Автор: Токайчук Татьяна Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация двигательной активности детей во время прогулки"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Организация двигательной активности детей во время прогулки»
СЛАЙД 1.
Движение — это жизнь.
Ничто так не истощает и не
ослабляет, как продолжительное
физическое бездействие.
Аристотель
СЛАЙД 2
Говоря сегодня о дошкольном образовании, нельзя не сказать о Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования,
который
регламентирует деятельность детского сада. Одной из задач, на решение которой
ориентирован ФГОС ДО, является «охрана и укрепление физического здоровья детей»
(п.1.6.1).
Двигательная
активность
является
эффективным
средством
укрепления
физического здоровья. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что
организации двигательной активности детей в ДОУ нужно уделить особое внимание.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования
двигательной активности. Дети 5-6 лет обладают богатым творческим воображением и
стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет
им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
СЛАЙД 3
Наиболее рационально планировать двигательную активность у детей по этапам в
течение всего режимного дня. Одним из этапов является прогулка. Прогулка — один из
важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно
реализовать свои двигательные потребности. В течение дня прогулка организуется
дважды: утром и вечером.
Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и
индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной
подготовленности и двигательной активности.
СЛАЙД 4
На прогулке двигательная активность может быть представлена такими формами, как:
индивидуальная работа с ребенком (дыхательные упражнения, упражнения на
подвижность и т.д.);
фронтальные/групповые подвижные/малоподвижные игры;
спортивные игры и упражнения;
самостоятельная двигательная активность детей;
эстафеты;
спортивные праздники;
квест-игры физической направленности;
трудовые поручения (чистка дорожек от снега, сбор сухих листьев и пр.);
построение и ходьба колонной (в момент передвижения по уличной территории
ДОУ).
Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и
создать необходимые условия для их реализации, тем самым поддержать детскую
инициативу. Необходимо вынести на улицу необходимое для двигательной активности
детей оборудование (мячи, скакалки, келги, обручи и т.д.).
СЛАЙД 5
На прогулке желательно планировать 1 фронтальную подвижную игру и 2-3 игры с
подгруппами детей.
Важно
планировать
не
только
различные
подвижные.
Но
и
спортивные игры: зимой — хоккей, весной, летом, осенью — футбол, баскетбол,
бадминтон, настольный теннис, городки, и спортивные упражнения: зимой — катания на
санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной,
летом, осенью — катание на велосипеде, самокатах, роликовых коньках.
Вечером,
перед
уходом детей,
лучше
организовать
спокойную двигательную
деятельность — малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на
подвижность и т. д.
СЛАЙД 6
Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей старшей группы
должно предусматривать:
использование
упражнений
преимущественно
динамического
характера,
направленных на развитие различных групп мышц, а так же упражнений,
требующих высокой координации движений;
соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
использование вариативных форм двигательной активности детей;
рациональное использование оборудования и инвентаря;
создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-
волевых проявлений детей;
активизация детской самостоятельности и стимулирование индивидуальных
возможностей каждого ребёнка.
СЛАЙД 7
Каждую неделю я предлагаю детям для разучивания одну новую подвижную игру,
которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания
(СЛАЙД 7. ФОТО ИГРЫ ЛЮБОЙ).
СЛАЙД 8
Значительное место уделяю играм спортивного и соревновательного характера, играм-
эстафетам (СЛАЙД 8. ФОТО ЭСТАФЕТ). В них необходимо использовать хорошо знакомые
детям
движения,
а
для
поддержания
интереса
усложнять
содержание,
правила, двигательные задания.
СЛАЙД 9
(ФОТО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ПРЫЖКИ). В качестве индивидуальной работы с
детьми активно использую прыжки, например, на двух ногах на месте (с постепенным
увеличениям их количества от 25 до 40 раз) с изменением положений ног (одна нога
вперёд — другая назад; попеременно на левой и правой ноге, с поворотом и т. д.). Наряду
с упражнениями в прыжках и беге широко использую упражнения в метании, бросании и
ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол и бадминтон).
В содержание прогулки включаю различные движения с мячом:
прокатывание по земле;
прокатывание по узкой дорожке;
подбрасывание и ловля мяча;
ведении мяча;
удары о стену;
метание в цель;
метание на дальнее расстояние.
Как говорилось ранее, при подборе игр и упражнений важно учитывать время года,
погодные условия и место их проведения. В тёплый период обязательны игры с более
длительным бегом, и бегом наперегонки, с элементами соревнований, игр эстафет.
СЛАЙД 10. Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом
1.
Подвижная игра с бегом «Весёлые соревнования».
2.
Езда на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой (с разной скоростью).
3.
Метание мешочков с песком вдаль.
СЛАЙД 11. Игры и упражнения для проведения прогулки в весеннее-осенний период
1.
Подвижная игра с бегом «Догони свою пару».
2.
Прокатывание обруча по ровной дорожке.
3.
Прыжки через скакалку разными способами.
СЛАЙД 12. Игры и упражнения для проведения на прогулке зимой
Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры —
эстафеты на санках, на лыжах, с элементами хоккея, ходьба и бег по снежному лабиринту,
по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. д.
1.
Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
2.
Катание на санках. Игра — эстафета «Гонки санок».
3.
Прыжки со снежных валов.
Дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно — временные связи
предметов и явлений при помощи движений. Поэтому большое значение нужно уделять
самостоятельной двигательной
деятельности,
в
которой
дети
проявляют
свои
способности,
возможности,
творчество, активность,
склонность
к
тем
или
иным
движениям.
СЛАЙД 13
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических
упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них
навыки
в
основных
движениях;
развиваются
ловкость,
быстрота,
выносливость;
формируются
самостоятельность, активность,
положительные
взаимоотношения
со
сверстниками.