Авторы: Харина Светлана Георгиевна, Ивашкина Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Сценарий классного часа
Тема: "Горький хлеб блокады"
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации города Березники
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
Устный журнал
(классный час, внеклассное мероприятие в 5-6 классе)
ГОРЬКИЙ ХЛЕБ БЛОКАДЫ
Авторы: Харина Светлана Георгиевна,
Ивашкина Елена Васильевна
г. Березники
2020
Пояснительная записка
Классный час в форме устного журнала по теме «Горький хлеб
блокады» рассчитан на учащихся 5-6 классов.
В ходе занятия ребята
познакомятся с понятием «блокада», с теми испытаниями, которые выпали на
долю мирных ленинградцев в период блокады, узнают, какие жертвы понес
город, что помогло ленинградцам выстоять, сохранить уникальный город,
стать примером для потомков. В ходе мероприятия дети не только слушают,
но и принимают активное участие в его проведении: заучивают и читают
стихи перед классом, готовят с помощью учителя сообщения о тружениках
Ленинграда,
о
кошках,
которые
стали
и
жертвами,
и
спасителями
ленинградцев. Также в сценарии предусмотрен диалог педагога и детей:
вопросы в начале устного журнала, которые настраивают подростков на
серьёзный разговор о войне, и в конце мероприятия, чтобы закрепить знания.
Чтобы дети могли достоверно представить факты, о которых пойдет
речь на устном журнале, рассказ учителя и сообщения ребят иллюстрируются
презентацией.
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой
народ.
Задачи:
1.
Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне;
2.
Познакомить ребят с понятием «блокада»;
3.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего
народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой
Отечественной войны
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран,
презентация, хлеб (нарезанные кусочки по 125 и 250 граммов).
Предварительная подготовка:
за несколько дней до мероприятия
раздать детям стихи для заучивания и тексты сообщений (3 стихотворения и
2
сообщения):
«В
дыму
ленинградское
небо…»,
«Девчонка
руки
протянула…», «И было так: на всем ходу машина задняя осела…», рассказ о
пекаре Анне Гороховой, о памятнике кошкам.
Ход занятия.
Организационный момент. Слайд 1
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Музыка: А. Александров, Слова: В.Лебедев-Кумач
Учитель: Добрый день, ребята, в начале сегодняшней встречи прошу Вас
ответить на вопросы:
1)Как раньше, в период существования СССР, назывался город Санкт-
Петербург?
2)Кто сможет назвать даты начала и окончания Великой Отечественной
войны?
Ответы учащихся.
Основная часть.
Учитель: 27 января - День воинской славы России. В этот день в 1944 г.
была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Наш
классный час «Горький хлеб блокады» посвящается подвигу защитников и
жителей Ленинграда. Слово «блокада» для жителей Ленинграда неотделимо
от слова «хлеб».
Учитель: Ребята, кто знает, что такое блокада?
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте посмотрим на экран и уточним, что такое «блокада».
Слайд 2
Учитель:
Начало войны для нас было неудачным, враги наступали,
фашистская армия шла вперёд. В августе 1941 года Ленинград оказался в
блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Из окруженного города
нельзя было выехать ни на поезде,
ни на машине. Водные пути
обстреливались, жителям предлагали сдать город. 8 сентября 1941 года над
городом сомкнулось кольцо блокады, продлившейся 900 дней и ночей. В
кольце блокады оказалось 2 877 000 человек.
Слайд 3
Учитель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду: он решил стереть его
с лица земли. На жителей города обрушился голод. Слайд 4
Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по
карточкам, но и его не хватало. Представьте хлебную карточку – бумажный
листочек, расчерченный на квадратики. Блокадная карточка с суровой
надписью «при утере не возобновляется»
была дороже денег, картин
живописцев, шедевров искусства. С 20 ноября 1941 года суточный паёк хлеба
ленинградцев составлял 125-250 граммов. Слайд 5
Ученик читает стихотворение:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель: Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Посмотрите
на фотографии (слайд 6): это хлеб испекли по жёстким рецептам блокады и
отмерили 125 граммов. Это норма хлеба на один день зимы 41-42-го года. И
НИЧЕГО, кроме этого куска! Это был уже голод. Если бы вы видели этот
кусок хлеба! Он был как глина. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба,
был горьким и травянистым. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали
из отрубей, опилок, целлюлозы. Но эти 125 граммов давали человеку шанс
выжить.
(Продемонстрировать
детям,
сколько
это,
125
граммов
современного хлеба, с оговоркой, что блокадный хлеб был тяжелее, а
значит, кусок намного меньше).
Сообщение ученика:
Анна Горохова, пекарь хлебозавода, ходила 2 часа в одну сторону и в
другую. Она могла бы не ходить, а спать в цехе, но в общежитии жила старая
работница, которая уже не могла ходить. Анна приносила ей жжёные
крошки, осыпавшиеся из форм, и, хотя крошек тех было немного, пожилая
женщина пила крошки с водой и жила. А Анна снова шла на работу. Паёк же
пекаря отличался лишь тем, что такие же граммы, как у других, они получали
тёплыми.
Учитель: В перечне блокадной еды можно найти всякое – конопляные зёрна
от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали
мучной клей от обоев, извлекали его из книжных переплётов, вываривали
ремни, ели кошек, собак, потребляли технические масла, лекарства, специи,
отходы растительного сырья.
Слово «хлеб» обрело символический смысл. Хлеб насущный, хлеб как
образ жизни, хлеб как лучший дар земли, источник сил человека.
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии.
Люди,
истощенные
голодом,
измученные
бомбежками
жили
в
неотапливаемых домах. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что
замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки
мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех
была общая болезнь - дистрофия. Дети умирали не только дома, на улице по
дороге в школу, но случалось - и прямо в классе. Слайд 7
Ученик читает стихотворение
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Учитель: Несмотря на голод, холод, город не просто жил, он давал фронту
танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала
фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000
минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Слайд 8
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой
земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли
продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но
поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая
город со страной оборвалась. И тогда по льду Ладожского озера проложили
автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли
первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Берггольц) Слайд 9
Стихотворение читает ученик
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Учитель: Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее
«дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. Летом была вскопана
и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Слайд 10
Сообщение ученика: В современном Петербурге существует памятник еще
одним героям блокадного Ленинграда – кошкам. В первую блокадную зиму
горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек.
Это вызвало небывалый рост популяции крыс, грызуны представляли
серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и
переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в
январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было
собрано четыре вагона кошек, которых перебросили в осажденный город.
Слайд 11
Учитель: В нелегкое время люди даже о себе не могли позаботиться, и,
естественно, им было не до животных. Но даже тогда нашлись те, кто решил
спасти несчастных зверей из зоопарка: часть из них была перевезена в
Казань, другая - в Белоруссию. Конечно, немало животных погибло, а
некоторых хищников пришлось застрелить. Тем не менее, остается только
восхищаться теми, кто даже в суровой игре на выживание не потерял
человеческого лица. Слайд 12
18
января
1943
года
вражеское
кольцо
было
прорвано.
Но
окончательное
освобождение
наступило
только
через
год.
В
честь
выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта. Слайд 13
Учитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы
и советские воины в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и
холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не
сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги
города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина.
Слайд 14
Учитель: Поколения, пережившие голод и невзгоды войны, знают цену
куску хлеба. На невском проспекте по проезжей части дороги шла пожилая
женщина, вытянув вперед руку, а другой рекой махала платком, снятым с
головы. Ругались водители, шумела толпа, что-то кричал кондуктор. Только
женщина никого не слышала, она шла вперёд, преграждая путь транспорту.
Потом она наклонилась, что-то подняла и прижала к своей груди. Подойдя к
толпе, она протянула руки, и все увидели изуродованный хлеб, вернее то, что
от него осталось.
Как он попал на проезжую часть? Трудно сказать. Но кто-то очень
сытый, слишком сытый, всколыхнул ещё не зажившие раны блокадной
памяти. Реакция людей была разной, но бОльшая часть была потрясена.
Поступок седой женщины стал уроком памяти, порядочности, мужества и
чести, уроком глубокой гражданственности.
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов) Слайд 15
Минута молчания
Заключительная часть. Рефлексия.
Учитель: наш классный час подходит к концу, давайте вспомним, о чем
сегодня шла речь, и ответим на ряд вопросов.
Вопросы классу:
1)Что такое блокада?
2) Сколько длилась блокада Ленинграда?
3)Когда началась блокада Ленинграда?
4)Когда закончилась блокада Ленинграда?
5)Какой был суточный паек у ленинградцев в период блокады?
6)Из чего выпекался блокадный хлеб?
7)Как страна помогала блокадному Ленинграду?
8)Как называлась дорога, по которой в блокадный город завозили хлеб?
9)Кому воздвигнут памятник в современном Петербурге?
10) Как Родина оценила заслуги города Ленинграда в Великой
Отечественной войне?
Ответы учащихся.
Учитель: На этом наша встреча подошла к концу, всем спасибо за внимание,
надеюсь, что материал, представленный мной и ребятами не оставил Вас
равнодушными.
Литература:
1.Адамович А.М. Блокадная книга. – Л.: Лениздат, 1989
2.Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма. – Л.: Худ.лит., 1976
3.
Берггольц О.Ф. Стихи и поэмы. – Л.: Сов. Писатель, 1976
4. Песня Победы: Стихотворения. – Л. Детская литература, 1985
5.Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы. – Л.: Дет. Литература, 1977
Приложение: презентация «Горький хлеб блокады».