Автор: Левкина Наталья Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №276"
Населённый пункт: г. Гаджиево, Мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА"
Раздел: среднее образование
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Альберт Камю однажды грустно пошутил: «Школа готовит нас к
жизни в мире, которого не существует». Так не должно быть. Поэтому
мы
работаем
над
программой
модернизации
среднего
общего
образования, которая
предусматривает переход на профессиональное
обучение на старшей ступени.
В
нашей
школе
сложилась
система
инновационной
работы
по
данному
переходу.
Этот
переход
не
прост,
к
нему
должна
быть
подготовлена
администрация,
наличие
квалифицированных
кадров,
способных
реализовывать
задачи
профильного
обучения,
высокий
уровень познавательных интересов учащихся, наличие
определенной
материальной
базы
и
образовательной
среды
школы.
Конечно,
для
каждой школы эти параметры сугубо индивидуальны. Учитывая то, что
МБОУ
«СОШ
№276»
в
достаточной
степени
соответствует
данным
требованием, на ее базе и был создан ресурсный центр.
Администрация
понимает,
что
для
успешной
реализации
профильного обучения важна прежде всего предпрофильная подготовка.
Обучающийся должен быть информирован о целях, задачах и сущности
профильного
обучения.
Исходя
из
этого,
мы
продумываем
информационную
работу,
которая
осуществляется
посредством
психолого-педагогического сопровождения. Также предлагаем учащимся
значительный диапазон элективных курсов в рамках предпрофильной
подготовки.
Чем удачнее организована предпрофильная подготовка, тем четче
вырисовываются требования к профильной школе. У нас они таковы:
-признание
права
ребенка
на
выбор
уровня
собственных
достижений
(обязательного
или
повышенного)
и
обеспечение
этой
возможности
путем
открытого
предъявления
требований
к
обязательному уровню освоения учебного материала;
-расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на
основе добровольного выбора школьника;
-организация
для
желающих
углубленного
изучения
отдельных
предметов, системы занятий по индивидуальным программам.
Технология
формирования
профильных
классов
утверждается
решением педагогического совета и может изменяться в соответствии с
насущными потребностями образовательного процесса. Неизменными
компонентами технологии являются:
-
проведение
родительской
конференции
для
разъяснения
образовательной
политики,
информации
о
создании
профильных
классов, о порядке отбора претендентов;
- определение конкретных направлений обучения в соответствии с
имеющимися кадровыми и материально-техническими ресурсами;
- определение педагогического состава, отвечающего требованиям
заявленных направлений обучения.
Для этого ученикам профильных классов мы предлагаем целый
спектр
возможностей:
индивидуальные
маршруты,
довузовскую
подготовку
(у
школы
заключен
договор
с
Балтийским
техническим
университетом
им.
Устинова
(Военмех).
В
рамках
учебного
плана
учащиеся посещают элективные курсы, которые выбирают по своему
желанию. Они условно делятся на углубляющие профильные предметы,
развивающие
содержание
базовых
предметов
и
удовлетворяющие
познавательные интересы.
Сегодня школа, пусть даже самая передовая, не может существовать
сама
по
себе,
ей
необходимо
социальное
партнерство.
Основные
направления
совместной
деятельности
школы
№276
и
социальных
партнеров это:
маркетинг образовательных услуг;
выстраивание стратегии сотрудничества;
выполнение совместных проектных разработок;
организация
единой
информационно-образовательной
среды,
обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;
р а з р а б от ка
с од е р ж а н и я
и н т е г р и р о ва н н ы х
п р о г р а м м ,
обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее
профессиональной подготовки учащихся;
реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой
составляющей
образовательного
процесса,
организация
конкурсов,
олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных
сторон сотрудничества.
Добавив к социальному партнерству функционирование в школе
научного общества «Вега»
и применение проектных технологий, мы
добились определенных результатов:
Учащиеся
профильных
классов
участвуют
в
олимпиадах
и
конференция различного уровня. Последние из них:
Российская
аэрокосмическая
олимпиада
школьников
по
физике,
проведенная
Балтийским
техническим
университетом.
Учащиеся,
справившиеся с заданиями олимпиады и сдавшие ЕГЭ, обладают правом
внеконкурсного поступления в университет.
Выпускники
Бубнов
Дмитрий
и
Овсянникова
Анна,
принявшие
участие в студенческой научно-технической конференции, проведенной
14
апреля
2011
года
Мурманским
государственным
техническим
университетом, были награждены дипломами
2 степени, их работами
заинтересовался ученый совет университета, ребятам предложили стать
студентами этого вуза.
А обучающиеся 10 класса естественнонаучного профиля в течение
учебного
года
выполняют
две
исследовательские
работы
по
направлению общая микробиология, темы «Азотфиксирующие бактерии
Кольского
залива»
и
«Микроорганизмы
почв»
на
базе
научных
лабораторий
МГТУ
под
руководством
аспиранта
кафедры
микробиологии Луценко Екатерины Сергеевны.
Важным звеном в успешном функционировании ресурсного центра
является педагог, личностные и профессиональные качества которого
должны соответствовать уровню сложности стоящих перед обществом
задач. Сегодня остро встает вопрос о создании эффективной системы
профессиональной подготовки учителей, которые смогут подготовить
конкурентно способных выпускников к жизни в высокотехнологическом,
поликультурном обществе.
Также
для
создания
модели
многопрофильной
школы
немаловажное
значение
имеет
повышение
уровня
материально-
технического обеспечения.
Ресурсный центр функционирует на базе школы №276 второй год.
Но уже сейчас обозначились сильные стороны:
- школа находится в постоянном режиме развития;
- педагоги напряженно работают над повышением квалификации;
- разнообразятся технологии преподавания;
- ведется работа по реализации инновационных процессов и т.д.
Но есть и слабые стороны:
- в течение двух лет, а именно столько функционирует ресурсный
центр, учреждение выдержало реструктуризацию и оптимизацию,
- молодые специалисты сегодня неохотно идут работать в школу,
- отсутствие в городе научных учреждений,
- недостаточное финансирование образовательного учреждения.
Но однако члены нашего педагогического коллектива понимают, что
в условиях быстро меняющегося мира человек защищен и успешен
только тогда, когда он подготовлен школой к жизни, когда он мобилен,
готов учиться и переучиваться, идти в ногу со временем.
Перельманы не рождаются каждый год и в каждой школе. А вот
способные ребята есть у всех и всегда, и мы работаем над развитием их
способностей.