Напоминание

«Российское государство в первой половине XIX в.»


Автор: Борознина Галина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Урок истории в 10-м классе
Тема: «Российское государство в первой половине XIX в.»
Раздел: полное образование





Назад




Урок истории в 10-м классе

«Российское государство в первой половине XIX в.»

Учитель истории и обществознания

МОУ СШ № 93

Борознина Галина Анатольевна

Волгоград 2020 г.

Урок истории в 10-м классе

«Российское государство в первой половине XIX в.»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в

соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами модели

«Шесть шляп мышления».

Задачи:

Образовательные: создать условия для:

формирования у учащихся представления об основных направлениях

внутренней политики самодержавия в первой половине XIX века как

попытки решения основных вопросов: решения крестьянского вопроса и

попытки реформирования политического строя Российской империи;

анализа и обобщения реформ, преобразований в указанный период;

понимания причин, по которым ни один из вопросов радикально решён

не был.

Развивающие:

развивать

умение

использования

информационных

технологий

в

процессе обучения;

развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная:

формировать

активную

жизненную

позицию;

поддерживать

дух

толерантности, принимая другие точки зрения.

Используемое оборудование: персональные компьютеры с подключением к

сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point»,

Демонстрационный материал: презентация «Россия на рубеже веков».

Планируемый результат:

Учащиеся знают:

Хронологию событий.

Положительные и отрицательные последствия преобразований.

Учащиеся умеют:

Выделять главное во внутриполитической ситуации первой половины

XIX века.

Анализировать происходящие события, давать им оценку.

Работая

в

сети

Интернет,

находить

и

отбирать

интересующую

информацию по теме.

Создавать проекты в приложениях (Microsoft Power Point, Microsoft Word,

Publisher).

План урока:

1. Мозговой штурм с использованием презентации «Россия на рубеже веков».

(Активизация знаний учащихся из курса истории России за 8 класс).

2. Работа в группах с материалами учебника (§ 41учебник О.В.Волобуев,

В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин «Россия и мир с древнейших

времён до конца XIX века. Учебник для 10 класса») и ресурсами Интернет,

используя технологию «Шесть шляп мышления».

3. Отчёт групп. Выводы.

4. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Тема и цели урока

Учитель: Мы начинаем изучать новую главу «Россия на пути к модернизации».

Тема урока «Российское государство в первой половине XIX века».

Ученики прописывают тему в тетрадь.

Учитель: Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним материал,

изученный в предыдущее время:

(Презентация «Россия в начале XIX в.»)

(Мозговой штурм)

1. Как называлось государство в начале XIX века?

2. Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?

3. Назовите правителей первой половины XIX века в последовательности

правления.

4. Назовите особенности политического и социально-экономического развития

России в начале XIX века.

5. На основе особенностей сформулируйте наиболее важные проблемы,

которые необходимо было решать в первой половине XIX века.

6. Что необходимо было сделать, чтобы решить проблемы?

3. Работа в группах

Учитель: На уроке мы должны с вами охарактеризовать основные направления

внутренней политики самодержавия России в первой половине XIX века,

проанализировать и обобщить материал данного периода на основе материала §

41 и ресурсов Интернет с помощью модели «Шесть шляп мышления».

(Учащиеся получают шляпы, сделанные из цветной бумаги, на которых

написаны задания.)

Задания для групп:

1 группа «Белая шляпа» — объективно перечислить, главные на ваш взгляд,

исторические события первой половины XIX века, факты (не больше 10-12).

2 группа «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные

суждения по поводу изученного материала.

3 группа «Желтая шляпа»— обобщить все положительное.

4 группа «Черная шляпа» — выделить негативные последствия деятельности

императоров. («Чёрная шляпа»)

5 группа «Зеленая шляпа» — используя имеющиеся материалы, в любом

электронном

виде

(Microsoft

Power

Point,

Microsoft

Word,

Publisher)

«смонтировать» репортаж выпуска новостей о каком-либо событии или деятеле

(используя ресурсы CD и Интернет).

6 группа «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы,

рефлексивные мысли, идеи.

4. Работа в группах. Отчёт групп. Выводы

5. Рефлексия

Смогли ли вы понять проблемы первой половины XIX века?

Какие это проблемы?

Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили

от себя.

6. Домашнее задание

Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть

отражены преобразования первой половины XIX века в государственном

управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;

использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация

законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);

использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от

имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному

статусу и материальному положению.

Дополнительное задание желающим:

найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на

уроке);

придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.



В раздел образования