Автор: Балакший Лидия Александровна
Должность: учитель начальных классов МБОУ СОШ 70
Учебное заведение: учитель начальных классов МБОУ СОШ 70
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: конспект урока окружающего мира 1 класс МК "Начальная школа 21 в"
Тема: Октябрь уж наступил
Раздел: начальное образование
Разработка урока окружающего мира
В 1 классе «Б»
Учитель Балакший Л.А.
Тема: Октябрь уж наступил. Лесные новости.
Цель: расширить знания о подготовке птиц и диких животных к зиме; выявить
изменения в неживой природе и их влияние на жизнь животных; способствовать
развитию устной речи и коммуникативных умений; воспитывать бережное
отношение к природе.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», маски для
ролевой игры, предметные рисунки животных, мультимедийная презентация
«Перелётные птицы».
I.Психологическая поддержка.
Мы- внимательные,
Мы- старательные.
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
II.Сообщение темы урока.
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора? Такая с ней морока
Когда трещит… (сорока)
О чём же говорила сорока, как вы думаете?(предположения детей)
А трещала она о том, что осень заканчивается, наступает зима. Лесные жители
услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нём мы и побываем.
III.Изучение нового материала.
1) Беседа о признаках осени.
- Ребята, какой период осени мы сейчас наблюдаем?
- Какие главные признаки осени вы заметили?
Откройте учебник стр. 35, рассмотрите иллюстрацию.
Прочитаем как писал об осени поэт А.Плещеев.(читают учащиеся)
-Как вы думаете, почему улетают птицы осенью?
-А все ли улетают? Тех птиц, которые улетают, называют перелётными, а тех,
которые остаются - зимующими или оседлыми.
2) Речевая разминка «Стрижи».
Первыми улетают на юг певчие птицы. Среди них ласточки и стрижи (показ
рисунка стрижа).
Стрижи очень похожи на ласточек. Многое они делают на лету (чтение диалога
учителем и детьми по учебнику).
3) Работа с текстом о птицах (стр. 36.)
Рассмотрите рисунки птиц. Прочитаем текст…
-Какие птицы улетают в сентябре(октябре)? Какие улетают последними?
(Ответы детей сопровождаются показом слайдов «Перелётные птицы»)
4) Физ. пауза «Сном волшебным засыпаем»
5) Игра «Узнай птицу» (три ученика описывают внешний вид журавля, снегиря и
трясогузки)
6) Чтение текста «Лесные новости». Краткий пересказ по вопросам .
7) Ролевая игра «Лесное собрание».
8) Рассказ о зимовке дикого кабана и лося. Показ слайдов.
9) Составление таблицы «Как животные зимуют?»
Подводя итоги, всех животных можно разделить на тех, которые …(говорят
учащиеся)
делают запасы: белки,хомяки…
впадают в спячку: ежи, барсуки…
влетают на юг: птицы, стрекозы…
ведут активный образ жизни: лисы, волки…
10)Физ. пауза.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной…
Прыгал зайка озорной, озорной…
Мишка зайку догонял, догонял,
Он в развалочку шагал, он шагал,
И нарядна, хороша, хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша!
11) Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Многие русские художники создавали осенние пейзажи. Художник Левитан
подарил нам эту замечательную картину. Мы видим берёзовую рощу в осеннем
наряде. В глубине луга течёт река. Земля укрыта желтеющей травой. Осенний день
полон света и тепла.
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
I Y. Рефлексия . Я- знаю… Я -умею … Я- могу…
Y.Итог. Вы старательно работали на уроке. Молодцы!
А Волшебница Осень тоже очень постаралась для людей. И хотя осенью часто
идут дожди, наше настроение остаётся радостным. А лесная гостья сорока
приготовила для вас сюрприз. Каждому из вас она принесла в подарок листочки
из леса.(раздаются детям)