Автор: Мартынова Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Есауловский детский дом"
Населённый пункт: Красноярский край, Берёзовский район, село Есаулово
Наименование материала: Доклад
Тема: «Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка»
Раздел: дополнительное образование
Доклад
«Подвижная игра как средство всестороннего развития
ребенка»
Мартынова Л.В. воспитатель I категории
КГКУ «Есауловский детский дом»
«Игра есть потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже
делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива.
В игре развиваются у ребят организационные навыки,
развивается выдержка, умение взвешивать
обстоятельства»
Н.К.Крупская
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают
наиболее
эффективными
комплексные
решения
оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач.
Подвижная игра способствует развитию двигательных и физических
навыков, быстроту, ловкость движений, раскрывая возможности для того,
чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые умения,
организованность и дисциплинированность. Кроме того, игра требует от
ребёнка проявление таких качеств как инициативность, общительность,
способность координировать свои действия с действиями сверстников,
закладывая, таким образом, основы социальных отношений.
Подвижные
игры являются
не
только
эмоциональной
и
психологической
нагрузкой,
но
и
эффективным
средством
развития
двигательных качеств.
Через
подвижные
игры
достигается
наиболее
гармоничная
координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Целесообразно
подобранные с учётом возраста, состояния здоровья, степени физической
подготовленности
детей
подвижные
игры,
особенно
на
воздухе,
способствуют
укреплению
организма,
закаливанию
и
тем
самым
профилактике обострений заболеваний.
Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они
функционально нагружая организм, все его ткани, органы и системы,
структурно их формируют и совершенствуют.
Подвижную
игру
можно
назвать
важнейшим
воспитательным
институтом, способствующим как развитию физических и умственных
способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,
этических ценностей общества.
Есть различные классификации игр.
Игры бывают простые
(элементарные) и сложные.
Они различаются по степени физической
нагрузки. В играх учитывается возраст детей, половой признак.
Подвижные
игры
нередко
сопровождаются
песнями,
стихами,
считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас,
обогащают речь детей.
Подчиняясь
правилам
игры,
дети
практически
упражняются
в
нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг
другу.
Эстетическое восприятие мира совершенствуется в подвижных играх.
Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство
ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Трудовое воспитание ребенка в подвижной игре: дети изготавливают
игровые
атрибуты,
располагают
и
убирают
их
в
определенной
последовательности,
совершенствуют
свои
двигательные
навыки,
необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно
вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами,
игры направлены на достижение определённой условной цели, поставленной
перед детьми, взрослыми и самими играющими.
В
пользу
использования
подвижных
игр
выступает
и
то
обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально и с
подгруппами детей в различное время, на занятиях и в процессе проведения
режимных моментов, можно играть не только под руководством педагога, но
и самостоятельно.
Таким образом, подвижная игра является одним из условий развития
культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой
проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость
найти решение двигательной задачи.
В нашем детском доме 22 воспитанника со статусом ОВЗ. Из них 14
воспитанников с умственной отсталостью. Ценность подвижных игр для
таких детей заключается в возможности одновременного воздействия на
моторную
и
психическую
сферу.
Быстрая
смена
игровых
ситуаций
предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов,
быстроте реакции и нестандартности действий. При подборе подвижных игр
важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей.
Состояние умственно
отсталого ребенка
нестабильно. Эмоциональное
напряжение, усталость могут вызвать нарушения поведения, капризы, ссоры,
драки. Иногда вызываются обратные реакции: пассивность, нежелание
вступать в контакт. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины
патологических
нарушений
при
грамотной
организации
занятий
подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться
больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное
требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям
и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.
При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен
учитывать
следующие
моменты:
содержание
игр
(сюжет,
правила,
двигательные действия, физическая нагрузка) должно соответствовать
возрасту,
уровню
интеллектуальных
и
двигательных
возможностей,
эмоциональному состоянию и личностным интересам детей; насыщение
игры моторными действиями должно быть постепенным, по мере овладения
простыми формами движений; содержание игр должно предусматривать
коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных
способностей, укрепление и оздоровление организма в целом; в процессе
игры
необходимо
стимулировать
познавательную
деятельность,
активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
А теперь предлагаю вашему вниманию фото презентацию игр, И
подборку подвижных игр с названием, содержанием. Надеюсь, вам это
поможет при организации прогулок и досуга ваших воспитанников.
Используемая литература
1.
Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству и
содержанию режима работы образовательных организаций - М: Сфера
2016
2.
Дармидонтова
Л.П.
Воспитательно
-
оздоровительные
аспекты
использования подвижных игр//Педагогика – 2016 - №2
3.
Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей – Педагогика –
2007 -№4
4.
Литвинова
М.Ф.
Русские
народные
подвижные
игры
–
М:
Просвещения, 1986
5.
Осокина Т.И. , Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные
игры для школьников – 2-е изд. Доп. – М: Просвещения, 1971
6.
Степаненкова Э.Я Методика проведения подвижных игр для детей -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012
7.
Ушинский К.Д. – «Педагогическая антропология» в 2 т. – 1950 –
Электронная библиотека