Автор: Шибнева Ирина Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская Область
Наименование материала: доклад
Тема: Роль проектной деятельности на уроках «технологии» и внеурочных занятиях для социализации детей с ОВЗ и инвалидов
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Центр дополнительного профессионального образования
Доклад на тему:
Роль проектной деятельности на уроках «технологии» и внеурочных
занятиях для социализации детей с ОВЗ и инвалидов
Тема:
Роль проектной деятельности на уроках «технологии» и
внеурочных занятиях для социализации детей с ОВЗ и инвалидов
Работу выполнил слушатель
программы ПП ПиПИО:
Шибнева Ирина Алексеевна
Нижний Тагил
2020 год
Введение.
Школа сегодня идет в ногу со временем. Особенно актуально звучат
слова А. Дитервенга: «Развитие и образование ни одному человеку не могут
быть даны или сообщены. Всякий кто желает к нему приобщиться, должен
достигнуть
этого
собственной
деятельностью,
собственными
силами,
собственным
напряжением».
Чрезвычайно
важно
показать
детям,
что
приобретаемые знания им помогут и должны пригодиться в жизни.
В
настоящее
время
остро
стоит
вопрос
социализации
детей
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Социальным заказом
государства является
воспитание
активных,
успешных
членов
общества,
умеющих адаптироваться в жизни и обществе в целом.
Цель социализации — приобретение ребенком личностных качеств,
навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребенка в современном мире, решается важные
задачи:
формирование жизненной компетенции;
вовлечение
ребенка
с
ОВЗ
в
социально-значимую
деятельность,
которая бы активизировала процесс познания;
повышение социального статуса;
формирование и развитие коммуникативных навыков.
Основная часть. Теоретический раздел.
В
решении
проблемы
социализации
важную
роль
играет
система
организационно-методических
и
практических
мероприятий
на
уроках
технологии и внеурочной деятельности, а также воспитательной работе
обучающихся.
Предназначение
образовательной
области
«Технология»
-
это
воспитание
целостной
личности,
гармонично
сочетающей
в
себе
потребности
к
физическому
и
умственному
труду,
постоянному
совершенствованию,
самообразованию
и
самореализации,
что
особенно
актуально
при
рассмотрении
вопроса,
социализации
детей
с
ОВЗ
и
инвалидов.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом
общего
образования
школьников.
Его
содержание
предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми
среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной
составляющей окружающей человека действительности.
С
учетом
общих
требований
ФГОС
ООО
изучение
предметной
области «Технология» должно обеспечить:
развитие
инновационной
творческой
деятельности
обучающихся
в
процессе решения прикладных учебных задач;
активное
использование знаний,
полученных при
изучении других
учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую
и проектную деятельность;
формирование
представлений
о
социальных
и
этических
аспектах
научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность
любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в
разных формах деятельности.
Основным
видом
деятельности
учащихся,
изучающих
предмет
«Технология», является проектная деятельность.
По
каждому
разделу
учащиеся
изучают
основной
теоретический
материал,
осваивают
необходимый минимум
технологических
операций,
которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Проектная деятельность – это такой способ обучения, при котором
ученик
непосредственным
образом
включен
в
активный
познавательный
процесс:
участвует
в
подготовки
и
реализации
проекта,
преодолевает
трудности,
получает
результаты,
познаёт
различные
стороны
жизни,
развивает
на
практике
свои
способности,
личные
качества,
формирует
характер,
нравственные
качества,
отрабатывает
навыки
эффективного
сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.
Данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его
также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов —
это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона
Дьюи
(1859–1952). Условиями успешности
обучения согласно теории Д.
Дьюи
являются:
проблематизация
учебного
материала;
познавательная
активность
ребенка;
связь
обучения
с жизненным
опытом
ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов
заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Однако в 30-ые
годы использование данного метода было
официально запрещено.
Лишь
через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность.
Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором
Евгенией
Семеновной
Полат.
Практика
использования
метода
проектов
показывает,
что
“вместе
учиться
не
только
легче
и интереснее,
но
и значительно эффективнее”. На современном этапе развития образования
проектная
деятельность
рассматривается,
как
инновационная
педагогическая технология.
Проектная деятельность формирует у обучающихся:
– умения ставить и принимать задачу;
– планировать последовательность действий;
– выбирать необходимые средства и способы их выполнения;
– совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения;
– работать в коллективе;
– брать ответственность за результат деятельности на себя.
В
результате
закладываются
прочные
основы
трудолюбия
и
способности
к
самовыражению,
формируются
социально
ценные
практические умения, развивается творческий потенциал.
На
различных
этапах
организации
проектной
деятельности
обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:
Развитие
внимания
возможно
на
начальном
этапе
проектной
деятельности.
Для
развития внимания использую мотивационный приём:
постановка
цели,
показ
практической
значимости
результатов
труда.
Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что
они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета
технологии или изготовить подарок.
Развитие
умения
планировать
работу
также
возможно
на
начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень
сложным
для
детей
с
ОВЗ.
Поэтому
при
планировании
работы
по
изготовлению изделия ставлю, например: вопрос: С чего начать работу?,
Зачем нужен эскиз?
Необходимо подвести
обучающихся к
осознанию
о
целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.
Развитие
восприятия
возможно
на
основном
этапе
проектной
деятельности.
Одним
из
приёмов,
активизирующих процесс
восприятия,
является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства,
осуществляя,
необходимую
аналитическую
деятельность,
например:
«Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов
тканей».
Развитие
тонкой
моторики
возможно на
всех
этапах
проектной
деятельности. Работа с иглой тренирует пальцы рук при изучении различного
вида
стежков, вышивании, а
также
работа с
бисером, вязание
крючком,
спицами, работа на швейной машине.
Учитывая
быстрое
утомление
обучающихся,
во
время
занятия
чередую виды деятельности. (Связать цепочку крючком и пришить иглой к
ткани.)
Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В
качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю учеников
к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе;
обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.
Развитие
навыков
сотрудничества
осуществляется
при
изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности.
Учащиеся
в
группе
осваивают
элементы
организационной
деятельности
лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической
деятельности.
Улучшается и
общий
психологический климат
на
уроках:
ребята и
помогают друг другу, с
удовольствием участвуют в различных
мероприятиях.
Методический раздел.
В своей педагогической практике при работе с детьми ОВЗ и
инвалидами
вопрос:
«Роль
проектной
деятельности
на
уроках
«технологии» и внеурочных занятиях для социализации детей с ОВЗ и
инвалидов», я хотала бы рассмотреть на нескольких примерах.
1.
На
уроках
«технологи» проектная
деятельность
занимает
ведущее направление, так как она является завершающим этапом изучения
каждого
раздела
образовательной
области
«Технология».
Ребята
с
удовольствием
работают
над
реализацией
проекта,
на
всех
этапах,
придумывают, обсуждают иногда спорят, но в результате приходят к единому
мнению.
Одним
из
примеров
выполнения
творческого
проекта
может
послужить, изучение раздела «Интерьер жилого дома». В ходе изучения
раздела мы с ребятами знакомимся с такими понятиями, как «интерьер»,
«требования к интерьеру», «планирование» и «планировка», «зонирование
пространства», «цветовое решение», «применение современных материалов»
и
«цветовое
решение»,
В
качестве
закрепления
практического навыка
учащим предлагается выполнить творческий проект «Комната подростка».
Формы реализации проекта, для ребят я предлагаю разные, но наиболее
интересный — это выполнение макета комнаты. Многие ребята отказываются
выполнять данную работу, у них нет представления, что у ребенка есть своя
комната,
собственное
пространство,
где
он
может
учиться,
играть,
приглашать друзей. В начале урока ребятам задаю вопрос: «Вы любите
играть?»,
как
правило
после
такого вопроса
следует
ответ:
«Мы
уже
взрослые, и не играем?», и дальше мы переходим к обсуждению, каждый
ребенок рассказывает о чем мечтает, как должна выглядеть его комната, и
тогда я говорю: «Давайте учиться, играя!», «Давайте сделаем свой мир, из
подручных средств». Ребята включаются в процесс, и помощью подручных
средств выполняют задание. В итоге, получается готовая работа, и куча
положительных эмоций. У ребенка получилось создать собственную комнату,
какую он себе представляет.
2.
Внеурочная
деятельность
художественно
—
эстетического
направления и декоративно — прикладного творчества «Волшебство из
ничего».
Еще
одно
направлением
моей
педагогической
практики,
где
применяется метод проектов, здесь ребята имеют возможность развивать
моторику, творчески
мыслить,
развивать
практические
умения.
Все
эти
навыки, пригодятся детям в самостоятельной жизни,
умея что-то делать
руками, можно найти работу сделать правильный выбор профессии.
Данный курс позволяет учащимся с ОВЗ и инвалидам повысить:
•
учебно-познавательный
интерес
к
декоративно-прикладному
творчеству;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с мультикультурной картиной современного мира;
•
навыки
самостоятельной
работы
и
работы
в
группе
при
выполнении практических творческих проектов;
•
по
•
понимание причин успеха и неуспеха в творческой деятельности;
•
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
деятельности;
•
основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение
к
делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Немаловажное направление проектной деятельности - это участие в
ежемесячных общешкольных, городских и областных мероприятиях.
В
нашей
школе
в
течении
учебного
года
проводится
множество
мероприятий,
в
которых
обучающиеся
с
ОВЗ
и
инвалиды
принимают
активное участие наравне с обычными детьми. В при организации таких
мероприятий
нет
градации
ребенок
с
ОВЗ,
инвалид,
или
обучающийся
индивидуальной адаптированной образовательной программе участвуют все
на равных. Дети неразделимая часть социума, на них они не отдельно, что
позволяет им активно развиваться.
З
аключение.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в
оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом и обществом
их деятельности утверждает у детей веру в себя.
Мои ученики являются участниками и призерами:
Школьных конкурсов - «Осенний Букет», «новогодних компаний»,
Участвуют в проектах по оформлению школы к праздникам.
Участники
и
призеры
«Ежегодной
выставки
технического
и
декоративно- прикладного творчества детей и учащейся молодежи»
Призеры фестиваля талантов ДОО «ЮНТА» РДШ «Большая
перемена», в номинации декоративно прикладное творчество.
Призеры Регионального эксклюзивного фестиваля «Дружба».
Проектная
деятельности
на
уроках
«технологии»
и
внеурочных
занятиях
для
социализации
детей
с
ОВЗ
и
инвалидов» имеет
огромное
значение. Она способствует развитию гармоничной личности, обеспечению
учеников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной
жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное
социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к
широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.