Напоминание

Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя-логопеда в условиях ФГОС


Автор: Андриянова Екатерина Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ г.Новосибирска д/с №164 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Самоанализ учителя-логопеда
Тема: Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ Учителя-логопеда в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




САМОАНАЛИЗ

Профессиональной педагогической деятельности

По теме:

«Формирование произносительных навыков у детей с

дизартрией, через развитие моторных функций».

учителя – логопеда

Андрияновой Екатерины Юрьевны

Работаю

в

МКДОУ

детский

сад

«Золотой

петушок»

164

комбинированного вида, Железнодорожного района города Новосибирска в

должности учителя – логопеда. Мои воспитанники дети, имеющие различную

зрительную патологию в сочетании с недостатками речевого развития, в возрасте

от 4.6 до 7 лет с фонетико-фонематическими

нарушениями речи, общим

недоразвитием речи и дизартрией.

Основными

целями

нашего

дошкольного

образовательного

учреждения

в

соответствии

с

Законом

«Об

образовании»,

«Типовым

положением

о

дошкольном

образовательном учреждении» и Уставом являются:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

Осуществление необходимой коррекции зрительной патологии и отклонений в

речевом развитии ребёнка;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь основными

нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их

родителями:

Международные документы, касающиеся прав детей;

Декларация прав ребёнка;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательные акты:

Семейный кодекс РФ;

Закон об образовании от 29 декабря 2012;

Устав дошкольного образовательного учреждения;

Договор между дошкольным учреждением и родителями;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об

утверждении федерального образовательного стандарта ДО»;

СанПиНот29мая2013г..

Образовательная деятельность с детьми основана на следующих программах:

- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы (2014 год);

- ООП ДО на основе программы Вераксы «От рождения до школы»,

-примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в

группе компенсирующей направленности ДОО для детей тяжелыми нарушениями

речи с 3-7 лет Н.В. Нищевой;2014г./

С 2011-2013 уч г. работала по коррекционным программам:

-Т.Б.

Филичева,

Г.В.

Чиркина

«Программа

логопедической

работы

по

преодолению ФФНР у детей в старшей группе»; «Программа логопедической

работы по преодолению ОНР у детей»;

-Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV

вида «Коррекционная работа в детском саду» (для детей с нарушением зрения)

под редакцией Л.И Плаксиной. Москва 2003 год»

С 2014-2015уч.г. включила в работу, в связи с внедрением ФГОС:

- «Примерную адаптированную основную образовательную программу для

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора

Л.В.Лопатиной Санкт-Петербург

Одним из основных направлений работы МКДОУ №164 является

социализация, психическое и личностное развитие ребенка, овладение им родным

языком. Общеизвестно, что речь лишь тогда полноценное средство общения,

когда сформированы или скорректированы все ее структурные компоненты.

Актуальность выбранной темы продиктована современной

действительностью в дошкольном образовании.

С каждым годом всё больше детей, поступающих в наше дошкольное

учреждение, имеют недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных

причин медицинского и социального характера.

Контингент офтальмологических групп в нашем ДОУ составляют дети с

нарушением зрения, у которых есть и общие недоразвитие речи (I, II и III уровень

речевого развития) с дизартрией при нормальном слухе и интеллекте.

Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие общей, артикуляционной

и мелкой моторики пальцев рук.

У детей с нарушениями речи и зрения

отмечаются

сниженные

возможности

в

зрительно-пространственной

ориентировке

из-за

некоординированности,

нарушения

скорости

и

ритма

движений. Это проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических

действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.

Также отмечается в разной степени общая моторная недостаточность и

нарушения координации пальцев кисти руки, замедленность и застревание на

одной позе.

Учитывая психические особенности детей с нарушениями речи и зрения, я

осуществляю индивидуальный подход в проводимой мною коррекционной

работе. Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии,

механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных

и индивидуальных особенностей ребёнка.

Исходя из выше изложенного свою профессиональную деятельность в

межаттестационный период, направила на «Формирование произносительных

навыков у детей с дизартрией, через развитие моторных функций».

Я считаю, что данное направление является особенно актуальным. Поэтому

я приступила к активным поискам новых, вариативных форм организации

логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией,

наряду

с

совершенствованием

традиционных

форм

коррекционно-речевой

работы.

Обозначив проблему, я определила стратегическую цель своей профессиональной

деятельности это - оптимальная коррекция речевых нарушений, посредством

развития моторных функций.

Чтобы достичь желаемой цели мною были

поставлены следующие задачи:

Диагностика двигательных расстройства артикуляционного аппарата и

моторных функций у детей с дизартрией;

Коррекция нарушений произносительной стороны речи и речевых

компонентов у детей дизартрией, оказание им квалифицированной помощи

с целью освоении «Программы»;

Развитие моторных функций и укрепление здоровья детей, через

применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления

дизартрии у детей.

Коррекционно-просветительная работа с семьями воспитанников

В процессе работы я опираюсь на теорию Н.А. Бернштейна об уровневой

организации построения движений. Эта концепция мне дает возможность

выделить у каждого отдельного ребенка нарушения в деятельности уровня

регуляции движений и подобрать упражнения и игры для их коррекции. Учитывая

это, планируется вся коррекционная работа с детьми.

Безусловно, при выстраивании всей системы коррекционной работы важно

знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного

ребенка. Предлагаемая ребенку деятельность с учетом его «зоны ближайшего

развития» (Л.С.Выготский).

В работе опираюсь на следующие принципы: комплексности, системности,

развития,

онтогенетического

и

этиопатогенетического

принципов

(по

М.С.Певзнер), принцип дифференцированного подхода.

Организация коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и речи

строится по следующим направлениям:

1 этап. Обследование детей, сбор анамнеза (обследование провожу три раза

в год - в сентябре, в январе, в мае месяце)

По результатам первичного обследования пришла к выводу, что состояние

развития ручной моторики у многих детей, имеющих нарушения зрения и

тяжелые

нарушения

речи,

неудовлетворительное.

Имеется

двигательная

расторможенность, неловкость, неполная точность движений, недостаточный

объём и плохая переключаемость внимания, нарушения восприятия цвета и

формы, наличие леворукости.

2этап: Составление индивидуального плана на каждого ребёнка с учётом

зрительной и речевой патологии, учитывая индивидуальные особенности каждого

ребёнка. Составление перспективного плана работы, строится на принципах

последовательности,

систематичности

в

решении

воспитательных,

образовательных и коррекционных задач, и обеспечивающего взаимосвязь

основных видов деятельности.

3этап: Коррекционная работа по устранению речевых дефектов у детей с

нарушением зрения и речи носит сочетанный характер.

Необходимым условием для успешного осуществления логопедической

работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи, являются:

Знание

зрительного

диагноза

ребёнка

и

этапа

в

его

лечебно

восстановительном периоде;

Учёт индивидуальных зрительных возможностей и уровня зрительного

восприятия использование специфических приёмов обучения;

Использование специфических приёмов обучения (посадка в зависимости от

окклюзий, работа на конторке, учёт освещённости рабочей поверхности);

Применение соответствующих средств наглядности (учитывается период

аппаратного

лечения,

фон

дидактического

пособия,

зрительной

нагрузки).

Работа

с

детьми

с

нарушениями

зрения

осуществляется

на

фоне

специального лечения, которое носит комплексный характер.

Учитывается

периоды лечения (плеоптический, ортоптический, диплоптический), на которых

находятся дети-логопаты, и строить коррекционно-логопедическую работу с

учетом решаемых врачом - офтальмологом задач, а также учитывает остроту

зрения и зрительную нагрузку.

Изучая дефекты речи у детей с нарушением зрения, я учитываю,

анализирую состояния не только всех речевых компонентов, но и множества

неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического

обследования.

В межаттестационный период я работала с детьми, имеющими речевые

нарушения. Характеристика детей с ОНР, с дизартрией представлены в

таблице 1(см.приложение)

Согласно теориям, И. Павлова, А. Леонтьева, А. Лурии, к 6 – 7 годам в

основном заканчивается созревание тех зон головного мозга, которые отвечают за

развитие мелких мышц кисти.

Уделяя должное внимание адаптивной физической культуре на

коррекционных занятиях, я стараюсь подбирать такие корригирующие игры и

упражнения, которые, повышают общий интеллектуальный уровень ребенка,

готовлю его к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать

многих проблем школьного обучения.

Для выявления реального уровня развития моторной сферы ребенка -

дошкольника и степени его соответствия возрастным нормам, определения

отклонений

и

недостатков

отдельных

сторон

развития

моторики

для

последующей коррекции выбрала тесты

- Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца;

-

тесты мотометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца, взятые из

методического издания

Н.А. Рычковой «Примеры обследования моторики у заикающихся детей

дошкольного

возраста» (Дефектология, 1984);

- методику Е.Ф.Архиповой «Диагностика нарушений моторного развития».

(см. приложение на диске)

В ходе диагностики исследовала следующие уровни развития:

(см.

приложение диагностика)

1.

общей произвольной мимической моторики;

2.

возможностей действий с предметами;

3.

тонких движений пальцев рук;

4.

оптико-кинестетической организации движений (праксис позы), выявление

синкинезий;

5.

общей произвольной моторики;

6.

артикуляционной моторики;

7.

чувства ритма;

кинетической основы движений руки.

Результаты обследования детей фиксируются в протоколах диагностики, что

помогает нам планировать индивидуально-коррекционную работу с детьми,

направленную на развитие моторики, зрительных функций, мыслительных

операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д.

Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы,

свидетельствуют о том, что дети со стертой дизартрией не могут спонтанно выйти

на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный

нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне

нарушения деятельности центральной нервной системы. Однако опыт обучения и

воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают

довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного

коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Для

организации коррекционного воздействия необходимо исследовать двигательные

функции детей со стертой дизартрией, чтобы определить структуру их дефекта.

Свою коррекционную работу в данном аспекте я выстраиваю в следующих

направлениях:

развитие речевого дыхания, голоса

развитие общей и мелкой моторики;

стимуляция работы артикуляционного аппарата;

нормализация работы мимических мышц;

борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;

формирование просодических компонентов речи;

коррекция звукопроизношения;

развитие основных фонематических процессов;

устранение

общего

недоразвития

речи,

закрепление

лексико-

грамматического и фонетического материала;

нормализация основных психических процессов.

Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.

По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии

отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной

дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была

выявлена

неврологическая

симптоматика:

стертые

парезы,

гиперкинезы,

нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.

Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких

формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с

детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и

исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон

коррекции речи ребенка в целом.

Особенности содержания логопедической работы при стертой форме

дизартрии

отражены

в

специфике

планирования

коррекционной

работы: вводится

дополнительный

подготовительный

этап,

который

необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата,

развития просодики.

Изучив

методики

Л.В.Лопатиной,

Н.В.Серебряковой,

Л.А.Даниловой,

И.И.Ермаковой,

Е.М.

Мастюковой,

Е.Ф.

Архиповой,

я

подобрала

и

систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного

этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии. (См.приложение

№1)

Свои коррекционные занятия строю

по структуре псевдобульбарной дизартрии, с

учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических

особенностей, пришедшего на занятие ребенка. Формируются те категории,

которые недостаточно развиты у конкретного ребёнка. (см.приложение №2)

Использую на своих занятиях игры с мячом и маленькими мячиками в

сочетании с речью, жестами (хлопками, шлепками, щелчками, протопываниями),

с речевыми играми вызывает у детей незабываемые ощущения радости и

эмоциональной приподнятости, на фоне которых успешно осуществляется

коррекция логопедических нарушений и психофизического статуса.

Я

поддерживаюсь такой мудрости - древняя китайская пословица гласит: «Люди

могут забыть слова, которые вы им говорите, но они никогда не забудут чувств,

которые вы у них вызвали».

В процессе игровых заданий дети совершенствуют общую и мелкую

моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по

заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении.

Для этого я использую игры с клавишами, с поролоном, с мозаикой,

конструктором, с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов, с

пульверизатором, завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Совместно с воспитателями ведётся работа

с бумагой (складывание,

обрывание,

вырезание,

выкладывание

узоров),

с

карандашом

(обводка,

штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический

диктант), с различными семенами сортировка, перекладывание, выкладывание

узоров, букв, фигур, нанизывание бисера ли пуговиц на иголку с ниткой.

Дети выполняют упражнения на вращение предметов (волчки, баночки с

завинчивающимися крышками).

Ручным творчеством занимаются с детьми родители, воспитатели - это

шитье, вышивка, макраме, ниткопись, плетение, оригами, аппликация; лепка с

использованием природного материала (семян яблок, дыни, кабачка, арбуза; игры

с проволокой).

В процессе игровых заданий дети:

совершенствуют артикуляционную, мелкую моторику, тактильный и

зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному

принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;

работают

над

темпом

выполнения

задания,

аккуратностью

и

усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;

развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево -

право,

вперед-назад,

произвольность

психических

процессов,

визуальное и слуховое внимание, умение выполнять задание по схеме и

по описанию на слух;

закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной

ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют

понятия

о

величине,

цвете,

толщине,

понятия

«множество»

и

«включение»;

В своей работе я активно использую здоровьесберегающие технологии

биоэнергопластику, СУ-ДЖОК – терапию, применение аппликаторов Н. Г. Ляпко,

комплексы

самомассажа

кистей

и

пальцев

рук,

лица,

ушей,

тибецкий

массаж,психогимнастику,

кинезиологические упражнения,

элементы методики

сенсорно-координаторных тренажей.

Таким образом, приоритетным в работе с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения,

являются

здоровьесберегающие

технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по

сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность

обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

(см. приложение на диске)

Работая с детьми, имеющими нарушение зрения и речи, безусловно,

создание

единого

коррекционного

пространства

просто

необходимо

для

получения полноценной коррекционной помощи.

Всю

коррекционную

работу

выстраиваю

по

принципу

систематизирования

и взаимосвязи

со специалистами, воспитателями,

медицинским персоналом и родителями.

Взаимосвязь

с

родителями

осуществляется

через

индивидуальное

консультирование, рабочую тетрадь ребёнка, собрания, ведение родительских

уголков с полезной информацией.

С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в

начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с

родителями.

В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь

следующими аспектами:

Целенаправленность, систематичность, плановость.

Дифференцированный

подход

к

работе

с

родителями

с

учетом

многоаспектной специфики каждой семьи.

Доброжелательность, открытость.

Стараюсь повышать компетенцию родителей

в речевом развитии детей

путём консультаций, открытых занятий, собраний, семинары практикумы для

установления контакта с членами семьи, согласования воспитательного и

коррекционного воздействия на ребёнка (под девизом):

ЗНАЮ о проблеме ребёнка

УМЕЮ использовать знания

ХОЧУ владеть знаниями

МОГУ самостоятельно помочь

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями

речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее

время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые

обучаются артикуляционной и пальчиковой гимнастикам, самомассажу кистей

рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа.

На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное -

создается эмоциональный контакт между ними.

Связь с воспитателями

осуществляется так же через консультации и

заполнение папки взаимодействия, в которых даются рекомендации.

Прописываются игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.

Осуществляется взаимосвязь со всеми специалистами нашего учреждения: с

тифлопедагогами, психологом, медицинскими работниками, инструктором по

физкультуре, с музыкальным руководителем.

Особо хочу отметить работу, проводимую с инструктором по физической

культуре. Совместно

мы подбираем коррекционные упражнения, согласно

методу замещающего онтогенеза (по системе А.В. Семенович), внедрение в мою

практику данного комплекса показало эффективность коррекционной работы с

детьми (имеющие нарушение зрения и речи). Следуя интегративной программе

«Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка».

Инструктор по физической культуре работает над активной двигательной

деятельностью детей, моторной координацией и пространственной ориентировки

чувством ритма, психомоторикой.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект

на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов.

Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает

иммунную

систему,

мобилизует

внутренние

силы

организма,

является

прекрасным средством от плоскостопия.

Музыкальный руководитель – над формированием словесно-мелодического

ритма, рационального голосоведения, автоматизацией звуков.

Совместно с воспитателями и другими специалистами проводятся

динамические наблюдения за динамикой развития каждого ребенка.

Систематически даю рекомендации воспитателям в работе с детьми,

имеющими нарушение зрения и речи.

Повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и

коррекционно-развивающего

потенциала,

а

также

привлечение

внимания

специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту

семейного воспитания, является одной из моих задач.

В межаттестационный период

и в конце каждого учебного года

прослеживается положительная динамика развития моторной сферы детей и всех

компонентов речи

. (см.приложение № 4)

В результате проведённой коррекционной работы с опорой на полученные

данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа сделала вывод,

что уровень развития моторной сферы в целом и конкретных операционных

механизмов

для

каждого

ребёнка

индивидуален

и,

благодаря

правильно

организованной

мной

системе

коррекционно-развивающего

обучения,

был

улучшен. Результаты соответствуют целевым ориентирам в образовательной

области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Результаты коррекционной деятельности, подтверждённые ПМПК, смотрите в

таблице №2

(см.приложение №5)

Таким образом:

в комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи,

имеющих нарушение зрения, улучшается состояние речи;

тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее

влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать

повышению

готовности

к

овладению

письмом,

преодолению

и

профилактике нарушений речи у детей;

в процессе коррекционного обучения необходимо использовать систему

специальных игровых упражнений по развитию и совершенствованию

общей

и

мелкой

моторики

через

мыслительную

деятельность

дошкольников.

В своей коррекционной работе систематически занимаюсь

самообразованием

и

самосовершенствованием.

Владею

современными

образовательными технологиями и эффективно их применяю:

- технология логопедического обследования Л. С. Волковой – позволяет

определить структуру и степень выраженности речевого дефекта;

- технология постановки звуков Ф. Ф. Рау – позволяет применять разнообразные

приемы для постановки различных групп звуков;

- технология коррекции звукопроизношения Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной –

предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом

ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

-

технологии

активизации

и

интенсификации

деятельности

(игровые,

компьютерные)

помогают

поддерживать

устойчивое

внимание

и

работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-

логопатов;

-

личностно-ориентированные

(педагогика

сотрудничества)

позволяет

концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и

потенциальные возможности;

-индивидуализации - дает возможность отслеживать динамику речевого развития

каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его

возрастных и личностных особенностей.

Принимаю активное участие в работе методических объединений на

муниципальном уровне: перенимаю передовой опыт коллег; отбираю наиболее

приемлемые для своих воспитанников методы и приемы коррекционного

воздействия;

ежегодно

провожу

открытые

занятия

для

воспитателей,

специалистов и родителей, которые заслужили высокую оценку.

Согласно годовому планированию за период с 2011-2017уч. года проводила

консультации

и

семинары

для

родителей

и

воспитателей

по

темам:

(см.приложение №4)

Вношу

личный

вклад

в

повышение

качества

образования

на

основе

совершенствования

методов

обучения

и

воспитания,

инновационной

деятельности, в освоение новых образовательных технологий:

-компьютерные, среди которых применительно к обучению выделяю следующие:

специализированные логопедические программы, аудиокниги для автоматизации

и дифференциации звуков, презентативное сопровождение занятий;

-здоровьесберегающие,

из

которых

в

работе

использую

компенсаторно-

нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие

(сказкотерапия, пескотерапия).



В раздел образования