Напоминание

"Путешествие вокруг света за 21 день"


Автор: Маньшина Ирина Александровна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: программа профильной смены городского лагеря с дневным пребыванием детей
Тема: "Путешествие вокруг света за 21 день"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа профильной смены

«Путешествие вокруг света за 21 день» 2020г.

городского оздоровительного лагеря «Радуга детства»

МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района Волгограда

Летние каникулы — самая лучшая и незабываемая пора для развития

творческих

способностей

и

совершенствования

возможностей

ребёнка,

вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных

интересов и потребностей.

Летние каникулы — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь»

полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться

петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие

возможности для каждого ребёнка открывает наш детский оздоровительный

лагерь. Лето — наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена

впечатлений,

встреча

с

неизвестными,

подчас

экзотическими

уголками

природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое

напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и

увидеть, что удивительное рядом.

В современном мире всё меньше внимания уделяется ценности жизни и

здоровья человека. Как известно, воспитание начинается с раннего детства,

поэтому школа стоит в данном случае на первом месте, особенно летом, когда

многие школьники находятся без присмотра со стороны взрослых в течение

дня. Летний отдых в пришкольном лагере сегодня – это не только социальная

защита детей, это еще и центр для творческого развития, обогащения духовного

мира и интеллекта ребенка.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным,

независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в

лагере?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку

поставят, потребуют дневник, а потом дома - родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь,

кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает

свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на

помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только

правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как

неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он

сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в

надежное русло эти знакомства и общение.

Организация

летнего

отдыха

один

из

важных

аспектов

образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний

период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение

всего года.

В нашем детском оздоровительном лагере главное - не система дел, не

мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям

по отряду, к взрослым людям.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают

творческим

потенциалом,

который

эффективно

развивается

при

систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной

смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на

учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно

больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Актуальность программы.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени

детей. Этот период благоприятен для совершенствования их личностных

возможностей,

развития

творческого

потенциала,

достижения

уровня

самоутверждения и самореализации, воплощения собственных планов.

Летний городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием -

это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и

оздоровления

детей

в

стенах

образовательного

учреждения,

создания

благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического

развития.

Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен

на вовлечение ребёнка в общественную жизнь с учётом его индивидуальных

способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и

формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского

сознания.

С

этой

целью

в

лагере

выстроена

система

воспитательно-

оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и

оздоровление детей. Однако, каникулы - это не только время отдыха. Это

период, когда можно расширить свой кругозор, пополнить запас знаний и

впечатлений информацией, выходящих за рамки школьной программы. Тем

более, что развитие личности ребенка не знает каникул и выходных .Учитывая

это и принимая во внимание запросы родителей и общества, направленные на

воспитание позитивных, активных, творческих, интеллектуально развитых,

образованных личностей и была составлена программа.

Название программы «Путешествие вокруг света за 21 день» возникло

из желания объединить современные, даже инновационные и классические

тенденции в организации игровых моделей лагерных смен.

Основная идея

программы городского лагеря - представление возможностей для раскрытия

творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации

потенциала

детей

и

подростков

в

результате

общественно

полезной

деятельности,

путем

создания

видеороликов

по

разным

тематическим

направлениям. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском

коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации

смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все ребята совершают

путешествие на выбранном, вертуальном

транспорте. Ребятам

интересно

поучаствовать и в традиционных для детских лагерей шоу-программах,

коллективно - творческих делах, и в современных интерактивных формах

творческой деятельности, развивающих не только творческие способности, но и

активное участие и инициативу. Кроме того, содержание игровых периодов

смены подобрано таким образов, что историческая информация - истории

разных стран и их традиции, Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем

ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить

значимость

собственного

«я»;

осознать

себя

личностью,

вызывающей

положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на

новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в

оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм

жизни, режим питания, зарядка, поддержка мышечного и эмоционального

тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является

формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в городском оздоровительном лагере «Радуга

детства» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим

выявлением их наклонностей и способностей.

Исходя

из

этого,

данная

программа

является

комплексной

и

основывается на следующих идеях:

организация познавательно - развивающего и оздоровительного

отдыха детей;

воспитание личности ребенка, основываясь на историческом

культурном наследии и

для освоения детьми комплекса новых социальных ролей;

достижениях человечества;

развитие навыков

ценностей и идеалов в коллективе с учетом личностных интересов

и потребностей самовыражения детей в системе социальных

отношений и создание условий

закрепление общечеловеческих.

Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр,

конкурсов, встреч с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры,

призваны

способствовать

укреплению

здоровья,

развитию

двигательных

способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию волевых

качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко

раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребёнка, стать

сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и

самосовершенствования, через включение ребят в управление делами на уровне

микрогрупп, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в

коллективе. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры,

конкурсы, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей

в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них

любознательность.

В основе работы детского оздоровительного лагеря «Радуга детства» по

программе « Путешествие во круг света за 18 дней» построена воспитательная

система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные

виды деятельности.

Программа направлена на развитие лидерских и коммуникативных

качеств, на раскрытие творческого потенциала участников, где гармонично

сочетается творчество и спорт, где все как одна большая семья.

Для нас важно раскрыть личность каждого ребёнка, поэтому в лагере

осуществляется самое широкое приобщение детей к ценностям.

Особенность программы лагеря в том, что в нем на первый план

выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление как система «дети –

дети», так и в системе «дети - взрослые».

Новизна данной программы проявляется в том, что здесь особое внимание

уделяется

соблюдению

ПДД

и

профилактике

дорожно-транспортного

травматизма.

Основные задачи работы педагогического коллектива при

проведении программы лагеря:

создание

необходимых

условий

для

оздоровления,

отдыха

и

рационального использования каникулярного времени;

формирование общей культуры,

навыков здорового образа жизни и

безопасного поведения детей на улице в летний период;

формирование представления у детей и подростков о безопасности

дорожного движения;

создание максимальных условий для быстрой адаптации детей и

подростков с учётом возрастных особенностей;

активизация

работы

по

предупреждению

дорожно-

транспортного

травматизма;

профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

развитие

и

укрепление

связей

школы,

семьи,

учреждений

дополнительного образования, культуры и др.

развитие творческого потенциала участников.

Цель и задачи программы.

Содействие позновательно-развивающего и оздоровительного отдыха

детей в процессе их самореализации в системе позитивных социальных

отношений и организация благоприятных условий для полноценного летнего

отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления,

укрепления нравственного и физического здоровья, гражданско-общественной

и коммуникативной компетентности в летний период.

Задачи программы:

Оздоровительные:

,

Создать условия для укрепления здоровья, физической

выносливости;

Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную

деятельность;

Обеспечить длительное пребывание на воздухе;

Образовательные:

Развивать

практические умения и навыки

ориентации

в

дорожных ситуациях.

Закреплять

и

совершенствовать

знания

Правил

дорожного

движения, умений и навыков юного инспектора движения.

Укрепить мотивацию к участию в деятельности профильных

отрядов ЮИД.

Познакомить с историей, культурой и традициями различных

стран.

Воспитательные:

создать благоприятные условия для разностороннего развития личности

каждого ребёнка и летнего отдыха детей;

создать условия способствующие формированию навыков здорового

образа жизни, укреплению здоровья;

создать условий для воспитания культуры общения;

создать условия для самореализации детей посредством приобщения к

культуре разных народов;

сформировать позитивный опыт взаимодействия с различнымиобъектами

природы и социальной среды, пропаганды здорового образа жизни;

сформировать представление у детей и подростков о безопасности

дорожного движения.

Развивающие:

развить мотивацию к познавательной активности в области ПДД;

раскрыть творческий потенциала у детей.

развить и укрепить связи Детско-юношеского центра и семьи;

развить

художественно-эстетические

навыки

в

ходе

практической

деятельности;

развить творческое мышления через реализацию конкурсно-игровых

программ;

развить коммуникативные навыки детского коллектива.

Участники программы.

Предлагаемая программа предназначена для детей – учащихся Детско-

юношеского центра Тракторозаводского района города Волгограда, в возрасте:

6,5-17 лет, в количестве 90 человек и рассчитана на 18 дней.

Сроки реализации программы:

Июнь 2018 года на базе Муниципального учреждения дополнительного

образования

«Детско-юношеский

центр

Тракторозаводского

района

Волгограда»

Механизм реализации программы.

«Игра - это огромное светлое окно,

через которое, в духовный мир ребёнка

вливается поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра,

зажигающая огонёк пытливости

и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста и

значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе

механизма реализации программы лежит сюжетно-ролевая игра, как ведущий

тип деятельности. Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в развитии

таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной

ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться

победы. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия,

чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился

к обязанностям и поручениям, а так йсе с радостью участвовал в предложенных

мероприятиях.

Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие

этапы. :

Подготовительный (апрель-май):

В рамках подготовки программы к реализации для педагогического

состава программы пройдет инструктивный сбор, где пройдет обсуждение и

закрепление единых педагогических

требований педагогического отряда

программы. Так же, получение дополнительной информации по тематике

смены и разъяснение задач, которая ставит программа.

Так же, участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к

проведению летней оздоровительной кампании; знакомство с правовыми

документами - нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей

в текущем году; проведение совещаний при директоре по подготовке центра к

летнему сезону; издание приказа о проведении летней кампании; разработка

программы деятельности городского летнего оздоровительного лагеря с

дневным

пребыванием

детей;

отбор

кадров

для

работы

в

летнем

оздоровительном

лагере;

составление

необходимой

документации

для

деятельности лагеря; организация помещений лагеря согласно нормам и

требованиям СанПин; обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;

формирование

списка

детей,

посещающих

оздоровительный

лагерь

формирование

списка

детей,

посещающих

оздоровительный

лагерь,

на

основании заявлений родителей.: подбор и анализ литературы по тематике

смены;

Организационный этап ( первые 2 дня смены):

В этот период происходит Создание условий для быстрой адаптации

детей и подростков к условиям жизнедеятельности. Формирование органов

самоуправления всех уровней «Туристическое агнство». В организационный

период

происходит

планирование

работы,

реализация

совместной

разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности

детей м подростков в программе отряда (туристическая группа) и лагеря через

стартовую игру, отрядные оргсборы). Так же, праздник открытия смены,

презентации

творческих

мастер

-

классов

и

выстраивание

схемы

взаимодействия отрядной программы с общелагерной – это соблюдение

общелагерных законов, участие отрядов в делах лагеря, общение с другими

отрядами, межотрядные дела, личное «неформальное» общение детей.

Данный проект строится на деятельности стажеров – волонтеров,

учащихся Клуба детского актива «Лидер» - участников и победителей

конкурсов «Вожатского мастерства» во ВДЦ «Орленок» на Всероссийских

профессиональных

стартах

педагогического

мастерства,

педагогов

и

профильных специалистов Детско-юношеского центра.

Основной этап (16 дней смены):

Основной период смены - период личностной самореализации ребенка.

Главный мотив этого временного отрезка – выбор видов деятельности,

позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал.

Педагог с позиции главного организатор и руководителя переходит на позицию

консультанта, координатора. Реализация основной концепции смены через

погружение детей в различные виды, такие как: коллективно-творческие дела

различной тематике; мастер классы, выездные мероприятия с посещением

кино, музеев Участие ребят в мероприятиях, организованными стажерским

отрядом из клуба детского актива «Лидер» таких как: сюжетно-ролевые игры,

коллективная творческая деятельность.

Все основное в программе осваивается

через игровые ситуации.

Предпочтение отдано игровому типу взаимодействия, поскольку именно игра

компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия педагога

и ребенка, выводит подлинное сотрудничество, порождающее «энергии.

Творчества» для самостроительства, самопроектирования, саморазвития при

сохранении разности и уникальности личностных миров.

Городской лагерь с дневным пребыванием - это:

Территория детства

Территория творчества.

Территория достижений.

Территория спорта.

Автогородок

Территория открытий.

Семьи.

Успех.

Знания.

Дружа.

Сказка.

Мир увлечений.

Академия безопасности

Заключительный этап смены ( 2 последних дня смены):

Заключительный период – время подведения итогов и самоанализ

ребенка

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период

смены:

групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых

достижений;

оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых

результатов участия в программе;

создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены,

поощрение наиболее активных участников программы;

подведение итогов смены (массовое гуляние, достижения, церемония

награждения).

В основе реализации программы лежит деятельностный подход.

Основным методом организации деятельности являются:

наличие необходимой документации программы лагеря, плана-сетки; план

работы

отряда,

должностные

инструкции

всех

участников

процесса;

отслеживание

результатов

и

подведения

итогов

подбор

методических

разработок в соответствии с планом работы лагеря.

Формы организации работы подбираются с учетом возрастных и

гендерных особенностей детей, их интересов и возможностей.

Общелагерные

мероприятия

(конкурсные,

игровые,

конкурсно-

познавательные,

шоу-программы,

праздники

ит.д.)

объединены

общей

тематической идеей, общей деятельностью. При этом, учитываются интересы

каждого

ребенка:

поддерживается

и

поощряется

детская

инициатива,

интересные идеи.

Принципы,

используемые

при

планировании

и

проведении

лагерной смены

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Город солнца» с

дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку,

на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку,

родителям, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление

всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип

соответствия

типа

сотрудничества

психологическим

возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом

деятельности

воспитательного

характера

в

летнем

оздоровительном лагере «Радуга детсва» является сотрудничество ребенка и

взрослого,

которое

позволяет

воспитаннику

лагеря

почувствовать

себя

творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация

в

рамках

летнего

оздоровительного

лагеря

предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с

индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на

другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо

чёткое

распределение

времени

на

организацию

оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть

комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип

гармонизации

сущностных

сил

ребёнка,

его

интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его

индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

-вариантности выбора способа реализации в различных

видах деятельности;

-сочетание

форм

работы,

учитывающих

возрастные

особенности детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

-добровольного

включения

ребёнка

в

ту

или

иную

деятельность;

-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной

цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его

собственной вере в достижении негативных последствий в

процессе педагогического воздействия;

-в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Лагерь

дневного

пребывания

работает

по

следующим

направлениям:

Направление «Азбука безопасности»

Цель:

создание условий для формирования у детей и подростков

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Привлечение детей и подростков к пропаганде знаний, умений и навыков

безопасного поведения на дорогах среди участников профильной смены;

внедрение новых форм и методов работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма в каникулярное время и знакомство

с работой ГИБДД.

Содействие в воспитании законопослушных участников дорожного

движения; воспитание чувства ответственности за себя и окружающих.

Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, навыков

общения и коллективного поведения.

Для

реализации

данных

задач

по

направлению

«Академия

безопасности» в городском оздоровительном лагере "Радуга детства" созданы

следующие условия:

Траспотрная площадка «Автогородок» (программируемые светофоры,

сменные дорожные знаки, дорожная разметка)

Транспортное средство: квадроциклы – 2 шт., велосипеды – 3 шт.

Компьютеры для тестирования.

Основные формы работы направления:

Зарядка – «Бодряшка от стажеров»

игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол,

бадминтон)

подвижные игры на свежем воздухе: «Охотники и гуси», «Паровозик

Чух-чух», «Перестрелка», «Дрозды», «Часики», «Вышибалы», «Золотые

ворота», «Джеймс Бонд», «Картошка», «Гвардейцы и мушкетеры»,

«Пятнашки».

эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Летние, жаркие, твои!»,

«Фотокросс», «Форд Боярд».

солнечные ванны (ежедневно)

воздушные ванны (ежедневно)

выполнение режима питания

калорийность

питания,

ежедневное

соблюдение

норм

потребления

продуктов

гигиена приема пищи

В городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

МОУ ДЮЦ ТЗР Волгограда "Радуга детства" проводится следующий комплекс

закаливающих мероприятий:

облегченная одежда детей и головной убор (кепка или панама -

постоянно)

соблюдение температурного режима в течение дня с проветриванием

помещений.

утренняя зарядка на воздухе

мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.

правильная организация прогулки и ее длительность

солнечные и воздушные ванны

вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

В городском оздоровительном лагере вся работа направлена на

сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя зарядка проводится

ежедневно в течение 15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в

непогоду – в проветриваемом холле. Основная задача этого режимного

момента,

помимо

физического

развития

и

закаливания,

-

создание

положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на

весь день.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, различные беседы и игры

на тему здоровом образе жизни, спортивные праздники развивают у детей

ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные

способности и реализуют потребность детей в двигательной активности,

приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального

достижения результата при проведении спортивных мероприятий присутствует

дух соревнования и реализуется принцип поощрения. В свободную минуту

воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все

основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют

созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию

у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а

коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

В городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

МОУ ДЮЦ ТЗР Волгограда "Радуга детства" проводится следующий комплекс

закаливающих мероприятий:

облегченная одежда детей и головной убор (кепка или панама -

постоянно) ;

соблюдение

температурного

режима

в

течение

дня

с

проветриванием помещений;

утренняя зарядка на воздухе ;

мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;

правильная организация прогулки и ее длительность;

солнечные и воздушные ванны;

вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.

Направление «Азбука здоровья»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей

Задачи:

1. Соблюдение правил техники безопасности

2. Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной

работы

3. Выработка и укрепление гигиенических навыков

4. Организация здорового питания детей, проведение витаминизации

5. Расширение знаний об охране здоровья

Для реализации данных задач в городском оздоровительном лагере

"Радуга детства" созданы следующие условия:

спортивная площадка,

спортивный инвентарь.

Основные формы работы направления:

Зарядка – «Бодряшка от стажеров»

игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол,

бадминтон)

подвижные игры на свежем воздухе: «Охотники и гуси», «Паровозик

Чух-чух», «Перестрелка», «Дрозды», «Часики», «Вышибалы», «Золотые

ворота», «Джеймс Бонд», «Картошка», «Гвардейцы и мушкетеры»,

«Пятнашки».

эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Летние, жаркие, твои!»,

«Фотокросс».

солнечные ванны (ежедневно)

воздушные ванны (ежедневно)

выполнение режима питания

калорийность

питания,

ежедневное

соблюдение

норм

потребления

продуктов

гигиена приема пищи

В городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

МОУ ДЮЦ ТЗР Волгограда "Радуга детства" проводится следующий комплекс

закаливающих мероприятий:

облегченная одежда детей и головной убор (кепка или панама -

постоянно)

соблюдение температурного режима в течение дня с проветриванием

помещений.

утренняя зарядка на воздухе

мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.

правильная организация прогулки и ее длительность

солнечные и воздушные ванны

вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

В городском оздоровительном лагере вся работа направлена на

сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя зарядка проводится

ежедневно в течение 15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в

непогоду – в проветриваемом холле. Основная задача этого режимного

момента,

помимо

физического

развития

и

закаливания,

-

создание

положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на

весь день.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, различные беседы и игры

на тему здоровом образе жизни, спортивные праздники развивают у детей

ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные

способности и реализуют потребность детей в двигательной активности,

приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального

достижения результата при проведении спортивных мероприятий присутствует

дух соревнования и реализуется принцип поощрения. В свободную минуту

воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все

основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют

созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию

у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а

коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

В городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

МОУ ДЮЦ ТЗР Волгограда "Радуга детства" проводится следующий комплекс

закаливающих мероприятий:

облегченная одежда детей и головной убор (кепка или панама -

постоянно)

соблюдение

температурного

режима

в

течение

дня

с

проветриванием помещений.

утренняя зарядка на воздухе

мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.

правильная организация прогулки и ее длительность

солнечные и воздушные ванны

вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

Направление «Затейник»

Цель: организация содержательной творческой деятельности детей,

развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1. Вовлечение как можно большего числа участников лагеря в

различные формы творческой деятельности.

2.

Организация

деятельности

объединений

дополнительного

образования.

3. Выявление лидеров, генераторов идей, распределение обязанностей в

отряде, дежурство по столовой, кабинетам, закрепление ответственных по

различным видам поручений.

Основные формы работы направления:

изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы вместе!», «Наша

безопасность в наших руках!», «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»,

«С юбилеем, мой любимый район!», «Мы правнуки твои, Победа!»

творческие

конкурсы

Мода

из

комода»,

«Конкурс

военно-

патриотической песни»Виктория», «Голос за кадром».) ;

игровые творческие программы («Мы говорим вам, здравствуйте!»,

«Угадай-ка», «Азбука безопасности», «В гостях у сказки», « Твоя карта

путешественника», «МАТЧ в Бразилии»);

концерты;

творческие игры отрядные («Мы строим дом», « Крестики –нолики»,

«Полёт на воздушном шаре»);

праздники (Открытия лагерной смены « Открытие

туристического

агентства «ВОЛГА-ДЮЦ», День независимости «Я,ТЫ,ОН,ОНА – вместе

дружная

страна!»,

День

рождения

Тракторозаводского

района»,

Закрытие лагерной смены «Закрытие кинофестиваля»);

конкурс рисунков рисунка: «Мы вместе!», «Наша безопасность в наших

руках!», «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!», «С юбилеем, мой

любимый район!», «Мы правнуки твои, Победа!» «Я, ТЫ, ОН, ОНА-

вместе дружная страна!»;

деятельность

творческих

мастер-классов:

«Очумелые

ручки»,

«Музыкальная пауза», «Танц – класс», «Волшебный бисер», « Оригами»,

« Игры нашего двора», « Спортивный колейдоскоп».

Творческая

деятельность

это

особая

сфера

человеческой

активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме

получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным

назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности

детей и подростков.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является

деятельность,

организованная

в

рамках

объединений

дополнительного

образования, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация

кружковой работы (мастер-классов) лагеря носит вариативный характер. Для ее

функционирования имеются необходимые педагогические кадры. Так же

расширяется кругозор воспитанников, развиваются познавательные интересы и

творческие способности детей.

Направление «Я – гражданин»

Цель: формирование личности, обладающей качествами гражданина-

патриота своей Родины.

Задачи:

1. Формировать любовь и уважение к национальной культуре, истории и

традициям нашего края, страны.

2. Воспитывать активную гражданскую позицию

3. Познакомить с основными событиями и героями ВОВ.

Основные формы работы направления:

экскурсия в музей Тракторного завода им Ф.Дзержинского;

выставка рисунков по сказкам;

конкурс подвижных игр на свежем воздухе;

Познавательная игра «Моя Россия»;

День

памяти

(22

июня),

Конкурс

военно-патриотической

песни

«Виктория»; Операция «Пилотка», Конкурс рисунка «Спасибо продеду за

победу!»

Конкурс рисунков «Моя Россия».

Познавательная игра «Чудеса – 34»

Просмотр мультипликационных фильмов на тему: «Моя Россия»

Направление «Мир вокруг нас»

Цель:

формирование основ экологической культуры, правильного

отношения к природе, животному миру.

Задачи:

1.

прививать

чувство

доброго

и

милосердного

отношения

к

окружающему нас миру

2. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного

отношения к людям

3. воспитывать потребность в общении с природой

4.

способствовать

формированию

экологического

восприятия

и

сознания общественной активности

5. способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с

природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе

Принципы экологического воспитания:

учет эколого-географических и национально-культурных условий

беседа о бережном отношении к природе;

Вторичное использование предметов обихода (конкурс «Мода разных

стран», «Ярмарка мастерских»)

Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и

эффективнее

происходит

на

ранних

этапах

развития

личности,

когда

закладываются основные представления о природе и обществе. В лагере

ежегодно в самое благоприятное для изучения природы время года отдыхают

дети.

Интенсивность

воспитательного

процесса

в

лагере

позволяет

использовать все возможные формы работы, позволяет детям прикоснуться к

природе и задействовать все органы чувств. Все это помогает добиться высоких

результатов в экологическом образовании детей.

Направление профилактическое «Моя безопасность, в моих руках»

Наиболее

приемлемой

и

оптимальной

формой

и

структурой

образовательно-воспитательного

взаимодействия

в

рамках

летней

оздоровительной кампании, способствующей самореализации подростка, может

стать

«практический

воспитательно-профилактический

комплекс»,

представляющий собой взаимодействие детей, специалистов ГИБДД, ОГПН,

медицинскими работниками «Центра профилактики наркомании», Центра

помощи семьи и детям, родителей. Участие детей в познавательной игре

«Азбука безопасности».

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила

поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при

проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на

водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

Основой его является система сквозных тематических мероприятий,

индивидуального,

группового

и

массового

характера,

встраиваемых

в

ежедневную систему воспитательной работы лагеря.

Механизм реализации

Подготовительный этап:

подбор необходимой методической литературы для педагогов и стажеров;

создание копилки методических разработок мероприятий;

подбор компетентного педагогического коллектива, расстановка кадров;

оформление помещений и территории лагеря.

Организационный период

Первый

день

формирование

отрядов

(туристических

групп)

знакомство: с

воспитателями

(инструкторы)

и стажерами

(кураторы)

,

требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей,

режимом дня, игры на знакомство «Расскажи мне о себе», играна знакомство с

территорией лагеря.

Второй день – выбор органов самоуправления – «туристичекое

агентство», информирование о видах деятельности смены, дискуссия в форме

«свободного микрофона» о культурно-досуговой, творческой и познавательной

деятельности, выработка и принятие Законов жизни в лагере «Радуга детства».

Игры на выявление лидерского потенциала у ребят и сплочение коллектива.

Основной этап

реализация основной идеи смены «Путешествие во круг света за 21 день»;

вовлечение

детей

и

подростков

в

различные

виды

коллективно-

творческих дел;

формирование общей культуры ребёнка, социальной адаптации.

Содержание программы.

Содержание программы реализуется через следующие направления,

представленные на схеме:

Спортивно-оздоровительно направление: спортивные соревнования,

весёлые эстафеты на малых олимпийских играх, различные беседы о здоровом

образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике

травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, которые способствуют

развитию различных двигательных способностей и реализации потребности

детей в двигательной активности, тем самым приобщают воспитанников к

здоровому образу жизни.

В летнем оздоровительном лагере «Радуга детства» вся работа

направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. День в лагере

начинается с утренней зарядки «Бодряшка от стажеров», продолжительностью

в 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основной

задачей этого режимного момента является укрепление физического развития,

закаливания, повышения тонуса, положительного эмоционального заряда на

весь день. Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья с

посещением бассейна, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по

гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на

свежем воздухе помогают им развивать различные двигательные способности и

реализуют

потребность

детей

в

двигательной

активности,

приобщают

воспитанников к здоровому образу жизни.

Творческое

направление:

рисование

в

лагере

даёт

большие

возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети

усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют

зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих

рисунка, кадрах фильма и мультфильма они воплощают собственное ведение

мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков, дети учатся передавать

свои эмоции через рисунок; участие в сюжетно-ролевых играх; участие

театрализованных действиях.

Досуговое направление : массовые — праздники, конкурсы, экскурсии,

спортивные

соревнования;

групповые

спортивно-оздоровительные

процедуры, отрядные дела, беседы; индивидуальные:

беседы,

выполнение

творческих работ.

Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов

единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в

лагере. Это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в

контактах,

творческой

деятельности,

интеллектуального

и

физического

развития ребёнка, формирования его характера.

При

составлении

плана

работы

учитываются

возможности

разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути

реализации.

Для

этого

предусмотрены

следующие

формы

организации

деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы: массовые:

праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, интерактивные

игры. Групповые: спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела,

беседы. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.

Предполагаемый результат.

Организуя процесс на основе общности интересов детей и взрослых и

их добровольном включении в совместную деятельность для решения

конкретных социально-значимых задач, за смену мы попытаемся создать

условия для:

их социальной активности;

активизация удовлетворения потребностей подростков в равноправном

положении со взрослыми;

актуализации их способностей;

снятие эмоционального, психологического и физического напряжения

детей

за

учебный

год;

для

духовного,

личностного,

базового

оздоровления;

развитие умения взаимодействовать с людьми, самореализоваться через

сотрудничество и творчество ,и умение все это внедрять по жизни;

приобретение интереса к социальному творчеству;

повышение уровня пропаганды здорового образа жизни;;

овладение эффективными формами общения, развития коммуникативных

умений

развитие организаторских и лидерских качеств и умений участников

программы, повышение деятельности детских творческих объединений в

постлагерный период.

Активизировать пропогандную деятельность по ПДД в творческих

объединениях в постлагерный период.

По окончании программы «Путешествие во круг света за 21 день»

каждый участник должен оценить развитие своих способностей:

способность к поиску средств для собственного развития;

способность организовать творческое взаимодействие на уровне группы,

команды, отряда;

способность к управлению собственным поведением с учетом интересов

и потребностей окружающих;

способность

к

оценке

собственной

деятельности

и

достигнутых

результатов;

сделать свой выбор в творческом объединении, в команде друзей, в стиле

и образе жизни и открыть мир своего «Я».

Учебно-методическое обеспечение программы.

1.

Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде:

Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 304с.

2.

Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы

в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие по организации детского

досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2008. - 160с.

3.

Оздоровление и занятость детей в период каникул. Нормативные

документы образовательного учреждения, 2007. — № 12. — с. 16-69.

4.

Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем

лагере. Народное образование, 2009. —№ 3. — с. 217-223.

5.

Панченко С. Планирование лагерной смены. Народное образование,

2008. — № 3. — с. 212-220.

6.

Петрусинский В.В. Игры для активного общения. - М.:

Гуманитарный

7.

издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 157с.

8.

Правовое

и

методическое

обеспечение

деятельности

летнего

оздоровительного

лагеря:

Регламентирующие

документы.

Примеры

оздоровительных проектов. Практическое пособие. Авт.-сост. В.Д.Галицкий,

И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008.- 112с.

9.

Сысоева

М.Е.

Организация

летнего

отдыха

детей:

Учебно-

методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999.- 176с

10.

Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр

гуманитарной литературы, 2002. - 80с.

11.

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая

школа, 2004. - 240с.

12.

Юзефавичус Т.А. Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Учебное

пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество

России, 2005. - 160с.

13.

Сборник

инфрмационно-методических

материалов

по

программного

обеспечению

деятельности

детского

оздоровительного

учереждения. – Волгоград 2011.



В раздел образования