Напоминание

«Об инклюзивном образовании в современных условиях»


Автор: Каспарова Ирина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 21
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: Эссе
Тема: «Об инклюзивном образовании в современных условиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе

на тему: «Об инклюзивном образовании в современных условиях»

Подготовил: Каспарова И.П.

педагог-психолог МАДОУ № 21г. Армавира

Размышляя

о

современном образовании

(как специалист,

работающий в ДОУ с детьми с ОВЗ), считаю одной из важных проблем на

сегодня, является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми

потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели

образования, которая обеспечит возможность получения качественного

образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование широко

распространено в Европейских

странах, но в России – это достаточно новое явление,

и общественное

сознание россиян еще не готово к подобным переменам, а даже принятые

законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных,

гибких и материально обеспеченных систем.

И все же, постепенное введение инклюзивного образование в РФ

обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в

целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и

социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но

интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее

половины.

Инклюзия

сейчас - одна из стратегий специального образования.

Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями

развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не

просто поместить ребенка в обычную группу или класс на часть дня или

полный день, а таким образом изменить организацию пространства

учреждения, а также воспитательно-образовательный процесс, чтобы

полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Действительно,

инклюзивное

образование

способно,

обеспечить

формирование у всех участников образовательной деятельности таких

общечеловеческих ценностей, как:

1.

взаимное уважение;

2.

терпимость;

3.

осознание себя частью общества;

4.

предоставление возможностей для развития навыков и талантов

конкретного человека;

5.

взаимопомощь;

6.

возможность учиться друг у друга;

7.

возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая

исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное

отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих

особые образовательные потребности.

И все же, мы часто задумываемся над вопросом: «А возможен ли мир

без барьеров и границ?», «Можем ли мы решить проблему равенства в

получении

образования

и

для

детей,

которые

имеют

ограниченные

возможности здоровья?». И начинать решать эту проблему надо сейчас, с

детства.

Инклюзивное образование предусматривает не только активное

включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в

образовательном процессе ДОУ, обычной школы, но в большей мере

перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных

потребностей всех детей.

Проблема пребывания детей с ОВЗ (особенно детей с отклонениями в

речевом и умственном развитии) достаточно остро и имеет разные мнения в

обществе: изолировать детей с проблемами от здоровых детей, определить их

в специализированные учреждения и др.

Такая изоляция детей с проблемами развития способствует, прежде

всего,

ограничению общения, создает замкнутый мир, в котором все

приспособлено и обращено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую

жизнь.

В свою очередь родители детей с особыми образовательными

потребностями стремятся создать «здоровую»,

«доступную» среду для

своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.

Важной задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются

его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-

либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в

социальном аспекте.

Наблюдая и общаясь с детьми с ОВЗ, обратила внимание на то, что

они ведут себя как и обычные здоровые дети, они не осознают своих

недостатков, проблем со здоровьем. И открыла для себя, что мир «особого

ребенка» зачастую необычен, интересен, порою странен и пуглив…, на то

есть множество причин…

И все же, они - такие же дети и должны с детства уметь чувствовать,

видеть и слышать других людей, знать, что их любят, заботятся о них…

Именно это искреннее, гуманное отношение поможет им в дальнейшем

наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. А

здоровые дети, находясь с ними рядом, научатся гуманному отношению к

людям, в то время, как дети с особыми образовательными потребностями

получат стимулирующее влияние обучения и воспитания. А специалисты,

воспитатели, учителя им в этом помогут.

Но для осуществления эффективной реализации инклюзивной

формы образования необходимо работникам образовательных учреждений

выполнение важных условий:

психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их

родителей к совместному обучению детей;

повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;

программно-методическое обеспечение;

соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;

внедрение так называемой «безбарьерной среды»;

придание специальным образовательным учреждениям новых функций

-оказания специализированной консультативной помощи семьям и

детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также

специалистам этих учреждений.

Специалистам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо,

прежде всего, осознавать свою ответственность за взятую на себя важную

задачу.

Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой,

прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому

что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и

общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет

отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую

готовность

принять

их.

Все ли педагоги готовы обучать детей с различными образовательными

потребностями? Остро стоит проблема неготовности воспитателей ДОУ,

учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными

потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций

педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров,

и профессиональных стереотипов специалистов, воспитателей, учителей.

Помочь педагогам в преодолении этих трудностей сможет повышение

квалификации,

разработка

программ, творческие мастерские, обмен

опытом.

Создаются

базовые

образовательные

учреждения,

для

того

чтобы

педагоги могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде

инклюзии. Для меня является важным - изменения ценностей педагогов, так

как это является неизбежным в процессе инклюзии.

Ценности должны закрепиться в культуре педагогов, учителей, родителей,

учащихся ДОУ, школы в целом.

С появлением «инклюзивного образования» многое изменилось,

введены новые термины. Тьютор.

Одним важных условий в инклюзивном образовании является

наличие

специалиста

сопровождения,

который

мог

бы

организовать

образовательную

среду

таким

образом,

чтобы

ребенок

с

ОВЗ

был

максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или

детского сада. Таким специалистом и является тьютор.

Роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка.

Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого

является координация взаимодействия между основными участниками

инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, педагогом и

родителями

ребенка.

Выполняя

свою

ключевую

роль,

тьютор

целенаправленно работает над достижением основной цели - привести

ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом

нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т.е. не

превращая инклюзивную среду в коррекционную).

С одной стороны, важно помочь ребенку приспособиться к

социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые

находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих

(как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям

ребенка с ОВЗ, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.

Подводя итог своим размышлениям, следует сказать о том, что имея

на сегодняшний момент минусы и минусы инклюзивного образования, я

уверенна, что мы сможем достичь положительных результатов и сделать

это возможным — наша задача! Именно инклюзивное образование должно

предполагать изменение образовательной системы ДОУ, школы, а не самого

ребёнка. Мы, педагоги, должны дать каждому ребенку право на образование,

равную

возможность

чувствовать,

думать,

общаться

и

стремиться.

Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а

не барьером!

Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот

не быстрый и трудный, но осуществлять такую работу необходимо.

«Все дети должны иметь равные права и учиться вместе!»



В раздел образования