Автор: Артеменко Галина Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Сельцо Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой: Практическое применение в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Российская Федерация
Администрация города Сельцо Брянской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Сельцо Брянской области
Методическая разработка
«Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой: Практическое
применение в ДШИ»
выполнила преподаватель
Артеменко Галина Валерьевна
Брянская область, город Сельцо
2018
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой:
практическое применение в детской школе искусств
Школа
—
пения-
это
школа
дыхания
Франческо
Ламперти
(1813-1892) Итальянский педагог и
теоретик.
Искусство пения - это искусство духовного самовыражения через звуки.
Пение
в
большей
степени,
чем
другие
музыкальные
звуки,
воздействует на эмоциональное состояние человека. Это один из способов
общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Звуки
человек создаёт, рождает в себе посредством голосового аппарата. Голосовой
аппарат человека - это единая система органов и мышц, участвующих в
образовании звуков в пении и речи.
Если рассматривать отдельно голосовой аппарат человека, то его
можно разделить условно на три части:
1) Аппарат, рождающий звук голоса - эю гортань и юлосовые складки.
2) Аппарат дыхания - те органы и мышцы, которые находятся ниже
гортани и подают воздушную струю - энергетическая система
голосового аппарата.
3) Мышцы
и
органы,
расположенные
выше
голосовых
складок
-
голосообразующая система резонаторов и артикуляционного аппарата.
Рассмотрим отдельно аппарат дыхания. Это трахея, бронхи, легкие,
диафрагма, мышцы грудобрюшной полости.
Трахея - дыхательный орган, расположенный ниже гортани и выше
бронхов. Длина её 11-1Зсм., состоит из хрящевых полуколец, соединенных
связками. Трахея разделяется на два бронха. В нении трахея играет роль
резонатора.
Бронхи - продолжение дыхательных путей от трахеи, которые
переходят в бронхиолы. Это очень тонкие воздухоносные сосуды, которые, в
свою очередь, имеют на конце пузырёк (альвеол). Общая масса этих
пузырьков
(альвеол) составляет лёгкие.
Лёгкие - дыхательный орган в котором происходит газообмен.
Альвеолы пронизаны кровеносными сосудами (капиллярами), посредством
которых эритроциты ( красные кровяные тельца ) обменивают углекислый
газ на кислород, поступающий в альвеолы.
Диафрагма - гладкая мышца с сухожильным куполом, вдающимся в
центре в лёгкие. Отделяет грудную полость от брюшной, прикрепляется
краями к нижней апертуре грудной клетки и поясничным мышцам. Эго
главная дыхательная мышца певца.
Мышцы грудобрюшной полости - это межреберные мышцы и мышцы
передней стенки живота. Эти группы мышц также участвуют в процессе
дыхания.
Дыхание делится на две основные фазы: вдох и выдох. Различаю!
несколько типов дыхания. Все эти типы или способы дыхания относят
большей частью к первой фазе - вдоху. Как мы знаем, лёгкие не имеют
собственной мускулатуры и поэтому могут наполняться воздухом только при
помощи мышц грудобрюшной полости. Задействие различных групп мышц и
определяет тип дыхания.
Типы дыхания:
- ключичное;
- грудное;
- нижнерёберно - диафрагмотическое ( костоабдоминальное) ;
- брюшное ( абдоминальное).
Из истории вокального искусства известно, что певцы в разные
времена пользовались разными типами дыхания. В настоящее время учёные,
певцы и педагоги приходят к выводу о том, что наиболее целесообразным и
рациональным для певцов является костоабдоминальное дыхание.
Когда певец правильно использует все приёмы певческого дыхания, то
в
подсвязочном
пространстве
создаётся
необходимое
для
фонации
подсвязочное
давление.
В
результате
этого
связки
колеблются
с
максимальным эффектом. Голос при этом обретает звучность, полётность,
тембральность. Это и называется пение на опоре. Неправильное дыхание
приводит к «пению связками». Сжатие мышцами шеи гортани в её верхней
части
способствует
уменьшению
её
просвета,
что
и
приводит
к
возникновению надсвязочного давления. Однако, этот способ создания звука
чреват большими неприятностями для певца. Во-первых, звук, создаваемый
связками, теряет большое количество обертонов, создаваемых голосовыми
резонаторами, он беден по окраске и имеет «горловое» звучание. Во-вторых,
мышцы шеи быстро утомляются от несвойственной им работы, связки
начинают работать с большой физической перегрузкой. Это приводит к их
быстрой изнашиваемости, стиранию тембра и даже к заболеваниям, вплоть
до появления певческих узлов, что может стать причиной полной потери
певческого голоса.
Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) - оперная певица,
театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики, которая не
только
восстанавливает
дыхание
и
голос,
но
вообще
чрезвычайно
благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолёгочной
системе;
способствует
рассасыванию
воспалительных
образований,
расправлению сморщенных участков лёгочной ткани;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- налаживает нарушенные функции сердечно - сосудистой системы,
укрепляет весь аппарат кровообращения;
Исправляет
развившиеся
в
процессе
заболевания
различные
деформации грудной клетки и позвоночника;
- способствует
восстановлений
нервных
регуляций
со
сюроны
центральной нервной системы;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает
нервно - психическое состояние.
Практика
Александры
Николаевны
показала,
что
дыхательная
гимнастика полностью восстанавливает и возвращает голос. Её подопечными
были Лариса Голубкина, Маргарита Терехова, Максим Штраух, Ольга
Воронец, Лайма Вайкуле , София Ротару, Алла Пугачёва. В процессе работы
Стрельникова пришла к выводу, что расстройства певческого голоса, как и
многих
других
функций
организма,
могут
быть
обусловлены
тремя
причинами:
- дизритмией системы дыхания, в частноети, её мускулатуры;
- нарушение функции диафрагмы, обеспечивающей нормальную работу
лёгких, сердца и органов брюшной полости;
-расстройством психо - эмоционального состояния человека.
Возникла мысль: если для восстановления работоспособности и
оздоровления любой мышцы организма требуется постоянная нагрузка на
неё, то нельзя ли использовать этот же принцип для укрепления дыхательной
мускулатуры и голосовых связок? Немалую роль в дыхательном процессе
играет диафрагма. Самая мощная мышца в нашем теле совершает в норме
1000 колебаний в час, со средней амплитудой движения 8см. Она влияет на
вентиляцию лёгких, оживляет крово - и лимфообращение органов брюшной
полости. При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000
движений, а в 4 раза больше.
Суть методики дыхательной гимнастики заключается в следующем:
- форсированные, короткие, как укол вдохи через нос, направляющие
воздух на всю глубину лёгких, от верхушек до основания, и полное
отсутствие контроля над выдохами через рот;
- активизация мышечного аппарата диафрагмы и грудной клетки, их
тренировка;
- обеспечение
диафрагмой
вентиляции
лёгких
с
одновременным
массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости и их к л а
п а н и ы х аппаратов;
- нормализация процессов возбуждения - торможения коры головного
мозга и подкорковых структур, их биоэлектрической активности, улучшение
кровообращения и обеспечение кислородом клеток мозга.
Правила применения дыхательной гимнастики Л. И. Стрельниковой:
1)
Чем естественнее вдох, тем он эффективнее;
2) Не
думать
о
выдохах,
после
вдоха
они
должны
происходить
самопроизвольно и желательно ртом, а не носом. Тренируйте короткие,
частые активные вдохи, ритмично и легко. Чем активнее, шумнее вдох,
тем легче и незаметнее получается произвольный выдох.
Основной комплекс дыхательных упражнений.
Упражнение «ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки, при этом локти
опустить, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный,
активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки
(хватательные движения). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или
через рот. В это время кулачки разжимаем.
Упражнение «шаги»
Маршируйте на месте, делая ритмические вдохи: левой- вдох, правой- вдох.
При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. Учитывая
простоту, начинать дыхательную гимнастику можно с «шагов». К тому же
это упражнение позволяет исключить движения плечами.
Упражнение «погончики»
Исходное положение: стать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к
поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к
полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во
время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки
вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. Па выдохе
вернитесь в исходное положение.
Упражнение «насос»
Встать прямо, руки опушены. Слегка наклонитесь вниз, спина круглая,
голова опущена, шею не тянуть и нс напрягать. Сделайте короткий шумный
вдох
в
конечной
точке
наклона.
Слегка
приподнимитесь,
но
не
выпрямляйтесь полностью - в этот момент пассивный выдох через рот. Снова
наклонитесь и одновременно с наклоном сделайте короткий шумный вдох.
Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот.
Упражнение «кошка»
Встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие пружинистые танцевальные
приседания. Одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти
рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево одновременно с вдохом
делаем руками хватающее движение. Кисти рук далеко от пояса не отводить.
Голова
поворачивается
вместе
с
телом.
Колени
слегка
гнутся
и
выпрямляются, приседание легкое, пружинистое. Спина всё время прямая, не
сутультесь!
Упражнение «обними плечи»
Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями
друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки
навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, что бы руки
двигались параллельно, а не крест- накрест. При этом одна рука окажется над
другой. Главное - в течение всего упражнения положение рук менять не
следует.
Упражнение «повороты головы»
Встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий вдох. Затем,
без остановки, поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух.
Шею не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются за
головой.
Упражнение «ушки»
Встаньте прямо. Смотрите перед собой. Слегка наклоните голову вправо -
короткий шумный вдох носом. Голова прямо - выдох. Затем наклон головы
влево - вдох, голова прямо - выдох. Плечи при этом не поднимаются, их
нужно удерживать в неподвижном состоянии.
Упражнение «маятник головой»
Встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз,
посмотрите на пол - вдох. Откиньте голову назад, посмотрите на потолок -
тоже вдох. Выдох пассивный, свободный в промежутке между вдохами. Шею
не напрягайте.
Упражнение «восьмёрки»
Это хорошее упражнение на задержку и объём дыхания. Сделайте
мгновенный глубокий вдох на поклоне вперёд. Задержите воздух, не
выпрямляясь и на одном вдохе считайте вслух до восьми столько раз,
сколько получится. Каждый раз считая до восьми зажимайте пальцы, чтобы
знать, сколько восьмёрок вы насчитали. Не останавливайся, не брать
дыхание. Очень хорошо, если на одном вдохе у вас будет получаться
проговаривать по 10-15 восьмёрок.
Упражнение «алфавит»
Произнесите на лёгком поклоне вперед каждый звук, но восемь раз: Р, Л, М,
Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Г, Г, К, X.
Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения
звука. Одно вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков.
Голова опущена, шею не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от
чрезмерного напряжения.
Все звуковые упражнения делаются на опоре. Что бы создать опору,
нужно встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Положите ладони обеих
рук на брюшной пресс и, слегка наклоняясь на каждом звуке или слове
мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом
ладонями сверху вниз. Таким образом создаётся диафрагмальная опора. С её
помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.
Выполняя все упражнения, необходимо контролировать количество вдохов -
движений, их периодичность и время отдыха между ними. Во всём мире
ритм песен, плясок, вальсов составляет 8,16,32 такта. Данный счёт естествен
и, следовательно, физиологичен. Счёт вдохов - движений можно начинать до
4, до 8, до 16, до 24 и до 32.
Можно проводить гимнастику и под пение различных песен: куплет
«Чижика»- 8 вдохов, припев «Мы с тобою оба правы»- 16, а куплет из песни
«Подмосковные вечера»- 32. Па первом уроке упражнения следует делать по
4 или 8 вдохов с отдыхом в 2-4 секунды между ними. Упражнения должны не
утомлять, а приносить удовольствие. Соблюдайте ритм, теми, не торопитесь.
Вдохи в минуту следует делать равными частоте пульса или даже чаще.
Чувствует усталость остановитесь. Начинать делать упражнения лучше сидя,
а затем стоя.
С помощью гимнастики мы добиваемся расслабления мышц шеи и
плечевого пояса во время пения. Уходит зажатость. 11атренированная
диафрагма начинает активно работать, давая опору звуку. Во время
гимнастики
тренируются
определенные
мышцы
для
постановки
профессионального дыхания. Мы учимся управлять дыханием. Изучаем
главные принципы работы дыхания вовремя пения.
Никогда не думайте о дыхании, ни в пении, ни в речи. Думайте о
смысле того, о чём поёте. Зрители не должны видеть, как певцы на сцене
пользуются дыханием. Не тяните и не напрягайте шею во время пения.
Напряжение мышц шеи передаётся на гортань, и происходит недосмыкание
голосовых связок. Звук получается сдавленным. Абсолютно свободными, не
зажатыми должны быть плечи. Только при таком условии будут свободно и
объёмно звучать низкие ноты (грудной регистр). А вот для того чтобы
хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты,
необходимо создать диафрагмальную опору.
Стрельниковской дыхательной гимнастике можно обучать детей
практически в любом возрасте, после того, как они научатся говорить. Нужно
научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись
воздухом до самых нижних, широких оснований. Нужно как следует
натренировать
диафрагму,
заставить
сё
активно
участвовать
в
голосообразовании. Надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации,
сделать их максимально подвижными и выносливыми. Стрельниковская
дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст, так
называемый, «столб звука».
У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от
природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом
правильно
и
легко,
дыхание
организовано
верно.
В
таких
случаях
единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что
происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог
сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их
нарушит.
Задача
педагога
-
устранить
все
неправильные
приобретённые
рефлексы работы голосового аппарата, создать новые, устойчивые навыки
координации управления мышцами, способствующие правильной работе
диафрагмы с мышцами гортани и роговой полости.
Дыхание - основа правильного интонирования и голосоведения.
Именно правильно организованная система певческого дыхания помогает
поддерживать на должном уровне функционирование всего певческого
аппарата.
Литература:
1.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.И.Стрельниковой. - М.:
Метафора, 2008.
2.
Заседателей
Ф.
Научные
основы
постановки
го'лоса.
-
М.:
1
ос.муз.издательство, 1929.
3.
Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. - Л.: Музыка,
1963.
4.
Вопросы вокальной педагогики//1976. - №5,8; 1984. - №7,9.
5.
Пекерская Е. М. Вокальный букварь. - М., 2008.