Напоминание

Эффективность организации метода проекта в условиях дошкольного образовательного учреждения


Авторы: Каталийчук Оксана Петровна, Кремлева Светлана Валерьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С№ 170 МБДОУ Д/С№145
Населённый пункт: Алтайский край г.Барнаул
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: Эффективность организации метода проекта в условиях дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективность организации метода проекта в условиях до-

школьного образовательного учреждения

2

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Одним из

принципов

дошкольного

образования,

прописанных

в

Федеральном

государственном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),

является

«построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом образования». Так же согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об

образовании в РФ»,

субъектность выражается в инициативе и проявлении

самостоятельной детской активности.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в

современных социо-экономических условиях дошкольному образованию отво-

дится приоритетная роль в становлении и развитии личности. Модернизация

системы дошкольного образования обуславливает поиск и применение наибо-

лее эффективных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного

возраста. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является проектная дея-

тельность, которая способствует выявлению интересов детей, развитию парт-

нерского стиля взаимодействия между детьми и взрослыми, поддержке детской

инициативы. Организация проектной деятельности в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения позволяет учитывать индивидуальные детские ин-

тересы и оформлять их в завершенное настоящее взрослое дело. Такой

комплексный подход является более продуктивным, поскольку в его основе ле-

жит принцип интеграции.

Цель исследования: определить организационно-педагогические усло-

вия, способствующие эффективной реализации проектной деятельности детей

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного

учреждения.

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности в

условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет

исследования:

организационно-педагогические

условия

реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в

дошкольном образовательном учреждении.

Задачи исследования:

1.

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по

проблеме исследования.

2.

Разработать критерии для оценки эффективности организации

проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях до-

школьного образовательного учреждения.

Методы исследования были выбр ан ы в соответствии с задачами и вы-

двин утой гипотезой:

- теор етический ан ализ и обобщен ие психолого-педагогической и

методической литер атур ы по пр облеме исследован ия;

- эмпир ические: ан кетир ован ие, опр ос, педагогический экспер имен т,

методы математической обр аботки дан н ых.

Теоретическая значимость исследования опр еделяется тем, что пр

3

оведен  ан ализ состоян ия пр облемы ор ган изации пр оектн ой деятельн ости

детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн

ого учр ежден ия в теор ии и пр актике дошкольн ого обр азован ия; р аскр ыты

методологические осн овы для создан ия модели ор ган изации пр оектн ой

деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого

обр азовательн ого учр ежден ия; н а осн ове теор етического ан ализа опр еделен

а совокупн ость организационно-педагогических условий,

способствующих

эффективн ой р еализации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн

ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия.

Практическая значимость р аботы заключается в том, что р азр аботан н

ая методика может пр имен яться для фор мир ован ия ин тер еса к пр оектн ой

деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста. Р езультаты исследован

ия позволяют р екомен довать пр имен ен ие пр оектн ых методов с целью совер

шен ствован ия

позн авательн ой

активн ости

детей.

Р азр аботан н ый

методический матер иал пр едн азн ачается для педагогических р аботн иков

дошкольн ых обр азовательн ых ор ган изаций, р ешающих поставлен н ую пр

облему.

Достоверность и обоснованность получен н ых р езультатов и выводов

была обеспечен а исходн ыми методологическими позициями, использован ием

системы методов, адекватн ых пр едмету и задачам исследован ия; комплексн ым

хар актер ом опытн о-экспер имен тальн ой р аботы; н епр отивор ечивостью и пр

еемствен н остью р езультатов н а р азличн ых этапах исследован ия.

На защиту выносятся следующие положения:

1.

Эффективн ость ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар

шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр

ежден ия обеспечивается р еализацией модели, включающей взаимосвязан н ые

элементы: цель, задачи, принципы организации проектной деятельности,

организационно-педагогические условия, результат;

2.

Кр итер иями эффективн ой ор ган изации пр оектн ой деятельн ости

детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн

ого учр ежден ия являются: повышение качества дошкольного образования в

условиях реализации метода проекта, повышение уровня профессиональной

компетентности педагогов, удовлетворенность партнерским взаимодействием

участников инновационной деятельности, повышение качества управления

инновационными

процессами

в

учреждении

дошкольного

образования,

распространение педагогического опыта за пределами ДОУ.

Метод пр оектов ин тер есен 

и полезен 

н е только детям, н о самим

педагогам, т.к. он 

дает возможн ость скон цен тр ир овать матер иал по опр

еделён н ой теме, повысить ур овен ь собствен н ой компетен тн ости по пр

облеме, вывести н а н овый ур овен ь взаимоотн ошен ия с р одителями, ощутить

себя действительн о пар тн ер ом детей в р ешен ии исследовательских задач,

сделать пр оцесс позн ан ия н е скучн ым и чр езмер н о н азидательн ым.

Метод пр оектов естествен н о и гар мон ичн о вплетается в обр азовательн

ый пр оцесс детского сада. Имен н о пр оектн ая деятельн ость поможет связать

4

пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из жизн и р ебён ка, а

также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость. Он а позволяет объедин

ить педагогов, детей, р одителей, н аучить р аботать в коллективе, сотр удн ичать,

план ир овать

свою

р аботу.

Каждый

р ебён ок

сможет

пр оявить

себя,

почувствовать себя н ужн ым, а зн ачит, появится увер ен н ость в своих силах.

Метод пр оектов – это педагогическая техн ология, стер жн ем котор ой

является самостоятельн ая деятельн ость детей – исследовательская, позн

авательн ая, пр одуктивн ая, в пр оцессе котор ой р ебён ок позн аёт окр ужающий

мир  и воплощает н овые зн ан ия в р еальн ые пр одукты.

Пр имен ительн о к детскому саду пр оект – это специальн о ор ган изован н

ый воспитателем и самостоятельн о выполн яемый воспитан н иками комплекс

действий, н апр авлен н ых н а р азр ешен ие пр облемн ой ситуации и завер

шающихся создан ием твор ческого пр одукта.

Суть «метода пр оектов» в обр азован ии состоит в такой ор ган изации обр

азовательн ого пр оцесса, пр и котор ой обучающиеся пр иобр етают зн ан ия и

умен ия, опыт твор ческой деятельн ости, эмоцион альн о-цен н остн ого отн

ошен ия к действительн ости в пр оцессе план ир ован ия и выполн ен ия

постепен н о усложн яющихся пр актических задан ий – пр оектов, имеющих н е

только позн авательн ую, н о и пр агматичн ую цен н ость.

Пр еимущества пр оектн ого метода:

является одн им из методов р азвивающего обучен ия, т.к. в его осн

ове лежит р азвитие позн авательн ых н авыков детей, умен ие самостоятельн о

кон стр уир овать свои зн ан ия, ор иен тир оваться в ин фор мацион н ом пр остр

ан стве;

повышает качество обр азовательн ого пр оцесса, позволяя р ешать р

азн оплан овые задачи;

служит р азвитию кр итического и твор ческого мышлен ия;

способствует повышен ию компетен тн ости педагогов;

способствует пр иобщен ию р одителей воспитан н иков к деятельн

ости ДОО .

Мы считаем, что использован ие н а пр актике техн ологии пр оектн ой

деятельн ости позволит н ам, р ешая мн огочислен н ые задачи ор ган изации

педагогического пр оцесса, достичь н ового качества деятельн ости дошкольн ой

обр азовательн ой ор ган изации.

Пр оектн ая деятельн ость – сложн оор ган изован н ый пр оцесс, пр едпола-

гающий системн ые пр еобр азован ия всего педагогического пр оцесса в до-

школьн ой обр азовательн ой ор ган изации.

Тр ебован ия государ ства к совр емен н ому обр азован ию опр еделяют н

еобходимость подготовки н ового поколен ия: активн ого, любозн ательн ого. В

этих условиях ДОУ, как н ачальн ая ступен ь в обр азован ии фор мир уют каче-

ства будущих выпускн иков. Н а н аш взгляд имен н о пр оектн ая деятельн ость

поможет связать пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из

жизн и р ебён ка, а также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость.

5

В осн ову использован ия пр оектн ой техн ологии в ДОУ положен а идея о

н апр авлен н ости позн авательн ой деятельн ости дошкольн иков н а р езультат,

котор ый достигается в пр оцессе совместн ой р аботы педагога, детей н ад опр

еделён н ой пр актической пр облемой (темой).

У детей дошкольн ого возр аста н едостаточн о фор мир уется способн ость

самостоятельно р ешать кон фликтн ые ситуации, н е пр ибегая к помощи взр

ослого, н е сформировано умен ие самоопр еделяться в своих желан иях, если он

и р асходятся с желан иями большин ства детей в гр уппе, то есть у детей

дошкольн ого возр аста н е пр оисходит р азвития социальн ых н авыков. Н овой

задачей ДОУ стан овится ор ган изация др ужествен н ого социума н а тер р итор

ии детского сада для р азвития социальн ых н авыков у детей дошкольн ого возр

аста. Деятельность ДОУ должн а быть н апр авлен а н а формирование личн ости

ребенка и развитие его взаимодействия со взр ослыми и свер стн иками. Для

этого н еобходимо измен ять техн ологию обр азовательн ого пр оцесса и создать

условия для социальн ого р азвития р ебен ка.

Подводя итог исследования, вывод, р абота по пр оектн ой деятельн

ости показала, что дошкольн ики могут успешн о выполн ять пр оектн ую

деятельн ость. Пр и этом н аблюдаются отчетливые позитивн ые измен ен ия в

позн авательн ом р азвитии детей, н аблюдается личн остн ый р ост дошкольн

иков, котор ый выр ажается в стр емлен ии к выполн ен ию ор игин альн ых твор

ческих

р абот.

Существен н о

измен яются

межличн остн ые

отн ошен ия

дошкольн иков, дети пр иобр етают опыт пр одуктивн ого взаимодействия, умен

ие слышать др угого и выр ажать свое отн ошен ие к р азличн ым стор он ам р

еальн ости. Н аблюдаются измен ен ия в отн ошен иях между детьми и р

одителями. Дети стан овятся ин тер есн ыми для р одителей как пар тн ер ы по

совместн ой деятельн ости.

Н есмотр я н а то, что техн ология пр оектир ован ия является ин н овацион

н ой для дошкольн ого учр ежден ия, можн о говор ить о н екотор ых достигн

утых р езультатах.

Дети, участвующие в пр оектн ой деятельн ости:

-

пр оявляют твор ческую активн ость в позн ан ии окр ужающего мир а;

-

самостоятельн ы и гибки в пр ин ятии р ешен ий;

-

созн ательн о пр имен яют сен сор н ые ощущен ия в р ешен ии пр актиче-

ских задач;

-

осозн ают себя субъектом пон имающим (что известн о, что н ет, каким

обр азом можн о узн ать);

-

способн ы общаться в детском коллективе по поводу обсужден ия сов-

6

местн ого план а действий;

-

воспр ин имают мир  пр ир оды н е только с утилитар н ой точки зр ен ия, н

о и осозн ают его ун икальн ость, кр асоту, ун ивер сальн ость.

Педагоги, использующие в своей деятельн ости пр оектн ый метод:

-

пр оявляют способн ость к самостоятельн ому твор ческому план ир ован

ию всего воспитательн о-обр азовательн ого пр оцесса;

-

обладают умен ием гибко подходить к план ир ован ию с учётом ин тер

есов и запр осов детей;

-

осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

-

р еализуют свои твор ческие умен ия (в изобр азительн ой, литер атур н ой,

музыкальн ой деятельн ости).

Р одители, пр ин имающие участие в пр оектн ой деятельн ости дошкольн

ого учр ежден ия:

-

н аладили тесн ый кон такт н е только со своим р ебён ком, н о и с коллек-

тивом р одителей и детей гр уппы;

-

получили возможн ость н е только узн ать о том, чем зан имается р ебён ок

в детском саду, н о и пр ин ять активн ое участие в жизн и гр уппы;

-

смогли р еализовать свои твор ческие способн ости.

Для совер шен ствован ия р аботы по использован ию техн ологии пр оектир

ован ия в деятельн ости н ашего дошкольн ого учр ежден ия заплан ир ован ы

следующие мер опр иятия:

-

пр оведен ие сер ии кр еативн ых игр  «Пр оектн ый метод в дошкольн ом

учр ежден ии», котор ые будут ор ган изован ы н а пр отяжен ии всего

учебн ого года. Осн овн ой задачей этих игр  является н е только озн аком-

лен ие педагогов с ин н овацион н ой техн ологией. В ходе дан н ых встр еч

будут пр оводиться игр ы-тр ен ин ги, кр еативн ые игр ы, способствующие

р азвитию твор ческого вообр ажен ия, гибкого мышлен ия воспитателей,

умен ия н аходить н естан дар тн ые р ешен ия пр облемн ых ситуаций;

-

создан ие в детском саду аудио- и видеотеки, где р ебята смогут самостоя-

тельн о н айти ин тер есующую их ин фор мацию. Цель дан н ой р аботы –

р асшир ен ие возможн остей детей для пр оявлен ия их активн ости и

самостоятельн ости в позн ан ии окр ужающего мир а;

-

ор ган изация игр ы-р азвлечен ия для р одителей «Твор им, измен яем, экс-

пер имен тир уем…». Цель дан н ого мер опр иятия - повышен ие мотива-

ции р одителей н а сотр удн ичество с педагогами детского сада.

Р езультаты теор етического и исследования следующие

1.

Изучен ие теор етических осн ов обеспечило выявлен ие сущн ости

осн овн ого пон ятия дан н ого исследован ия. Под пр оектн ой деятельн остью

автор ом исследован ия пон имается сочетан ие р азличн ых, базир ующихся н а

существующих в н астоящий момен т, возн икающих в пер спективе ин тер есах

р ебен ка видов н езависимой деятельн ости, поведен ия и опыта. Пр оектн ая де-

ятельн ость включает, с одн ой стор он ы, сотр удн ичество со взр ослыми, а с др

7

угой, н а р егуляр н о пополн яющихся н езависимых действиях р ебен ка до-

школьн ого возр аста.

2.

Особен н остью пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр

аста пр едъявляется возможн ость способствовать стан овлен ию у детей ин ди-

видуальн ых качеств, р азвивающихся лишь пр и обеспечен ии деятельн остн ого

участия, исключая вер бализацию усвоен ия. Пер воочер едн о утвер жден ие ка-

сается коллективн ых пр оектов, пр и н аличии огр ан ичен н ого числа участн

иков коллектива, создающего совместн ый твор ческий пр одукт. К вн овь обр

азован н ым хар актер истикам отн осятся способн ость сотр удн ичать, чувствуя

себя член ом коман ды, пр ин имать и выполн ять свои обязан н ости, н еся за н

их полн ую ответствен н ость, обсуждать их специфику выполн ен ия, согласо-

вывая р езультат своей деятельн ости с р езультатами деятельн ости остальн ых

член ов коман ды, пр оводить ан ализ достигн утых р езультатов, кор р ектир

овать их пр и н еобходимости, согласовывать всои потр ебн ости с потр ебн остя-

ми др угих, подчин яя их общему делу.

3.

В обр азовательн ом пр оцессе совр емен н ых дошкольн ых учр ежден

ий чаще всего осуществляются следующие типы проектов:

-

Исследовательско-твор ческие, наполненные детским экспер имен

тир ован ием и подачей р езультатаов в виде офор млен ия газет, детского дизайн

а, постан овки драматизации;

-

р олево-игр овые, включающие фр агмен ты твор ческих игр , позво-

ляющих детям н аходясь в обр азе гер оя сказки, отыскать решение обозн ачен н

ых пр облем;

-

ин фор мацион н о-пр актико-ор иен тир ован н ые, включающих по-

иск и пр имен ен ие детьми н еобходимой ин фор мации, н апр авлен н ой н а

удовлетвор ен ие обществен н ых потр ебн остей, в виде офор млен ия дизайн а гр

уппы или создан ия витр ажа и др.;

-

твор ческие, в итоге котор ых появляется и осуществляется пр огр

амма детского пр аздн ика, н апр имер  «Н еделя театра».

4.

Изучен ие опыта пр имен ен ия пр оектн ой деятельн ости в обр азо-

вательн ом пр оцессе МАДОУ «Детский сад № 170» позволил утвер ждать, что

такая деятельн ость осуществляется воспитателями по всем н апр авлен иям р аз-

вития р ебен ка, что дает эффективн ые положительн ые р езультаты, как в до-

стижен ии детьми н еобходимого ур овн я освоен ия пр огр аммы, так и в р аботе

с их р одителями, пр иближая их к р оли полн опр авн ых участн иков обр азова-

тельн ого пр оцесса. Пр оектн ая деятельн ость р еализуется активн о в гр уппах р

азличн ой возр астн ой категории.

5.

Ор ган изация пр оектн ой деятельн ости пр едусматр ивает высокий

ур овен ь педагога в овладен ии техн ологией пр оектир ован ия, постоян н ый пр

офессион альн ый р ост и самор азвитие в н апр авлен ии совер шен ствован ия

умен ий пр одуктивн о сотр удн ичать с твор ческой коман дой, увлекать участн

иков пр оекта, мотивир овать их н а р езультативн ую деятельн ость, выполн ять

свою р аботу н а каждом их этапов пр оекта, соблюдать тр ебуемые указан ия к

пр имен ен ию этого метода в обр азовательн ом пр оцессе дошкольн ой обр азо-

8

вательн ой организации.

Р еализация пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр аста пр

едусматр ивает совер шен ствован ие позиции педагога. Из н осителя готовых зн

ан ий

он 

тр ан сфор мир уется

в

сопр овождающего

позн авательн ой

исследовательской деятельн ости своих воспитан н иков, что влечет улучшен ие

психологического климата в гр уппе в целом, создает условия для твор ческого р

азвития каждого р ебен ка дошкольн ого возраста.



В раздел образования