Автор: Дойникова Любовь Антоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 271
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа, Демский район
Наименование материала: Комплексное занятие
Тема: "Путешествие в загадочный лес"!
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский
сад № 271 городского округа город Уфа
Комплексное занятие
«Путешествие в загадочный лес»
Старшая группа № 3
Подготовила и провела:
воспитатель 1 категории
Дойникова Любовь Антоновна
г. Уфа 2019 г.
Программное содержание:
Закреплять представление о геометрических фигурах. Уметь определять на
ощупь плоские и объемные фигуры. Упражнять в счете до 10. Расширять и
закреплять знания детей о весенних изменениях в природе. Продолжать
развивать экологическое воспитание. Воспитывать бережное отношение в
природе. Знакомить с правилами поведения в природе. Воспитывать дружеские
отношения со сверстниками. Закреплять умение вырезать одинаковые фигуры из
бумаги, сложенной пополам, вырезать из прямоугольника листочек, из квадрата
– круг-одуванчик. Учить делать одуванчик из нескольких кругов с надрезами.
Развивать творчество.
Демонстрационный материал:
Игрушки: колобок, лесовичок, белочка, ёжик, зайка; чудесный мешочек с
объемными фигурами, длинная дорожка, геометрический лес из плоских фигур,
большой конверт с иллюстрациями частей суток и геометрических фигур для
выкладывания «Солнца». Иллюстрации перелетных птиц.
Раздаточный материал:
Цифры в лоточках до 10. Цветная бумага для изготовления цветов (одуванчика),
клей, ножницы, кисти, салфетки для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседа
о
времени
года,
рассматривание
иллюстраций,
знакомство
с
пословицами, загадками и поговорками о весне. Чтение рассказа «Золотой луг»
Пришвина. Дидактическая игра «Перелетные птицы»
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята сегодня к нам пожаловал гость из сказки. Из какой вы
сейчас узнаете.»
Колобок: «Я из сказки Колобок»
У меня румяный бок
На сметане я мешен
В печку сажен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Прикатился в детский сад
И чему я очень рад!»
Пригласить я вас хочу в волшебную страну математики, там много загадочного и
интересного.
Воспитатель:
«Ребята! Я знаю эту страну. Однажды в сказочную страну
геометрических фигур забыли пригласить на праздник волшебника. Он обиделся
на жителей этой страны и заколдовал их; заставил забыть их свои имена.
Давайте попробуем их сейчас расколдовать и поможем жителям этой страны.
Чтобы попасть туда мы должны выполнить задания». (Дети подходят к столам и
садятся на свои места. На столах лежат цифры в лоточках).
Воспитатель: «Ребята вы умеете считать?»
Дети: «Да»
Воспитатель:
«Ребята, у вас в лоточках лежат цифры, они перепутались.
Возьмите цифры и выложите их в ряд перед собой по порядку, слева направо до
10.. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем. (Проводится прямой и обратный
счет до 10). Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и дорога нам с вами
теперь открыта. Соберите цифры, положите на место и подойдите ко мне. ( Дети
подходят). Ну, давай колобок, показывай нам дорогу в волшебную страну
геометрических фигур».
Колобок: «Ребята, за мной по волшебной дорожке».
Воспитатель: «Ой, и правда, она волшебная. Ребята, посмотрите какая она?
Узкая или широкая? Длинная или короткая? Какие фигуры изображены на ней?
(проводится опрос детей), дети проходят по дорожке и оказываются на полянке.
Колобок: «Вот ребята, мы и оказались в стране геометрических фигур».
Воспитатель: «Ребята, кто это спешит к нам на встречу?»
Дети: «Ёжик»
Ёжик: «Здравствуй, Колобок, как хорошо, что я тебя встретил, я нашел то, что
может помочь нашим жителям, но одному мне не справиться. Помоги мне!»
Колобок: «Ёжик, я не один, у меня в гостях ребята из детского сада, они
наверняка нам помогут».
Воспитатель: «Поможем ребята?»
Дети: «Поможем».
Воспитатель: «Давайте я посмотрю, что в мешочке. Ой, он волшебный!
Я чудесный мешочек, ваш, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать, вы хотите угадать?
Дети: «Хотим!»
Воспитатель: «Ребята, в мешочке оказались жители «геометрической» страны,
надо помочь их расколдовать. На ощупь вы должны определить форму фигуры и
назвать ее (шар, конус, параллелепипед, цилиндр). Какие это фигуры? Плоские
или объемные? Дети по одному на ощупь определяют фигуру. Дети, стоящие
рядом проверяют и утверждают правильные определения, а также помогают,
если кто-то затрудняется или ошибается).
Воспитатель: «Молодцы! Вы смогли расколдовать всех жителей этой страны».
Ёжик: «Я благодарю вас, ребята! Ведь теперь все фигуры знают как их зовут».
Воспитатель:
«Продолжаем наше путешествие. Ребята, давайте посмотрим,
куда же мы попали? Кто это спешит к нам на встречу? Как вы думаете кто?
Дети: «Лесовичок»
Лесовичок: «Здравствуйте, дети! Ктоя , угадайте, вас прошу, что в узелке ношу?»
(Дети стараются узнать, что может быть в узелочке).
Лесовичок: В моем узелочке много загадок, пословиц, поговорок и прмет. А ну-
ка, какие угадайте? Вот загадка6
Мой дом со всех сторон открыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем
Что это за дом?
Дети: «Лес».
Лесовичок: «Молодцы! Угадали это лес».
Воспитатель: «Ребята, в лесу чего должно быть много?»
Дети: «Деревьев».
Воспитатель:
«Правильно, посмотрите мы с вами попали в волшебный
«геометрический» лес. Какие деревья? Какой они формы? (Ответы детей, они
называют, из каких фигур состоит «лес»)
Воспитатель: «У деревьев ствол, скажите, а какой он формы и величины?
(Ответы детей. Дети называют формы стволов: прямоугольной, узкие, широкие,
высокие, низкие). А какие деревья вы знаете назовите?»
Дети: «Береза, дуб, рябина, елочка, липа».
Лесовичок: «Ребята! А вот вам задача. Нужно назвать, какое сейчас время года.
Какие вы знаете пословицы и поговорки?»
Дети: «Называют время года «Весна».
Пословицы и поговорки:
«Увидел грача – весну встречай».
«Грач на горе – весна на дворе!»
«Увидал скворца – знай весна у крыльца».
«Март с водой, а апрель с травой, а май с цветами».
«Май леса наряжает, лето в гости приглашает».
Воспитатель: «Ребята! Без кого невозможно представить лес, как вы думаете?»
Дети: «Лес невозможен без птиц».
Воспитатель: «Какие птицы прилетают весной? Какая птица открывает весну?
(Дети отвечают, называют птиц: грач, скворец, ласточка, жаворонок, кукушка).
Предложить иллюстрации птиц, дети должны определить и назвать птиц.
Предложить послушать запись пения птиц в лесу, журчание и течение воды в
реке. Чтение стихов с детьми о птицах.
Лесовичок:
«Ребята! А вы знаете, что существуют, правила поведения на
природе. Какие? Я вас познакомлю».
1.
Не разжигать костры.
2.
Не ломай ветки деревьев.
3.
Не разоряй птичьи гнезда.
4.
Не стреляй в птицу из рогаток.
5.
Не оставляй после себя мусор на привале.
6.
Не собирай цветы в большие букеты.
7.
Не лови бабочек.
Лесовичок: «Мы сейчас с вами достанем картинки, и все вы увидите, чего
нельзя делать, и мне расскажите и запомните и будите выполнять, правда?»
(Дети рассматривают и рассказывают).
Воспитатель:
«Продолжаем путешествие. Колобок покатился дальше, а на
встречу нам бежит зайка».
Зайка: «Здравствуй, Колобок! Я получил письмо с рисунками, где изображены
части суток, но я перепутал все и не знаю, что за чем следует, помогите мне
пожалуйста!»
Воспитатель: «Давайте, посмотрим рисунки и определим. (Дети рассматривают
и называют части суток: утро, день, вечер, ночь).
Зайка, послушай стихотворение. Дети читают стихотворение: «Что такое сутки»
Утром петушок поет, солнце на небе встает,
Просыпайтесь, умывайтесь, за работу принимайтесь!
Днем светло и солнце светит, во дворе играют дети.
То взлетают на качелях, то кружат на каруселях.
Солнышко садится, и смолкают птицы,
Вечер наступает, каждый отдыхает.
Ночь пришла вокруг стемнело,
Сны придут к тебе, ко мне
И в кроватках до утра, засыпает детвора!
Зайка: «Спасибо, ребята! Я теперь знаю, что такое сутки».
Воспитатель: «Ой, смотрите, кто к нам спешит? Это белочка, грустная, что
случилось?»
Белочка:
«Я заблудилась, не могу найти свой домик. Очень хочу, чтобы
солнышко в лесу появилось. У меня есть фигуры они перепутались и не знают
как их зовут. Я не могу с ними справиться».
Воспитатель: «Поможем белочке, ребята! (Дети называют фигуры: «круг» и
«треугольник», большие и маленькие, и выкладывают «солнышко», помогают
найти «дупло» на дереве).
Воспитатель: «Ребята! Как хорошо стало в лесу. Представьте себя деревьями
(каждый выбирает любимое дерево).
Физкультминутка
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
(плавно руками помашем)
Это к нам птицы летят
Как они сядут покажем
Воспитатель: «Как стало светло с солнышком, правда ребята?! А весной еще
появляются весенние цветы. Какие первые цветы появляются весной. Кто знает?
(Ответы детей: подснежники, одуванчики). Ребята помните рассказ, мы читали с
вами «Золотой луг» Пришвина. Я предлагаю украсить нашу полянку
одуванчиками, т. к. появилось солнышко. Послушаем стихи про одуванчик.
(Дети читают стихи)
Дети приступают к работе, делают аппликацию «Одуванчик» на прямоугольной
полянке. По завершению работ, украшаем лесную полянку цветами.
Лесовичок: «Ребята! Я благодарю вас, вы действительно добрые, находчивые и
смышлёные. Ежик набрал вам грибочки, мы вас угощаем».
Воспитатель: «Ребята, вам понравилось в волшебном лесу?» Давайте вспомним
пословицу о лесе: «Много леса – не губи, Мало леса – береги, нет леса –
посади».
А теперь все вместе пожелаем лесу:
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою, будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.