Напоминание

"Взаимодействие ДОУ с семьей"


Автор: Кобзева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие детского сада с семьей.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института

социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для

всестороннего

развития

ребенка

необходимо

их

взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он

получает образование, приобретает умение организовывать собственную

деятельность, а также умение взаимодействовать с другими детьми и

взрослыми. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими

навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в

образовательном процессе вряд ли возможно.

Основная

цель

всех

форм

и

видов

взаимодействия

ДОУ

с

семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями

и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими

проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые

функции

и

не

могут

заменить

друг

друга.

Важным

условием

преемственности является установление доверительного делового контакта

между

семьей

и

детским

садом,

в

ходе

которого

корректируется

воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при

подготовке детей к обучению в школе.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на

сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный

характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными

учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного

образования,

аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям

быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к

самореализации,

не

оказывают

родителям

необходимой

психолого-

педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные

претензии к родителям детей с проблемами в обучении и поведении как

недостаточно

компетентным

воспитателям,

не

выполняющим

свои

обязанности

по

отношению

к

собственным

детям,

не

создающим

необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите,

уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений

определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие

представляет

собой

способ

организации

совместной

деятельности, которая осуществляется в основном с помощью общения.

Но перейти к новым формам отношений родителей и педагогов

невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой

системой. Придать дошкольному учреждению «открытость» значит сделать

педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,

гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать

такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети,

педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в

какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах,

успехах и неудачах.

Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, педагог

не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески

подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с

тем

педагогический

такт,

важнейшее профессиональное качество,

не

позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

«Открытость детского сада» подразумевает вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут

значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести

свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое

мероприятие, которое по силам каждой семье. От участия родителей в работе

дошкольного

учреждения

выигрывают

все

субъекты

педагогического

процесса, и прежде всего - дети.

«Открытость детского сада» означает так же, что детский сад открыт

влияниям

микросоциума,

своего

микрорайона,

готов

сотрудничать

с

расположенными

на

его

территории

социальными

институтами:

общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс,

библиотека и др.

Литература:

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных

форм

сотрудничества

педагогов

детского

сада

с

семьей

ребенка

//

Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.

2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным

партнером

в

организации

воспитательного

процесса

(методические

рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.



В раздел образования