Автор: Леошкина Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №7
Населённый пункт: г. Курганинск, Курганинский район, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Особенности работы педагога с леворукими детьми"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности работы педагога с леворукими детьми»
Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся
«подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию
подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать?
Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?
Большинство людей на Земле — праворукие, и только часть — не такие,
как все. Они пишут, шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так
им удобнее, легче. Однако заметив, что ребенок активнее действует левой
рукой, родители начинают волноваться.
Межполушарная
асимметрия
—
функциональная
специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних
психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.
Переучивать или не переучивать леворуких детей
Преимущественное владение той или другой рукой определяется не
желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной
нервной системы.
Поэтому заставлять левшу писать правой рукой —
значит вмешиваться в сформировавшуюся, сложную функциональную
систему и перестраивать ее без достаточных на то оснований.
В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических
расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков
«зеркального» мышления, для которого характерно перевернутое справа налево
написание букв или целых слов.
Если принуждать ребенка действовать и писать правой рукой, в его
психике могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического
состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы
на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли.
Поэтому предпочтительно проводить комплексную диагностику в ходе
непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука
более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.
Как организовать работу с леворукими детьми
Организуя игровую деятельность, педагог должен учитывать особенности
темперамента
леворуких
детей:
повышенную
эмоциональность,
часто
сочетающуюся
с
ослаблением
тормозных
процессов
и
излишней
подвижностью. Таких детей надо вовлекать в подвижные игры, давать им
разнообразные поручения, требующие переключения внимания.
Что такое зеркальное письмо?
Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом
ребенок может не осознавать зеркальность в ходе движения, но зеркально
написанный текст читает без особого труда, словно он написан правильно.
Иногда зеркально он пишет только некоторые буквы или слова и фразы.
У леворукого ребенка можно наблюдать и зеркальное рисование.
Особенно это проявляется при копировании одной или нескольких фигур.
Части фигуры или сами фигуры он меняет местами: правые — налево, левые —
направо. При этом, как и при письме, может
не осознавать, что неправильно рисует.
Важно помнить: письмо, почерк — своеобразный индикатор состояния
нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального
состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, «вдруг»
может вновь появиться зеркальное письмо. Кроме того, оно часто появляется у
переученных левшей.
Способность писать зеркально может сохраняться всю жизнь.
В силу доминирования правого полушария у леворуких дошкольников
ослаблена
способность
регуляции
собственной
деятельности,
поэтому
необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить соблюдать правила.
Игры по правилам не только формируют коммуникативные навыки, но и
развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с
действиями других детей, помогают ребенку осознать себя среди сверстников,
сформировать определенное отношение к себе, своим поступкам.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, пытается
писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.
Существуют две манеры леворукого письма. Наиболее распространенная
— когда рука находится в положении, аналогичном тому, при котором пишут
правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо,
при этом рука пишущего находится под строкой. В другом случае лист бумаги
наклонен влево, а рука и ручка — над строкой, кисть повернута в сторону груди
пишущего. Ребенок должен сам избрать ту манеру письма, которая для него
более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников.
Нередко в самом начале обучения письму ребенок путает правую и левую
стороны листа и начинает строку справа. В таких случаях желательно
маркировать цветным карандашом левую сторону листа.
Следует помнить: решающее значение в становлении самооценки
ребенка имеет оценка взрослых.
В 6–7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное
состояние, начинает прислушиваться к себе, своим ощущениям, адекватно
оценивать себя. Поэтому важно, чтобы оценка, которую сам ребенок
приобретает во время деятельности, общения, не расходилась с оценкой
взрослых, как это часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к
леворукости. Оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а
его поступок, результат его работы и т. п.
Низкую
самооценку
порождают
запутанные
и
противоречивые
требования взрослых. От леворукого ребенка часто можно услышать: «я
неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все
друзья нормальные, один я — левша». Неудовлетворенность собой, неверие в
свои силы, в возможный успех приводят к апатии, нежеланию стараться.
Как готовиться к школе
В школе леворукий ребенок может столкнуться с многими проблемами.
Но если в дошкольном детстве взрослые уделяли внимание его полноценному
психическому развитию, то серьезных осложнений при овладении учебной
деятельностью не будет.
Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его
врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его
особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться
поэтапно, использовать разнообразные способы обучения и индивидуальный
подход.
Следует помнить — леворукий ребенок быстро и по пустякам обижается,
переживает из-за любого резко сказанного слова, очень чувствителен к обидам
и непониманию сверстников. Он склонен к уединению, испытывает трудности в
общении со сверстниками и взрослыми!
За столом его надо посадить с левой стороны, чтобы он не сталкивался с
правым локтем соседа. На занятиях аппликацией важно продумать технику
безопасности, например приготовить ножницы для леворуких. В домашних
условиях рабочее место необходимо организовать так, чтобы свет из окна или
от настольной лампы падал с правой стороны.
Необходимо
учитывать
особенности
функционального
развития
леворукого ребенка: он лучше опознает вербальные (словесные) стимулы, чем
невербальные
(схемы,
модули);
хуже
справляется
со
зрительно-
пространственными заданиями, чем со словесными, путает правую и левую
стороны, иногда — верх и низ. Эти понятия он быстро усвоит, например,
в игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросаем вправо
(влево), вперед (назад) и т. д. Ребенок легко выполнит подобные задания.
При
этом
важно
зафиксировать
его
внимание
на
пространственных
категориях.
Специальные исследования свидетельствуют о том, что при
проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству левши
демонстрируют большой творческий потенциал. Поэтому следует поощрять
ребенка, когда при рисовании, лепке, в процессе обучения письму и трудовым
навыкам он использует левую руку.
Следует учитывать особенности формирования учебных навыков, в
первую очередь — навыков письма. Необходимо снизить требования к
каллиграфической стороне почерка ребенка. Не требовать правонаклонного
письма.
Не стоит настраивать леворукого ребенка только на успехи в школе —
возникшие трудности станут для него большим разочарованием. Неудачи могут
сломать, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит
процесс адаптации в школе, но и приведет к школьному неврозу.
Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может быть
препятствием
для
достижения
успеха
в
жизни.
История
знает
много
выдающихся левшей: Гай Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон,