Автор: Каспарова Ирина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 21
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: Эссе
Тема: «Об инклюзивном образовании в современных условиях»
Раздел: дошкольное образование
Эссе
на тему: «Об инклюзивном образовании в современных условиях»
Подготовил: Каспарова И.П.
педагог-психолог МАДОУ № 21г. Армавира
Размышляя
о
современном образовании
(как специалист,
работающий в ДОУ с детьми с ОВЗ), считаю одной из важных проблем на
сегодня, является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми
потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели
образования, которая обеспечит возможность получения качественного
образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование широко
распространено в Европейских
странах, но в России – это достаточно новое явление,
и общественное
сознание россиян еще не готово к подобным переменам, а даже принятые
законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных,
гибких и материально обеспеченных систем.
И все же, постепенное введение инклюзивного образование в РФ
обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в
целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и
социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но
интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее
половины.
Инклюзия
сейчас - одна из стратегий специального образования.
Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями
развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не
просто поместить ребенка в обычную группу или класс на часть дня или
полный день, а таким образом изменить организацию пространства
учреждения, а также воспитательно-образовательный процесс, чтобы
полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Действительно,
инклюзивное
образование
способно,
обеспечить
формирование у всех участников образовательной деятельности таких
общечеловеческих ценностей, как:
1.
взаимное уважение;
2.
терпимость;
3.
осознание себя частью общества;
4.
предоставление возможностей для развития навыков и талантов
конкретного человека;
5.
взаимопомощь;
6.
возможность учиться друг у друга;
7.
возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности.
И все же, мы часто задумываемся над вопросом: «А возможен ли мир
без барьеров и границ?», «Можем ли мы решить проблему равенства в
получении
образования
и
для
детей,
которые
имеют
ограниченные
возможности здоровья?». И начинать решать эту проблему надо сейчас, с
детства.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное
включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в
образовательном процессе ДОУ, обычной школы, но в большей мере
перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных
потребностей всех детей.
Проблема пребывания детей с ОВЗ (особенно детей с отклонениями в
речевом и умственном развитии) достаточно остро и имеет разные мнения в
обществе: изолировать детей с проблемами от здоровых детей, определить их
в специализированные учреждения и др.
Такая изоляция детей с проблемами развития способствует, прежде
всего,
ограничению общения, создает замкнутый мир, в котором все
приспособлено и обращено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую
жизнь.
В свою очередь родители детей с особыми образовательными
потребностями стремятся создать «здоровую»,
«доступную» среду для
своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.
Важной задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются
его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-
либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в
социальном аспекте.
Наблюдая и общаясь с детьми с ОВЗ, обратила внимание на то, что
они ведут себя как и обычные здоровые дети, они не осознают своих
недостатков, проблем со здоровьем. И открыла для себя, что мир «особого
ребенка» зачастую необычен, интересен, порою странен и пуглив…, на то
есть множество причин…
И все же, они - такие же дети и должны с детства уметь чувствовать,
видеть и слышать других людей, знать, что их любят, заботятся о них…
Именно это искреннее, гуманное отношение поможет им в дальнейшем
наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. А
здоровые дети, находясь с ними рядом, научатся гуманному отношению к
людям, в то время, как дети с особыми образовательными потребностями
получат стимулирующее влияние обучения и воспитания. А специалисты,
воспитатели, учителя им в этом помогут.
Но для осуществления эффективной реализации инклюзивной
формы образования необходимо работникам образовательных учреждений
выполнение важных условий:
психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их
родителей к совместному обучению детей;
повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;
программно-методическое обеспечение;
соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;
внедрение так называемой «безбарьерной среды»;
придание специальным образовательным учреждениям новых функций
-оказания специализированной консультативной помощи семьям и
детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также
специалистам этих учреждений.
Специалистам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо,
прежде всего, осознавать свою ответственность за взятую на себя важную
задачу.
Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой,
прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому
что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и
общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет
отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую
готовность
принять
их.
Все ли педагоги готовы обучать детей с различными образовательными
потребностями? Остро стоит проблема неготовности воспитателей ДОУ,
учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными
потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций
педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров,
и профессиональных стереотипов специалистов, воспитателей, учителей.
Помочь педагогам в преодолении этих трудностей сможет повышение
квалификации,
разработка
программ, творческие мастерские, обмен
опытом.
Создаются
базовые
образовательные
учреждения,
для
того
чтобы
педагоги могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде
инклюзии. Для меня является важным - изменения ценностей педагогов, так
как это является неизбежным в процессе инклюзии.
Ценности должны закрепиться в культуре педагогов, учителей, родителей,
учащихся ДОУ, школы в целом.
С появлением «инклюзивного образования» многое изменилось,
введены новые термины. Тьютор.
Одним важных условий в инклюзивном образовании является
наличие
специалиста
сопровождения,
который
мог
бы
организовать
образовательную
среду
таким
образом,
чтобы
ребенок
с
ОВЗ
был
максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или
детского сада. Таким специалистом и является тьютор.
Роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка.
Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого
является координация взаимодействия между основными участниками
инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, педагогом и
родителями
ребенка.
Выполняя
свою
ключевую
роль,
тьютор
целенаправленно работает над достижением основной цели - привести
ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом
нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т.е. не
превращая инклюзивную среду в коррекционную).
С одной стороны, важно помочь ребенку приспособиться к
социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые
находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих
(как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям
ребенка с ОВЗ, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.
Подводя итог своим размышлениям, следует сказать о том, что имея
на сегодняшний момент минусы и минусы инклюзивного образования, я
уверенна, что мы сможем достичь положительных результатов и сделать
это возможным — наша задача! Именно инклюзивное образование должно
предполагать изменение образовательной системы ДОУ, школы, а не самого
ребёнка. Мы, педагоги, должны дать каждому ребенку право на образование,
равную
возможность
чувствовать,
думать,
общаться
и
стремиться.
Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а
не барьером!
Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот
не быстрый и трудный, но осуществлять такую работу необходимо.
«Все дети должны иметь равные права и учиться вместе!»