Напоминание

"Особенности работы педагога с леворукими детьми"


Автор: Леошкина Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №7
Населённый пункт: г. Курганинск, Курганинский район, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Особенности работы педагога с леворукими детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности работы педагога с леворукими детьми»

Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся

«подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию

подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать?

Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?

Большинство людей на Земле — праворукие, и только часть — не такие,

как все. Они пишут, шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так

им удобнее, легче. Однако заметив, что ребенок активнее действует левой

рукой, родители начинают волноваться.

Межполушарная

асимметрия

функциональная

специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних

психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.

Переучивать или не переучивать леворуких детей

Преимущественное владение той или другой рукой определяется не

желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной

нервной системы.

Поэтому заставлять левшу писать правой рукой —

значит вмешиваться в сформировавшуюся, сложную функциональную

систему и перестраивать ее без достаточных на то оснований.

В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических

расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков

«зеркального» мышления, для которого характерно перевернутое справа налево

написание букв или целых слов.

Если принуждать ребенка действовать и писать правой рукой, в его

психике могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического

состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы

на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли.

Поэтому предпочтительно проводить комплексную диагностику в ходе

непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука

более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.

Как организовать работу с леворукими детьми

Организуя игровую деятельность, педагог должен учитывать особенности

темперамента

леворуких

детей:

повышенную

эмоциональность,

часто

сочетающуюся

с

ослаблением

тормозных

процессов

и

излишней

подвижностью. Таких детей надо вовлекать в подвижные игры, давать им

разнообразные поручения, требующие переключения внимания.

Что такое зеркальное письмо?

Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом

ребенок может не осознавать зеркальность в ходе движения, но зеркально

написанный текст читает без особого труда, словно он написан правильно.

Иногда зеркально он пишет только некоторые буквы или слова и фразы.

У леворукого ребенка можно наблюдать и зеркальное рисование.

Особенно это проявляется при копировании одной или нескольких фигур.

Части фигуры или сами фигуры он меняет местами: правые — налево, левые —

направо. При этом, как и при письме, может

не осознавать, что неправильно рисует.

Важно помнить: письмо, почерк — своеобразный индикатор состояния

нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального

состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, «вдруг»

может вновь появиться зеркальное письмо. Кроме того, оно часто появляется у

переученных левшей.

Способность писать зеркально может сохраняться всю жизнь.

В силу доминирования правого полушария у леворуких дошкольников

ослаблена

способность

регуляции

собственной

деятельности,

поэтому

необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить соблюдать правила.

Игры по правилам не только формируют коммуникативные навыки, но и

развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с

действиями других детей, помогают ребенку осознать себя среди сверстников,

сформировать определенное отношение к себе, своим поступкам.

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, пытается

писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Существуют две манеры леворукого письма. Наиболее распространенная

— когда рука находится в положении, аналогичном тому, при котором пишут

правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо,

при этом рука пишущего находится под строкой. В другом случае лист бумаги

наклонен влево, а рука и ручка — над строкой, кисть повернута в сторону груди

пишущего. Ребенок должен сам избрать ту манеру письма, которая для него

более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников.

Нередко в самом начале обучения письму ребенок путает правую и левую

стороны листа и начинает строку справа. В таких случаях желательно

маркировать цветным карандашом левую сторону листа.

Следует помнить: решающее значение в становлении самооценки

ребенка имеет оценка взрослых.

В 6–7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное

состояние, начинает прислушиваться к себе, своим ощущениям, адекватно

оценивать себя. Поэтому важно, чтобы оценка, которую сам ребенок

приобретает во время деятельности, общения, не расходилась с оценкой

взрослых, как это часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к

леворукости. Оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а

его поступок, результат его работы и т. п.

Низкую

самооценку

порождают

запутанные

и

противоречивые

требования взрослых. От леворукого ребенка часто можно услышать: «я

неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все

друзья нормальные, один я — левша». Неудовлетворенность собой, неверие в

свои силы, в возможный успех приводят к апатии, нежеланию стараться.

Как готовиться к школе

В школе леворукий ребенок может столкнуться с многими проблемами.

Но если в дошкольном детстве взрослые уделяли внимание его полноценному

психическому развитию, то серьезных осложнений при овладении учебной

деятельностью не будет.

Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его

врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его

особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться

поэтапно, использовать разнообразные способы обучения и индивидуальный

подход.

Следует помнить — леворукий ребенок быстро и по пустякам обижается,

переживает из-за любого резко сказанного слова, очень чувствителен к обидам

и непониманию сверстников. Он склонен к уединению, испытывает трудности в

общении со сверстниками и взрослыми!

За столом его надо посадить с левой стороны, чтобы он не сталкивался с

правым локтем соседа. На занятиях аппликацией важно продумать технику

безопасности, например приготовить ножницы для леворуких. В домашних

условиях рабочее место необходимо организовать так, чтобы свет из окна или

от настольной лампы падал с правой стороны.

Необходимо

учитывать

особенности

функционального

развития

леворукого ребенка: он лучше опознает вербальные (словесные) стимулы, чем

невербальные

(схемы,

модули);

хуже

справляется

со

зрительно-

пространственными заданиями, чем со словесными, путает правую и левую

стороны, иногда — верх и низ. Эти понятия он быстро усвоит, например,

в игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросаем вправо

(влево), вперед (назад) и т. д. Ребенок легко выполнит подобные задания.

При

этом

важно

зафиксировать

его

внимание

на

пространственных

категориях.

Специальные исследования свидетельствуют о том, что при

проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству левши

демонстрируют большой творческий потенциал. Поэтому следует поощрять

ребенка, когда при рисовании, лепке, в процессе обучения письму и трудовым

навыкам он использует левую руку.

Следует учитывать особенности формирования учебных навыков, в

первую очередь — навыков письма. Необходимо снизить требования к

каллиграфической стороне почерка ребенка. Не требовать правонаклонного

письма.

Не стоит настраивать леворукого ребенка только на успехи в школе —

возникшие трудности станут для него большим разочарованием. Неудачи могут

сломать, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит

процесс адаптации в школе, но и приведет к школьному неврозу.

Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может быть

препятствием

для

достижения

успеха

в

жизни.

История

знает

много

выдающихся левшей: Гай Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон,



В раздел образования