Напоминание

Педагогика сотворчества в сельской школе.


Автор: Прокопенко Мария Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Долботовская СОШ
Населённый пункт: д. Долботово, Брянская область, Погарский район
Наименование материала: статья
Тема: Педагогика сотворчества в сельской школе.
Раздел: полное образование





Назад




Педагогика сотворчества в сельской школе.

Школа на селе – важнейший родник культуры, иногда – единственный,

вот

почему

личность

самого

педагога

играет

непреходящую

роль

в

становлении

культурной

традиции

местности,

в

расширении

жизненных

горизонтов, открывающихся перед ребятами.

Литератор в сельской школе столкнется с тем, например, что далеко не

в каждой семье есть книга Пушкина, что не все ребята знают, что такое

драма, потому что ни разу не были в театре.

Но

есть

в

сельской

школе

и

другие

черты,

обеспечивающие

целостность формирования личности ребенка. Деревня – это распахнутый

для

чуткого

сердца

мир

природы,

ее

рассветов

и

закатов,

говорливых

ручейков и медленных речек, мир, заключенный в капле росы, сверкающей

на продрогшем за ночь искристо-зеленом листке.

Деревня – это народный традиции в их наиболее чистом, родниково-

свежем виде; этот мир чудесных легенд и поверий, преданий и красочных

историй, веками слагавшихся в культурную первооснову наций. «Начало

искусства

слова

в

фольклоре»,

-

говорил

М.

Горький.

Знаменитые

пушкинские строки о «снах и карточных гаданьях, и предсказаниях луны»

обрели живую плоть на уроках литературы, где «преданья простонародной

старины» прозвучали при характеристике Татьяны Лариной, некрасовских

Прокла и Дарьи, тургеневских мальчишек из «Бежина луга».

Урок литературы и русского языка – это урок на котором изучается

творчество.

Вот

почему

девиз

моей

учительской

работы

«изучение

творчества посредством собственного творчества». Педагогика сотворчества

так

можно

определить

его

форму.

Сотворчество

писателя,

учителя

и

ученика.

Творческий

диалог

учителя

и

ученика

расширяется

до

их

совместного диалога с произведением, с его

автором, с той «вселенной в

малом преломлении», которая в нем заключена.

Литературный

образ

всегда

постановка

этической

проблемы,

и

высветить те ее грани, которые наиболее близки сердцу ребенка, - значит

заинтересовать,

удивить

его,

приучить

к

сопереживанию.

Этическая

проблема – это возможность

соотнести личный опыт с опытом героя.

«Написала бы я письмо или нет, окажись я на месте Татьяны?», «За пять

верст до Ессентуков, или Размышления Печорина возле погибшего коня» -

проблемы,

вскрывающие

саму

суть

образа,

позволяющие

увидеть

его

внутренним

зрением,

соотнести

«я»

ученика

и

«я»

героя.

Предлагаю

подготовить экспромтный диалог Насти и Митраши, вообразить «сокрытую

переписку» Чацкого и Софьи, реконструировать диалог между Пушкиным и

Николаем

Ӏ.

Лермонтов

скрыл

от

нас

внутренний

мир

Мери

Лиговской,

предоставив читателю судить о нем по записям журнала Печорина. А что

было в ее душе после рокового «Я вас не люблю»? И мы «восстанавливаем»

дневник

Мери,

как

некогда

«восстанавливали»

дневник

Татьяны

после

признания Ленского перед дуэлью.

Педагогика

сотворчества

на

уроках

литературы

помогает

научить

человека видеть «свою зарю» - неважно, утреннюю или вечернюю, но свою,

неповторимую,

как

неповторима

каждая

человеческая

личность.

И

подрастающий

человек,

вкусив

слово,

испытав

сладкую

муку

рождения

первой строки, никогда не сможет предать ее.

И ради этого сельскому учителю следует быть творцом. Взглянуть на

мир

так,

словно

видишь

его

впервые

до

головокружения

изумленным

взором,

чтобы

однажды

увидеть

в

ученической

тетради

написанное

торопливым, задыхающемся от волнения почерком: «Это была не береза – это

серебряный факел пронзал своим пламенем спелую синеву сентября…»



В раздел образования