Автор: Ракова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Мотивационная готовность ребёнка к школе
Тема: Исследование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование
Мотивационная готовность ребёнка к школе.
В процессе развития ребенка-дошкольника происходит изменение его
мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы
носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных
с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребенка
существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов,
формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот
период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия
развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь
закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически
происходит ее формирование.
В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка,
ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают
предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном
возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность
ребенка,
формируется
его
мотивационно-потребностная
сфера,
закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об
окружающем мире.
Интересующий
нас
старший
дошкольный
возраст
(6–7
лет)
традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный,
критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные
изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость,
ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил
название
кризиса
семи
лет,
который
также
называют
кризисом
непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной
чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации
внутренней и внешней стороны личности ребенка», т.е. ребенок начинает
ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя.
Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать
смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к
самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний.
Подчеркивая
позитивную
сторону
кризиса
семи
лет,
Л.С. Выготский
отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка,
возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от
дошкольного возраста к школьному.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь
от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к
осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных,
однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже
за пределами дошкольного возраста.
На сегодняшний день проблема подготовки детей к школьному
обучению занимает значительное место в психологических исследованиях.
Во многом это связано с тем, что на повестку дня поставлен вопрос о
постепенном переходе к обучению в школе детей, начиная с шестилетнего
возраста.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение
эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во
многом
определяется
тем,
насколько
верно
учитывается
уровень
подготовленности детей к школьному обучению.
Успешное претворение в жизнь этого положения школьной реформы
будет во многом зависеть от того, насколько полно при этом будут
учитываться индивидуальные и возрастные психологические особенности
детей, уровень их подготовленности к обучению в школе. Имеются в виду
как первые классы для шестилеток в детских садах и школах, так и обычные
первые классы (для семилеток). Неоценимую помощь здесь могли бы оказать
средства психологической диагностики готовности к школьному обучению.
Хотя в теоретическом плане проблемой готовности детей к обучению в
школе за последние 15-20 лет занимались психологи, педагоги, гигиенисты,
педиатры как в странах бывшего советского союза, так и в других странах. В
современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и
четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как
достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным
принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов
готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный,
социальный и эмоциональный компоненты . А. Анастази трактует понятие
школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями,
мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения
школьной программы поведенческими характеристиками» .
В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара
выделяет
умственный,
социальный
и
эмоциональный
компоненты.
Исследователь Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом
классе школы необходимы определенный уровень умственного развития,
способности
к
концентрации,
выносливость,
определенные
уровни
стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к
обучению (обучаемости), а также социального поведения.
А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе
«представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской
личности,
включая
особенности
ее
мотивации,
уровня
развития
познавательной,
аналитико-синтетической
деятельности,
степень
сформированности
механизмов
волевой
регуляции
действий
и
т.д.».
Аналогичные взгляды развивала Л.И. Божович. Еще в 60-е годы она
указывала,
что
готовность
к
обучению
в
школе
складывается
из
определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции школьника. Отличительной чертой
подхода советских психологов к проблеме готовности к обучению в школе
является, на наш взгляд, выделение в качестве ведущих, имеющих особо
важное значение мотивационной и социальной сферы личности.
«Социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создают
готовность
к
школе».
Это
же
подчеркивается
многими
другими
исследователями (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.).
Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению
в
школе
имеет
теоретическое
положение,
наиболее
интенсивно
разрабатываемое
Л.А.
Венгером
и
его
сотрудниками,
связанное
с
применением фундаментального положения советской психологии о том, что
все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В
работах Л.А. Вегнера подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста
не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, поскольку они, как и
любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для
которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без
нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для
дошкольного
возраста.
Исходя
из
этого,
Л.А.
Венгер
считает,
что
психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка
оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он
овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к
школьному
обучению
–
комплексное
образование,
которое
требует
комплексных психологических исследований. В структуре психологической
готовности
принято
выделять
следующие
компоненты
(по
данным
Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко
и др.).
В данном подпункте рассмотрены взгляды ученых на проблему
психологической готовности ребенка к школе. Наибольшее внимание, по
мнению большинства ученых, стоит уделять мотивационной готовности
ребенка к обучению.