Напоминание

"Эффективные методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"


Автор: Пантюхина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад № 12"
Населённый пункт: Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Эффективные методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективные методы развития творческих

способностей у детей

Творческий

потенциал

в

современном

обществе

очень

ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие

родители

слишком

зацикливаются

на

сенсорных

каналах,

памяти,

мышлении,

очень

часто

напрочь

забывая о его воображении.

А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то

в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня

требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром

или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут

вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти

задатки.

Понятие творческих способностей

Чтобы

своевременно

обеспечить

полноценное

развитие

творческих

способностей

детей,

нужно

представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых

родители и должны акцентировать внимание:

стремление к открытиям;

умение познавать;

активность;

фантазия;

инициативность;

стремление к познанию;

умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

живость ума;

умение изобретать и открывать;

свобода воображения;

интуиция;

умение на практике применять полученные знания, опыт;

открытия и изобретения.

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3

года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и

совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие

способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл.

Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они

будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с

ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные

навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают

собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать

творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем

особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно

больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;

5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему

процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;

7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная

творческая

деятельность

изобразительная,

музыкальная,

театральная,

и

в

каждой

области

ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него

имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители

не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые,

которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное

русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются,

что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому

что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и

понятные.

Методы

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они

вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно

оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

рассказы о животных и растениях;

объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

покупайте детям настольные развивающие игры;

у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;

они должны соответствовать их возрасту;

мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование

очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так

что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски,

фломастеры;

не жалейте бумаги на это дело;

никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и

есть тот самый творческий хаос;

сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как

создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им

проявить всю их буйную фантазию;

вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как

утверждают специалисты;

книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;

берите малышей с собой в библиотеку;

книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения,

развивает творческие способности;

тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно

выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого

возраста.

6. Музыка

с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

пойте ему колыбельные как можно дольше;

это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны

создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его

инструментами

(красками,

пластилином,

конструктором

и

пр.),

хвалить

за

успехи

и

терпение

в

достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской

фантазии и не сдерживать его креативной активности.



В раздел образования