Автор: Пономаренко Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: города Костромы
Наименование материала: методическая разработка образовательной деятельности с детьми
Тема: « Преподобный Никита-покровитель земли Костромской»
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: « Преподобный Никита-покровитель земли Костромской»
Цель: познакомить детей с покровителем земли Костромской
– святым преподобным
Никитой Костромским.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с образом и событиями жизни преподобного Никиты Костромского;
закрепить знания детей о родном городе Костроме, его достопримечательностях;
расширять словарный запас детей, раскрыть значение понятия «святой»
Развивающие:
развивать внимание, зрительную и слуховую память, умение размышлять на заданную
тему;
развивать познавательный интерес к истории своего города.
Воспитательные:
воспитывать
стремление
к
доброте,
желание
совершать
хорошие
поступки,
дружелюбие.
Предварительная работа:
- рассматривание тематического альбома «Мой город - Кострома», беседы на нравственную
тематику,
- чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Словесные, наглядные, игровые
Материалы и оборудование: Презентация, магнитофон.
Этапы нод
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Способы
поддержки
детской
инициативы
1 этап -
определение
идейно-
тематическо
го замысла
Цель - создание мотивации к деятельности
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада
вас видеть.
Посмотрите
друг
на
друга,
улыбнитесь и подарите хорошее настроение.
(Звучит красивая мелодия с колокольным
звоном, воспитатель читает стихотворение).
Есть в России уголок на Волге,
Сердцу самый близкий и родной,
Городок уютный, хлебосольный,
И зовётся город - Костромой.
Сегодня мы поговорим о нашем городе, о
незнакомых для вас страницах истории древней
Костромы. А вы знаете, что наш город называют
богохранимым. С древних времен Кострома
является одним из центров духовной жизни
Руси. Неслучайно в Костроме много церквей и
соборов.
- А какие из них вы знаете?
(Церковь Воскресения на Дебре, Ипатьевский
монастырь)
(Воспитатель показывает слайды)
- Посмотрите, какие они величественные, со
своими
златоглавыми
куполами,
звонкими
колокольнями.
Ребята,
а
вы
знаете
главной
святыней
костромского края является Федоровская икона
Божьей Матери. Давайте все посмотрим на
экран как она выглядит.
(просмотр слайда Федоровской иконы Божьей
Матери)
А находится она в костромском соборе
Богоявленско - Анастасиина монастыря.
Предполагаем
ые ответы
детей
Создать в
группе
положительны
й
психологическ
ий
микроклимат
(просмотр
слайда
Богоявленско
-
Анастасиина монастыря)
Вы когда-нибудь были в этом соборе?
А сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка
Тук-тук молотком тут и там
Дети строят новый храм
(Дети имитируют стук молотка)
Молоточком по гвоздикам застучали
И гвоздики в доски быстро забивали
(Повернулись вправо- влево)
Строят крышу и крыльцо –
Получилось хорошо.
(Руки вверх – вниз)
Вот идет маляр с ведром
Он покрасит новый храм.
(Плавные движения руками вправо-влево)
Ответы детей.
Этапы нод
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Способы
поддержки
детской
инициатив
ы
Ii этап –
построение
композиции
Цель: определение и раскрытие темы образовательной
деятельности с детьми
Богоявленско
-
Анастасиина
монастырь
основали много веков назад, в 15 веке. Тогда на
месте него росли густые леса. И нашелся
человек,
который
решил
построить
на костромской земле, среди лесов монастырь.
Этого
человека
звали преподобный
Никита
Костромской. Преподобный - значит святой,
праведный человек, служащий Богу.
Предполагаемы
е ответы детей
Предполагаемы
Побуждать
детей к
ответам на
вопросы, к
выполнению
игровых
действий и
других
заданий на
протяжении
всей
деятельност
Ребята,
а
как
вы
думайте,
что
означает
слово «святой»?
Святые - это особенные люди. Они жили
правильной
жизнью,
никогда
никого
не
обижали, всегда помогали бедным и тем, кто
обращался
к
ним
за
помощью.
Таким
и
был Никита Костромской.
(Показ иконы Никиты Костромского)
Преподобный
Никита
родился
очень
давно в Ростове, с детства любил учиться, знал
грамоту, и видя перед собой пример наставника
Сергия Радонежского решил посвятить свою
жизнь Богу. По наказу своего учителя Никита
отправился на север и построил в Костроме
святую обитель, куда люди могли приходить со
всех сторон за помощью. За свою праведную
жизнь, за любовь ко всем людям Никита
Костромской был причислен к лику святых и
называют
небесным
покровителем
и
защитником костромской
земли.
Никита
Костромской был очень хорошим человеком, и
мы должны брать с него пример - совершать
хорошие
поступки,
быть
честными,
трудолюбивыми, делать добрые дела, желать
людям только хорошего.
А
какие
добрые
дела
вы
можете
совершать?
-Все правильно, ребята. Если вы будете
добрыми, хорошими, то у вас всегда будет
много
друзей.
А
сейчас
давайте
немного
отдохнем.
Игра «Хорошо- плохо»
Сейчас я прочту интересное
стихотворение. Если я буду говорить правильно
– вы хлопаете в ладоши и улыбаетесь, если я
буду говорить неправильно – вы будете топать
ногами и сделаете лицо сердитым.
е ответы детей
Предполагаемы
е ответы детей
Принимают
участие в
игровых
действиях
и
Воспитатель:
Я проснулся утром рано! (да)
Раскидал всё на диване! (нет)
Маме очень улыбнулся! (да)
Наконец-то я проснулся! (да)
Буду добрым и хорошим (да)
В кошку брошу, я галошей (нет)
Обзову своих друзей (нет)
Обниму их поскорей (да)
Добрым словом всех я встречу (да)
Обиду, грусть я не замечу (да)
Буду старших уважать, (да)
Деток младших обижать (нет)
Уберу в своей квартире (да)
Буду самым добрым в мире (да)
Молодцы ребята! Я вижу, что вы знаете о
хороших и плохих поступках, и, надеюсь, что
всегда будете поступать правильно.
3-этап
развязка
или итог
ноод
Цель: подведение итогов образовательной деятельности
Способы
поддержки
детской
инициативы
Ребята, наша встреча заканчивается.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового узнали?
Кто такие Святые? Почему их так называют?
А как зовут покровителя нашего с вами
города?
А какой был преподобный Никита?
Молодцы ребята, всё запомнили!
Предполагаемы
е ответы детей
В равной мере
давать детям
возможность
выражать свои
мысли и
чувства по
прошествии
образовательно
й деятельности