

жизни,

когда

осуществляется

формирование

всех

морфологических

и

функциональных

структур,

определяющих

потенциальные

возможности

взрослого

человека

пожизненно.

Поэтому

именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем

здоровье,

воспитывать

у

него

заинтересованность

и

активность

в

саморазвитии, самопостроении и самосохранении.

Разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы

определено

место

каждого

социально

-

экономического

звена

-

семьи

и

дошкольного

образовательного

учреждения,

сегодня

-

приоритетное

направление в системе физического воспитания.

4

Физическое

развитие

ребёнка

зависят

от

ценностей

всей

семьи,

эрудиции

в

вопросах

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

понимания

родителями

ответственности

перед

детьми

за

качество

их

здоровья,

повышения двигательной активности. Иначе говоря, семья служит моделью

для своего ребенка в вопросах активизации движений.

Известно, решение задачи

по активизации движений дошкольника

наиболее

успешно

решается

в

ДОУ

и

осуществляется

при

активной

включенности

ребёнка

и

родителей

в

физкультурно-оздоровительную

деятельность.

Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей

старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о

важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о

здоровом

образе

жизни.

Эти

сведения

становятся

важным

компонентом

личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с

семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе

жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и

родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и

по

своей

доступности

и

эффективности

проект

может

применяться

в

дошкольных учреждениях любого типа.

2. Актуальность

5

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую

актуальность.

По

данным

НИИ

гигиены

и

профилактики

заболеваний

детей,

подростков

и

молодежи,

за

последние

десятилетия

состояние

здоровья

дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы

здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей второй группы, имеющих

различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и третьей

группы - с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу

тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста

хронической заболеваемости у детей.

Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показывает, что

первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости

острыми респираторными инфекциями высок – 60 – 70%), на втором месте

стоят

паразитарные

и

инфекционные

болезни,

а

затем

аллергические

заболевания

и

болезни

органов

пищеварения.

Почему

это

происходит?

Прежде

всего,

это

объясняется

местом

проживания,

ухудшением

экологической ситуации. Мы живем в Сибири, где так мало солнца, а шесть

месяцев в году лежит снег. И в вопросах оздоровления детей рука об руку

должны

идти

медики,

педагоги,

психологи

и

другие

специалисты,

а

первоначальным этапом оздоровления детей должна выступать семья.

При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее

воспитателей, учителей и т.д.

Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности

быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа

психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного

благополучия.

Она

создает

условия

для

первичной

ориентации

детей

в

организации физического развития и направленности средств физического

развития на борьбу с гиподинамией .

6

Поэтому цель данного проекта

-заинтересовать

родителей

в

целенаправленном

формировании

потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в

физкультурно-оздоровительный процесс.

Задачи.

1.

Формировать

у

детей

потребность

в

здоровом

образе

жизни,

стремление

к

сохранению

и

укреплению

своего

здоровья

средствами физической культуры.

2.

Повышать

педагогическую

компетентность

родителей

в

воспитании

здорового

ребенка

через

вовлечение

их

в

совместную

деятельность.

Новизна проекта определяется повышенным интересом в настоящее

время к проблеме физического здоровья детей дошкольного возраста.

Практическая

значимость

проекта

очевидна

при

наличии

положительной

динамики

физического

и

психического

здоровья

детей

дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

3. Содержание проекта.

7

Педагогическая

целесообразность

педагогического

проекта

заключается

в

выбранной

тактике

использования

традиционных

и

нетрадиционных

форм

взаимодействия

ДОУ

с

семьями

воспитанников,

которые в полной мере решают все поставленные задачи.

Традиционные:

-

информационно-наглядные

(

материалы

на

стендах,

папки

передвижки, рекомендации);

-индивидуальные ( беседы, консультация, посещение семьи)

-коллективные ( родительские собрания, консультации)

Нетрадиционные.

Просветительско- профилактические:

- информационно-аналитические (анкетирование, опросы);

-

наглядно-познавательные

(дни

здоровья,дни

открытых

дверей,

стенды, буклеты и т.д.)

Формы совместной деятельности:

-

совместная

спортивная

деятельность

(физкультурные

занятия,

физкультурные досуги, туристические прогулки.)

- совместное творчество детей и родителей (фото- выставки, выставки

детского творчества, выпуск плакатов, газет.)

Основным

механизмом

для

достижения

цели

проекта

и ,

объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной

деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное

использование

наглядно-практических,

игровых

методов

и

приемов,

способов организации совместной деятельности детей и родителей.

Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).

8

Совместные

физкультурные

занятия

являются

самой

эффективной

формой

работы

с

родителями

по

формированию

культуры

здоровья

дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.

Цель

совместных

физкультурных

занятий

-

ориентация

семьи

на

воспитание

здорового

ребенка,

гармонизация

детско-родительских

отношений

средствами

физической

культуры

и

повышение

компетенции

родителей в области физического развития и воспитания детей.

Задачи совместных физкультурных занятий.

1.

Содействовать

формированию

теоретических

знаний

и

практических умений у родителей в области физического воспитания

ребенка.

2.

Ф о р м и р о в ат ь

у

д о ш ко л ь н и ко в

п о т р е б н о с т ь

к

систематическим занятиям физическими упражнениями.

3.

Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-

родительской паре.

4.

Развивать

у

дошкольников

физические

качества

и

психические

процессы,

творческую

и

познавательную

активность,

инициативу.

Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение

инновационной

методики

«Гимнастика

вдвоем»,

которая

описана

М.Н.

Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».

Гимнастика

вдвоем

-

это

различные

физические

упражнения,

выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на

то,

чтобы

помочь

родителям

и

детям

ощутить

радость

от

совместной

двигательно-игровой деятельности.

Отличительная

особенность

совместных

физкультурных

занятий

заключается в следующем:

9

1.

Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе

с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного

ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

2.

Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в

коллективе

сверстников,

а

когда

родители

на

глазах

у

детей

демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит

детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший

эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.

3.

В конце занятия родителям выдаются памятки,

даются

рекомендации.

Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от

рациональной организации детей и взрослых на занятии (приложение №1).

Совместные физкультурные досуги.(1 раз в квартал)

При

организации

совместных

физкультурных

досугов

создаются

условия

для

реализации

природной

двигательной

активности

детей,

потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная возможность

развиваться

ребенку,

обогащать

двигательный

опыт,

формировать

у

дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни.

Досуги

имеют постоянную тематику (приложение № 2).

Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).

Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств

туризма,

позволяющих

не

только

совершенствовать

двигательную

сферу

ребенка, но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в

работе

с

семьями

по

формированию

у

воспитанников

потребности

в

здоровом образе жизни. Подобное внимание к этому средству физического

воспитания не случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий

двигательную

деятельность

ребенка

на

открытом

воздухе,

позволяет

10

позитивно влиять на физическое развитие растущего организма, а в целом, на

его здоровье.

Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная

деятельность

детей

с

целью

укрепления

здоровья

и

физического

совершенствования,

направленная

на

познание

окружающего

мира

и

осуществляемая в игровой деятельности. И очень важно в таком непростом

деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.

Этот вид деятельности опирается на методику использования средств

туризма

с

дошкольниками

5-7

лет

авторской

программы

«ТУРИСТЯТА»

Завьяловой Татьяны Павловны,

к.п.н. доцента кафедры теоретических основ

физического

воспитания

ТюмГУ.

Данная м е т од и к а предусматривает

циклическое построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех

сезонных циклов (осеннего-зимнего-весеннего).

Каждый

поход

представляет

организованную

двигательную

деятельность детей и взрослых, ее проведение в ближайшем природном и

с о ц и а л ь н ом

о к руже н и и

в

ф о рм е

а кт и в н о го

отд ы ха .

О б щ а я

продолжительность

похода

2,5

-

3

часа.

Маршруты

передвижения

продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те

же объекты в разные сезоны. Но прежде чем отправится в поход, необходима

подготовка (приложение № 3).

Ресурсы.

1.

Временные – сезонные.

2.

Информационные

-

просветительско-профилактическая

информация.

3.

Интеллектуальные

(экспертные)

образовательная

программа,

диагностический

инструментарий

по

физическому

развитию.

4.

Человеческие (кадровые) – сотрудники МБДОУ.

5.

Организационные – администрация ДОУ.

11

6.

Материально-технические – предметно-развивающая среда

спортивного зала, спортивной площадки, средства ТСО.

7.

Финансовые – бюджет МБДОУ, спонсорство родителей.

Целевая аудитория проекта.

1.

Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).

2.

Родители детей 5-7 лет.

3.

Сотрудники МБДОУ:

инструктор по физкультуре;

воспитатели групп;

психолог;

музыкальный руководитель;

медсестра.

Срок реализации проекта – 2 года.

12

4.

План-график реализации проекта.

Этапы

сроки

Мероприятия

Период

выполнения

Ответственный

I этап

информационно

-аналитический

2015 год

(II полугодие)

1.

Проведение

мониторинга состояния

работы по

здоровьесбережению

детей:

исследование

состояния здоровья

детей;

диагностика

физической

подготовленности

дошкольников.

май

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

медсестра

2.

Изучение уровня

осведомленности и

мотивации родителей в

вопросах

формирования,

укрепления и

поддержания здоровья

дошкольников:

анкетирование

родителей.

май

Инструктор

по

физкультуре,

воспитатели,

3.

Изучение научно-

методической

л и т е р а т у р ы

п о

проблеме:

новых

методик

и

технологий

май-

сентябрь

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели.

13

физического

развития

и оздоровления детей;

анализ

существующих

инновационных

форм

работы

методической

службы;

п о д б о р

н о в ы х

более

эффективных

ф о р м

р а б о т ы

с

родителями.

4.

Разработка

плана

мероприятий

совместной

деятельности

детей

и

родителей.

май-сентябрь

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

II этап

практический

2015-2016

учебный год.

1.

Информирование

сотрудников и

родителей о реализации

проекта «Здоровый

дошкольник»

октябрь

Инструктор

по

физкультуре,

воспитатели,

2.

Проведение

промежуточного

мониторинга состояния

работы по

здоровьесбережению

детей:

-исследование

состояния

здоровья детей;

-диагностика

2 раза в год

(сентябрь/май)

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели,

медсестра.

14

физической

подготовленности

дошкольников.

1 раз

в квартал

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели,

администрация

ДОУ

3.

Внедрение

современных форм

работы с семьей по

формированию

потребности

воспитанников в

здоровом образе жизни:

-физкультурные

з а н я т и я

с

дошкольниками

5 - 7

лет;

-физкультурные

досуги;

-сезонные

туристические

прогулки-походы.

4.

Просветительско-

профилактическая

работа:

- ко н с у л ь т а ц и и

д л я

педагогов и родителей;

1 раз в месяц

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

-индивидуальные

беседы;

по

запросу

р од и т е л е й

и

педагогов

-родительские собрания;

Инструктор

по

физиче ской

15

-день открытых дверей;

-бюллетень здоровья;

2 раза в

год

культуре,

воспитатели

психолог,

медсестра,

администрация

ДОУ.

фотовыставки;

-выставки творческих

работ;

-буклеты для детей и

родителей.

в течение

года

Инструктор

по

физиче ской

культуре,

воспитатели.

5.

Вовлечение

детей, педагогов,

родителей в единую

творческую

деятельность в рамках

проекта.

6.

Оформление

результатов

совместного

творчества детей и

родителей:

-составление сказок,

сочинений,

рассказов,

-составление

кроссвордов про

здоровье;

-конкурс газет, плакатов;

-защита детских мини-

в течение

года

Инструктор

по

физиче ской

культуре

воспитатели.

16

проектов по ЗОЖ.

7.

Трансляция

промежуточных

результатов

реализации проекта:

-на педагогическом

совете;

-на родительском

собрании;

в конце года

Инструктор

по

физиче ской

культуре

III этап

контрольно-

аналитический

2016 год

(II полугодие)

1.

Исследовани

е эффективности

проводимой работы

деятельности на

основе анализа

мониторинга:

-исследование

состояния

здоровья детей;

-диагностика

физической

подготовленности

Май

Инструктор

по

физиче ской

культуре

воспитатели,

психолог,

врач-

педиатр,

медсестра,

администрация

ДОУ.

17

дошкольников.

1.

Изучение

рейтинга ДОУ:

-анкетирование

родителей.

2.

Оформление

продукта проекта.

Июнь-

август

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

IV этап

презентацион-

ный

2016 год

Мультимедийная

презентация

инновационного

опыта.

август

Инструктор

по

физиче ской

культуре.

5. Ожидаемые результаты

18

В результате реализации данного проекта будет предложена «Модель

организации физической активности детей дошкольного возраста в условиях

ДОУ с привлечением родителей», как эффективное средство физического и

психического развития ребенка и формирование потребности в здоровом

образе жизни.

Развитие у родителей компетентностей в области физического и

психического развития детей в условиях ДОУ.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.

Увеличение

количества

детей

с

высоким

уровнем

физической

подготовленности к школе.

Перспективы развития проекта

- Распространение

положительного

педагогического

опыта

по

формированию физической активности совместно ДОУ и семьи.

6. Заключение

19

Разработка и внедрение проекта «Здоровый дошкольник!» поможет при

разработке

и

составлении

«Модели

физической

активности

детей

дошкольного возраста в условиях ДОУ» с целью рефлексивного анализа

своей

педагогической

деятельности

воспитателям

групп,

а

также

расширению

своих

педагогических

возможностей

в

сфере

физического

воспитания детей, а также повышению информационной компетентности

родителей.

7. Литература

20

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-

оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.С-125.

2. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.

М.: творческий центр СФЕРА, 2005. С-178.

3.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.

Божович. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.

4.

Бычкова, С.С. Современные программы по физическому воспитанию

детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова – М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.

5.

Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М.

Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С.41.

6.

Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст /

Л.Д. Глазырина. – М. : Владос, 2000. – 270 с.

7.

Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. –

С.10-14. Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего

возраста / О.Л. Зверева // Управление ДОУ, № 6, 2003.

8.

Ковалько,

В.И.

Азбука

физкультминуток

для

дошкольников

:

практические

разработки

физкультминуток,

игровых

упражнений,

гимнастических комплексов и подвижных игр / В.И. Ковалько. – М :

ВАКО, 2005. С.176 с.

9.

Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании дитя / Я.И.

Ковальчук – М.: Владос, 2005. –С. 122.

10.Козлова, С.А. Мой организм : метод. рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева

и др. - М., 2000. С.87

11.Козырева,

О.В.

Лечебная

физкультура

для

дошкольников

(при

нарушениях опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырёва. – М :

Просвещение, 2003 С.92.

21

12.Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка : метод. пособие / М.Д.

Маханёва. - М., 1999.

13.Управление

ДОУ

№5,

2003//Кротова

Т.В.

Оценка

уровня

взаимодействия ДОУ и семьи.

14.Управление ДОУ №1, 2004 //

Евдокимова Е.С. Проектирование как

здоровьесберегающая технология в ДОУ.

22

Приложение №1

Форма проведения

Содержание

Сюжетные занятия

В

основе

сюжетных

занятий

лежат

совместные

движения

детей

и

взрослых,

органично

сочетаемые

с

развитием сюжета.

Интегрированные

занятия

Содержание

интегрированных

занятий

позволяет

ребенку

вместе

с

родителем

преодолевать

трудности,

решать проблемные ситуации.

В игровой форме

В

содержание

игрового

занятия

включены эстафеты, подвижные игры.

Д л я

в ы п о л н е н и я

д в и ж е н и й

используются

приемы

имитации,

подражания.

Занятия-практикумы

Примечание.

П р и

п о д г о т о в к е

к

занятиям-практикумам

особое

внимание необходимо обратить

на

аргументированность

и

д о к а з а т е л ь н о с т ь

т е х

положений, с которыми педагог

з н а к о м и т

р о д и т е л е й .

Конструктивно

использовать

возникшие

в

ходе

занятий

п р о бл е м н ы е

с и т у а ц и и

и

спорные мнения.

Занятия-практикумы

включают

теоретическую и практическую части:

в

теоретической

части

родителям предлагается сообщение

или

беседа

специалиста

(врача,

психолога,

медицинская

сестра,

инструктора

по

физкультуре)

по

определенной теме;

в

практической

части

участвуют родители и дети – они

выполняют

какой-либо

комплекс

лечебно-профилактических

мероприятий.

При

фронтальной

организации

детско-родительские

пары

выполняют упражнения одновременно.

При

групповом

способе

из

детско-родительских

пар

23

образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется

местами с другой подгруппой.

Эффективнее использовать круговую тренировку.

Приложение № 2.

Месяц

Название досуга

ноябрь

«Всей семьей, на старт!»

«Папа, мама, Я – спортивная семья!»

24

февраль

«Масленица»

«Папины дочки, мамины сыночки»

«Рыцарский турнир»

март

День

здоровья:

и н т е л л е ктуа л ь н о -

двигательная игра «Секреты здоровья»

«КВН»

май

Спартакиада «Мы хотим всем рекордам

наши звонкие дать имена!»

Приложение № 3.

Подготовка к походу

дети

родители

педагоги

-овладевают основами

физической

подготовки;

-беседуют

с

детьми

дома;

- готовят сухой паёк;

-выбирают

одежду

и

-проводят

предварительную

р а б о т у

с

д е т ь м и

(беседа, занятия);

25

-наблюдают за

природными

объектами на

прогулке осенью,

зимой, весной;

-учатся готовить

туристическое

снаряжение (рюкзак);

правильно выбирать

одежду;

-изучают правила

поведения туристов.

обувь;

-помогают

готовить

снаряжение,

выбрать

маршрут;

- и с п о л н я ю т

р о л и

сказочных персонажей;

-проводят

подвижные

и г р ы ,

и г р ы

с

элементами

спортивного

ориентирования.

- и н ф о р м и р у ю т

и

консультируют

родителей;

-обговаривают

м а р ш р у т,

ц е л ь

и

содержание похода;

-готовят

необходимое

оборудование;

-составляют

инструкцию по охране

ж и з н и

и

з д о р о в ь я

детей.



В раздел образования