Напоминание

Проблемное обучение в учебной деятельности суворовцев


Автор: Бучарова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФКГОУ "Ульяновское гвардейское суворовское военное училище"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение в учебной деятельности суворовцев
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемное обучение в учебной деятельности суворовцев

Бучарова Татьяна Геннадьевна, преподаватель кафедры физики, химии и

биологии ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище»

В статье рассматриваются особенности, уровни проблемного обучения

и методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии.

Автор приходит к заключению, что творческий подход к созданию проблемных

ситуаций

на

уроках

при

изучении

курса

«Биология»,

способствует

формированию познавательных способностей суворовцев, взаимодействию

преподавателя и обучающихся.

В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного

образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности

ребенка, в том числе его интеллекта, способности самостоятельно мыслить,

проявлять элементы творчества. Реализация этих целей невозможна без

обеспечения подлинно развивающего обучения. Хотя проблема обучения и

развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в

последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все

больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. В то же время

нельзя сказать, что эта идея нова, что раньше проблемы развития ребенка в

процессе обучения не ставились и не решались. Ещё 150 лет назад об этом

говорил В.Г. Белинский: «…надо в процессе образования как бы провести

ребёнка по всем трём царствам природы, пройтись с ними по всему земному

шару,

с

его

многолюдным

населением,

с

его

пустынями,

океанами,

континентами, показать детям в картинках жизнь человеческих племён и

обществ с их правами и обычаями, понятиями и верованиями. Эти знания… так

важны для человека, что во многом решают участь всей его жизни» [1].

Природа – один из основных источников познания мира. Школьный

предмет биологии, исходя из специфики своего содержания, дает большие

возможности для обучения суворовцев методам научного познания, которые

способствуют

развитию

самостоятельности,

творческой

активности,

повышению познавательного интереса к предмету и могут быть широко

использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

В зависимости от целей и задач урока преподаватели применяют

различные приёмы для обеспечения активности обучающихся. На мой взгляд,

проблемное обучение наиболее соответствует духу развивающего обучения,

задаче

развития

творческих

способностей,

логического

мышления

и

познавательной

самостоятельности

обучающихся,

а

также

характеру

биологической науки.

Такой

тип

обучения

предполагает

оптимальное

сочетание

репродуктивной и творческой деятельности суворовцев. Конечно, проблемное

обучение необходимо сочетать с другими методами на различных этапах

изучения курса, учитывая закономерности процесса усвоения учебного

материала (например, наличие готовых знаний, которые могут быть применены

в ходе решения проблем).

По степени сложности можно выделить несколько уровней проблемного

обучения, при которых преподаватель:

− сам формулирует и решает проблему или называет каким образом она

была решена в науке (проблемное изложение);

− создаёт проблемную ситуацию и вовлекает обучающихся в совместный

поиск её решения (поисковые задания, эвристические беседы и др.);

− формулирует проблему и предлагает её обучающимся для решения (в

виде исследовательской лабораторной работы, биологической задачи, задания

для внеурочных наблюдений и т.п.);

− предлагает обучающимся сформулировать проблему и искать пути её

решения [3].

Особенности школьного курса биологии заключаются в том, что на

любой ступени изучения программного материала можно применять все четыре

уровня проблемного обучения.

Для того, чтобы привить суворовцам любовь и интерес к своему

предмету, я использую приемы, которые подарила нам природа, и первый мой

помощник – это воображение суворовцев. Проблемная ситуация помогает нам

перемещаться «во времени и пространстве», не выходя из класса. Мы можем

вместе с Левенгуком шлифовать первые лупы и вдруг увидеть «анималькулей»;

сидя в кафе со Шванном и Шлейденом, можем сделать сногсшибательное

открытие: «Всё живое из клеток»; отправиться в кругосветное путешествие на

судне «Бигль» вместе с Дарвином.

Для успешного освоения суворовцами биологической науки я часто

использую

приём

диалога

между

преподавателем

и

обучающимися,

позволяющий дозировать материал и легко переключить внимание с вопроса на

вопрос, сохраняя неослабевающий интерес детей. Неслучайно именно в форме

диалога выражали своё отношение к окружающему миру и древнегреческие

философы (Сократ, Платон, Аристофан, Аристотель), и наши отечественные

деятели науки и культуры (В. Белинский, А. Луначарский и др.). Эти диалоги

нам интересно читать и сегодня, спустя много-много лет… Для меня, как для

преподавателя, важно, чтобы в процессе раскрытия основных теоретических

аспектов на уроке состоялась живая беседа-отклик. Диалог учит задавать

вопросы сначала друг другу, потом самому себе. А это надёжный путь к

саморазвитию, путь к решению проблем, которые часто перед нами ставит

жизнь.

Решение

биологических

задач

способствует

развитию

творческих

способностей суворовцев, и в этом помогает использование компьютерных

технологий,

которые

стали

неотъемлемой

частью

жизни

современного

поколения и которые воспринимаются подростками с большим интересом, чем

обычный школьный учебник.

Особое место при изучении биологической науки занимает метод

наблюдения над живыми объектами. Это повышает интерес к изучению

предмета

и

способствует

повышению

познавательной

активности

обучающихся. На уроках в 7 классе я предлагаю суворовцам, предварительно

озвучив проблемную ситуацию, которую им необходимо решить в процессе

выполнения лабораторных работ, провести наблюдение за живыми объектами:

дождевым червём, брюхоногим моллюском – Ахатиной, мадагаскарским

тараканом. Наблюдая за этими объектами, суворовцы изучают внешнее

строение, особенности поведения, питания животных и т.д. Такого рода

задания имеют огромное значение, так как они помогают усваивать новые

биологические

знания.

У

суворовцев

появляется

стремление

к

новым

открытиям, развивается интерес в предмету, формируется бережное отношение

к природе.

Всем известно, что дети любят играть. Но почему-то считается, что игра –

привилегия и неотъемлемое право дошкольников. Пришёл в школу, а тем более

в училище – оставь все игры за порогом.

Огромные возможности для

импровизации предоставляют учебно-ролевые игры. Здесь суворовцы могут не

только показать свои знания, но и активно проявить своё отношение к теме,

отстоять свою гражданскую позицию. А ещё это уникальная возможность

понять живое существо, перевоплотившись в него на какое-то время. Учебно-

ролевую игру «Суд над волком» я провожу в 7 классе после изучения таких

тем, как «Животные и окружающая среда», «Влияние человека на животных».

Это позволяет рассмотреть проблему взаимоотношений животных и человека

со всех сторон на примере отношений человека и волка. Предлагая детям

сыграть разные роли (судья, адвокат, прокурор, волк и т.д.), стараюсь подвести

детей к выводу, что негативное отношение к волку провоцирует сам человек

своей деятельностью, лишая волка его естественных охотничьих угодий,

привычной пищи и т.д. Человеку пора задуматься о своём месте в природе, не

допустить исчезновения волка с лица Земли, как это произошло с сотнями

видов живых организмов. Такие уроки помогают суворовцам понять, что в

природе все равны, все одинаково необходимы. Это человек, считая себя

хозяином природы, разделил мир на «вредное» и «полезное».

К

развитию

творческих

способностей

обучающихся

существует

множество подходов, апробированных на разных поколениях и выявленных

совсем недавно. Главное для учителя – определить такой метод преподавания,

который

в

полной

мере

активизирует

познавательную

деятельность

обучающихся.

Список литературы:

1.

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах Т. 3. Статьи,

рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841. Подготовка текста В. Э.

Бограда. М., "Художественная литература", 1976.

2.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления

на уроке: пособие для учителя. − М.: Просвещение, 2012. − 175 с.

3.

Исследовательская

деятельность

учащихся

в

современном

образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н.

А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612с.

4.

Кудрявцев

Т.В.

Проблемное

обучение:

истоки,

сущность,

перспективы. − М.: Знание, 2011. - 80 с.



В раздел образования