Авторы: Каталийчук Оксана Петровна, Кремлева Светлана Валерьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С№ 170 МБДОУ Д/С№145
Населённый пункт: Алтайский край г.Барнаул
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: Эффективность организации метода проекта в условиях дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Эффективность организации метода проекта в условиях до-
школьного образовательного учреждения
2
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Одним из
принципов
дошкольного
образования,
прописанных
в
Федеральном
государственном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),
является
«построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования». Так же согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»,
субъектность выражается в инициативе и проявлении
самостоятельной детской активности.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в
современных социо-экономических условиях дошкольному образованию отво-
дится приоритетная роль в становлении и развитии личности. Модернизация
системы дошкольного образования обуславливает поиск и применение наибо-
лее эффективных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного
возраста. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является проектная дея-
тельность, которая способствует выявлению интересов детей, развитию парт-
нерского стиля взаимодействия между детьми и взрослыми, поддержке детской
инициативы. Организация проектной деятельности в условиях дошкольного об-
разовательного учреждения позволяет учитывать индивидуальные детские ин-
тересы и оформлять их в завершенное настоящее взрослое дело. Такой
комплексный подход является более продуктивным, поскольку в его основе ле-
жит принцип интеграции.
Цель исследования: определить организационно-педагогические усло-
вия, способствующие эффективной реализации проектной деятельности детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности в
условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет
исследования:
организационно-педагогические
условия
реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в
дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1.
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по
проблеме исследования.
2.
Разработать критерии для оценки эффективности организации
проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях до-
школьного образовательного учреждения.
Методы исследован ия были выбр ан ы в соответствии с задачами и вы-
двин утой гипотезой:
- теор етический ан ализ и обобщен ие психолого-педагогической и
методической литер атур ы по пр облеме исследован ия;
- эмпир ические: ан кетир ован ие, опр ос, педагогический экспер имен т,
методы математической обр аботки дан н ых.
Теор етическая зн ачимость исследован ия опр еделяется тем, что пр
3
оведен ан ализ состоян ия пр облемы ор ган изации пр оектн ой деятельн ости
детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн
ого учр ежден ия в теор ии и пр актике дошкольн ого обр азован ия; р аскр ыты
методологические осн овы для создан ия модели ор ган изации пр оектн ой
деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого
обр азовательн ого учр ежден ия; н а осн ове теор етического ан ализа опр еделен
а совокупн ость организационно-педагогических условий,
способствующих
эффективн ой р еализации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн
ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия.
Пр актическая зн ачимость р аботы заключается в том, что р азр аботан н
ая методика может пр имен яться для фор мир ован ия ин тер еса к пр оектн ой
деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста. Р езультаты исследован
ия позволяют р екомен довать пр имен ен ие пр оектн ых методов с целью совер
шен ствован ия
позн авательн ой
активн ости
детей.
Р азр аботан н ый
методический матер иал пр едн азн ачается для педагогических р аботн иков
дошкольн ых обр азовательн ых ор ган изаций, р ешающих поставлен н ую пр
облему.
Достовер н ость и обосн ован н ость получен н ых р езультатов и выводов
была обеспечен а исходн ыми методологическими позициями, использован ием
системы методов, адекватн ых пр едмету и задачам исследован ия; комплексн ым
хар актер ом опытн о-экспер имен тальн ой р аботы; н епр отивор ечивостью и пр
еемствен н остью р езультатов н а р азличн ых этапах исследован ия.
Н а защиту вын осятся следующие положен ия:
1.
Эффективн ость ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар
шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр
ежден ия обеспечивается р еализацией модели, включающей взаимосвязан н ые
элементы: цель, задачи, принципы организации проектной деятельности,
организационно-педагогические условия, результат;
2.
Кр итер иями эффективн ой ор ган изации пр оектн ой деятельн ости
детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн
ого учр ежден ия являются: повышение качества дошкольного образования в
условиях реализации метода проекта, повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов, удовлетворенность партнерским взаимодействием
участников инновационной деятельности, повышение качества управления
инновационными
процессами
в
учреждении
дошкольного
образования,
распространение педагогического опыта за пределами ДОУ.
Метод пр оектов ин тер есен
и полезен
н е только детям, н о самим
педагогам, т.к. он
дает возможн ость скон цен тр ир овать матер иал по опр
еделён н ой теме, повысить ур овен ь собствен н ой компетен тн ости по пр
облеме, вывести н а н овый ур овен ь взаимоотн ошен ия с р одителями, ощутить
себя действительн о пар тн ер ом детей в р ешен ии исследовательских задач,
сделать пр оцесс позн ан ия н е скучн ым и чр езмер н о н азидательн ым.
Метод пр оектов естествен н о и гар мон ичн о вплетается в обр азовательн
ый пр оцесс детского сада. Имен н о пр оектн ая деятельн ость поможет связать
4
пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из жизн и р ебён ка, а
также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость. Он а позволяет объедин
ить педагогов, детей, р одителей, н аучить р аботать в коллективе, сотр удн ичать,
план ир овать
свою
р аботу.
Каждый
р ебён ок
сможет
пр оявить
себя,
почувствовать себя н ужн ым, а зн ачит, появится увер ен н ость в своих силах.
Метод пр оектов – это педагогическая техн ология, стер жн ем котор ой
является самостоятельн ая деятельн ость детей – исследовательская, позн
авательн ая, пр одуктивн ая, в пр оцессе котор ой р ебён ок позн аёт окр ужающий
мир и воплощает н овые зн ан ия в р еальн ые пр одукты.
Пр имен ительн о к детскому саду пр оект – это специальн о ор ган изован н
ый воспитателем и самостоятельн о выполн яемый воспитан н иками комплекс
действий, н апр авлен н ых н а р азр ешен ие пр облемн ой ситуации и завер
шающихся создан ием твор ческого пр одукта.
Суть «метода пр оектов» в обр азован ии состоит в такой ор ган изации обр
азовательн ого пр оцесса, пр и котор ой обучающиеся пр иобр етают зн ан ия и
умен ия, опыт твор ческой деятельн ости, эмоцион альн о-цен н остн ого отн
ошен ия к действительн ости в пр оцессе план ир ован ия и выполн ен ия
постепен н о усложн яющихся пр актических задан ий – пр оектов, имеющих н е
только позн авательн ую, н о и пр агматичн ую цен н ость.
Пр еимущества пр оектн ого метода:
является одн им из методов р азвивающего обучен ия, т.к. в его осн
ове лежит р азвитие позн авательн ых н авыков детей, умен ие самостоятельн о
кон стр уир овать свои зн ан ия, ор иен тир оваться в ин фор мацион н ом пр остр
ан стве;
повышает качество обр азовательн ого пр оцесса, позволяя р ешать р
азн оплан овые задачи;
служит р азвитию кр итического и твор ческого мышлен ия;
способствует повышен ию компетен тн ости педагогов;
способствует пр иобщен ию р одителей воспитан н иков к деятельн
ости ДОО .
Мы считаем, что использован ие н а пр актике техн ологии пр оектн ой
деятельн ости позволит н ам, р ешая мн огочислен н ые задачи ор ган изации
педагогического пр оцесса, достичь н ового качества деятельн ости дошкольн ой
обр азовательн ой ор ган изации.
Пр оектн ая деятельн ость – сложн оор ган изован н ый пр оцесс, пр едпола-
гающий системн ые пр еобр азован ия всего педагогического пр оцесса в до-
школьн ой обр азовательн ой ор ган изации.
Тр ебован ия государ ства к совр емен н ому обр азован ию опр еделяют н
еобходимость подготовки н ового поколен ия: активн ого, любозн ательн ого. В
этих условиях ДОУ, как н ачальн ая ступен ь в обр азован ии фор мир уют каче-
ства будущих выпускн иков. Н а н аш взгляд имен н о пр оектн ая деятельн ость
поможет связать пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из
жизн и р ебён ка, а также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость.
5
В осн ову использован ия пр оектн ой техн ологии в ДОУ положен а идея о
н апр авлен н ости позн авательн ой деятельн ости дошкольн иков н а р езультат,
котор ый достигается в пр оцессе совместн ой р аботы педагога, детей н ад опр
еделён н ой пр актической пр облемой (темой).
У детей дошкольн ого возр аста н едостаточн о фор мир уется способн ость
самостоятельно р ешать кон фликтн ые ситуации, н е пр ибегая к помощи взр
ослого, н е сформировано умен ие самоопр еделяться в своих желан иях, если он
и р асходятся с желан иями большин ства детей в гр уппе, то есть у детей
дошкольн ого возр аста н е пр оисходит р азвития социальн ых н авыков. Н овой
задачей ДОУ стан овится ор ган изация др ужествен н ого социума н а тер р итор
ии детского сада для р азвития социальн ых н авыков у детей дошкольн ого возр
аста. Деятельность ДОУ должн а быть н апр авлен а н а формирование личн ости
ребенка и развитие его взаимодействия со взр ослыми и свер стн иками. Для
этого н еобходимо измен ять техн ологию обр азовательн ого пр оцесса и создать
условия для социальн ого р азвития р ебен ка.
Подводя итог исследования, вывод, р абота по пр оектн ой деятельн
ости показала, что дошкольн ики могут успешн о выполн ять пр оектн ую
деятельн ость. Пр и этом н аблюдаются отчетливые позитивн ые измен ен ия в
позн авательн ом р азвитии детей, н аблюдается личн остн ый р ост дошкольн
иков, котор ый выр ажается в стр емлен ии к выполн ен ию ор игин альн ых твор
ческих
р абот.
Существен н о
измен яются
межличн остн ые
отн ошен ия
дошкольн иков, дети пр иобр етают опыт пр одуктивн ого взаимодействия, умен
ие слышать др угого и выр ажать свое отн ошен ие к р азличн ым стор он ам р
еальн ости. Н аблюдаются измен ен ия в отн ошен иях между детьми и р
одителями. Дети стан овятся ин тер есн ыми для р одителей как пар тн ер ы по
совместн ой деятельн ости.
Н есмотр я н а то, что техн ология пр оектир ован ия является ин н овацион
н ой для дошкольн ого учр ежден ия, можн о говор ить о н екотор ых достигн
утых р езультатах.
Дети, участвующие в пр оектн ой деятельн ости:
-
пр оявляют твор ческую активн ость в позн ан ии окр ужающего мир а;
-
самостоятельн ы и гибки в пр ин ятии р ешен ий;
-
созн ательн о пр имен яют сен сор н ые ощущен ия в р ешен ии пр актиче-
ских задач;
-
осозн ают себя субъектом пон имающим (что известн о, что н ет, каким
обр азом можн о узн ать);
-
способн ы общаться в детском коллективе по поводу обсужден ия сов-
6
местн ого план а действий;
-
воспр ин имают мир пр ир оды н е только с утилитар н ой точки зр ен ия, н
о и осозн ают его ун икальн ость, кр асоту, ун ивер сальн ость.
Педагоги, использующие в своей деятельн ости пр оектн ый метод:
-
пр оявляют способн ость к самостоятельн ому твор ческому план ир ован
ию всего воспитательн о-обр азовательн ого пр оцесса;
-
обладают умен ием гибко подходить к план ир ован ию с учётом ин тер
есов и запр осов детей;
-
осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
-
р еализуют свои твор ческие умен ия (в изобр азительн ой, литер атур н ой,
музыкальн ой деятельн ости).
Р одители, пр ин имающие участие в пр оектн ой деятельн ости дошкольн
ого учр ежден ия:
-
н аладили тесн ый кон такт н е только со своим р ебён ком, н о и с коллек-
тивом р одителей и детей гр уппы;
-
получили возможн ость н е только узн ать о том, чем зан имается р ебён ок
в детском саду, н о и пр ин ять активн ое участие в жизн и гр уппы;
-
смогли р еализовать свои твор ческие способн ости.
Для совер шен ствован ия р аботы по использован ию техн ологии пр оектир
ован ия в деятельн ости н ашего дошкольн ого учр ежден ия заплан ир ован ы
следующие мер опр иятия:
-
пр оведен ие сер ии кр еативн ых игр «Пр оектн ый метод в дошкольн ом
учр ежден ии», котор ые будут ор ган изован ы н а пр отяжен ии всего
учебн ого года. Осн овн ой задачей этих игр является н е только озн аком-
лен ие педагогов с ин н овацион н ой техн ологией. В ходе дан н ых встр еч
будут пр оводиться игр ы-тр ен ин ги, кр еативн ые игр ы, способствующие
р азвитию твор ческого вообр ажен ия, гибкого мышлен ия воспитателей,
умен ия н аходить н естан дар тн ые р ешен ия пр облемн ых ситуаций;
-
создан ие в детском саду аудио- и видеотеки, где р ебята смогут самостоя-
тельн о н айти ин тер есующую их ин фор мацию. Цель дан н ой р аботы –
р асшир ен ие возможн остей детей для пр оявлен ия их активн ости и
самостоятельн ости в позн ан ии окр ужающего мир а;
-
ор ган изация игр ы-р азвлечен ия для р одителей «Твор им, измен яем, экс-
пер имен тир уем…». Цель дан н ого мер опр иятия - повышен ие мотива-
ции р одителей н а сотр удн ичество с педагогами детского сада.
Р езультаты теор етического и исследования следующие
1.
Изучен ие теор етических осн ов обеспечило выявлен ие сущн ости
осн овн ого пон ятия дан н ого исследован ия. Под пр оектн ой деятельн остью
автор ом исследован ия пон имается сочетан ие р азличн ых, базир ующихся н а
существующих в н астоящий момен т, возн икающих в пер спективе ин тер есах
р ебен ка видов н езависимой деятельн ости, поведен ия и опыта. Пр оектн ая де-
ятельн ость включает, с одн ой стор он ы, сотр удн ичество со взр ослыми, а с др
7
угой, н а р егуляр н о пополн яющихся н езависимых действиях р ебен ка до-
школьн ого возр аста.
2.
Особен н остью пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр
аста пр едъявляется возможн ость способствовать стан овлен ию у детей ин ди-
видуальн ых качеств, р азвивающихся лишь пр и обеспечен ии деятельн остн ого
участия, исключая вер бализацию усвоен ия. Пер воочер едн о утвер жден ие ка-
сается коллективн ых пр оектов, пр и н аличии огр ан ичен н ого числа участн
иков коллектива, создающего совместн ый твор ческий пр одукт. К вн овь обр
азован н ым хар актер истикам отн осятся способн ость сотр удн ичать, чувствуя
себя член ом коман ды, пр ин имать и выполн ять свои обязан н ости, н еся за н
их полн ую ответствен н ость, обсуждать их специфику выполн ен ия, согласо-
вывая р езультат своей деятельн ости с р езультатами деятельн ости остальн ых
член ов коман ды, пр оводить ан ализ достигн утых р езультатов, кор р ектир
овать их пр и н еобходимости, согласовывать всои потр ебн ости с потр ебн остя-
ми др угих, подчин яя их общему делу.
3.
В обр азовательн ом пр оцессе совр емен н ых дошкольн ых учр ежден
ий чаще всего осуществляются следующие типы проектов:
-
Исследовательско-твор ческие, наполненные детским экспер имен
тир ован ием и подачей р езультатаов в виде офор млен ия газет, детского дизайн
а, постан овки драматизации;
-
р олево-игр овые, включающие фр агмен ты твор ческих игр , позво-
ляющих детям н аходясь в обр азе гер оя сказки, отыскать решение обозн ачен н
ых пр облем;
-
ин фор мацион н о-пр актико-ор иен тир ован н ые, включающих по-
иск и пр имен ен ие детьми н еобходимой ин фор мации, н апр авлен н ой н а
удовлетвор ен ие обществен н ых потр ебн остей, в виде офор млен ия дизайн а гр
уппы или создан ия витр ажа и др.;
-
твор ческие, в итоге котор ых появляется и осуществляется пр огр
амма детского пр аздн ика, н апр имер «Н еделя театра».
4.
Изучен ие опыта пр имен ен ия пр оектн ой деятельн ости в обр азо-
вательн ом пр оцессе МАДОУ «Детский сад № 170» позволил утвер ждать, что
такая деятельн ость осуществляется воспитателями по всем н апр авлен иям р аз-
вития р ебен ка, что дает эффективн ые положительн ые р езультаты, как в до-
стижен ии детьми н еобходимого ур овн я освоен ия пр огр аммы, так и в р аботе
с их р одителями, пр иближая их к р оли полн опр авн ых участн иков обр азова-
тельн ого пр оцесса. Пр оектн ая деятельн ость р еализуется активн о в гр уппах р
азличн ой возр астн ой категории.
5.
Ор ган изация пр оектн ой деятельн ости пр едусматр ивает высокий
ур овен ь педагога в овладен ии техн ологией пр оектир ован ия, постоян н ый пр
офессион альн ый р ост и самор азвитие в н апр авлен ии совер шен ствован ия
умен ий пр одуктивн о сотр удн ичать с твор ческой коман дой, увлекать участн
иков пр оекта, мотивир овать их н а р езультативн ую деятельн ость, выполн ять
свою р аботу н а каждом их этапов пр оекта, соблюдать тр ебуемые указан ия к
пр имен ен ию этого метода в обр азовательн ом пр оцессе дошкольн ой обр азо-
8
вательн ой организации.
Р еализация пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр аста пр
едусматр ивает совер шен ствован ие позиции педагога. Из н осителя готовых зн
ан ий
он
тр ан сфор мир уется
в
сопр овождающего
позн авательн ой
исследовательской деятельн ости своих воспитан н иков, что влечет улучшен ие
психологического климата в гр уппе в целом, создает условия для твор ческого р
азвития каждого р ебен ка дошкольн ого возраста.