Автор: Борознина Галина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Урок истории в 10-м классе
Тема: «Российское государство в первой половине XIX в.»
Раздел: полное образование
Урок истории в 10-м классе
«Российское государство в первой половине XIX в.»
Учитель истории и обществознания
МОУ СШ № 93
Борознина Галина Анатольевна
Волгоград 2020 г.
Урок истории в 10-м классе
«Российское государство в первой половине XIX в.»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в
соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами модели
«Шесть шляп мышления».
Задачи:
Образовательные: создать условия для:
формирования у учащихся представления об основных направлениях
внутренней политики самодержавия в первой половине XIX века как
попытки решения основных вопросов: решения крестьянского вопроса и
попытки реформирования политического строя Российской империи;
анализа и обобщения реформ, преобразований в указанный период;
понимания причин, по которым ни один из вопросов радикально решён
не был.
Развивающие:
развивать
умение
использования
информационных
технологий
в
процессе обучения;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
формировать
активную
жизненную
позицию;
поддерживать
дух
толерантности, принимая другие точки зрения.
Используемое оборудование: персональные компьютеры с подключением к
сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point»,
Демонстрационный материал: презентация «Россия на рубеже веков».
Планируемый результат:
Учащиеся знают:
Хронологию событий.
Положительные и отрицательные последствия преобразований.
Учащиеся умеют:
Выделять главное во внутриполитической ситуации первой половины
XIX века.
Анализировать происходящие события, давать им оценку.
Работая
в
сети
Интернет,
находить
и
отбирать
интересующую
информацию по теме.
Создавать проекты в приложениях (Microsoft Power Point, Microsoft Word,
Publisher).
План урока:
1. Мозговой штурм с использованием презентации «Россия на рубеже веков».
(Активизация знаний учащихся из курса истории России за 8 класс).
2. Работа в группах с материалами учебника (§ 41учебник О.В.Волобуев,
В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин «Россия и мир с древнейших
времён до конца XIX века. Учебник для 10 класса») и ресурсами Интернет,
используя технологию «Шесть шляп мышления».
3. Отчёт групп. Выводы.
4. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Тема и цели урока
Учитель: Мы начинаем изучать новую главу «Россия на пути к модернизации».
Тема урока «Российское государство в первой половине XIX века».
Ученики прописывают тему в тетрадь.
Учитель: Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним материал,
изученный в предыдущее время:
(Презентация «Россия в начале XIX в.»)
(Мозговой штурм)
1. Как называлось государство в начале XIX века?
2. Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?
3. Назовите правителей первой половины XIX века в последовательности
правления.
4. Назовите особенности политического и социально-экономического развития
России в начале XIX века.
5. На основе особенностей сформулируйте наиболее важные проблемы,
которые необходимо было решать в первой половине XIX века.
6. Что необходимо было сделать, чтобы решить проблемы?
3. Работа в группах
Учитель: На уроке мы должны с вами охарактеризовать основные направления
внутренней политики самодержавия России в первой половине XIX века,
проанализировать и обобщить материал данного периода на основе материала §
41 и ресурсов Интернет с помощью модели «Шесть шляп мышления».
(Учащиеся получают шляпы, сделанные из цветной бумаги, на которых
написаны задания.)
Задания для групп:
1 группа «Белая шляпа» — объективно перечислить, главные на ваш взгляд,
исторические события первой половины XIX века, факты (не больше 10-12).
2 группа «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные
суждения по поводу изученного материала.
3 группа «Желтая шляпа»— обобщить все положительное.
4 группа «Черная шляпа» — выделить негативные последствия деятельности
императоров. («Чёрная шляпа»)
5 группа «Зеленая шляпа» — используя имеющиеся материалы, в любом
электронном
виде
(Microsoft
Power
Point,
Microsoft
Word,
Publisher)
«смонтировать» репортаж выпуска новостей о каком-либо событии или деятеле
(используя ресурсы CD и Интернет).
6 группа «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы,
рефлексивные мысли, идеи.
4. Работа в группах. Отчёт групп. Выводы
5. Рефлексия
Смогли ли вы понять проблемы первой половины XIX века?
Какие это проблемы?
Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили
от себя.
6. Домашнее задание
Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть
отражены преобразования первой половины XIX века в государственном
управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;
использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация
законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);
использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от
имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному
статусу и материальному положению.
Дополнительное задание желающим:
найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на
уроке);
придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.