Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: заведующий отделением сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации педагогам по профилактике агрессивного поведения подростков
Раздел: полное образование
Рекомендации педагогам по профилактике агрессивного поведения
подростков
Для
профилактики
агрессивного
поведения
необходимо
научить
подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими
членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения
конфликтов.
Что же нужно посоветовать подросткам для выхода из конфликтной
ситуации?
Во-первых, стоит «остановиться, присмотреться, прислушаться» к
партнерам и к себе самому: понять, в чем истинная причина вступления в
конфликт тех или иных его участников, какие интересы они преследуют.
Во-вторых, следует отказаться от установки «победа любой ценой» -
как правило, отказ даже одной стороны от столь максималистской
(максимализм-это предъявление крайних, незыблемых требований) позиции
благотворно влияет на дальнейшее развитие событий.
В-третьих, у большинства конфликтов возможно нахождение целого
веера решений.
В-четвертых, не стоит забывать, что при любых, даже самых тяжелых
конфликтах, всегда остается одна непреходящая ценность - межличностные
отношения, которые могут быть сохранены. Только ради одного этого стоит
постараться проделать все предыдущее.
Основные задачи первичной поддержки сводятся к следующему:
-
помочь
подавленному
сложившейся
ситуацией
ребенку
сконцентрироваться на решении своей проблемы;
- поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что
не может быть выполнено;
- психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что
позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить
уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение,
тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации;
- оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка
рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы
физической болезни, в пессимизм и т.д.;
- предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка
по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх
перед неизвестным, внушать надежду и способствовать возможностям
подростка для самоанализа и готовности к тому, чтобы справиться
с ситуацией;
- защищать права и интересы подростка, быть посредниками в
переговорах
с
родителями,
специалистами,
организациями,
оказывать
помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и т.д.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, этому
следует особое внимание в рамках школы. Следовательно, на учителей
возлагается
сложнейшая
задача,
постараться
вернуть
к
нормальной,
полноценной жизни как можно больше подростков.
Большинство
родителей
сталкиваются
с
проблемой
агрессии
в
подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же
ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя
агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их
внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.
Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те
проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи»
обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться», провоцируют
недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них
родители - алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают
естественное исключение для собственного ребенка.
Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для
родителей. Однако в этой ситуации педагог должен иметь высокую
компетентность и авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными
аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны
получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку.
В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить
специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по
крайней мере, раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятий
в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов
(врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе.
Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам
педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного
телефонного разговора, но главное - поддерживать с родителями постоянный
контакт.
Психологическая поддержка подростка,
оказавшегося в трудной
жизненной ситуации, должна параллельно со школой осуществляться в
семье.
Родители должны:
- объяснять ребенку то, что произошло, в доступной для него форме;
- помочь высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения
каких-либо своих суждений или оценок;
- дать понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то
неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
-дать время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и
более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя
обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может
помочь в преодолении стрессового состояния;
- если ребенок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда
готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;
- если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от
привычного поведения, позволить ребенку, например, спать с включенным
светом;
- объяснить ребенку в зависимости от характера проблемной ситуации,
что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало
следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в
дальнейшем;
- не критиковать проявления регрессии, т.е. поведения, характерного
для более ранних, «детских» ступеней развития;
- позволять ребенку выражать любые свои эмоции и не ждать от него,
что он должен быть веселым и жизнерадостным;
- дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять
своей жизнью,
-
в
частности,
предоставить
ему
возможность
принимать
самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т.д.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители
должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и
чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.
Необходимо убедить родителей, что, в случае если они не в состоянии
самостоятельно корректировать приступы подростковой агрессии у своего
ребенка, стоит проконсультироваться со специалистами, которые могут
оказать им индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в
жизнь целого коллектива.