Автор: Прокопенко Мария Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Долботовская СОШ
Населённый пункт: д. Долботово, Брянская область, Погарский район
Наименование материала: статья
Тема: Педагогика сотворчества в сельской школе.
Раздел: полное образование
Педагогика сотворчества в сельской школе.
Школа на селе – важнейший родник культуры, иногда – единственный,
вот
почему
личность
самого
педагога
играет
непреходящую
роль
в
становлении
культурной
традиции
местности,
в
расширении
жизненных
горизонтов, открывающихся перед ребятами.
Литератор в сельской школе столкнется с тем, например, что далеко не
в каждой семье есть книга Пушкина, что не все ребята знают, что такое
драма, потому что ни разу не были в театре.
Но
есть
в
сельской
школе
и
другие
черты,
обеспечивающие
целостность формирования личности ребенка. Деревня – это распахнутый
для
чуткого
сердца
мир
природы,
ее
рассветов
и
закатов,
говорливых
ручейков и медленных речек, мир, заключенный в капле росы, сверкающей
на продрогшем за ночь искристо-зеленом листке.
Деревня – это народный традиции в их наиболее чистом, родниково-
свежем виде; этот мир чудесных легенд и поверий, преданий и красочных
историй, веками слагавшихся в культурную первооснову наций. «Начало
искусства
слова
–
в
фольклоре»,
-
говорил
М.
Горький.
Знаменитые
пушкинские строки о «снах и карточных гаданьях, и предсказаниях луны»
обрели живую плоть на уроках литературы, где «преданья простонародной
старины» прозвучали при характеристике Татьяны Лариной, некрасовских
Прокла и Дарьи, тургеневских мальчишек из «Бежина луга».
Урок литературы и русского языка – это урок на котором изучается
творчество.
Вот
почему
девиз
моей
учительской
работы
–
«изучение
творчества посредством собственного творчества». Педагогика сотворчества
–
так
можно
определить
его
форму.
Сотворчество
писателя,
учителя
и
ученика.
Творческий
диалог
учителя
и
ученика
расширяется
до
их
совместного диалога с произведением, с его
автором, с той «вселенной в
малом преломлении», которая в нем заключена.
Литературный
образ
–
всегда
постановка
этической
проблемы,
и
высветить те ее грани, которые наиболее близки сердцу ребенка, - значит
заинтересовать,
удивить
его,
приучить
к
сопереживанию.
Этическая
проблема – это возможность
соотнести личный опыт с опытом героя.
«Написала бы я письмо или нет, окажись я на месте Татьяны?», «За пять
верст до Ессентуков, или Размышления Печорина возле погибшего коня» -
проблемы,
вскрывающие
саму
суть
образа,
позволяющие
увидеть
его
внутренним
зрением,
соотнести
«я»
ученика
и
«я»
героя.
Предлагаю
подготовить экспромтный диалог Насти и Митраши, вообразить «сокрытую
переписку» Чацкого и Софьи, реконструировать диалог между Пушкиным и
Николаем
Ӏ.
Лермонтов
скрыл
от
нас
внутренний
мир
Мери
Лиговской,
предоставив читателю судить о нем по записям журнала Печорина. А что
было в ее душе после рокового «Я вас не люблю»? И мы «восстанавливаем»
дневник
Мери,
как
некогда
«восстанавливали»
дневник
Татьяны
после
признания Ленского перед дуэлью.
Педагогика
сотворчества
на
уроках
литературы
помогает
научить
человека видеть «свою зарю» - неважно, утреннюю или вечернюю, но свою,
неповторимую,
как
неповторима
каждая
человеческая
личность.
И
подрастающий
человек,
вкусив
слово,
испытав
сладкую
муку
рождения
первой строки, никогда не сможет предать ее.
И ради этого сельскому учителю следует быть творцом. Взглянуть на
мир
так,
словно
видишь
его
впервые
–
до
головокружения
изумленным
взором,
чтобы
однажды
увидеть
в
ученической
тетради
написанное
торопливым, задыхающемся от волнения почерком: «Это была не береза – это
серебряный факел пронзал своим пламенем спелую синеву сентября…»