Автор: Мартыненко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 46
Населённый пункт: городской округ Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Развитие логического мышления у
дошкольников»
Цель:
Повышение
профессиональных
умений
педагогов,
по
развитию
логического мышления при формировании математических представлений в
процессе игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с
детьми дошкольного возраста;
- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования
развивающих игр в педагогическом процессе;
- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,
инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово, актуальность темы.
2. Презентация. Ознакомление участников мастер-класса с основными
развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных
математических представлений:
• влияние логико-математических игр на формирование элементарных
математических представлений;
• создание педагогических условий;
• решение образовательных задач.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию
логико-математических игр для развития логического мышления у
дошкольников.
Раздаточный методический материал: Игра «Геоконт», «Сложи Квадрат»,
«Протяни дорожку», «Конструктор крошка «Велькрошка».
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию
мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного
возраста».
Если
при
проведении
непосредственно
образовательной
и
самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного
возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к
развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их
воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по
развитию
элементарных
математических
представлений.
Поэтому
необходимо
способствовать
развитию
познавательной
активности,
логического мышления,
стремление к самостоятельному познанию и
размышлению,
развитии
умственных
способностей
через
логико-
математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю
перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и
творческими способностями детей направленные на умственное развитие в
целом. Для решения поставленных задач проводим следующую работу:
• создаем соответствующую развивающую среду (математический уголок,
где
расположены
развивающие
дидактические
игры,
индивидуальный
раздаточный материал для развития логического мышления);
• составляем картотеку логико-математических игр.
При проведении логико-математических игр использую следующие
методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры,
способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей
ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся
педагог В. А. Сухомлинский.
В своей работе использую технологии А. Никитина, которые являются
средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения
дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на
формирование логического мышления, например:
Геоконт (математический планшет геометрик).
В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на
фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются
разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических
фигур,
предметных силуэтов.
Он знакомит дошкольников с такими
геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, луч, с линиями
разного типа (прямые, кривые, ломаные, углами, с фигурами и окружностью.
Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу,
старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате
игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев,
сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные
процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных
и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу –
этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой
интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала
дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Суть игр
состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных,
птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы,
ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и
степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону
и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в
процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы,
соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на
несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий
способствует развитию сообразительности, пространственного воображения,
логического мышления, математических и творческих способностей.
Чудо-соты.
Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо-головоломки». Она
позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали
по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие
треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и
операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами
отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует
хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты:
«Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку». Дошкольник
собирает из деталей конструктора заданные модули (соты, конструирует
предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные
формы, сюжетные картины.
Блоки ДЬЕНИША.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных
геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение,
выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети
овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане
предматематической
подготовки,
так
и
с
точки
зрения
общего
интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,
абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования –
декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально
разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются
элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность
производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют
внимание, память, восприятие.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность –
абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности,
представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной
ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические,
внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут
индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный
характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и
сериация выступают не только как познавательные процессы, операции,
умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь,
по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
Конструктор «Велькрошка»
Игры с счётными палочками
Игра «Загадки в картинках»
Игра «Что лишнее?»
Игра «Подбери мячикам их половинки»
Игра «Протяни дорожку»
Игра «Цветные резиночки»
Игра «Сложи квадрат»
Игра С разноцветными палочками»
Игра с прищепками
Игра с матрешками
Также в работе я использую «Математические раскраски», «Логические
задачи. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно
использовать игры.
В заключении я предлагаю вам решить несколько логических задач.
- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну
книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?
(Нисколько. Собаки не умеют читать)
- На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок?
(Яблоки на дубе не растут.)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких.
Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой –
зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет
будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
- Сколько концов у палки? У двух палок?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(Нисколько. Петухи не несут яйца)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких.
Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?
Он станет мокрым.
-Каких камней в море нет?
Сухих
-Сколько орешков в пустом стакане?
Нисколько. Стакан пуст.
-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
Ваше имя
-Какое слово всегда звучит неверно?
Неверно
-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет
и уйдёт. Где он сидит?
На Ваших коленях
-Какой болезнью на земле никто не болел?
Морской
-Какой узел нельзя развязать?
Железнодорожный.
-Что все люди на земле делают одновременно?
Становятся старше.
-Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Тополиный пух.
-Каким гребнем голову не расчешешь?
Петушиным.
-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы
находитесь?
На карусели.
-Какие животные всегда спят с открытыми глазами?
Рыбы.
Вывод:
Таким образом, при использовании логических игр в образовательной и
самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к
развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию
элементарных математических представлений у детей.