Автор: Бутузова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: п Гидроторф, Нижегородская обл.
Наименование материала: Дидактическое пособие
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через
игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в
процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем
современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих
силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному
развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального
и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение
является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования
познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие
способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,
преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно
развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые
знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры
относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на
пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда
добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых
качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в
его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех
психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться
большая роль.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из
средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию
элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением,
содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на
выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и
содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие
группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало ?", " Сколько ?", " Исправь ошибку ", " Назови
соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Игра " Считай, не ошибись !" « Умные мухоморы» , помогает усвоению порядка следования чисел
натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", "
Число, как тебя зовут ?", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой цифры не стало ?" и многие другие
используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр ( игры - путешествие во времени ) служит для знакомства детей с днями
недели, временем, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям
рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету : понедельник -
первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый
день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и
их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7
детей, пересчитываются по порядку и получают цифру, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в
такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с цифрой 1,
обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого
другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", "
Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", «который час» которые помогают детям
быстро запомнить название дней недели и название месяцев,времени, частей суток их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей
постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают
пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей
задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и
определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных
пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют
задания типа : « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя
сидела Таня, а сзади - Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением
определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому : « Справа от куклы стоит
заяц, слева от куклы - пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводится игровая минутка : любую
игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (
за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует
множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : " Найди
похожую ", " Мастерская ковров "( Учить употреблять слова для обозначения положения предметов, ) "
Путешествие по комнате " « Радуга »: Учить правильно называть цвета радуги, помочь запомнить их
расположение. и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для
обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах
геометрические формы. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки ?" (
поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки ( по 3-
4 шт. на каждого ), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,
предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно
использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с
целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят
сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр
способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. «Цветные столбики»:Учить распознавать и
группировать фигуры по цвету и форме. «Волшебные фигуры»: Учить находить одинаковые фигуры по цвету и
форме. «Подбери по форме»: Учить обследовать предметы, выделять их цвет и форму. ;«Матрёшки»: Учить
сопоставлять по размеру. «Найди сходства»: Учить различать цвета и объединять предметы в группу по
какому-либо признаку.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е.
формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и
упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на
воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Они направлены на тренировку
мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды
фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое
мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических
фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого
характера : продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и
маленькие круги. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.
Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и
величину. «Пирамидка» «Бусы «Составь цепочку «Пазлы «Шнуровки, шахматы и т.д
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов
имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых
упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест.
Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные
представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу
совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы
способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное,
сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть
внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2
свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … ( вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата,
то брат … ( младше сестры.)
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
На базаре ёжик накупил сапожек:
Сапожки по ножке себе,
Поменьше немножко жене,
С пряжками сыну,
С застёжками дочке,
Всё уложил в мешочке.
Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4)
Навыки счета отрабатываются при использовании считалок
Жили - были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.
- Один в поле не воин.
- Семеро одного не ждут.
- Первый блин всегда комом.
- Второй Родины не бывает.
Помогут пословицы и при изучении временных представлений.
- Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
- Не суйся, пятница, на перед четверга.
Помогут пословицы запомнить и названия месяцев :
- Январь – году начало, зиме – середина.
- Ни в марте воды, ни в апреле травы
В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на
этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере
решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной
ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная
творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей
действительности и познают мир.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они
способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие
ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным !
Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения
детей математике и развитию в них математических способностей
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в
которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное
логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в
порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует
настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Спасибо за внимание!!!