Напоминание

Выявление неверно поющих детей


Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Разработка
Тема: Выявление неверно поющих детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




План.

1.

Введение.

1.1.

Выявление неверно поющих детей.

1.2.

Методы работы с ними.

2.

Основная часть.

2.1.

Вокально-интонационные упражнения в хоровом классе.

3.

Заключение.

4.

Библиография.

1.

1. Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих

детей издавна волнует педагогов-музыкантов. Часто родители, замечая,

что их ребенок поет неверно, говорят ему об отсутствии у него

музыкальных данных, тем самым, внушая ребенку мысль, что пением

ему заниматься не следует.

Если же и в школе ему предлагается помалкивать во время пения

других детей, то ребенок не только не развивается музыкально, но

начинает все больше отставать. Вместе с тем педагоги, серьёзно, с

любовью относящиеся к своему делу, неоднократно замечали, что

многие, на первый взгляд, музыкально неспособные дети любят не

только слушать музыку, но и петь и поют с увлечением (если им еще не

окончательно внушили мысль, что они не «имеют права» петь.

Привлекал к себе внимание учителей и заставлял задумываться и такой

например, факт, когда ребёнок безошибочно называет сыгранные

знакомые песни, замечает внесенные учителем в их мелодию или ритм,

играет мелодию песни на музыкальном инструменте, подобрав ее

самостоятельно, то есть по слуху, а спеть ее верно не может. Такие

странные случаи встречаются и среди профессиональных музыкантов,

когда люди, безусловно обладающие прекрасным музыкальным слухом,

не могут чисто спеть ту или другую мелодию.

К отстающим детям надо подходить индивидуально и стараться

уяснить, почему тот или иной ребенок поет неверною Если учащийся

«гудит» или поет всего два-три звука от того, что он не умеет петь, не

знает еще, как ему поступить, чтобы повторить голосом услышанный

звук- это одно; в этом случае бывает достаточно привлечь его

внимание к высоким звукам. Если же ученик не может воспроизвести

звуки, наиболее естественные для детей его возраста, по состоянию

голосового аппарата, то надо очень постепенно, с большой

осторожностью расширять его возможности, помня, что только при

этом условии пение будет способствовать музыкальному развитию и

устранению дефектов голосового аппарата.

1.1.Сотрудниками Института художественного воспитания АПН Е.И.

Алмазовым и Н,Д, Орловой в фонетической лаборатории сектора

музыки и пения было проведено специальное исследование причин

фальшивого пения. Интересные результаты дал уже первый

лабораторный сеанс. В обстановке полной тишины, окруженные

интересными приборами, дети, к изумлению своих учителей,

совершенно точно воспроизводили заданные звуки ( ДО, РЕ). В

процессе исследования удалось установить, что за редким

исключением, отстающие дети музыкально развиваются и начинают

петь правильно, и что основной причиной фальшивого пения чаще

всего является отсутствие у детей координации слуха и голоса. Как

правило, у детей к моменту поступления в первый класс нет еще

никаких певческих навыков, не развито слуховое внимание; они не

умеют вслушиваться в звуки, сравнивать их по высоте, не умеют

слушать себя, проверять качество (точность) своего пения.

1.2.Такие дети не привыкли петь; речь же не требует той энергии, какая

нужна для пения, особенно для пения высоких звуков. Поэтому вначале они

поют вяло и более низким звуком, чем дети музыкально развитые.

Постоянные упражнения на слуховое внимание обостряют и улучшают слух.

Громкие звуки воспринимаются детьми гораздо труднее, чем тихие или

умеренной силы, детям так же легче услышать более высокий звук (первой

октавы), чем более низкий. Дело в том, что громкие звуки возбуждают

нервную систему, утомляют слух, внимание. Очень важно(где это возможно)

фальшиво поющих учащихся подвергать медицинскому осмотру для

установления состояния их слухового и голосового аппарата. Естественно,

что в зависимости от того, почему дети поют неверно, учитель применяет те

или другие методы, стремится к устранению именно данной причины. Очень

важно правильно рассадить отстающих детей. Таких детей следует

размещать в первом ряду, ближе к учителю. Такое размещение важно, во-

первых, потому, что в обычных классных условиях учителю легче следить за

фальшиво поющими детьми, если они находятся в поле его зрения. Во-

вторых, среди детей могут находиться дети с ослабленным физическим

слухом и надо посадить их ближе к источнику звука. В-третьих, фальшиво

поющие дети, сидя впереди, получают возможность все время слышать сзади

себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются таким

образом от необходимости напрягать свое внимание, чтобы не слушать

фальши.

Упражнения на слуховое внимание полезно всем детям, но особенно они

необходимы учащимся с пониженным физическим слухом. Поэтому на

каждом занятии надо давать возможность отстающим детям как можно

активнее, проявлять себя, участвовать в выполнении всех заданий, в

доступных им пределах.

2.Данная

работа

предполагает

разделение

процесса

развития

навыков

вокального интонирования на несколько этапов.

Из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, важно уделить

некоторое внимание этому вопросу и проработать навык беглого чтения нот

отдельно (без

ритма и интонирования).

Здесь,

как и при формировании

навыка игры на фортепиано,

важно помнить о необходимости чтения не

отдельными звуками,

а фразами,

группами звуков,

причем,

формирования

«представления» о фразе должно происходить опережающим методом,

пока

проговаривается предыдущая фраза.

Для развития этого

Первый

этап

первоначальное

формирование

вокально-интонационной

координации.

Речь

идет

о

развитии

самой

способности интонировать звуки разной высоты.

Конечно,

в музыкальную

школы обычно поступают

дети,

которые этим навыком в определенной

степени уже владеют, и этот этап с ними за ненужностью можно пропустить.

Тем не менее, у некоторых учащихся «инструменталистов» могут возникнуть

определенные трудности на этом «поприще»,

или диапазон интонирования

слишком узок,

чтобы можно было считать

эту проблему окончательно

решенной.

Руководствуясь

тремя

простыми

принципами

в

работе,

можно

в

течении одного года развить эту способность практически у каждого,

даже

самого «закоренелого гудошника»:

«расслабление

зажатости» голосового

аппарата, «опора» дыхания на диафрагму и интенсивный контроль слухом.

«Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень

действенное

средство,

приводящее

связки

в

«рабочий»

тонус.

Глиссандирование

производится

в

максимально

широком диапазоне

с

различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком

или

высоком

звуке.

После

нескольких

занятий

можно

перейти

на

чередование

отдельных

звуков

разной

высоты без

глиссандирования,

завершая упражнение звуком максимальной длительности.

Развитие

навыка

«опертого» дыхания

требует

несколько большего

времени и настойчивости.

Необходимо с самого начала обращать внимание

ученика на «правильное» дыхание «животом». Кроме того, на первых уроках

рекомендуется сделать несколько «дыхательных» упражнений:

чередование

глубокого вздоха, быстрого и, напротив, максимально медленного выдоха.

В качестве

«закрепляющего» упражнения рекомендуется пение

без

названий звуков (на гласных и закрытым ртом)

звукорядов вверх и вниз,

хроматических секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного

трихорда (ДО – РЕ – МИ – РЕ – ДО).

При пении этих упражнений особое

внимание следует обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в

звукорядах).

Все

упражнения

необходимо

петь

с

фортепианным

гармоническим

аккомпанементом,

постепенно

переходя

от

полной

дублировки мелодии к игре без дублировки.

В качестве

«активизирующего»

слух

упражнения

можно

выучить

несколько коротких песен со словами.

Желательно подбирать

песенный

материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной

гармонии.

Гармонический

аккомпанемент

песен

и

упражнений

должен

подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии,

способствую

формированию

внутреннего

желания

ребенка

петь

«выразительно».

По

той

же

причине

на

этом этапе

нецелесообразно

«просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки,

так как выявление

способности интонировать основано прежде всего на способности различать

интонационное «напряжение» между звуками разной высоты.

Второй этап – закрепление

вокально-интонационной координации.

Если

на

первом

этапе

решается

задача

формирования

способности

голосового аппарата интонировать звуки разной высоты,

то на втором –

закрепить эту способность,

сделать владение голосовым аппаратом более

уверенным и

точным.

На

этом этапе

можно

продолжить

работу

над

предыдущими

упражнениями,

обращая

большее

внимание

теперь

на

точность

интонирования,

значимость

каждого

звука.

В целях

развития

точности интонирования можно предложить

ученику чередовать

связное

пение на одном дыхании и пение упражнений,

отделяя звуки короткими

паузами,

обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже

на этом этапе можно приучать ученика к правилу:

прежде чем что-либо

сыграть

или

спеть,

нужно

сначала

точно

представить,

услышать

«внутренним»

слухом «звуковой

образ»).

Здесь

очень

может

помочь

«предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом.

Что

касается пения песен,

то очень полезным упражнением является пропевание

их без текста на звуке «Ю»,

«Ё» и других гласных звуках.

Это упражнение

полезно выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента,

аккуратно дублируя только мелодическую линию.

Третий

этап

формирования

первоначальных

навыков

сольфеджирования – пения по нотам.

Предполагается,

что к этому моменту

ученик уже должен овладеть основами музыкальной грамоты. Точнее говоря,

этот

процесс

нужно

начинать

одновременно

с

изучением музыкальной

грамоты.

На этом этапе приходится решать очень много различных задач и

проблем,

а

поэтому

в

каком-то

смысле

он

может

считаться

основополагающим в формировании навыка вокального интонирования.

2.1.

Первая задача – чтение нот.

Значительная часть трудностей в

первое

время

возникает

именно

навыка

полезно

выполнить

следующее

упражнение: читать последовательность нот, данную преподавателем или из

произвольно выбранной мелодии,

группами по тактам с

равномерными

паузами между группами.

Название нот нужно проговаривать максимально

быстро,

но очень четко и с

«выразительной» интонацией.

Пауза

между

группами должна постепенно сокращаться до минимума,

причем ее ни в

коем случае нельзя делать «на тактовой черте», а только после сильной доли

такта – первый звук такта должен восприниматься как итог мелодического

движения фразы.

Вторая задача

– «овладение» звукорядом.

Суть

задачи состоит

не

только

в

том,

чтобы ориентироваться

в

звукоряде,

четко

сознавать

расположение соседних звуков в нем,

но и довести до автоматизма чтение

гаммаобразных и «арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С

этой

целью

рекомендуется

упражнение

на

быстрое,

но

четкое

проговаривание звуков звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и

«через один»:

СОЛЬ – ЛЯ – СИ – ДО – РЕ – МИ – ФА; СОЛЬ – ФА – МИ – РЕ -ДО –

СИ

– ЛЯ.

СОЛЬ – СИ – РЕ – ФА – ЛЯ – ДО – МИ; СОЛЬ – МИ – ДО – ЛЯ – ФА – РЕ –

СИ.

Итоговое упражнение призвано не только «перевести» выполнение

этих задач в «фазу» вокального интонирование, но и заложить базу для

формирования

«чувства лада»

и

чистой

интонации:

упражнение

основано

на

транспонировании и

зеркальной

инверсии

базовой

«попевки»,

состоящей из двух соседних звуков, от разных звуков по

заданной схеме.

Например,

базовая

попевка

одного

из

упражнений

может

иметь

такой

вид:

ДО – РЕ – РЕ – РЕ – ДО – РЕ

(подчеркнуты акцентируемые

сольные

доли).

Для

начала ученик

тренируется

«строить»

попевку

от

разных

звуков вниз и

вверх

(например,

от

звука ЛЯ вниз:

ЛЯ – СОЛЬ – СОЛЬ – СОЛЬ – ЛЯ –

СОЛЬ).

3. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся,

внимательно

занимаясь

с

отстающими

детьми,

педагог

сможет решить

большую задачу

– приобщить

всех

детей к

хоровому

пению,

способствовать

формированию их

эстетического

вкуса,

повышению общей

культуры.

Имея в виду, что работа над интонацией, в известной степени, процесс

рутинный, имеющий в основе комплекс традиционных и обязательных

педагогических приёмов,

следует порой отступать от них,

изменять

привычную практику,

идя навстречу индивидуальности

учащегося.

Это

обстоятельство ведёт к поиску индивидуальных приёмов

и

методов для

воспитания музыкального

и вокального

слуха,

ритмического

чувства и большого

различных

ощущений:

эмоциональных,

мышечных,

акустических и интонационных.

По пути к воспитанию этих качеств и навыков (а это всё,

как

известно,

сложные

процессы),

целесообразно

идти

не

столько

от

жесткого

тренинга,

сколько от игры и стойкого

интереса к предмету и,

что очень важно,

к самому процессу урока,

как основе основ.

Библиография

1.

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ,

1983г.

2.

Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском

голосе. Музыка, 1972

3.

Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Развитие детского

голоса(Материалы научной конференции по вопросам вокально-

хорового воспитания детей, подростков, молодежи) Изд. Аккад. пед.

наук РСФСР, 1963г.

4.

Иванов А. Об искусстве пения. М., 1963

5.

Сергеев А. Воспитание детского голоса Пособие для учителей. Изд.

Аккад. пед. Наук, 1998

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств №7

Советского района г. Самары

Методическая разработка

ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ

УПРАЖНЕНЕНИЯ В ХОРОВОМ КЛАССЕ,

ПРИ РАБОТЕ С НЕВЕРНО ПОЮЩИМИ

ДЕТЬМИ, НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ.

ПДО ДШИ№7 Лебедева И.В.

Самара 2010 год.

.



В раздел образования