Автор: Туманова Вероника Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ Гимназия 56
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: Педагогическое исследование
Тема: «Музейное пространство, как образовательный ресурс»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №56» города Ижевска
Педагогическое исследование:
«Музейное пространство, как образовательный ресурс»
Автор:
Туманова В.И.
Педагог дополнительного
образования
Ижевск, 2020 год
1
Содержание.
Содержание …………………………………………..………стр.2
Введение……………………………………………..………..стр.3
Глава 1……………………………………………….………..стр.4
Глава 2………………………………………………………...стр.7
Заключение ……………………………………….…………..стр.10
Список литературы …………………………………………..стр.11
Приложение ..………………………………………………...стр. 12
2
Введение.
Актуальность,
обусловленная
тем,
проекта,
его
сегодняшняя
востребованность доказана самой жизнью. Через знакомство с ветеранами и
детьми Великой войны, посещение экскурсий у обучающихся формируется
активная гражданская позиция.
Встречи с ветеранами в школе, записи
воспоминаний, посещение экскурсий и выставок, презентаций, - позволит не
просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость
Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Прошлое для человека – важнейший источник для формирования
собственного сознания и определения личного места в обществе и
окружающем мире.
Культурно-образовательное
пространство
музея
обладает
педагогической сущностью, способной оказать воздействие на формирование
культурного и профессионального потенциала обучающихся.
Целью данного исследования является:
Выявить, как и каким
образом экскурсии, направленные на патриотическое воспитание и связь
поколений обучающихся, и влияют на формирование мировоззрения.
Задачи:
1.
Изучить культурно-образовательное пространство музеев.
2.
Изучить
потребности
учителей
в
области
патриотического
воспитания
3.
Разработать
ряд
экскурсий
по
конкретным
темам
уроков
в
общеобразовательной системе – «тема войны и ее ценность между
поколениями»: «Военная тема в работах Удмуртских художников»,
«Военная тема в картинах П.С.Семенова»
4.
Провести экскурсии и встречи с ветеранами и детьми войны
5.
Провести опрос у учителей и педагогов, на тему «Помогает ли
экскурсия в усвоении темы обучающимся»
6.
Провести срез знаний, полученных обучающимися на экскурсиях и
встречах, их мнение и отношение к пройденному.
Объектом данного исследования
является школьный музей им.
А.П.Холмогорова, как социокультурный институт, включающий в сферу
своей деятельности культурное воспитание подрастающего поколения
Предмет исследования: процесс формирования культурного развития
школьников средствами экскурсионной деятельности в рамках школьного
музея.
3
Глава 1. Культурно-образовательное пространство музеев.
В современном мире особо актуальна проблема исторической памяти.
Ведь без опыта прошлого человек не в силах распознать, что для него будет
возможным, а что нет. Только зная историю развития своего народа, люди
способны определить, что будет полезным для общества в будущем.
Музеи в системе образования образуют особую сферу культуры, в
которой основой формирования духовных ценностей служат предметные
результаты человеческой деятельности и объекты природы.
По мнению Е. М. Акулич, музей представляет собой целостную,
целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено
общественными
потребностями
и
соответствующими
социальными
действиями, направленными на сохранение социальной памяти.
Музей - это не только научно-исследовательское и культурно –
просветительное
учреждение,
которое
в
соответствии
со
своими
социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение,
изучение и популяризацию памятников истории и культуры. В работе музеев
органически
сочетаются
научные
методы,
средства
художественного
выражения, социокультурного воспитания, а музейные предметы выступают
непосредственными источниками знаний об истории и культуре общества.
При этом огромное значение оказывают музеи на интеллектуальную,
эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное
восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение
человека к окружающей действительности.
Таким образом, пространство музея в целом, и музейная экспозиция в
первую очередь, способствуют расширению «границ» историко- культурного
сознания человека, его нравственной памяти и эстетического вкуса,
формируя, в конечном счете, социально – культурное содержание и
потенциал личности.
Экскурсия в музее дает возможность использовать образовательные и
воспитательные
ресурсы
школьного
музея,
сформировать
интерес
к
отечественной
культуре
и
уважительное
отношение
к
нравственным
ценностям прошлых поколений. Школьный музей, выполняя дидактическую
и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий
учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по истории,
географии, литературе, изобразительному искусству, биологии, краеведению
и других предметов. Музей помогает решать задачи комплексного подхода к
изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через
изучение
культур,
краеведение,
правоведение,
научно
обоснованных
аналогий и параллелей. Методы обучения школьников в музее должны
служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное
отношение к культурному наследию.
4
Задачей современного музея становится выявление и распространение
социально-культурных технологий и норм, способствующих активному
использованию
достижений
духовной
культуры
во
всех
сферах
жизнедеятельности населения.
Музейная педагогика - это область научно-практической деятельности
современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды
Действия человека по сохранению социокультурного наследства
постепенно приобретают статус привычных.
Функциональный анализ деятельности музея позволяет определить его
общественное назначение, место в системе науки, культуры и образования. В
исследовании
выделены
и
проанализированы
следующие
социальные
функции музея:
•
хранительная - сохранение культурно-исторического наследия;
•
информационная - передача и получение, приращение новых
знаний;
•
регулятивная - регулирует отношения в обществе;
•
интегративная - способствует социальной сплоченности,
ответственности, социальной взаимозависимости;
•
коммуникативная
-
предполагает
общение
и.
личностное
взаимодействие;
•
организации досуга;
•
социализирующая и культурно – образовательная.
Музей, по отношению к культуре играет двоякую роль: во-первых,
сохраняет культуру и помогает человеку усвоить ее стандартные образцы, с
другой - музей сам является одним из элементов культуры, имеющий свои
особенности, динамику, направленность и тенденции развитие.
Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в
формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с
системой образования.
В
задачи
музея
входит:
организация
выставок
декоративно-
прикладного искусства, участие в выставках округа или города, проводить
мастер - классы. В музее проходят тематические выставки, экскурсии,
проводятся семинары. Знания, полученные по видам прикладного искусства,
воспитывает культурно-эстетическое отношение к народным традициям
художественных промыслов и являются базой для выбора будущей
профессии.
Организация
работы
с
детьми
в
условиях
взаимодействия
образовательных учреждений и учреждения дополнительного образования
представляет
собой
целенаправленный
педагогический
процесс
с
5
использованием культурно созидающего потенциала в условиях современной
мирового развития.
Экскурсия проводится с целью углубления знаний учащихся по теме
учебного курса предмета – например, история, - непосредственно на
экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического
процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на
коллективную работу с группой учащихся (школьным классом пришедшим
на экскурсию.
Особенность
музейного
урока
заключается
в
реализации
задач
школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не
только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника,
учителя и экскурсовода), предваряющую приход класса в музей, но и
разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися
новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с
изучением программного учебного материала. Они планируются на весь
учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные
от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и
дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого
запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время
будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал.
Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов -
комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность
знакомиться и изучать объекты в их целостности.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических
функций, основными из которых являются:
1. реализуется принцип наглядности обучения
2. повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью,
с практикой.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и
воспитания учащихся любых возрастных групп:
1. способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям,
любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений,
мотивации учения;
2. расширяет кругозор школьников;
3. учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во
взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
4. способствует развитию бережного отношения к окружающему (к
объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам,
сделанным руками человека
6
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной
работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов,
объектов и явлений в естественных условиях
Глава 2.
Опрос учителей и педагогов, на тему «Помогает ли экскурсия в
усвоении темы обучающимся»
По результатам, можно сделать такой вывод: Учителя и педагоги
считают, в большинстве случаев, 10 учителей из 19 опрошенных, экскурсия
помогает всем обучающимся в той или иной мере, в зависимости от интереса,
обучающегося
пришедшего
на
экскурсию
и
темы.
Четыре
больше
склоняются к тому, что экскурсия в усвоении сложной темы, помогает только
заинтересованный ребятам. Так же получили два ответа, что экскурсия
помогает только в конкретной теме раздела предмета. И три односложных
положительных ответа.
Стоит заметить, что приоритет у учителей предметников и
педагогов дополнительного образования, художественных школ и так далее,
имеются свои точки зрения. К примеру, мы можем отметить, что экскурсия
по данной теме имеет несколько направленностей, для разносторонней
аудитории. Первая – художественная, где пришедшим более интересна
структура картины, ее исполнение, свойства, краски и что на ней
изображено.
Вторая
–
историческая
–
здесь
интерес
направлен
на
подлинность событий на картине, историческая ценность, биографические
данные художника, его путь и пережитые события. В связи с этим мы видим
разные мнения.
Опрос обучающихся на тему: «Помогает вам ли экскурсия в усвоении
темы?» Как оговаривалось ранее, темой является «Военная тема в работах
7
Мнение учителей
Помогает всем обучающимся
только в конкретной теме
помогает только интересующимся
да
Семёнова П.С» и «Тема Великой Отечественной Войны в картинах русских
художников»
В 4 классах было опрошено 63 обучающихся, в 2-3 классах 53
обучающихся, в 6-9 классах – 124 ученика.
По итогам опроса, мы видим результат, в большинстве случаев
положительный ответ. Как мы можем заметить, среднее звено, с 6 по 9
классы, относится к теме Великой Отечественной Войны с интересом и
наблюдательностью, более серьезным восприятием, нежели младшее звено
обучающихся.
Естественно
стоит
учитывать
возрастные
особенности
каждого поколения.
2-3 классы из 53 человек, опрошенных, 33 обучающихся ответили
положительно, а остальные 20 тоже положительно, но с уклоном, что им
было интересно. В число 33 положительно ответивших, вошли 12 ребят, что
задавали уточняющие вопросы и рассказывали о своих дедушках и
бабушках, учувствовавших в великой Отечественной Войне. Два ученика
задавали вопросы конкретно по истории изображенной на картине и ее
авторе.
4 классы, имея в программе раздел о Великой Отечественной Войне, из
63 обучающихся, кому был задан вопрос, ответили положительно 43,
отрицательно ответили 5 человек, было интересно немного 5 человек и 10,
что им было интересно.
На вопрос для 5 человек, что ответили отрицательно, был задан
дополнительный вопрос – «Почему экскурсия, не помогла в усвоении темы?»
ответы получились такими: «Не интересует художественная часть экскурсии,
8
Да
Нет
Немного
Было интересно
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Заглавие диаграммы
4 классы
2-3 классы
6-9 классы
нужны сведения о битвах и цифры.», «Лучше бы пообщается с ветераном,
который обо всем расскажет», «Картины — это не то. Вот если бы были
автоматы и танки, другое дело», «Сложно», «Не интересует тема вообще,
учебника хватает».
Так же, в большинстве случаев, ребята проявили желание, чтобы
встретиться с художником-ветераном войны, что в последствии для них и
было сделано. Классы посетил и рассказал о себе, о военном детстве и о
войне в целом, художник любитель Соболев А.Н. На встрече с художником
ребята уже смело задавали интересующие их вопросы, что возникли в ходе
экскурсии.
С 6 по 9 классы посетило 124 ученика, из которых 67 ответили
положительно, 9 отрицательно, 15 что было немного интересно, 33 было
интересно.
Так,
как
и
четвертым
классам,
ответившим
отрицательно
обучающимся, был задан вопрос, почему же экскурсия им не пригодилась.
Ответ получился односложный, варьировавшийся, но с одним смыслом –
интересуют конкретные события и не художественное оформление. Так же
некоторые ребята, попросили взять рассказанный материал, для своих
школьных исследовательских работ.
Так
же,
был
проведен
сравнительный
анализ
обучающихся
посещающих программу «Юный музеевед» и обычных учеников, где мы
можем ясно увидеть, разницу в восприятии материала при экскурсии или ее
проведении. Обучающие посещающие программу «Юный музеевед» имеют
более глубокое стремление в изучении материала и их отношение к самой
теме Великой Отечественной Войны является трепетным.
Обучающиеся посещающие занятия по программе «Юный музеевед»
расширяют свой кругозор не только в школьной сфере, но и в повседневной
жизни. Расширение и ориентировка в видах деятельности, обогащение круга
общений, развитие навыков общения. Занятия в школьном музее, не только
помогают учащимся познавать себя и окружающий мир, но и стремиться к
самостоятельности,
примеряя
на
себя
различные
роли,
школьники
определяют
для
себя
дальнейшую
направленность.
Формирования
собственного «я», как активного субъекта деятельности. Обучающиеся смело
проявляют
инициативу
и
самостоятельность
в
поступках,
осознанно
совершать выбор и нести ответственность за него, понимая ее тяжесть.
Развивается самоконтроль, требовательность не только к окружающим, но и
к
себе.
Формирование
самооценки.
Обучающиеся
стали
более
инициативными,
коммуникабельными,
научились
сопереживать,
сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и
благодарными.
9
Заключение
Пространство музея в целом, и музейная экспозиция в первую очередь,
способствуют
расширению
«границ»
историко-
культурного
сознания
человека, его нравственной памяти и эстетического вкуса, формируя, в
конечном счете, социально – культурное содержание и потенциал личности.
Именно «детский» музей является главным генератором новых идей и
концептуальных подходов, внимание к творческому началу посетителей,
индивидуальные маршруты познания, учет разных познавательных стратегий
при разработке программ и заданий.
И, что очень важно, музей рассматривает обучающегося, как уже
включенного в культуру, ту или иную, как субъекта и носителя культурных
установок и ценностей, активно прокладывающего свой жизненный и
образовательный маршрут, а не как пассивный объект приложения сил
педагогов, который нужно вводить в «высокую культуру», что-то ему
«прививая» и к чему-то его «приобщая».
Музейное пространство, как ресурс, трактует не об обучении искусству
или истории искусства, но об обучении через искусство.
10
Список литературы.
1.
Акулич Е. М. Музей как социальный институт: Дисс. доктора
социолог. наук, Е. М. Акулич. - Тюмень. 2004 - 409 с.
2.
Сорокин П. А. Социологические теории современности / П.А.
Сорокин. - М.: Наука, 1992.-31с.
3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272
с.
4.
Глушанок
Т.М.
Хуусконен,
Н.М.Практика
Экскурсионной
деятельности. СПб- «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.
5. Б.Е. Райков Экскурсионный план средней школы / Школьные
экскурсии, их значение и организация: Сб. науч.-лед. статей/ Под ред. Б.Е.
Райкова. - Пг., 1921
11
Приложение
Ряд
экскурсий
по
конкретным
темам
уроков
в
общеобразовательной системе.
Военная тема в работах Семёнова П.С. экскурсия разработана для
обучающихся с 4 по 8 класс, где по школьной программе на уроках
истории рассказывается о Великой Отечественной Войне.
Вед.1 Приближается День Великой Победы в Отечественной войне
1941 – 45 года! 73 года прошло с начала войны с фашистами. 41-й год! Это
был страшный год! Год, изменивший, поломавший судьбы многих людей!
Вед.2 Страна жила своей мирной жизнью. Пахали землю, растили
детей. Молодёжь поколения 40-х мечтала, любила, училась, строила планы
на будущее. Ничто не предвещало беды! Был жаркий месяц июнь 41года.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля спала ещё, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Каких – то пять минут осталось!
Голос Левитана
Музыка «Вставай страна огромная…»
Вед. 1 Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!
Вед 2 Встала страна на смертный бой! Выстояла и победила!
Вед. 1 Был 41-й? Был! Но есть и вечно будет - 45-й!
Вед.2 День Победы – это наш праздник! Великую Победу принесли
нам ветераны, не щадя ни жизни, ни здоровья. Мы обязаны им тем, что мы
живём, что свободна наша страна. Нужно всё сделать для того, чтобы ни
одно имя, принёсшее нам Победу, не было забыто, потеряно для потомков.
Поэтому в этот праздник мы вспоминаем всех, кто отдал жизни за Победу,
всех ветеранов. Стараемся выразить им нашу благодарность и уважение. Мы
должны знать их имена. Вы видите на экране художников из Удмуртии –
участников Великой Отечественной войны. В нашем музее живут их
картины, когда- то подаренные ими музею.
Вед. 1 Каждый год были у нас с ними встречи 9 мая. Сегодня мы
вспоминаем их с печалью, потому что многих уже нет с нами. Запомните их
имена. Петр Алексеевич Кривоногов, Василий Георгиевич Самарин, Татьяна
Александровна Лебедева, Василий Алексеевич Жарский, Алексей Павлович
Холмогоров.
Кадр12 (метроном)
Вед. 1 Почтим их память, и всех тех, кого нет с нами, молчанием!
Спасибо можно сесть.
12
Вед. 1 Война прошла через судьбы миллионов людей. Её никогда не
забудут фронтовики, сироты, матери погибших сыновей.
«В сердце моём до сих пор отдаются
Годы войны, словно эхо в лесу.
Не успеваю порой отвернуться
Как в детстве, открыто роняю слезу»
Так писал Удмуртский поэт Флор Васильев.
Вед.2 Возле деревни Малая Сюга, что в Можгинском районе, есть
поле братьев Сидоровых. Названо оно в память о родных братьях – солдатах
и
хлеборобах.
Восемь
сыновей
вырастили
колхозники
Елизавета
Александровна и Никанор Фёдорович Сидоровы.
Перед самой войной
сыновья очистили 80 гектаров земли от мелколесья, успели новое поле
вспахать и засеять, порадоваться наливающемуся колосу, да вот убрать хлеб
не получилось. Один за другим уходили братья на фронт В.О. воны. Все
восемь ушли. Из восьми вернулся лишь один – Павел, израненный и
искалеченный при защите блокадного Ленинграда. Домой он прибыл лишь в
1947 году после долгого лечения в госпиталях, да недолго протянул, и его
не стало через несколько лет.
Вед.2 Давно заросли окопы и воронки, но не затянулись раны в
сердцах людей. Потерявших на войне родных и близких. Восемь парней
росло в семье, и все восемь ушли на фронт. Первыми, в самом начале войны
погибли Александр и Пётр. Смертельную рану в боях под Ленинградом
получил Павел. Фёдор погиб в сражении под Москвой. Арсений – в
Прибалтике. Под Сталинградом сложил голову гармонист и запевала Яков.
Похоронка на Василия пришла с Орлово – Курской дуги. Погиб и младший -
Леонид, проживший на свете всего лишь восемнадцать лет.
Вед.1 Судьба отца Никанора Сидорова, так и не дождавшегося
своих детей, потрясла художника
П.С.Семёнова, через детские годы
которого, тоже прошла война. Не проходящей болью вошла он и в судьбу
художника, потерявшего на фронте отца.
Вед. 2 Пётр Садофьевич создал самое пронзительное в своём трагизме
произведение на военную тему в искусстве Удмуртии.
(показ картины) Картина Заслуженного художника РФ, Народного
художника, Лауреата премии УР Петра Садофьевича Семёнова «Никанор
Фёдорович Сидоров – отец восьми погибших сыновей (1975г.)
Экскурсовод1. Эта работа занимает в его творчестве особое место.
Памяти погибшего отца посвящена картина. Художник встретился с
человеком драматической судьбы. История Н.Ф. Сидорова всколыхнула в
нём большие гражданские чувства. Он не мог не рассказать об этой судьбе
людям. Так родилась его картина.
Вед. 2
13
В доме этом под липовым цветом
Сердце печалью овей
Вот они рядышком восемь портретов
Вместо восьми сыновей
Тихо-то как в опустевшем застолье
И тишина на дворе
Восемь родимых не выедут в поле
В луг не уйдут на заре
Белых лебяжьих родительских прядей
Не различают сыны
Спят, не шелохнуться восемь братьев
В братской могиле войны.
В низком поклоне цветы и колосья
Никнут до самой земли
Мать их для счастья родила всех восемь
Все на войне полегли.
Что с этим горем поделать на свете
Взвесить – весов не найдёшь
В поле развеять – не справиться ветер
Сжечь – гаснет пламя от пролитых слёз.
Снова кадр картина
Экск. 1
Здесь нет непосредственного изображения боевых
действий, но война незримо присутствует в картине непреходящей болью
отца, у которого она отняла детей. Глубокое волнение вызывает картина.
Художник
долго
искал
композицию
картины.
Скупая
обстановка
деревенской избы. Тишина разлита в опустевшем отчем доме, где на белой
стене развешаны фотографии сыновей с датами их гибели от 1941 до
1945года. Здесь они росли, отсюда ушли на фронт.
Вы слышали, как, объясняя замысел картины, художник говорит: «Я
решил, что отец должен стоять как бы в почётном карауле у фотографий
своих погибших сыновей». Тёмные фотографии на стене, размещённые
вокруг головы стоящего во весь рост отца, составляют торжественно-
траурный венок над седой головой отца. В то же время, поздравительная
открытка и веточка вербы, заложенная за раму, слегка напоминают нам
иконы с образами святых. Перед этими фотографиями одинокий старик
проводит свои долгие часы в обезлюдевшем семейном доме, им поверяет
свои горестные мысли.
Колорит картины жёсткий, скупой, в нём преобладают чёрно – белые
краски – цвета горя, суровости, печали. Композиция картины спокойна,
уравновешенна. Фрагмент. Художник помещает своего героя анфас, лицом
к лицу, глаза в глаза со зрителем. Скорбь, боль ничем невосполнимой
14
утраты в его взгляде, в плотно сжатых губах. В лице, в слегка наклонённой
вперёд фигуре, в жесте прижатых плотно к туловищу рук ощущаются
напряжение и вместе с тем стойкость и доброта – те высокие моральные
качества, которые определили победу нашего народа в жестоком поединке
фашизмом. Его истовая молитва и мучительная отцовская боль, немой
вопрос в глазах, обращённый к тем, кто до сих пор развязывает кровавые
бойни,
воздействуют
не
менее
убедительно,
чем
самые
громкие
обличительные речи. Это живописное полотно – Реквием в память о тех, кто
отдал свою жизнь, чтобы жизнь продолжалась. Воистину «Смертью смерть
поправ».
Вед.1 Об этой картине рассказывают кадры фильма «Глазами
художника» Ленинградской студии документальных фильмов (режиссёр –
Народный артист СССР Е.Учитель). Это произведение Семёнова Петра
Садофьевича
экспонировалось на выставках «Художники России –
30летию Победы» в Волгограде (1975г), на зональной выставке «Большая
Волга»,
на
выставке
«Советская
Россия»
в
Москве
(1975г),
на
Республиканских выставках в Удмуртии и других городах России. Хранится
она в Республиканском музее г. Ижевска.
Вед.2
Много личного пережитого, сохранённого памятью детства,
передано в картине Петра Садофьевича «Похоронка».
(Показ картины» «Похоронка»)
Экскурсовод 2.
Картина «Похоронка», написанная в (1982г),
захватывает суровой правдой тяжелых военных лет. Она автобиографична.
Немое отчаяние выражено в фигуре женщины - матери. Особенно
выразителен образ мальчика. Фрагмент Пётр Садофьевич изображает
себя. Это его переживания. Это его семья получила похоронку. Художник
передаёт и детскую непосредственность мальчика – подростка, готового
броситься к матери со слезами горя, и одновременно – его взросление,
осознание своей новой роли старшего в семье, опоры матери. Контрастом к
нему девочка, ещё не осознающая всего ужаса случившегося. В картине
выразительна каждая деталь. Скудная, суровая обстановка сельского дома
военной поры, безысходное отчаяние женщины и горе детей погибшего
солдата. Горе передано в застывших позах и, словно окаменевших лицах
ребятишек, (Фрагмент) в фигуре матери, с бессильно брошенными на стол
натруженными руками, на которых концентрируется внимание зрителя.
Резкое композиционное противопоставление вертикалей в правой части
полотна (фигуры детей, наличники окна) с горизонталями вытянутых рук и
краем стола и табуретки, контрастное освещение усиливают ощущение
трагичности происходящего.
Вед. 2 Война – это не только непосредственные боевые действия.
Это горе вдов, осиротевших детей, изувеченных людей, это поломанные
15
судьбы,
это
голод
и
каторжные
работы
на
оборонных
и
сельскохозяйственных предприятиях. Всё это обратная сторона войны. В
творчестве Петра
Садофьевича
Семёнова
есть ещё целый
ряд
произведений посвящённых теме Великой Отечественной войны.
Вед. 1 Мы современные дети должны помнить об этом и хранить эту
память, чтобы не допустить повторения тех страшных военных лет. Уходят
из жизни непосредственные участники тех событий. А мы должны передать
эту память будущим поколениям. Поэтому каждый год в нашем музее мы
встречаемся с людьми, которых коснулась и опалила война.
Это и
художники, прошедшие через войну, которых уже мало осталось сейчас в
живых
Вед.2 «Не победить страну, в которой мирных нет.
Где каждый бьёт врага, трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом».
«Окопы заросли,
Зарубцевались раны,
Но помнит мир, как плавилась броня…..»
(Заставка «Вечный огонь») музыка.
Вед. 2 Вечная слава воинам, погибшим на полях сражений! Мы
помним, кому обязаны мирной жизнью, настоящим и будущим нашей
страны. Земной поклон труженикам тыла за самоотверженный труд, за веру в
Победу.
Знайте, что Ваши внуки и правнуки всегда будут
гордиться
поколением, защитившим и возродившим
страну. Дела и свершенья
старшего поколения были и навсегда останутся высочайшей вершиной
человеческого достоинства, силы характера, воли к Победе, любви к своему
Отечеству. С благодарностью в сердце всегда будут приходить к Вечному
огню, памятникам и обелискам сыновья, внуки и правнуки героев, чтобы
поклониться их мужеству, вспомнить каждого поимённо. Праздник Победы
– это торжество жизни, праздник благодарности тем, кто отстаивал право
будущих поколений жить на мирной земле.
16