Напоминание

Исследование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе


Автор: Ракова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Мотивационная готовность ребёнка к школе
Тема: Исследование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мотивационная готовность ребёнка к школе.

В процессе развития ребенка-дошкольника происходит изменение его

мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы

носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных

с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребенка

существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов,

формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот

период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия

развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь

закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически

происходит ее формирование.

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка,

ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают

предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном

возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность

ребенка,

формируется

его

мотивационно-потребностная

сфера,

закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об

окружающем мире.

Интересующий

нас

старший

дошкольный

возраст

(6–7

лет)

традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный,

критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные

изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость,

ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил

название

кризиса

семи

лет,

который

также

называют

кризисом

непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной

чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации

внутренней и внешней стороны личности ребенка», т.е. ребенок начинает

ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя.

Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать

смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к

самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний.

Подчеркивая

позитивную

сторону

кризиса

семи

лет,

Л.С. Выготский

отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка,

возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от

дошкольного возраста к школьному.

Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь

от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к

осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных,

однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже

за пределами дошкольного возраста.

На сегодняшний день проблема подготовки детей к школьному

обучению занимает значительное место в психологических исследованиях.

Во многом это связано с тем, что на повестку дня поставлен вопрос о

постепенном переходе к обучению в школе детей, начиная с шестилетнего

возраста.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

многом

определяется

тем,

насколько

верно

учитывается

уровень

подготовленности детей к школьному обучению.

Успешное претворение в жизнь этого положения школьной реформы

будет во многом зависеть от того, насколько полно при этом будут

учитываться индивидуальные и возрастные психологические особенности

детей, уровень их подготовленности к обучению в школе. Имеются в виду

как первые классы для шестилеток в детских садах и школах, так и обычные

первые классы (для семилеток). Неоценимую помощь здесь могли бы оказать

средства психологической диагностики готовности к школьному обучению.

Хотя в теоретическом плане проблемой готовности детей к обучению в

школе за последние 15-20 лет занимались психологи, педагоги, гигиенисты,

педиатры как в странах бывшего советского союза, так и в других странах. В

современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и

четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как

достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным

принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов

готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный,

социальный и эмоциональный компоненты . А. Анастази трактует понятие

школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями,

мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения

школьной программы поведенческими характеристиками» .

В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара

выделяет

умственный,

социальный

и

эмоциональный

компоненты.

Исследователь Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом

классе школы необходимы определенный уровень умственного развития,

способности

к

концентрации,

выносливость,

определенные

уровни

стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к

обучению (обучаемости), а также социального поведения.

А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе

«представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской

личности,

включая

особенности

ее

мотивации,

уровня

развития

познавательной,

аналитико-синтетической

деятельности,

степень

сформированности

механизмов

волевой

регуляции

действий

и

т.д.».

Аналогичные взгляды развивала Л.И. Божович. Еще в 60-е годы она

указывала,

что

готовность

к

обучению

в

школе

складывается

из

определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных

интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной

деятельности и к социальной позиции школьника. Отличительной чертой

подхода советских психологов к проблеме готовности к обучению в школе

является, на наш взгляд, выделение в качестве ведущих, имеющих особо

важное значение мотивационной и социальной сферы личности.

«Социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создают

готовность

к

школе».

Это

же

подчеркивается

многими

другими

исследователями (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.).

Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению

в

школе

имеет

теоретическое

положение,

наиболее

интенсивно

разрабатываемое

Л.А.

Венгером

и

его

сотрудниками,

связанное

с

применением фундаментального положения советской психологии о том, что

все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В

работах Л.А. Вегнера подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста

не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, поскольку они, как и

любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для

которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без

нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для

дошкольного

возраста.

Исходя

из

этого,

Л.А.

Венгер

считает,

что

психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка

оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он

овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к

школьному

обучению

комплексное

образование,

которое

требует

комплексных психологических исследований. В структуре психологической

готовности

принято

выделять

следующие

компоненты

(по

данным

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко

и др.).

В данном подпункте рассмотрены взгляды ученых на проблему

психологической готовности ребенка к школе. Наибольшее внимание, по

мнению большинства ученых, стоит уделять мотивационной готовности

ребенка к обучению.



В раздел образования