Автор: Пантюхина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад № 12"
Населённый пункт: Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Эффективные методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Эффективные методы развития творческих
способностей у детей
Творческий
потенциал
в
современном
обществе
очень
ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие
родители
слишком
зацикливаются
на
сенсорных
каналах,
памяти,
мышлении,
очень
часто
напрочь
забывая о его воображении.
А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то
в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня
требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром
или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут
вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти
задатки.
Понятие творческих способностей
Чтобы
своевременно
обеспечить
полноценное
развитие
творческих
способностей
детей,
нужно
представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых
родители и должны акцентировать внимание:
стремление к открытиям;
умение познавать;
активность;
фантазия;
инициативность;
стремление к познанию;
умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
живость ума;
умение изобретать и открывать;
свобода воображения;
интуиция;
умение на практике применять полученные знания, опыт;
открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3
года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и
совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие
способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл.
Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Возрастные особенности
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они
будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с
ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные
навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают
собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать
творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем
особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно
больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему
процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная
творческая
деятельность
—
изобразительная,
музыкальная,
театральная,
и
в
каждой
области
ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него
имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители
не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые,
которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное
русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются,
что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому
что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и
понятные.
Методы
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они
вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно
оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
рассказы о животных и растениях;
объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
покупайте детям настольные развивающие игры;
у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
они должны соответствовать их возрасту;
мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование
очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так
что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски,
фломастеры;
не жалейте бумаги на это дело;
никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и
есть тот самый творческий хаос;
сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как
создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им
проявить всю их буйную фантазию;
вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как
утверждают специалисты;
книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
берите малышей с собой в библиотеку;
книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения,
развивает творческие способности;
тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно
выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого
возраста.
6. Музыка
с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
пойте ему колыбельные как можно дольше;
это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны
создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его
инструментами
(красками,
пластилином,
конструктором
и
пр.),
хвалить
за
успехи
и
терпение
в
достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской
фантазии и не сдерживать его креативной активности.