Напоминание

Рекомендации педагогам по профилактике агрессивного поведения подростков


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: заведующий отделением сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации педагогам по профилактике агрессивного поведения подростков
Раздел: полное образование





Назад




Рекомендации педагогам по профилактике агрессивного поведения

подростков

Для

профилактики

агрессивного

поведения

необходимо

научить

подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими

членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения

конфликтов.

Что же нужно посоветовать подросткам для выхода из конфликтной

ситуации?

Во-первых, стоит «остановиться, присмотреться, прислушаться» к

партнерам и к себе самому: понять, в чем истинная причина вступления в

конфликт тех или иных его участников, какие интересы они преследуют.

Во-вторых, следует отказаться от установки «победа любой ценой» -

как правило, отказ даже одной стороны от столь максималистской

(максимализм-это предъявление крайних, незыблемых требований) позиции

благотворно влияет на дальнейшее развитие событий.

В-третьих, у большинства конфликтов возможно нахождение целого

веера решений.

В-четвертых, не стоит забывать, что при любых, даже самых тяжелых

конфликтах, всегда остается одна непреходящая ценность - межличностные

отношения, которые могут быть сохранены. Только ради одного этого стоит

постараться проделать все предыдущее.

Основные задачи первичной поддержки сводятся к следующему:

-

помочь

подавленному

сложившейся

ситуацией

ребенку

сконцентрироваться на решении своей проблемы;

- поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что

не может быть выполнено;

- психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что

позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить

уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение,

тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации;

- оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка

рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы

физической болезни, в пессимизм и т.д.;

- предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка

по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх

перед неизвестным, внушать надежду и способствовать возможностям

подростка для самоанализа и готовности к тому, чтобы справиться

с ситуацией;

- защищать права и интересы подростка, быть посредниками в

переговорах

с

родителями,

специалистами,

организациями,

оказывать

помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и т.д.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, этому

следует особое внимание в рамках школы. Следовательно, на учителей

возлагается

сложнейшая

задача,

постараться

вернуть

к

нормальной,

полноценной жизни как можно больше подростков.

Большинство

родителей

сталкиваются

с

проблемой

агрессии

в

подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же

ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя

агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их

внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.

Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те

проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи»

обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться», провоцируют

недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них

родители - алкоголики») и нередко межнациональную рознь.

Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают

естественное исключение для собственного ребенка.

Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для

родителей. Однако в этой ситуации педагог должен иметь высокую

компетентность и авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными

аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны

получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку.

В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить

специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по

крайней мере, раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятий

в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов

(врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе.

Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам

педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного

телефонного разговора, но главное - поддерживать с родителями постоянный

контакт.

Психологическая поддержка подростка,

оказавшегося в трудной

жизненной ситуации, должна параллельно со школой осуществляться в

семье.

Родители должны:

- объяснять ребенку то, что произошло, в доступной для него форме;

- помочь высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения

каких-либо своих суждений или оценок;

- дать понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то

неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;

-дать время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и

более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя

обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может

помочь в преодолении стрессового состояния;

- если ребенок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда

готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;

- если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от

привычного поведения, позволить ребенку, например, спать с включенным

светом;

- объяснить ребенку в зависимости от характера проблемной ситуации,

что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало

следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в

дальнейшем;

- не критиковать проявления регрессии, т.е. поведения, характерного

для более ранних, «детских» ступеней развития;

- позволять ребенку выражать любые свои эмоции и не ждать от него,

что он должен быть веселым и жизнерадостным;

- дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять

своей жизнью,

-

в

частности,

предоставить

ему

возможность

принимать

самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т.д.

Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители

должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и

чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.

Необходимо убедить родителей, что, в случае если они не в состоянии

самостоятельно корректировать приступы подростковой агрессии у своего

ребенка, стоит проконсультироваться со специалистами, которые могут

оказать им индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в

жизнь целого коллектива.



В раздел образования