Автор: Гречко Кристина Валерьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Сердобск ,Пензенская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование подвижных игр на уроках физической культуры при обучении игре в баскетбол
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
Гречко К.В.
МОУ СОШ №9 г. Сердобска , Пензенская область
Введение.
Подвижные
игры
представляют
одно
из
наилучших
средств
всестороннего физического воспитания детей в системе всеобщего среднего образования
и внешкольного воспитания. Активная двигательная деятельность игрового характера и
вызывает
положительные эмоции и усиливает все физиологические процессы в
организме. Неожиданные игровые ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретённые двигательные навыки. Главной особенностью этого вида деятельности
является то, что в ее результате осуществляется моделирование разнообразных игровых
ситуаций. В подвижных играх детям
приходится самостоятельно решать, как
действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий
заставляет выбирать новые пути решения возникающих задач [2, 3].
Подвижная игра в процессе обучения способна эффективно решить задачу
подготовки детей к освоению разнообразных навыков и соответственно совершенствовать
их использование в различных ситуациях. На всех этапах обучения игре в баскетбол
подвижная игра способна помочь освоить навыки игры и развить игровое мышление.
Материалы и методы. Актуальность использования подвижных игр в процессе
обучения баскетболу определяется необходимостью совершенствования урока по данной
игре. Желание привить интерес к игре и заложить хорошие навыки игры в баскетбол
способствует тому, что учителя постоянно совершенствуют методику обучения,
используя имеющиеся подвижные игры, но и придумывая новые.
Практика
обучения
игре
в
баскетбол
давно
предполагает
использование
разнообразных подвижных игр для решения различных задач. При этом использование
подвижных игр дает возможность уже в начальной школе формировать элементы игры в
баскетбол, учитывая тот факт, что данную игру начинают изучать только с 5 класса.
Эффективность использования подвижных игр как средства обучения определяется
рядом условий. Подвижные игры возможно применять:
1) в плане непосредственного обучения двигательным действиям;
2) для повышения уровня общей физической подготовленности.
Это определяет соответствующий целенаправленный подбор подвижных игр [4].
В
начальной школе программа по физической культуре не содержит раздела
«Баскетбол», поэтому многие учителя, понимая важность освоения навыков владения
мячом, используют подвижные игры. Игры должны соответствовать возрастным
особенностям детей и способствовать формированию и развитию умения играть с бегом,
прыжками, метаниями. Участвуя в подвижных играх с элементами баскетбола, младшие
школьники овладевают некоторыми умениями владения мячом: держанием, передачами
на расстояние до 5 м, ловлей, ведением, бросками .Эффективными могут быть следующие
подвижные игры «Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-
гандбол, мини-баскетбол. Многообразие двигательных действий, которые входят в состав
подвижных
игр,
оказывает
комплексное
воздействие
на
совершенствование
координационных
и
кондиционных
способностей
(способностей
к
реакции,
ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий,
скоростных и скоростно-силовых способностей и др.) [5].
В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое
место
занимают
сюжетные
игры,
которые
способствуют
развитию
творческого
воображения детей.
Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает
отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делая игру
увлекательной и разнообразной
.
В этом возрасте закладываются основы игровой
деятельности,
направленные
на
совершенствование,
прежде
всего,
естественных
движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча,
передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места,
взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем
овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения школьники должны познакомиться со многими играми, что
позволит
воспитать
у
них
интерес
к
игре
«Баскетбол».
Результаты
отбора
и
классификации игр могут послужить основой для разработки комплексного подхода к
решению основных задач подготовки младших школьников, к освоению приемов игры в
баскетбол в средней и старшей школе в дальнейшем [2].
Программный материал по подвижным играм в младших классах должен быть
сгруппирован по преимущественному воздействию их на сопутствующие двигательные
способности и умения.
Для эффективного использования определенной игры может быть предложена
система игр образовательной и развивающей направленности. Существуют игры, которые
позволяют не только формировать умения и навыки начинающего баскетболиста, но и
одновременно развивать физические качества согласно сенситивным периодам младшего
школьного возраста[1].
Занятия по обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм
проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные
действия и любимые игры детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным
оборудованием на площадке.
Эффективность использования подвижной игры определяется педагогическим
руководством, которое начинается с организации игры. К ней относятся подготовка к
проведению игры (место для игры, инвентарь, распределение обязанностей играющих,
объяснение игры, правил и др.). Методика проведения игры связана со способами подачи
материала, при помощи которых занимающиеся осваивают игру, овладевают знаниями,
умениями и навыками для достижения результата.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
– наблюдение за действиями учеников;
– устранение ошибок;
– коллективных приемов;
– пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
– регулировка нагрузок;
– стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении
всей игры [4].
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения
игровой задачи, добиваясь индивидуальности и
творческой активности игроков. В
отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше
действовать в той или другой ситуации. Важно вовремя исправлять ошибки.
Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование
физической
нагрузки.
Регулируя
физическую
нагрузку
в
игре,
учитель
может
использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на
игру,
изменять
количество
повторений
игры.
Окончание
игры
должно
быть
своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет негативные
эмоции учеников.
Заключение.
Баскетбол одно из наиболее действенных средств физического и
нравственного
воспитания
детей
в
различные
возрастные
периоды.
Высокая
эмоциональность и всестороннее комплексное воздействие на организм занимающихся –
главные достоинства этой «лучшей в мире игры с мячом».
При подборе подвижных игр
учитывается педагогическая направленность программы по физической культуре,
основными
задачами
которой
являются:
содействовать
развитию
физической
подготовленности
и
овладению
техникой
и
тактикой
баскетбола,
всесторонне
совершенствовать
физические
качества,
ознакомить
играющих
с
основными
официальными правилами спортивных игр, прививать организационные знания, умения и
навыки.
Поэтому
подбираемые
подвижные
игры
должны
быть
рациональны
и
эффективны для формирования двигательных действий, столь необходимых для
спортивной деятельности.
Список литературы
1.Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов высш. учеб. заведений
/ Ю.Д. Железняк. – 8-е изд. перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
2.Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник / М.Н. Жуков.
М. : Академия: 2000. – 160 с. ;ил.
3.Коробков, В.В. Подвижные игры и эстафеты на занятиях по баскетболу в вузе. Методические
указания / В.В. Коробков. – Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2015. – 42 с.
4.Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к
практическим занятиям / О.С. Красникова.
Нижневартовск : Нижневарт. гос. ун-та, 2013.
91 с.
5.Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин, С.А. Полиевский.
М. :
Физкультура и спорт, 2002.
136 с.
6.Суетнов, К.В. Обучение школьников игре в баскетбол: учебное пособие / К.В. Суетнов.
Алма-
Ата : КазИФК, 1985.
92с.