Напоминание

«Развитие логического мышления у дошкольников»


Автор: Мартыненко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 46
Населённый пункт: городской округ Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс «Развитие логического мышления у

дошкольников»

Цель:

Повышение

профессиональных

умений

педагогов,

по

развитию

логического мышления при формировании математических представлений в

процессе игровой деятельности.

Задачи:

- познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с

детьми дошкольного возраста;

- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования

развивающих игр в педагогическом процессе;

- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,

инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово, актуальность темы.

2. Презентация. Ознакомление участников мастер-класса с основными

развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных

математических представлений:

• влияние логико-математических игр на формирование элементарных

математических представлений;

• создание педагогических условий;

• решение образовательных задач.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

логико-математических игр для развития логического мышления у

дошкольников.

Раздаточный методический материал: Игра «Геоконт», «Сложи Квадрат»,

«Протяни дорожку», «Конструктор крошка «Велькрошка».

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию

мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного

возраста».

Если

при

проведении

непосредственно

образовательной

и

самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного

возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к

развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их

воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по

развитию

элементарных

математических

представлений.

Поэтому

необходимо

способствовать

развитию

познавательной

активности,

логического мышления,

стремление к самостоятельному познанию и

размышлению,

развитии

умственных

способностей

через

логико-

математические игры.

Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю

перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и

творческими способностями детей направленные на умственное развитие в

целом. Для решения поставленных задач проводим следующую работу:

• создаем соответствующую развивающую среду (математический уголок,

где

расположены

развивающие

дидактические

игры,

индивидуальный

раздаточный материал для развития логического мышления);

• составляем картотеку логико-математических игр.

При проведении логико-математических игр использую следующие

методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации,

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры,

способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей

ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся

педагог В. А. Сухомлинский.

В своей работе использую технологии А. Никитина, которые являются

средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного

возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения

дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на

формирование логического мышления, например:

Геоконт (математический планшет геометрик).

В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на

фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются

разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических

фигур,

предметных силуэтов.

Он знакомит дошкольников с такими

геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, луч, с линиями

разного типа (прямые, кривые, ломаные, углами, с фигурами и окружностью.

Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу,

старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате

игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев,

сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные

процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных

и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

Сложи узор.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу –

этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой

интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала

дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Суть игр

состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных,

птиц, человека по образу или замыслу.

Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы,

ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и

степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону

и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в

процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы,

соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на

несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий

способствует развитию сообразительности, пространственного воображения,

логического мышления, математических и творческих способностей.

Чудо-соты.

Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо-головоломки». Она

позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали

по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие

треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и

операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами

отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует

хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты:

«Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку». Дошкольник

собирает из деталей конструктора заданные модули (соты, конструирует

предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные

формы, сюжетные картины.

Блоки ДЬЕНИША.

Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных

геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение,

выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети

овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане

предматематической

подготовки,

так

и

с

точки

зрения

общего

интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,

абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования –

декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально

разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются

элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность

производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют

внимание, память, восприятие.

Палочки КЮИЗЕНЕРА.

Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность –

абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности,

представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной

ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические,

внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут

индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный

характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и

сериация выступают не только как познавательные процессы, операции,

умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь,

по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:

Конструктор «Велькрошка»

Игры с счётными палочками

Игра «Загадки в картинках»

Игра «Что лишнее?»

Игра «Подбери мячикам их половинки»

Игра «Протяни дорожку»

Игра «Цветные резиночки»

Игра «Сложи квадрат»

Игра С разноцветными палочками»

Игра с прищепками

Игра с матрешками

Также в работе я использую «Математические раскраски», «Логические

задачи. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно

использовать игры.

В заключении я предлагаю вам решить несколько логических задач.

- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну

книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?

(Нисколько. Собаки не умеют читать)

- На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок?

(Яблоки на дубе не растут.)

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких.

Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой –

зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет

будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)

- Сколько концов у палки? У двух палок?

- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

(Нисколько. Петухи не несут яйца)

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких.

Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?

Он станет мокрым.

-Каких камней в море нет?

Сухих

-Сколько орешков в пустом стакане?

Нисколько. Стакан пуст.

-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

Ваше имя

-Какое слово всегда звучит неверно?

Неверно

-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет

и уйдёт. Где он сидит?

На Ваших коленях

-Какой болезнью на земле никто не болел?

Морской

-Какой узел нельзя развязать?

Железнодорожный.

-Что все люди на земле делают одновременно?

Становятся старше.

-Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?

Тополиный пух.

-Каким гребнем голову не расчешешь?

Петушиным.

-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы

находитесь?

На карусели.

-Какие животные всегда спят с открытыми глазами?

Рыбы.

Вывод:

Таким образом, при использовании логических игр в образовательной и

самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к

развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию

элементарных математических представлений у детей.



В раздел образования