Автор: Туисова Татьяна Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие метрико-ритмического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
Одна из самых актуальных и «Больших» проблем, стоящих перед современным
обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных
ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным
проблемам
современного
общества,
обеспечение
нравственного
воспитания,
противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и
потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы
дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном
воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой – есть специалисты и по
музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно
работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного
композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою
очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе – только один урок
музыки». К сожалению, приходится констатировать: правы те, и другие. Редкое
совпадение, когда ребёнок, получив полноценное музыкальное образование детском
саду, попадает в не менее благоприятную среду школы. Причем взаимодействие между
музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический
работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном
воспитании ребёнка на предшествующем этапе В ребёнке важно развивать всё лучшее,
что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определённым видам
музыкальной деятельности, на основе различных музыкальных задатков формировать
специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Поэтому проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,
повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти,
внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет
музыкальное развитие ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные
черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,
развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ дети
открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красу звучания
различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чаще поют, улучшается
качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм
Игра кукла дирижер
Цель: Учить играть на детских музыкальных инструментах, изобретая различные звуки,
различать звучание одного инструмента и звучание всего оркестра; развивать внимание
при смене действий дирижера.
Первый вариант. Инструменты лежат в зале на полу. Дети выбирают по желанию любой
инструмент и встают в круг. Дирижер-кукла машет дирижерской палочкой, все играют,
свободно импровизируя на инструментах(тутти). Дирижер прячется в домик –пауза, знак
молчания. Во время паузы дети спокойно переходят к другим инструментам (по кругу или
хаотично). Происходит смена инструментов. Роль куклы-дирижера исполняет другой
ребенок; игра повторяется.
Второй вариант. Дети выбирают музыкальный инструмент по желанию и встают в круг.
Ребенок с куклой-дирижером управляет оркестром и находится в центре круга. Играют
все (тутти). После паузы дирижер-кукла подходит к одному из исполнителей и
дирижирует;
звучит
один
инструмент
(соло).
После
паузы
происходит
смена
инструментов; игра повторяется.
Игра «Бубен вождя»
Цель. Учить манипулировать палочками, игровыми действиями передавать содержание
игры, передавать ритм ударов бубна движением ног при ходьбе.
«Однажды, блуждая по необитаемому острову, путники нашли замшелый сундук. В нем
лежали деревянные предметы, похожие на палочки». Педагог предлагает поиграть
палочками и представить, что это не просто деревянные палочки, а волшебные. С их
помощью можно поколдовать, если сделать вот так (дети вращают перед собой
палочками). «Магическими движениями палочек мы превращаемся в индейцев из
племени (варианты детей) мумба-юмба (улюлюкают). Мы отправимся в прекрасную
долину гор, чтобы посмотреть, как расцветают ночные цветы. Их лепестки тянутся не к
солнцу, а к лунному свету. Такое прекрасное зрелище можно увидеть только раз в году.
Именно сегодня мы можем стать свидетелями этого чуда. Путь труден и лежит через
горы. Нужно идти всем вместе, чтобы не сбиться с пути и не оступиться. Над нами летает
коршун, а в двух шагах пропасть. Вождь задаёт ритм шагов ударами в бубен.
Педагог передает бубен первому ребенку, стоящему за ним. Тот придумывает ритм
шагов. Все идут в заданном ритме. Первый ребенок передает бубен второму ребенку и
уходит в конец строя. Игра продолжается. После её окончания вождь племени хвалит
индейцев за то, что они внимательно слушали удары его бубна и никто не сбился с пути.
Игру можно завершить танцевальной миниатюрой с веерами и газовыми платками.
Играть по ручному барабану лучше всего большой фетровой палочкой.
Игра «Буратино»
1.Буратино- длинный нос (одну палочку приставить к носу, другой по ней стучать)
2.Задаёт один вопрос (стучать основаниями палочек при их горизонтальном положении)
3.Кто кричит в лесу ку-ку? (стучать палочкой о палочку)
4.Кто пасется на лугу? (Стучать поочередно правой –левой палочкой по полу)
5.Кто мяукнул у дверей? (Стучать шляпками палочек перед собой)
6.Знаю: Это Бармалей !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!(стучать одновременно двумя палочками
по полу)
Игра «Пельмешки»
1.Ручки помыли (перекатывать палочки в ладонях)
2.Тесто замесили (катать палочки по полу ладонями)
3.Будем без спешки стряпать пельмешки (стучать поочередно правой –левой полочкой по
полу)
4.Слышишь, баба? (Стучать палочкой о палочку)
5.Слышишь, дед? (Стучать одновременно двумя палочками по полу)
6.Приходите на обед!!!!(стучать основаниями палочек при их горизонтальном положении)
Игра «Сказка про лягушонка Квак»
Лягушонок Квак пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластине
металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко стало темно и на лягушонка капнула еще
несколько таких капель (ударяю несколько раз). Сначала капельки капали редко (редкие
удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились в сё чаще и чаще
одна за другой. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать,
когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился и выглянуло солнышко. Вопросы к детям:
Какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который
помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом закрепляется название
инструмента, предлагается посмотреть и потрогать ещё раз послушать звучание. На
следующем занятии игра веселый дождик закрепляет умение различать ритмический
рисунок, а малыши определяются как идёт дождь.