Автор: Андриянова Екатерина Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ г.Новосибирска д/с №164 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Самоанализ учителя-логопеда
Тема: Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя-логопеда в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
САМОАНАЛИЗ
Профессиональной педагогической деятельности
По теме:
«Формирование произносительных навыков у детей с
дизартрией, через развитие моторных функций».
учителя – логопеда
Андрияновой Екатерины Юрьевны
Работаю
в
МКДОУ
детский
сад
«Золотой
петушок»
№
164
комбинированного вида, Железнодорожного района города Новосибирска в
должности учителя – логопеда. Мои воспитанники дети, имеющие различную
зрительную патологию в сочетании с недостатками речевого развития, в возрасте
от 4.6 до 7 лет с фонетико-фонематическими
нарушениями речи, общим
недоразвитием речи и дизартрией.
Основными
целями
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения
в
соответствии
с
Законом
«Об
образовании»,
«Типовым
положением
о
дошкольном
образовательном учреждении» и Уставом являются:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
Осуществление необходимой коррекции зрительной патологии и отклонений в
речевом развитии ребёнка;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь основными
нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их
родителями:
•
Международные документы, касающиеся прав детей;
•
Декларация прав ребёнка;
•
Конвенция ООН о правах ребёнка;
•
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
•
Законодательные акты:
•
Семейный кодекс РФ;
•
Закон об образовании от 29 декабря 2012;
•
Устав дошкольного образовательного учреждения;
•
Договор между дошкольным учреждением и родителями;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта ДО»;
•
СанПиНот29мая2013г..
Образовательная деятельность с детьми основана на следующих программах:
- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы (2014 год);
- ООП ДО на основе программы Вераксы «От рождения до школы»,
-примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей тяжелыми нарушениями
речи с 3-7 лет Н.В. Нищевой;2014г./
С 2011-2013 уч г. работала по коррекционным программам:
-Т.Б.
Филичева,
Г.В.
Чиркина
«Программа
логопедической
работы
по
преодолению ФФНР у детей в старшей группе»; «Программа логопедической
работы по преодолению ОНР у детей»;
-Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV
вида «Коррекционная работа в детском саду» (для детей с нарушением зрения)
под редакцией Л.И Плаксиной. Москва 2003 год»
С 2014-2015уч.г. включила в работу, в связи с внедрением ФГОС:
- «Примерную адаптированную основную образовательную программу для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора
Л.В.Лопатиной Санкт-Петербург
Одним из основных направлений работы МКДОУ №164 является
социализация, психическое и личностное развитие ребенка, овладение им родным
языком. Общеизвестно, что речь лишь тогда полноценное средство общения,
когда сформированы или скорректированы все ее структурные компоненты.
Актуальность выбранной темы продиктована современной
действительностью в дошкольном образовании.
С каждым годом всё больше детей, поступающих в наше дошкольное
учреждение, имеют недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных
причин медицинского и социального характера.
Контингент офтальмологических групп в нашем ДОУ составляют дети с
нарушением зрения, у которых есть и общие недоразвитие речи (I, II и III уровень
речевого развития) с дизартрией при нормальном слухе и интеллекте.
Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие общей, артикуляционной
и мелкой моторики пальцев рук.
У детей с нарушениями речи и зрения
отмечаются
сниженные
возможности
в
зрительно-пространственной
ориентировке
из-за
некоординированности,
нарушения
скорости
и
ритма
движений. Это проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических
действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.
Также отмечается в разной степени общая моторная недостаточность и
нарушения координации пальцев кисти руки, замедленность и застревание на
одной позе.
Учитывая психические особенности детей с нарушениями речи и зрения, я
осуществляю индивидуальный подход в проводимой мною коррекционной
работе. Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии,
механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных
и индивидуальных особенностей ребёнка.
Исходя из выше изложенного свою профессиональную деятельность в
межаттестационный период, направила на «Формирование произносительных
навыков у детей с дизартрией, через развитие моторных функций».
Я считаю, что данное направление является особенно актуальным. Поэтому
я приступила к активным поискам новых, вариативных форм организации
логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией,
наряду
с
совершенствованием
традиционных
форм
коррекционно-речевой
работы.
Обозначив проблему, я определила стратегическую цель своей профессиональной
деятельности это - оптимальная коррекция речевых нарушений, посредством
развития моторных функций.
Чтобы достичь желаемой цели мною были
поставлены следующие задачи:
Диагностика двигательных расстройства артикуляционного аппарата и
моторных функций у детей с дизартрией;
Коррекция нарушений произносительной стороны речи и речевых
компонентов у детей дизартрией, оказание им квалифицированной помощи
с целью освоении «Программы»;
Развитие моторных функций и укрепление здоровья детей, через
применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления
дизартрии у детей.
Коррекционно-просветительная работа с семьями воспитанников
В процессе работы я опираюсь на теорию Н.А. Бернштейна об уровневой
организации построения движений. Эта концепция мне дает возможность
выделить у каждого отдельного ребенка нарушения в деятельности уровня
регуляции движений и подобрать упражнения и игры для их коррекции. Учитывая
это, планируется вся коррекционная работа с детьми.
Безусловно, при выстраивании всей системы коррекционной работы важно
знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного
ребенка. Предлагаемая ребенку деятельность с учетом его «зоны ближайшего
развития» (Л.С.Выготский).
В работе опираюсь на следующие принципы: комплексности, системности,
развития,
онтогенетического
и
этиопатогенетического
принципов
(по
М.С.Певзнер), принцип дифференцированного подхода.
Организация коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и речи
строится по следующим направлениям:
1 этап. Обследование детей, сбор анамнеза (обследование провожу три раза
в год - в сентябре, в январе, в мае месяце)
По результатам первичного обследования пришла к выводу, что состояние
развития ручной моторики у многих детей, имеющих нарушения зрения и
тяжелые
нарушения
речи,
неудовлетворительное.
Имеется
двигательная
расторможенность, неловкость, неполная точность движений, недостаточный
объём и плохая переключаемость внимания, нарушения восприятия цвета и
формы, наличие леворукости.
2этап: Составление индивидуального плана на каждого ребёнка с учётом
зрительной и речевой патологии, учитывая индивидуальные особенности каждого
ребёнка. Составление перспективного плана работы, строится на принципах
последовательности,
систематичности
в
решении
воспитательных,
образовательных и коррекционных задач, и обеспечивающего взаимосвязь
основных видов деятельности.
3этап: Коррекционная работа по устранению речевых дефектов у детей с
нарушением зрения и речи носит сочетанный характер.
Необходимым условием для успешного осуществления логопедической
работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи, являются:
Знание
зрительного
диагноза
ребёнка
и
этапа
в
его
лечебно
восстановительном периоде;
Учёт индивидуальных зрительных возможностей и уровня зрительного
восприятия использование специфических приёмов обучения;
Использование специфических приёмов обучения (посадка в зависимости от
окклюзий, работа на конторке, учёт освещённости рабочей поверхности);
Применение соответствующих средств наглядности (учитывается период
аппаратного
лечения,
фон
дидактического
пособия,
№
зрительной
нагрузки).
Работа
с
детьми
с
нарушениями
зрения
осуществляется
на
фоне
специального лечения, которое носит комплексный характер.
Учитывается
периоды лечения (плеоптический, ортоптический, диплоптический), на которых
находятся дети-логопаты, и строить коррекционно-логопедическую работу с
учетом решаемых врачом - офтальмологом задач, а также учитывает остроту
зрения и зрительную нагрузку.
Изучая дефекты речи у детей с нарушением зрения, я учитываю,
анализирую состояния не только всех речевых компонентов, но и множества
неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического
обследования.
В межаттестационный период я работала с детьми, имеющими речевые
нарушения. Характеристика детей с ОНР, с дизартрией представлены в
таблице 1(см.приложение)
Согласно теориям, И. Павлова, А. Леонтьева, А. Лурии, к 6 – 7 годам в
основном заканчивается созревание тех зон головного мозга, которые отвечают за
развитие мелких мышц кисти.
Уделяя должное внимание адаптивной физической культуре на
коррекционных занятиях, я стараюсь подбирать такие корригирующие игры и
упражнения, которые, повышают общий интеллектуальный уровень ребенка,
готовлю его к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать
многих проблем школьного обучения.
Для выявления реального уровня развития моторной сферы ребенка -
дошкольника и степени его соответствия возрастным нормам, определения
отклонений
и
недостатков
отдельных
сторон
развития
моторики
для
последующей коррекции выбрала тесты
- Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца;
-
тесты мотометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца, взятые из
методического издания
Н.А. Рычковой «Примеры обследования моторики у заикающихся детей
дошкольного
возраста» (Дефектология, 1984);
- методику Е.Ф.Архиповой «Диагностика нарушений моторного развития».
(см. приложение на диске)
В ходе диагностики исследовала следующие уровни развития:
(см.
приложение диагностика)
1.
общей произвольной мимической моторики;
2.
возможностей действий с предметами;
3.
тонких движений пальцев рук;
4.
оптико-кинестетической организации движений (праксис позы), выявление
синкинезий;
5.
общей произвольной моторики;
6.
артикуляционной моторики;
7.
чувства ритма;
кинетической основы движений руки.
Результаты обследования детей фиксируются в протоколах диагностики, что
помогает нам планировать индивидуально-коррекционную работу с детьми,
направленную на развитие моторики, зрительных функций, мыслительных
операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д.
Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы,
свидетельствуют о том, что дети со стертой дизартрией не могут спонтанно выйти
на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный
нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне
нарушения деятельности центральной нервной системы. Однако опыт обучения и
воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают
довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного
коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Для
организации коррекционного воздействия необходимо исследовать двигательные
функции детей со стертой дизартрией, чтобы определить структуру их дефекта.
Свою коррекционную работу в данном аспекте я выстраиваю в следующих
направлениях:
развитие речевого дыхания, голоса
развитие общей и мелкой моторики;
стимуляция работы артикуляционного аппарата;
нормализация работы мимических мышц;
борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
формирование просодических компонентов речи;
коррекция звукопроизношения;
развитие основных фонематических процессов;
устранение
общего
недоразвития
речи,
закрепление
лексико-
грамматического и фонетического материала;
нормализация основных психических процессов.
Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии
отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной
дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была
выявлена
неврологическая
симптоматика:
стертые
парезы,
гиперкинезы,
нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.
Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких
формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с
детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и
исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон
коррекции речи ребенка в целом.
Особенности содержания логопедической работы при стертой форме
дизартрии
отражены
в
специфике
планирования
коррекционной
работы: вводится
дополнительный
подготовительный
этап,
который
необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата,
развития просодики.
Изучив
методики
Л.В.Лопатиной,
Н.В.Серебряковой,
Л.А.Даниловой,
И.И.Ермаковой,
Е.М.
Мастюковой,
Е.Ф.
Архиповой,
я
подобрала
и
систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного
этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии. (См.приложение
№1)
Свои коррекционные занятия строю
по структуре псевдобульбарной дизартрии, с
учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических
особенностей, пришедшего на занятие ребенка. Формируются те категории,
которые недостаточно развиты у конкретного ребёнка. (см.приложение №2)
Использую на своих занятиях игры с мячом и маленькими мячиками в
сочетании с речью, жестами (хлопками, шлепками, щелчками, протопываниями),
с речевыми играми вызывает у детей незабываемые ощущения радости и
эмоциональной приподнятости, на фоне которых успешно осуществляется
коррекция логопедических нарушений и психофизического статуса.
Я
поддерживаюсь такой мудрости - древняя китайская пословица гласит: «Люди
могут забыть слова, которые вы им говорите, но они никогда не забудут чувств,
которые вы у них вызвали».
В процессе игровых заданий дети совершенствуют общую и мелкую
моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по
заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении.
Для этого я использую игры с клавишами, с поролоном, с мозаикой,
конструктором, с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов, с
пульверизатором, завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Совместно с воспитателями ведётся работа
с бумагой (складывание,
обрывание,
вырезание,
выкладывание
узоров),
с
карандашом
(обводка,
штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический
диктант), с различными семенами сортировка, перекладывание, выкладывание
узоров, букв, фигур, нанизывание бисера ли пуговиц на иголку с ниткой.
Дети выполняют упражнения на вращение предметов (волчки, баночки с
завинчивающимися крышками).
Ручным творчеством занимаются с детьми родители, воспитатели - это
шитье, вышивка, макраме, ниткопись, плетение, оригами, аппликация; лепка с
использованием природного материала (семян яблок, дыни, кабачка, арбуза; игры
с проволокой).
В процессе игровых заданий дети:
совершенствуют артикуляционную, мелкую моторику, тактильный и
зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному
принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
работают
над
темпом
выполнения
задания,
аккуратностью
и
усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево -
право,
вперед-назад,
произвольность
психических
процессов,
визуальное и слуховое внимание, умение выполнять задание по схеме и
по описанию на слух;
закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной
ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют
понятия
о
величине,
цвете,
толщине,
понятия
«множество»
и
«включение»;
В своей работе я активно использую здоровьесберегающие технологии –
биоэнергопластику, СУ-ДЖОК – терапию, применение аппликаторов Н. Г. Ляпко,
комплексы
самомассажа
кистей
и
пальцев
рук,
лица,
ушей,
тибецкий
массаж,психогимнастику,
кинезиологические упражнения,
элементы методики
сенсорно-координаторных тренажей.
Таким образом, приоритетным в работе с
детьми,
имеющими
речевые
нарушения,
являются
здоровьесберегающие
технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по
сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность
обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
(см. приложение на диске)
Работая с детьми, имеющими нарушение зрения и речи, безусловно,
создание
единого
коррекционного
пространства
просто
необходимо
для
получения полноценной коррекционной помощи.
Всю
коррекционную
работу
выстраиваю
по
принципу
систематизирования
и взаимосвязи
со специалистами, воспитателями,
медицинским персоналом и родителями.
Взаимосвязь
с
родителями
осуществляется
через
индивидуальное
консультирование, рабочую тетрадь ребёнка, собрания, ведение родительских
уголков с полезной информацией.
С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в
начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с
родителями.
В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь
следующими аспектами:
Целенаправленность, систематичность, плановость.
Дифференцированный
подход
к
работе
с
родителями
с
учетом
многоаспектной специфики каждой семьи.
Доброжелательность, открытость.
Стараюсь повышать компетенцию родителей
в речевом развитии детей
путём консультаций, открытых занятий, собраний, семинары практикумы для
установления контакта с членами семьи, согласования воспитательного и
коррекционного воздействия на ребёнка (под девизом):
ЗНАЮ о проблеме ребёнка
УМЕЮ использовать знания
ХОЧУ владеть знаниями
МОГУ самостоятельно помочь
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями
речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее
время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые
обучаются артикуляционной и пальчиковой гимнастикам, самомассажу кистей
рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа.
На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное -
создается эмоциональный контакт между ними.
Связь с воспитателями
осуществляется так же через консультации и
заполнение папки взаимодействия, в которых даются рекомендации.
Прописываются игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.
Осуществляется взаимосвязь со всеми специалистами нашего учреждения: с
тифлопедагогами, психологом, медицинскими работниками, инструктором по
физкультуре, с музыкальным руководителем.
Особо хочу отметить работу, проводимую с инструктором по физической
культуре. Совместно
мы подбираем коррекционные упражнения, согласно
методу замещающего онтогенеза (по системе А.В. Семенович), внедрение в мою
практику данного комплекса показало эффективность коррекционной работы с
детьми (имеющие нарушение зрения и речи). Следуя интегративной программе
«Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка».
Инструктор по физической культуре работает над активной двигательной
деятельностью детей, моторной координацией и пространственной ориентировки
чувством ритма, психомоторикой.
Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект
на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов.
Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает
иммунную
систему,
мобилизует
внутренние
силы
организма,
является
прекрасным средством от плоскостопия.
Музыкальный руководитель – над формированием словесно-мелодического
ритма, рационального голосоведения, автоматизацией звуков.
Совместно с воспитателями и другими специалистами проводятся
динамические наблюдения за динамикой развития каждого ребенка.
Систематически даю рекомендации воспитателям в работе с детьми,
имеющими нарушение зрения и речи.
Повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и
коррекционно-развивающего
потенциала,
а
также
привлечение
внимания
специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту
семейного воспитания, является одной из моих задач.
В межаттестационный период
и в конце каждого учебного года
прослеживается положительная динамика развития моторной сферы детей и всех
компонентов речи
. (см.приложение № 4)
В результате проведённой коррекционной работы с опорой на полученные
данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа сделала вывод,
что уровень развития моторной сферы в целом и конкретных операционных
механизмов
для
каждого
ребёнка
индивидуален
и,
благодаря
правильно
организованной
мной
системе
коррекционно-развивающего
обучения,
был
улучшен. Результаты соответствуют целевым ориентирам в образовательной
области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Результаты коррекционной деятельности, подтверждённые ПМПК, смотрите в
таблице №2
(см.приложение №5)
Таким образом:
в комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи,
имеющих нарушение зрения, улучшается состояние речи;
тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее
влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать
повышению
готовности
к
овладению
письмом,
преодолению
и
профилактике нарушений речи у детей;
в процессе коррекционного обучения необходимо использовать систему
специальных игровых упражнений по развитию и совершенствованию
общей
и
мелкой
моторики
через
мыслительную
деятельность
дошкольников.
В своей коррекционной работе систематически занимаюсь
самообразованием
и
самосовершенствованием.
Владею
современными
образовательными технологиями и эффективно их применяю:
- технология логопедического обследования Л. С. Волковой – позволяет
определить структуру и степень выраженности речевого дефекта;
- технология постановки звуков Ф. Ф. Рау – позволяет применять разнообразные
приемы для постановки различных групп звуков;
- технология коррекции звукопроизношения Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной –
предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом
ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;
-
технологии
активизации
и
интенсификации
деятельности
(игровые,
компьютерные)
–
помогают
поддерживать
устойчивое
внимание
и
работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-
логопатов;
-
личностно-ориентированные
(педагогика
сотрудничества)
–
позволяет
концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и
потенциальные возможности;
-индивидуализации - дает возможность отслеживать динамику речевого развития
каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его
возрастных и личностных особенностей.
Принимаю активное участие в работе методических объединений на
муниципальном уровне: перенимаю передовой опыт коллег; отбираю наиболее
приемлемые для своих воспитанников методы и приемы коррекционного
воздействия;
ежегодно
провожу
открытые
занятия
для
воспитателей,
специалистов и родителей, которые заслужили высокую оценку.
Согласно годовому планированию за период с 2011-2017уч. года проводила
консультации
и
семинары
для
родителей
и
воспитателей
по
темам:
(см.приложение №4)
Вношу
личный
вклад
в
повышение
качества
образования
на
основе
совершенствования
методов
обучения
и
воспитания,
инновационной
деятельности, в освоение новых образовательных технологий:
-компьютерные, среди которых применительно к обучению выделяю следующие:
специализированные логопедические программы, аудиокниги для автоматизации
и дифференциации звуков, презентативное сопровождение занятий;
-здоровьесберегающие,
из
которых
в
работе
использую
компенсаторно-
нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие
(сказкотерапия, пескотерапия).