Автор: Кобзева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие детского сада с семьей.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего
развития
ребенка
необходимо
их
взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он
получает образование, приобретает умение организовывать собственную
деятельность, а также умение взаимодействовать с другими детьми и
взрослыми. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими
навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в
образовательном процессе вряд ли возможно.
Основная
цель
всех
форм
и
видов
взаимодействия
ДОУ
с
семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими
проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые
функции
и
не
могут
заменить
друг
друга.
Важным
условием
преемственности является установление доверительного делового контакта
между
семьей
и
детским
садом,
в
ходе
которого
корректируется
воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при
подготовке детей к обучению в школе.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на
сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный
характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного
образования,
аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям
быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к
самореализации,
не
оказывают
родителям
необходимой
психолого-
педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные
претензии к родителям детей с проблемами в обучении и поведении как
недостаточно
компетентным
воспитателям,
не
выполняющим
свои
обязанности
по
отношению
к
собственным
детям,
не
создающим
необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите,
уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых
отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие
представляет
собой
способ
организации
совместной
деятельности, которая осуществляется в основном с помощью общения.
Но перейти к новым формам отношений родителей и педагогов
невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой
системой. Придать дошкольному учреждению «открытость» значит сделать
педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,
гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать
такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети,
педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в
какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах,
успехах и неудачах.
Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, педагог
не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески
подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с
тем
педагогический
такт,
важнейшее профессиональное качество,
не
позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
«Открытость детского сада» подразумевает вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут
значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести
свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое
мероприятие, которое по силам каждой семье. От участия родителей в работе
дошкольного
учреждения
выигрывают
все
субъекты
педагогического
процесса, и прежде всего - дети.
«Открытость детского сада» означает так же, что детский сад открыт
влияниям
микросоциума,
своего
микрорайона,
готов
сотрудничать
с
расположенными
на
его
территории
социальными
институтами:
общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс,
библиотека и др.
Литература:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных
форм
сотрудничества
педагогов
детского
сада
с
семьей
ребенка
//
Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным
партнером
в
организации
воспитательного
процесса
(методические
рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.