Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"


Автор: Бутузова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: п Гидроторф, Нижегородская обл.
Наименование материала: Дидактическое пособие
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через

игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в

процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем

современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих

силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному

развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального

и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение

является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования

познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие

способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,

преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно

развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые

знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры

относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда

добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых

качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в

его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех

психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться

большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из

средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию

элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением,

содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на

выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и

содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие

группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало ?", " Сколько ?", " Исправь ошибку ", " Назови

соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игра " Считай, не ошибись !" « Умные мухоморы» , помогает усвоению порядка следования чисел

натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", "

Число, как тебя зовут ?", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой цифры не стало ?" и многие другие

используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр ( игры - путешествие во времени ) служит для знакомства детей с днями

недели, временем, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям

рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету : понедельник -

первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый

день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и

их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7

детей, пересчитываются по порядку и получают цифру, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в

такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с цифрой 1,

обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого

другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", "

Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", «который час» которые помогают детям

быстро запомнить название дней недели и название месяцев,времени, частей суток их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей

постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают

пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей

задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и

определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных

пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют

задания типа : « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя

сидела Таня, а сзади - Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением

определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому : « Справа от куклы стоит

заяц, слева от куклы - пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводится игровая минутка : любую

игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (

за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует

множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : " Найди

похожую ", " Мастерская ковров "( Учить употреблять слова для обозначения положения предметов, ) "

Путешествие по комнате " « Радуга »: Учить правильно называть цвета радуги, помочь запомнить их

расположение. и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для

обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах

геометрические формы. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки ?" (

поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки ( по 3-

4 шт. на каждого ), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,

предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно

использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с

целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят

сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр

способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. «Цветные столбики»:Учить распознавать и

группировать фигуры по цвету и форме. «Волшебные фигуры»: Учить находить одинаковые фигуры по цвету и

форме. «Подбери по форме»: Учить обследовать предметы, выделять их цвет и форму. ;«Матрёшки»: Учить

сопоставлять по размеру. «Найди сходства»: Учить различать цвета и объединять предметы в группу по

какому-либо признаку.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е.

формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и

упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на

воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Они направлены на тренировку

мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды

фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое

мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических

фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого

характера : продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и

маленькие круги. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.

Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и

величину. «Пирамидка» «Бусы «Составь цепочку «Пазлы «Шнуровки, шахматы и т.д

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов

имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых

упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест.

Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные

представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу

совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы

способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное,

сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть

внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2

свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … ( вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата,

то брат … ( младше сестры.)

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

На базаре ёжик накупил сапожек:

Сапожки по ножке себе,

Поменьше немножко жене,

С пряжками сыну,

С застёжками дочке,

Всё уложил в мешочке.

Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4)

Навыки счета отрабатываются при использовании считалок

Жили - были сто ребят.

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.

- Один в поле не воин.

- Семеро одного не ждут.

- Первый блин всегда комом.

- Второй Родины не бывает.

Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

- Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

- Не суйся, пятница, на перед четверга.

Помогут пословицы запомнить и названия месяцев :

- Январь – году начало, зиме – середина.

- Ни в марте воды, ни в апреле травы

В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на

этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере

решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной

ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и

воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная

творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей

действительности и познают мир.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они

способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие

ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным !

Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения

детей математике и развитию в них математических способностей

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в

которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное

логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в

порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует

настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования