Автор: Радушинская Анжелика Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Мбдоу №31
Населённый пункт: Красноярский край п.Подгорный ЗАТОг.Железногорск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа вокального кружка «Веселые нотки»
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа вокального кружка «Веселые нотки»
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Музыкальный руководитель -Радушинская Анжелика Александровна
Оглавление
Стр.
I. Целевой раздел
3
1. 1. Пояснительная записка
3
0
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
3
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей с ТНР.
4
1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы
5
II. Содержательный раздел
7
2.1.1.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
7
2.1.2. Основное содержание образовательной деятельности с детьми
III. Организационный раздел
8
3.1.Материально-техническое обеспечение
8
3.2. Формы и методы реализации Программы
8
3.3. Структура организации и проведения образовательной деятельности:
8
3.4.Организация режима кружковой работы
9
3.5.Педагогический мониторинг
9
Приложение 1 План деятельности кружка «Серебряные нотки» (сентябрь-май)
11-24
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
1
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПИН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»;
Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
от 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17;
• Конвенция о правах ребенка.
Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. /
Н. В. Нищева.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цели реализации программы - формирование музыкально-слуховых представлений дошкольников
с
тяжёлыми
нарушениями речи,
в процессе певческой деятельности.
2
Задачи реализации программы:
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
-
развивать
вокально-хоровые
навыки
(ансамбль,
строй,
певческое
дыхание,
музыкальный
слух,
ритм,
звукообразование).
развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию;
- развивать слуховое внимание и память детей.
Рабочая программа обеспечивает
развитие детей в возрасте от 4 до7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
1.1.2. Основные принципы рабочей программы:
• Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается
внимание, воображение, мышление и речь.
• Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и
усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
• Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в
конце
года;
постепенно
переходят
от
усвоенного,
знакомого
к
новому,
незнакомому.
• Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность,
конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы
чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности -
это образец исполнения песни педагогом.
•
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности
детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
• Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не
повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не
наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара
должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с ТНР.
3
У детей среднего возраста 4 - 5 лет нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный
и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным
речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве. Голосовой
аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Особенное внимание отводится
формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное
произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные
моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных
особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями
речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а
также ритмико-мелодической стороны исполнения, использование артикуляционных и дыхательных гимнастик дает
положительный результат.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста к 5-6лет годам имеет свои особенности. Часто эти
дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно - трофические нарушения, функциональный сбой
сердечно - сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ТНР быстро утомляются, при выполнении
двигательных заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и
неритмичное дыхание, проявляются нарушения общей моторики. Часто дети не владеют даже простейшими
двигательными навыками: не умеют хлопать в ладоши, прыгать, приседать.
Наряду с преобладанием наглядно-
образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной. У детей отсутствует культура пения: большинство детей
неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими
навыками, поют невыразительно, плохо развиты память и внимание.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет. К 6 годам существенно повышается уровень произвольности
и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется
более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения, дети с ТНР
начинают
интересоваться
музыкой,
у
них
появляются
свои
любимые
песни,
танцевальные
композиции,
инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и
передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим
недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности.
1.1.4. Планируемые результаты освоения программы
4
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет) проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать
музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации
контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и
воспроизведении ритма.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет) эмоционально реагирует на музыку; умеет в движении передавать
характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального
произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет
направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и
навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и
фестивалях различного уровня.
II. Содержательный раздел
2.1.1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом
самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла с помощью
пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Содержание предполагает формирование эстетического мировосприятия у детей, создание среды для занятий
детским песенным творчеством, соответствующей их возрасту, особенностям развития моторики и речи.
В певческой деятельности формировать у детей речевое подражание, певческие навыки: учить начинать петь
вместе с педагогом после окончания вступления, петь с точной интонацией с музыкальным сопровождением и без него,
правильно брать дыхание; ритмично исполнять песни. Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми
согласнымизвуками. Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания. Развивать диафрагмальное дыхание,
модуляцию
голоса,
плавность,
интонационную
выразительность,
произносительные
навыки,подвижность
артикуляционного аппарата, петь естественным голосом без напряжения в диапазоне ре(ми) — ля (си).
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет) Учить детей получать радость от занятия пением. Развивать умение петь
5
выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко
произнося слова. Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок,
корова, щенок).
Рекомендуемые для пения попевки и песенки: Г. Вихарева, А. Барто «Мишка»,«Бычок», «Слон», «Грузовик»,
«Лошадка», «Мячик»; О. Боромыкова «Антошка»,«Окунь», «Ишак», «Удод», «Мишутка», «Медвежонок плюшевый»,
«Капризные лягушки», «До свиданья, сад!», Л. Гавришева, Н. Нищева «Слон», «Сом»,«Штанишки», «Мышка»,
«Индюшата», «Кошка и мышка», «Гололед», «Редиска»; С.Юдина «Прыг-скок»;Г. Федорова, Е. Тиличеева «Медведи»;
Г. Федорова, Б. Берлин «Веселый щенок»;В. Павленко, Э. Богданова «Капельки», Л. Бокалов, С. Вигдоров «Мама», А.
Филиппенко, Т. Волгина «Тает снег»; М. Карасев, М. Чарная, Н. Найденова«Барабанщик»; Н. Бахутова, М.
Александровская «Елочка»; В. Герчик, А. Чельцов«Воробей»; Н. Метлов, М. Клокова «Зима прошла»; Г. Фрид, Н.
Френкель «Песенка о весне»; М. Щеглов, слова народные «Две тетери».
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную
отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без
напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический
рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно
громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него
.
Продолжать формирование навыков сольного пения.
Рекомендуемые для пения песенки: «Чики-чики-чикалочки», «Бай-качи, качи», «Андрей-воробей» и др. русские
народные мелодии, «Осень пришла», «Новый год в окно стучится», «Рождественская песня» (сл. И. Шевчук), «Земля
полна чудес» (сл. М.Пляцковского), «Закружилась в небе осень», «Цветы полевые», «Спи, мой мишка»(сл. Е.
Тиличеевой), «Ну-ка, зайка, попляши» (сл. А. Филиппенко)78, Т. Потапенко, Е.Авдиенко «Листопад», А. Лившиц, М.
Познанская «Журавли», А. Филиппенко, Т.Волгина «Урожайная», М. Иорданский, М. Клокова «Голубые санки», А.
Филиппенко, Т.Волгина «Саночки», В. Витлин, С. Погореловский «Дед Мороз», Т. Потапенко, Н.Найденов«Новогодний
хоровод», Г. Фрид, Н. Френкель «Песенка о весне», В. Герчик, Я.Аким «Песенка друзей», Е. Тиличеева, М. Ивенсен
«Маме в день 8 марта», А.Филиппенко, Т. Волгина «По малину в сад пойдем», А. Филиппенко, Т. Волгина «Про
лягушек и комара», украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода», детские песенки В. Шаинского, Г. Струве по
выбору музыкального руководителя.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет) Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки
6
звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования,сольного и ансамблевого пения).
Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй
октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные
интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.
Рекомендуемые песни: «Вот и осень во дворе»106, «Медвежонок плюшевый», «Капризные лягушки»107; Е. Теличеева,
М. Долинов «Ходит зайка по саду»; рус. нар.«Скок-скок, поскок»; Ю. Чичков, К. Ибряев «Здравствуй, Родина моя!»; Е.
Теличеева, Л.Некрасова «Летние цветы»; В. Иванников, О. Фадеева «Самая хорошая!», Ю. Слонов, В.Малков «До
свиданья, детский сад!», «Качели», «Эхо», «Часы», «Труба», «Колыбельныя», «Бубенчики»,«Наш дом», «Лесенка» (муз.
Е. Теличеевой), «Скворушка прощается» (муз. Т.Потапенко, сл. М. Ивенсен), «Будет горка во дворе» (муз. Т. Потапенко,
сл. Е.Авдиенко), «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой), «Маминпраздник» (муз. Ю. Гурьева, сл.
С. Вигдорова), «Будем в армии служить» (муз. Ю.Чичикова, сл. В. Малкова), «Буденновец» (муз. Я. Дубровина, сл. М.
Норинского),«Пошла млада за водой» (рус. нар. песня в обр. В. Агафонникова), «Ой, вставала я ранешенько» (рус. нар.
песня в обр. Н. Метлова), «Коляда» (рус. нар. обрядовая песня), детские песенки В. Шаинского, Г. Струве. 3.
Методическое обеспечение прогрммы
1. Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под
ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» - 2012.
3.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения
Волгоград: Учитель, 2009г.
4.Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
5.Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
6. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.
7. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М., Просвещение, 1989г
8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы. Для успешной реализации данной Программы необходимо
материально-техническое обеспечение:
1. Звукоизолированное помещение - музыкальный зал;
7
2. Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное
оборудование, микрофоны, CD-диски;
3. Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная;
4. Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкальнодидактические
игры и пособия, детские музыкальные инструменты;
3.2. Формы и методы реализации Программы
Формы реализации Программы:
• Коллективная работа;
• Индивидуальная работа;
• Концертные выступления;
• Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Методы реализации Программы:
- словесные (беседа; распевание по голосам)
- практические (упражнения, формирующие правильную певческую осанку; дыхательная звуковая гимнастика;
артикуляционные упражнения; музыкально-дидактические игры и упражнения)
3.3. Структура организации и проведения образовательной деятельности:
• Музыкально-коммуникативная игра-приветствие
• Музыкально-дидактические игры
• Распевание (подготовка голосового аппарата ребёнка к разучиванию и исполнению вокальных произведений)
• Работа над разучиванием песенного репертуара (работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками)
• Песенное творчество
3.4.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении.
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей дошкольников в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года.
Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится
1 раз в неделю во вторую
половину дня. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. В течение учебного года
планируется
ряд
творческих
показов:
участие
в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных
выступлениях в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.
8
Расписание деятельности вокальной студии
День недели
Вокальная студия «Веселые нотки»
время
Вторник
Группа № 3 компенсирующей
направленности
от 4 до 6 лет
15.35-15.55
Группа
№
2
компенсирующей
направленности
от 5 до 7 лет
16.10-16.30
Группа
№
1
компенсирующей
направленности
От 6 до 7 лет
16.30-17.00
Приложение 1. План деятельности кружка «Серебряные нотки»
3.5. Педагогический мониторинг качества музыкального образования
№ Ф.Имя
ребенка
Показатели (знания, умения, навыки)
Итоговый
показатель
Качественное
исполнение
знакомых песен.
Наличие певческого слуха,
вокально-слуховой
координации
Умение
импровизировать
Чисто интонировать на
кварту вверх и вниз,
квинту и сексту
Навыки
выразительной
дикции
н (низкий) - не справляется с заданием
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Программу составили:
9
музыкальный руководитель _______________________А.А. Радушинская
старший воспитатель ____________________________Е.А. Хохлова
10
Приложение 1
Рабочей программе вокального кружка
«Веселые нотки»
План деятельности кружка «Серебряные нотки» (сентябрь-май)
Сентябрь
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
4.Музыкально-дидактическая
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять
в
точном
интонировании
трезвучий,
удерживать
интонации
на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей развивать слуховое внимание,
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
1. «Прогулка» (Занятие-игра).
2. «Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
«Как тебя зовут»
11
игра
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
умение импровизировать со звуками.
Учить детей петь естественным голосом, без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами
и
перед
началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким звуком
в подвижном темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно,
выполнять
логические
ударения
в
музыкальных фразах, отчётливо пропевать
гласные и согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.
1. «Котенок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
«Мой степной городок» сл и муз
Е.Тимошиной.
«Что у осени в корзине» муз. и сл.
Е.Тиличеевой.
Октябрь
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
1. «Прогулка» (Занятие-игра).
2. «Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
12
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
4.музыкально-дидактическая
игра
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
Упражнять
в
точном
интонировании
трезвучий,
удерживать
интонации
на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей различать характер музыки.
Дети
выполняют
три
действия:
спят,
маршируют, пляшут.
Учить детей петь естественным голосом, без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами
и
перед
началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким звуком
в подвижном темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно,
выполнять
логические
ударения
в
музыкальных фразах, отчётливо пропевать
гласные и согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
«Удивительный светофор» З.Я.
Роот.
1. «Котенок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
«Плакала
березка»,
муз.
и
сл.
И.Осокиной
«Что у осени в корзине» муз. и сл.
Е.Тиличеевой.
Ноябрь
1. Игра-приветствие.
Психологическая настройка на занятие.
Упражнения: 1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
13
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
4.Дидактическая игра
5 Упражнения для распевания.
6. Пение.
Подготовка
голосового
аппарата
к
дыхательным,
звуковым
играм,
пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья детей.
Упражнять
в
точном
интонировании
трезвучий,
удерживать
интонации
на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание
гласных и согласных звуков. Формировать
звучание
голоса
ближе
к
фальцетному.
Следить
за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить
детей
чётко
определять
высоту
звучания голоса и узнавать музыкальный
инструмент.
Расширять диапазон детского голоса. Учить
точно попадать на первый звук. Слышать и
передавать поступенное и скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.
1.
Продолжать
учить
детей
петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
Упражнения:
1.
«Обезьянки».
2.
«Весёлый язычок».
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
Игра со звуком: «Волшебная
коробочка».
«Музыкальное лукошко» З.Я. Роот.
«Бубенчики», «Андрей-воробей».
«Лягушка
и
петух»
А.
Андриященко.
14
пения;
2. Петь выразительно, передавая динамику
не только куплета к куплету, но и по
музыкальным фразам;
3.
Выполнять
паузы,
точно
передавать
ритмический рисунок, делать логические
(смысловые)
ударения
в
соответствии
с
текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно,
широко, с музыкальным сопровождением и
без него.
Декабрь
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием
голоса.
Учить детей «рисовать» голосом, изображать
звуковой кластер;
Учить
детей
соотносить
своё
пение
с
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и
понижая голос).
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э»
в разной последовательности
Игра голосом: «Звуки Вселенной»
15
4.Музыкальная игра.
5 Упражнения для распевания.
6. Пение.
показом
рук,
добиваясь
при
этом
осмысленного, эстетичного, выразительного
и разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.
Учить
детей
определять
высоту
звука,
расположению нот на нотоносце.
Закреплять
у
детей
умение
чисто
интонировать при поступенном движении
мелодии, удерживать интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно интонировать
интервалы. Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии хлопками во
время пения.
Побуждать
детей
к активной вокальной
деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть
звук как ниточку.
Способствовать
развитию
у
детей
выразительного
пения,
без
напряжения,
плавно, напевно.
Развивать
у
детей
умение
петь
под
фонограмму.
Формировать
сценическую
культуру
Модель Т. Боровик.
(Восход и заход солнца; парад
планет - унисон).
«По волнам», «Качели», «По
кочкам».
«Солнышко»З.Я. Роот.
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
Знакомый репертуар.
«Сказочка-дорожка»
сл
и
муз.
Е.Тимошиной.
«Веселый Дед Мороз» муз. и сл.
А.Варламова
16
(культуру речи и движения).
Январь
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонопедические упражнения.
4.Дидактическая игра.
5.Упражнения для распевания.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Подготовить речевой аппарат к дыхательным
и звуковым играм. Развивать дикцию и
артикуляцию.
Учит
детей
ощущать
и
передавать
интонацию в пении упражнений. Учить
детей
«рисовать»
голосом,
пропевать
ультразвук. Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного, выразительного
и разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.
Игра на развитие чувства ритма.
Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания
каждого интервала
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Работа с губами: (покусать зубами
верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу
жалобно).
«Весёлые подружки» З.Я. Роот.
1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему веленью»
А.Евтодьевой
17
6. Пение
1.
Продолжать
учить
детей
петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2.
Совершенствовать
умение
вовремя
начинать
пение
после
музыкального
вступления, точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;
5.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального
пения
с
музыкальным
сопровождением и без него.
6.
Совершенствовать
исполнительское
мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном
Колядки.
Повторение знакомых песен
Февраль
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
1. «Прогулка» (Занятие-игра).
2.
«Паровоз»
- Короткий
вдох,
долгий выдох;
«Машина»-
вибрация
губ.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и
18
3.Интонационно-
фонопедические упражнения.
4.Музыкальная игра.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
Учить детей выполнять голосом глиссандо
снизу
вверх
и
сверху
вниз
с
показом
движения рукой. Исполнять в среднем и
низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя
при
этом
силу
звучания.
Развивать
ритмический слух.
Игра,
позволяющая
закрепить
знания
о
длительности звуков. Составление простых
попевок.
Упражнять детей
во взятии глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя вступать
после
музыкального
вступления,
точно
попадая на первый звук;
2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя звук
при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух,
исполнительское
мастерство,
навыки
эмоциональной выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.
понижая голос)
«Самолёты», «Самолёт летит» М.
Картушиной.
«Мороз» (по методу Емельянова)
«Музыкальная поляна» З.Я.Роот.
1.«Песенка про папу» В.Шаинского
2. «Модницы» И.Ростовцева
19
Март
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонопедические упражнения.
4.Музыкальная игра.
5. Упражнения для распевания.
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка
голосового
аппарата
к
дыхательным,
звуковым
играм,
пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья детей.
Формировать
звучание
голоса
в
разных
регистрах, показывая высоту звука рукой
Следить
за
правильной
певческой
артикуляцией.
Развивать тембровый слух, выразительность
интонации.
Расширять диапазон детского голоса. Учить
детей
точно
попадать
на
первый
звук.
Самостоятельно
попадать
в
тонику.
Развивать
«цепное»
дыхание,
уметь
интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Упражнение:
«Вгости».
«Здравствуйте» Картушина.
Упражнения: «Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
«Спор
гуся
и
утёнка»Г.И.
Анисимова.
Знакомый материал.
20
6. Пение.
Побуждать
детей
к активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а капелла,
пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть
звук как ниточку.
Способствовать
развитию
у
детей
выразительного
пения,
без
напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь
под фонограмму и с микрофоном.
Формировать
сценическую
культуру
(культуру речи и движения).
1. «Теремок» Л.Олифировой
2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Мамочка моя» А.Ермолаева»
«Пешки-ложки» Ю. Турнянского
Апрель
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием
голоса.
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - короткий вдох, долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У» (протяжно,
на цепном дыхании, повышая и
понижая голос).
21
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
4.Музыкальная игра.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.
Формировать более прочный навык дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы,
способствовать появлению ощущения опоры
на дыхании, тренировать артикуляционный
аппарат.
Учить
детей
развивать
творческое
воображение ассоциативное мышление.
Добиваться
более
лёгкого
звучания;
развивать подвижность голоса.
Удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся звуке; точно интонировать
интервалы. Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии хлопками во
время пения.
Повысить
жизненный
тонус,
настроение
детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными фразами, и
перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать
обучать
детей
работать
с
микрофоном.
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Где бывали»? Г.И.Агисимова
«Я хороший»,
«Да и нет» В.Н.Петрушина.
1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух» А. Евтодьевой
1. «Лошадка» (амер. нар.песня)
2.
«Что
такое
семья?»
Е.
22
Гомоновой
Май
1.
Коммуникативная
игра-
приветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.
Емельянова.
3.Интонационно-
фонетические упражнения.
4.Музыкальная игра.
5.Упражнения для распевания.
Освоение
пространства,
установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Закреплять работу по развитию певческого
голоса,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить
речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
Закреплять
умение
выстраивать
голосом
звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного, выразительного
и разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.
Закреплять
умения
по
развитию
музыкальной памяти и слуха.
Повысить
жизненный
тонус,
настроение
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.
Голосовая разминка: «Весна»,
Модель Т.Боровик
«Цветик- семицветик»З.Я.Роот.
Проговаривание
текста
песен,
23
6. Пение.
детей, эмоциональное благополучие, уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные
навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1.
Петь
естественным
звуком
без
напряжения;
2.
Чисто интонировать в удобном диапазоне;
3.
Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
4.
Слышать
и
оценивать
правильное
и
неправильное пение;
5.
Самостоятельно попадать в тонику;
6.
Самостоятельно
использовать
навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.
попевок.
Знакомый репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
1. «Любимый детский сад»
К.Костина
«Светлячок» сл и муз
Е.Тимошиной.
24