Автор: Левина Любовь Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад № 2
Населённый пункт: город Райчихинск
Наименование материала: методическое пособие по экологии
Тема: "Прикоснись к природе сердцем"
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРИКОСНИСЬ К ПРИРОДЕ
СЕРДЦЕМ
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Левина Л.Г.
«Прикоснись к природе сердцем»
2018г
г.Райчихинск
В пособии представлены беседы с дошкольниками по охране природы,
правилам поведения в природе, стихи, приметы, кроссворды,
легенды, игры, исследования.
Этот материал поможет эффективнее осуществлять природоохранительную
работу
детей
дошкольного
возраста.
экологическому
развитию
дошкольников.
МДОАУ детский сад №2
БЕРЕГИТЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, ЭТИ ВОДЫ,
ДАЖЕ МАЛУЮ БЫЛИНОЧКУ ЛЮБЯ.
БЕРЕГИТЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ
ВНУТРИ ПРИРОДЫ,
УБИВАЙТЕ ЛИШЬ ЗВЕРЕЙ
ВНУТРИ СЕБЯ .
Е.ЕВТУШЕНКО
Взгляните вокруг, какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы,
цветы, солнце. Все это природа!
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и
бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен
лишь одного, чтобы люди были к ней добры.
В середине 20 века экология обрела широкую известность среди всех людей. Она
стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания
приемлемой для существования.
К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные
последствия потребительского отношения людей к природе., когда на планете
практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды
обитания отрицательно сказалось на здоровье многих людей.
Человек может обладать прекрасными моральными качествами. Но, не зная законов
природы, может совершать антиэкологические поступки.
Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего
из гнезда птенца. Берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет.
Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементами экологических
знаний. Только тогда поведение человека по отношению к природе будет
экологически целесообразным.
Лес- наше богатство!
Лес-воздух для легких, влага и тень
.
Лес-дом для зверей и птиц.
Лес-наш друг. Он задерживает влагу,
которая помогает человеку выращивать
хороший урожай.
Лес-кладовая, бесплатно, отдающая свои
дары:орехи, ягоды и грибы.
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
Как вы думаете, что значит охранять природу? Земля, вода, лес- наше богатство,
наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова М Пришвина: «Рыбе- вода,
птице-воздух, зверю-лес, степи-горы. А человеку нужно Родина. И охранять природу-
значит охранять Родину». И люди наносят природе большие и маленькие раны:
воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому всем надо знать:
какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда.
С давних пор люди на Земле занимаются хозяйством, строят города, села, дороги,
возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город,
проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса: вырубаются
деревья ради древесины, которой людям потребуется очень много. Вот почему на
Земле остается все меньше лесов.
Как вы думаете, как можно восстановить леса? ( В городах архитектор и
экологическая служба занимается озеленением города, сажает деревья у домов,
разбивают парки). Зато все больше загрязняются воздух, вода – они необходимы для
жизни растений, животных. Человека. С заводов и фабрик в воздух попадает дым,
пыль, в реки и озера –сточные воды с различными вредными веществами. Как в этом
случае человек может защитить природу? (ставятся фильтры на трубы, идет
озеленение городов). Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода
загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и потому
они могут погибнуть.
Почему погибают животные и исчезают растения? Кто может назвать причину?
(люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради
меха и мяса).
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали
редкими. Они занесены в Красную книгу. Во многих странах ведется большая работа
по охране природы- создаются заповедники – участки. Где вся природа
неприкосновенна, на месте вырубленных лесов люди сажают новые. Также запрещено
собирать редкие растения и охотится на редких животных.
Лесная тишь полна своих чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не шуми.
Многие растения и животные. Которые раньше встречались часто, сейчас
стали редкими . Они занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему Красная
книга называется Красной?( красный цвет –сигнал опасности и тревоги).
Растениям и животным, которые занесены в Красную книгу, угрожает огромная
опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и
странствующий голубь.
ЛЕГЕНДА
(о странствующем голубе)
В одной стране жили обыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с
одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей
так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. С каждым годом редели
голубиные стаи. Но люди не прекратили охоту до тех пор, пока на Земле не осталось
ни одного странствующего голубя
ЛЕГЕНДА
( о морской корове)
..Это было примерно 250 лет тому назад. Один путешественник обнаружил
в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные,
неповоротливые, они много жевали подводные растения, Назвали этих
животных морскими коровами. Вскоре люди стали на них охотится.
Доверчивые животные не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам.
И люди безжалостно убивали зверей… Прошло несколько лет, и морских
коров стало гораздо меньше. А еще через несколько лет их не осталось
совсем. Так морские коровы исчезли навсегда и никто уже никогда не
увидит этих удивительных животных.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ?
Как вы думаете, что делается в нашей стране по охране природы?
Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты находится в
опасности. Поэтому в нашей стране ведется большая работа по охране
природы.
Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и
воду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые.
Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Создаются заповедники- участки, где вся природа неприкосновенна.
ПОДУМАЙТЕ !
1.Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что
она в опасности? Может лучше остановить все фабрики и заводы и
прекратить заготовки древесины? Одним словом, превратить Землю в один
огромный заповедник?
2. Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1.Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?
2.Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем это опасно?
3.Почему многие животные и растения стали редкими? Какая опасность им угрожает?
4.Для чего создана Красная книга?
5.Как в нашей стране охраняют природу?
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород,
необходимый для дыхания живых существ. А сколько радости доставляет нам красота
растений. Для животных растения-это «дом» и пища. Как вы думаете, что означает
«дом», «пища»? Растения дают убежище животным(медведю-берлогу, белке-дупло…),
некоторые животные укрываются в зарослях растений. Животные находят себе пищу в
лесу. Люди тоже питаются растениями и продуктам, полученными из них. Многие
растения-лекарственные Почему некоторые растения называют лекарственными?
Какие лекарственные растения вы знаете? К сожалению хозяйственная деятельность
людей изменяет условия жизни растений. Не могут обойтись люди без древесины. На
месте леса люди строят заводы. растений при этом погибают. Так постепенно человек
как бы наступает на природу. Сорванные человеком растения лишаются семян, вянут,
а оставшись в природе, они еще долго могли бы радовать людей.
Растения, занесенные в Красную книгу-лотос, башмачок. Сон-трава, купальник,
ландыш, кувшинка, колокольчик. Растениям, занесенным в Красную книгу угрожает
огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Эти растения
нуждаются в охране. Пребывание редких растений и животных на страницах Красной
книги-это не гарантия их безопасности, это сигнал каждому из нас об опасности
исчезновения этих видов. И от того, как скоро мы протянем руку помощи, будет
зависеть судьба многих из них.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить
по тропинкам, чтобы растения не погибли от
вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения
запрещено собирать. Много растений выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные
растения.
Как вы думаете, что должен делать каждый из нас, чтобы не погубить природу?
Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в
городах и селах.
Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.
Как помогает охрана растений? Охрана растений помогает борьбе с загрязненным
воздуха и воды. Охране насекомых-опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ !
1.Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
2.Какие редкие растения вы знаете?
3.Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям
вред?
4.Что делается в нашей стране для охраны растений.
ПОДУМАЙТЕ !
1.
Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ребенок
детского сада сорвал 5 штук?А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого
можно сделать?
2. Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить
бабачек?
3.Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
ОХРАНА ЖИВОТНЫХ
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не
могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные опыляют цветы и
распространяют плоды и семена этих растений. Необходимы животные и
людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха. Но и
потому, что почти все животные очень красивы и интересны.
Хозяйственная деятельность людей влияет на редких животных. Когда
люди вырубают леса или загрязняют воду, они невольно губят многих
животных, для которых река-дом. Из-за хозяйственной деятельности и
неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали
редкими. Редкие животные заносятся в Красную книгу.
В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира.
В нем говорится что охота на редких животных ограничена. Под особой
охраной животные находятся в заповедниках. Помогают спасению редких
животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из
разных мест нашей страны.
Как вы думаете, охранять и беречь надо только редких животных?
Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много,
которые пока не внесены в Красную книгу. Это еж, белка, дятел, синица и
многие другие. Нужно беречь не только самих животных. Но и те места, в
которых они живут и обитают.
Разорять птичьи гнезда, убивать насекомых, разрушать муравейники
недопустимо. Но можно ничего не делать и все-таки приносить животным
большой вред.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ !
1.Почему многие виды диких животных становятся редкими?
2.Каких вы знаете животных, занесенных в Красную книгу7
3.Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным
вред?
4. Почему нужно оберегать не только животных, но и места, в
которых они живут?
5.Что делается в нашей стране для охраны редких животных?
Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, ты беспокоишь
животных – это особенно опасно для них.
Как вы думаете, почему такое поведение вредно для животных?
(Многим животным, птицам это мешает во время размножения,
они не могут построить гнезда, могут покинуть гнездо. Даже
если в нем отложены яйца).
ПОДУМАЙТЕ !
1.
Какие вы сказки и рассказы. Героями котоых являются животные?
2.
Почему животные и растения часто становятся героями сказок?
3.
Почему в заповедниках у животных благоприятные условия для
жизни?
4.
Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и
сосны?
Стремись животных защищать,
Они ведь — братья наши!
Стремись чуть— чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем?
АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
*Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов, иначе
останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. Букеты
можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
*
Редкие лекарственные растения собирать нельзя. Лекарственные растения
собирают там, где их много. Часть растений обязательно оставлять в
природе.
*В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы
растения не погибли от вытаптывания.
*Нельзя подходить близко к гнездам. По следам гнезда могут
отыскать и разорить хищники.Если случайно в лесу вы оказались около
гнезда, не подходите к нему, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
Не разоряйте птичьи гнездаЕсли у вас ест собака, не берите ее с собой в лес
всной и в начале лета.Она легко может поймать нелетающих птенцов. Не
ловите и не уносите здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о
них позаботятся взрослые животные. Обязательно подкармливайте птиц
зимой. А весной для них делайте домики, скворечники. Животные связаны
и с растениями. Если вы будете собирать букеты в лесу, на лугу останется м
еньше насекомых, которым нектар цветов нужен для питания.
*Старайтесь не шуметь в лесу, чтобы не беспокоить животных и их
детенышей.
*Не убивайте лягушек, ими кормятся цапли.
*Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, они опыляют
растения и помогают им распространяться.
*Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, ведь они помогают
почве получать необходимые витамины.
*Редкие растения запрещено собирать, иначе их совсем не останется.
*
Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников.Они кормят лесных жителей, это дом
для них. Надо больше сажать растений и деревьев.
*Оставляйте часть даров леса(грибы, ягоды и другие) животным.
*Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные
*нельзя разводить костры близ деревьев и без взрослых, так как из –за пожара
погибают и растения и животные.
*Не оставляйте после себя мусор на природе. Это засоряет природу, гибнут растения.
*Берегите реки, ручьи от загрязнения. Чистая вода необходима всем живым
существам.
* Муравьи – санитары леса. Не разоряйте муравейники
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок,
каждая пойманная бабочка-это маленькая рана, нанесенная
природе. И если эту рану нанесешь ты, другую –твой товарищ, а
третью кто-то еще – то что же станет с природой?
:
Игра «Если я приду в лесок»
Взрослый читает действия, а дети отвечают Если поступает
правильно, дети говорят -да. Если поступает неправильно, то
дети говорят – нет .
-если я приду в лесок и сорву ромашку? НЕТ
-если сьем я пирожок и выброшу бумажку НЕТ
-если хлебушка кусок на пеньке оставлю ДА
-если ветку подвяжу ДА
-если разведу костер, а тушить не буду НЕТ
-если сильно насорю, а убрать забуду НЕТ
-если мусор уберу, банку закопаю ДА
-я люблю свою природу, я ей помогаю ДА
Надеемся, что каждый из вас
Почувствует в груди огонек,
Желание сохранить природу
Родного края от любого
Неразумного с ней обращения.
ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Есть ли у вас дома животные?
2.есть ли комнатные растения ? Какие?
3.Кто ухаживает за животными и растениями?
4.Что делает при этом ребенок(кормит, гуляет с ним, играет, поливает или
ничего не делает).
5.Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где ?
6.С какой целью?
7.Где ребенок обычно проводит лето?
8.Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9.Ваши предложения по организации экологического образования в
детском саду?
Исследование «Бюро погоды»
Какая будет погода?- признаки ухудшения погоды.
-муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
-опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
-все цветы сильно пахнут.
-ласточки летают низко над землей.
-куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
-возле цветов желтой акации кружится много насекомых
-одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
-крот нагребает высокие холмики.
ПРИЗНАКИ ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ.
-рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
-ласточки летают высоко.
-комары-толкуны толкутся столбом.
-поздно вечером сильно трещат кузнечики.
-божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
-соловей поет всю ночь.
-птицы весело поют.
-раскрыты цветы кувшинки.
-голуби разворковались.
-паук усиленно плетет сети.
КРОССВОРД «ОХРАНА ПРИРОДЫ»
Угадайте животное по описанию, впиши слово в клетки по
горизонтали и получите слово по вертикали, называющее того,
кто отвечает за природу.
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
1.Птица-спутница моряков (чайка)
2.Животное, живущее в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его
легко узнать по черным кольцам на хвосте. (енот)
3.Царь зверей (лев)
4.Близкий родственник кальмара, имеющее 8-10 щупалец.(осьминог)
5.Хищник из семейства собачьих (волк)
6.Колючее животное (еж)
7.Самый знаменитый землерой (крот)
РАСКРАСЬТЕ С ДЕТЬМИ
Л И Т Е Р А Т У Р А
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 лет»
Н.С.Голицина «Экологическое воспитание дошкольников»
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
Н.В.Гриценко «Охрана природы Амурской области»
Н.А. Рыжова «Наш Дом-Природа»
С.Н.Николаева «Юный эколог»
Л.Г.Горькова «Сценарии по экологическому воспитанию
дошкольников»
Д Л Я З А М Е Т О К