Автор: Бортникова Инна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБУ "Школа № 70"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: внеурочная деятельность «Юные инспекторы дорожного движения»
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
Возраст 6 класс
Срок реализации 1 год
2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮИД» 6 класс
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
·
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый
образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
·
этические
чувства,
прежде
всего
доброжелательность
и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные
инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей,
товарищей,
родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
·
умение
соотносить
правильность
выбора,
планирования,
выполнения
и
результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения,
нормативные документы об ответственности за нарушение
ПДД,
безопасный путь в школу,
перекрёстки и их виды,
правила пешехода на загородной
дороге,
дорогу и её составляющие части (проезжую часть,
обочину,
кювет,
пешеходную и
велосипедную дорожку),
дорожную разметку и дорожные знаки,
сигналы регулировщика и
светофора,
обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств,
правила пассажиров
при высадке из общественного транспорта, правила поведения пешехода на нерегулированном
перекрёстке,
оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами,
что такое
железнодорожный переезд, правила перехода и переезда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения,
выделять нужную информацию,
двигаться
группами и в колонне,
знать и применять правила дорожного движения для велосипедистов,
выполнять
практические
задания,
читать
информацию по
дорожным знакам,
оценивать
дорожную ситуацию, пользоваться общественным транспортом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
В результате
прохождения
программы «Юный инспектор дорожного движения» у
учащихся
будут
сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска
средств ее осуществления.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-развитие
навыков
сотрудничества
со
сверстниками
и
взрослыми
в
разных
социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-контролировать действия партнера.
4
-
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственразвитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Ожидаемые результаты.
1. Изучение Правил дорожного движения.
2.Получение учащимися необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дороге.
3. Расширение индивидуальных познавательных интересов детей.
4. Воспитание обязательного и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.
5. Участие в играх, соревнованиях, конкурсах, агитбригаде, утренниках.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования, конкурсы,
викторины,
игры,
КВН,
в портфолио достижений учащихся,
участие в городских и областных
конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮИД» 6 класс
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Введение в образовательную программу отряда
Теория.
Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура
отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
История правил дорожного движения
Теория.
История
и развитие
Правил
дорожного
движения.
Информация
о
первом светофоре,
автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения
Теория.
Правила
дорожного
движения
в
России.
Общие
положения.
Обязанности пешеходов,
водителей,
велосипедистов
и
пассажиров.
Проблемы безопасности
движения,
причины
дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение,
правила перехода дороги,
места перехода
проезжей части дороги.
Обход стоящего транспорта у обочины.
Движение пеших групп и
колонн.
Регулируемые
и нерегулируемые
перекрестки.
Средства
регулирования движения.
Знаки.
5
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные
знаки,
правила поведения в салоне транспорта,
перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения
пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные
знаки.
Информационно-указательные
знаки.
Знаки
сервиса.
Знаки
дополнительной информации.
Случаи,
когда
значения
временных
дорожных
знаков
противоречат
указаниям
стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи,
когда
значение
временных
дорожных
знаков
и
линий
временной
разметки
противоречат значениям линий постоянной разметки.
Вертикальная разметка.
Светофорное
регулирование.
Значение
круглых
сигналов
светофора
выполненных
в
виде
стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Светофоры для регулирования движения через
железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение
приоритета
между
участниками
дорожного
движения.
Главная
и
второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие
водителя
при
запрещающем сигнале
светофора
(кроме
реверсивного)
или
регулировщика.
Приоритет
транспортных
средств,
подающих
специальные
сигналы.
Транспортные
средства,
оборудованные
маячками синего или синего и красного цвета
и
специальным звуковым сигналом.
Транспортные средства,
оборудованные маячками желтого
или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и
специальным звуковым сигналом.
Определение
регулируемых
и нерегулируемых
перекрестков.
Общие
правила
проезда
перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков
со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев
на
регулируемых перекрестках.
Нерегулируемые
перекрестки.
Нерегулируемые
перекрестки
неравнозначных
дорог.
Нерегулируемые
перекрестки
равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств.
Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду.
Места прекращения движения в случаях,
когда
движение
через
переезд
запрещено.
Вынужденная
остановка
на
железнодорожном
переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки,
техническое состояние велосипеда,
движение
групп велосипедистов.
Разметка проезжей части дороги.
Остановка и стоянка транспортных
средств.
Влияние
погодных
условий
на
движение
транспортных
средств.
Тормозной
и
остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Проведение патрулирования на перекрёстках около здания школы в корпусах №1и2 на
предмет соблюдения ПДД учащимися.
6
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория.
Первая
помощь
при ДТП.
Информация,
которую должен сообщить
свидетель
ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение
различных
видов
повязок.
Оказание
первой
помощи
при
кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах,
вывихах,
ожогах,
обморожении,
переломах,
обмороке,
сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Фигурное вождение велосипеда
Теория.
Езда на велосипеде,
технические требования,
предъявляемые к велосипеду.
Экипировка.
Правила
движения
велосипедистов.
Подача
предупредительных
сигналов
велосипедистом
световыми приборами и рукой.
Дополнительные требования к движению велосипедистов:
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно.
Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
7
Календарно-тематическое планирование
15.
Проведение игр по безопасности движения в начальных
10
2
8
14.
История ГАИ – дорожной полиции.
Роль отрядов ЮИД в
предупреждении
детского
дорожно-транспортного
травматизма.
2
2
0
13.
Первая помощь при ДТП.
Информация,
которую должен
сообщить
свидетель
ДТП.
Аптечка
автомобиля
и
ее
содержимое.
4
2
2
12.
Права,
обязанности
и
ответственность
граждан
за
нарушения Правил дорожного движения.
2
2
0
11.
Общие вопросы порядка движения,
остановки и стоянки
транспортных средств.
2
2
0
10.
Патрулирование
около
школы,
на
перекрестках,
пешеходных переходах.
4
0
4
9.
Автомагистраль. Железная дорога.
Движение по автомагистралям и железным дорогам.
2
2
0
8.
Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы.
Применение аварийной сигнализации.
2
2
0
7.
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование
движения. Значение сигналов светофора.
Сигналы регулировщика.
4
2
2
6.
Организация
дорожного
движения.
Планирование
дорожной
сети
в
городе.
Развитие
технических
средств
регулирования. Права и обязанности пешеходов.
2
2
0
5.
Правила дорожного движения.
Разметка проезжей части
дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.
4
2
2
4.
Правила дорожного движения. Общие положения.
Обязанности водителей и пешеходов.
4
4
0
3.
Элементарные
вопросы теории движения
автомобиля
–
разгон.
торможение,
занос.
Влияние
погодных
условий на
движение автомобиля. Время реакции водителя
2
2
0
2.
История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности
движения.
Отечественные
автомобили,
мотоциклы,
велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране.
2
2
0
1.
Введение. Ознакомление с положениями ПДД.
Определение структуры отряда. Выборы командира отряда,
его заместителя командиров групп. Выбор девиза, речевки.
2
1
1
Всего
Теория
Практика
№
п/п
Содержание курса
Количество часов
8
классах.
Всего
68
41
27
22.
Итоговое
занятие:
подведение
итогов
работы за
год,
утверждение плана работы на следующий год
2
2
0
21.
Практическое занятие по ПДД «Велосипедист – водитель
транспортного средства»
2
0
2
20.
Правила дорожного движения для велосипедистов.
2
2
0
19.
ДТП:
причины
их
возникновения
и
возможные
последствия.
2
2
0
18.
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
8
4
4
17.
Просмотр видеофильма по ПДД
2
2
0
16.
Решение тестов и дорожных задач
2
0
2