Автор: Самусова Татьяна Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ 124
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Экологическое воспитание и образование учащихся младших классов»
Раздел: начальное образование
Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание и образование учащихся младших классов»
Цели
Просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".
Привлечение внимания родителей к вопросу формирования у учащихся экологической культуры.
Ход собрания
1. Организационный этап
2. Вступительное слово классного руководителя
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически
образован и экологически культурен. Экологическое образование – это целенаправленное
воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем
взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими
навыками охраны природы.
Роль современной школы состоит в том, чтобы дать учащимся необходимый объем знаний,
умений и навыков, достаточный для практического использования в жизни, чтобы стать
разумными, рачительными хозяевами родной земли.
Экологическое образование ставит своей задачей формирование мировоззрения человека, в
основе которого лежит глубокое уважение к природе, всем формам жизни, к окружающим людям
и самому себе как частице природы. Ведь природа – это та земля, на которой мы родились и
выросли, наш дом, наша Отчизна.
Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания,
знание законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы
не нарушить гармонию природы.
Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том
возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На
экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается
красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное,
пагубное влияние человека на природу. Поэтому перед нами должна стоять цель: воспитывать
высокую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение,
экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического
воспитания.
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное
жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится
удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в
тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным.
Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым
годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет
ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей. Как ребенок
поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического
воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является
формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу,
которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее
многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет
человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
"…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не
дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только …
исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем
привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной
пичуги».Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с
эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях
вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым". Тысячи
цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Каждому человеку доступно развести
цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы
создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая
воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать
у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут
создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую
ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце. Но чтобы таких людей на
нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в
сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с
природой. Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо
своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе,
развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.