Автор: Целищева Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №124 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка 10-11 класс
Тема: "Омонимичные части речи. Трудности правописания" с использованием технологии организации учебно-группового сотрудничества
Раздел: полное образование
Паспорт урока русского языка в 10
классе
Тема урока:
Омонимичные части речи. Трудности правописания
Учитель, ОУ
Целищева Лариса Владимировна, МБОУ Школа №124 г.о. Самара
Образовательная цель
Формирование языковой культуры личности, развитие способно-
сти десятиклассников к командному взаимодействию (сотрудни-
честву) на основе осмысления способов разграничения омонимич-
ных частей речи в русском языке и определения правил их право-
писания.
Планируемые
образова-
тельные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично
знания способов разграничения омонимичных частей речи в рус-
ском языке и определения правил их правописания;
ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех
учебных заданий на уроке;
КУД-1: продуктивно общается и взаимодействует в процессе сов-
местной деятельности;
КУД-2: учитывает в общении позиции других участников дея-
тельности;
КУД-3: эффективно разрешает конфликты;
КУД-4: ясно, логично и точно излагает свою точку зрения, исполь-
зует адекватные языковые средства;
РУД-1: формулирует новые для себя учебные задачи;
РУД-2: проводит самооценку и рефлексию результатов сотрудни-
чества и учебной деятельности;
ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте;
ПУД-2: переводит информацию из одной знаковой системы в дру-
гую;
ПР-1: распознаёт омонимы различных частей речи;
ПР-2: называет отличительные особенности (признаки) различных
омонимичных частей речи;
ПР-3: объясняет и применяет правила правописания омонимичных
частей речи.
Программные требования
к
образовательным
ре-
зультатам раздела «Мор-
фология. Орфография»
Ученик научится: распознавать омонимы различных частей речи и
орфографически правильно их писать.
Ученик получит возможность научиться:
- на основе сопоставления омонимичных лексических единиц раз-
личных частей речи опознавать их отличительные особенности;
- применять правила правописания омонимичных частей речи на
практике.
Программное содержание
Правописание омонимичных частей речи в русском языке.
Мировоззренческая идея
Командное взаимодействие помогает наиболее успешной реализа-
ции личностных способностей в современном обществе.
Ценностно-смысловые
ориентиры
Язык. Культура. Гражданственность.
План изучения учебного
материала
1) Слитное написание союзов и раздельное написание омонимич-
ных частей речи.
2) Слитное написание производных предлогов с -Е на конце и раз-
дельное написание омонимичных частей речи с -Е и -И на конце
слова.
3) Раздельное написание производных предлогов (с -Е, -И на кон-
це слова и другими) и раздельное написание омонимичных частей
речи.
1
4) Слитное/дефисное написание наречий и раздельное написание
омонимичных частей речи.
5) Дефисное написание частиц и раздельное написание омонимич-
ных частей речи.
Основные понятия
Омонимы. Правописание. Части речи.
Имена
Д.И. Писарев.
Тип урока
Изучение нового материала.
Форма урока
Урок-практическая работа.
Образовательная
техно-
логия
Технология организации учебно-группового сотрудничества.
Оснащение урока
Мультимедийные средства, рабочие папки, листы самооценки.
Мизансцена урока
5 групп по 5 человек.
Домашнее задание
Составить словарный диктант (не менее 30 слов) на правописание
омонимичных частей речи (союзы, предлоги (слитное и раздель-
ное написание), наречия, частицы и омонимичные им формы дру-
гих частей речи).
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ПОР
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
Приветствие. Выбор лидера. Проверка готовности к
сотрудничеству, уроку. Психологический настрой на
урок: правила сотрудничества. Девиз сегодняшнего
урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе
легко и всегда интересно!»
Приветствуют стоя. Ри-
туалы и атрибуты. Слайд
1
1 ученик с места
ЛР-2
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (10-12 мин.)
Задания: Прочитайте цитату к нашему уроку:
"Неправильное употребление слов ведёт за собой
ошибки в области мысли и потом в практике жиз-
ни".
Д.И. Писарев.
- Согласны ли вы с мнением великого учёного и по-
чему?
- Приведите примеры из вашей жизни, когда непра-
вильное употребление слов в устной или письменной
речи приводило к искажению мысли, возможно, с
этим были связаны какие-то курьёзные случаи.
- Прочитайте название нашей темы урока. Поду-
майте, в каких жизненных ситуациях знания по этой
теме помогут вам быть успешными. Обоснуйте своё
мнение.
Проверка: устно.
Обобщение, вывод: В современном обществе с раз-
витием большого количества новых технологий в са-
мых разных отраслях экономики появляется и много
новых, зачастую заимствованных понятий. В связи с
этим высказывание выдающегося русского критика,
филолога как никогда актуально: чтобы быть успеш-
ным, активно взаимодействовать с социумом, да про-
Слайд 2
1 ученик с места
Фронтально
Слайд 3
Обсуждение в группе
1 человек от группы
ПУД-1
КУД-1
ЛР-1
КУД-3
КУД-4
2
сто быть правильно понятым окружающими тебя
людьми, человеку крайне необходимо в полной мере
владеть родным языком, знать все его тонкости, осо-
бенности употребления лексических единиц разных
частей речи, не путать одно понятие с другим, пра-
вильно оформлять свою как устную, так и письмен-
ную речь. Часто ошибки бывают связаны с непра-
вильным употреблением слов-омонимов: их понима-
нием и различием в правописании. Правильная, кра-
сивая, грамотная речь становится нормой человека
образованного, уважающего окружающих, успешно-
го, организованного в конце концов. Владение всеми
нормами великого и поистине могучего русского
языка - достоинство настоящего гражданина нашего
такого же великого государства, проявление уваже-
ния и любви к нему.
Коллективное обсуждение:
- Вспомним, что такое омонимы, какие их разновид-
ности существуют, приведём несколько примеров,
запишем в тетрадь.
- Какие языковые сложности связаны с употреблени-
ем омонимов в устной и письменной речи?
- Какие слова-омонимы разных частей речи вызыва-
ют наибольшие затруднения на письме?
Вывод: в связи с этим определим группы омонимов
различных частей речи, правописание которых будем
анализировать в группах на уроке.
Задания группам:
1 группа: Сравнить правописание союзов и омони-
мичных им частей речи, определив морфологиче-
скую принадлежность последних, сформулировать
правила-помощники для разграничения указанных
омонимичных частей речи с целью избежания оши-
бок в их правописании.
2 группа: Сравнить слитное написание производных
предлогов с -Е на конце и раздельное написание омо-
нимичных частей речи с -Е и -И на конце слова,
определив
морфологическую принадлежность по-
следних, сформулировать правила-помощники для
разграничения указанных омонимичных частей речи
с целью избежания ошибок в их правописании.
3 группа: Сравнить раздельное написание производ-
ных предлогов (с -Е, -И на конце слова и другими) и
раздельное написание омонимичных частей речи,
определив
морфологическую принадлежность по-
следних, сформулировать правила-помощники для
разграничения указанных омонимичных частей речи
с целью избежания ошибок в их правописании.
4 группа: Сравнить слитное/дефисное
написание
наречий и раздельное написание омонимичных ча-
стей речи, определив морфологическую принадлеж-
ность последних, сформулировать правила-помощ-
ники для разграничения указанных омонимичных ча-
Фронтально
Слайд 4
1 ученик с места
Знакомство с рабочими
папками
КУД-2
КУД-4
РУД-1
3
стей речи с целью избежания ошибок в их правопи-
сании.
5 группа: Сравнить дефисное написание частиц и
раздельное написание омонимичных частей речи,
определив
морфологическую принадлежность по-
следних, сформулировать правила-помощники для
разграничения указанных омонимичных частей речи
с целью избежания ошибок в их правописании.
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП (15 мин.)
Внутригрупповая дискуссия: Как быстро и каче-
ственно решить поставленную задачу? Кто чем дол-
жен заниматься? Какую работу должен выполнить
каждый участник команды? Время работы: 3 мин.
Практическая работа: Выполнить индивидуальные
поручения. Время работы: 6 мин.
Работа 1 группы:
1 ученик: раскрывает скобки в столбце "союзы", при-
водит примеры их употребления в составе словосоче-
тания или предложения, записывая в столбец "приме-
ры", делает вывод о правописании союзов (рабочий
лист 1).
2 ученик: раскрывает скобки в примерах с омонимич-
ными частями речи в первом столбце, определяет их
морфологическую принадлежность, записывает во
второй столбец таблицы, делает вывод о правописа-
нии омонимичных союзам частей речи и их морфо-
логической принадлежности (рабочий лист 2).
3 ученик: формулирует правило 1 об отличии союзов
от омонимичных частей речи (рабочий лист 3).
4 ученик: формулирует правило 2 об отличии союзов
от омонимичных частей речи (рабочий лист 4).
5 ученик: составляет общую таблицу "Правописание
союзов и омонимичных частей речи", воспользовав-
шись для этого результатами работ товарищей (рабо-
чий лист 5).
Работа 2-5 групп по аналогичным схемам-заданиям
со следующими омонимами различных частей речи:
Работа 2 группы: Слитное написание производных
предлогов с -Е на конце и раздельное написание омо-
нимичных частей речи с -Е и -И на конце слова.
Работа 3 группы: Раздельное написание производ-
ных предлогов (с -Е, -И на конце слова и другими) и
раздельное написание омонимичных частей речи.
Работа 4 группы: Слитное/дефисное написание на-
речий и раздельное написание омонимичных частей
речи.
Работа 5 группы: Дефисное написание частиц и раз-
дельное написание омонимичных частей речи.
Практическая работа:
Оформить итоги работы
группы в форме коллажа на листах ватмана (5мин.)
Коллективная дискуссия: договориться, как группа
будет представлять результаты работы (1 мин.).
Обсуждение
в
группе.
Распределение
поруче-
ний в группе.
Индивидуальная
само-
стоятельная
работа
по
инструкции с материала-
ми рабочей папки
Индивидуальная
само-
стоятельная
работа
по
инструкции с материала-
ми рабочей папки
Групповая
работа:
на
лист ватмана наклеива-
ются результаты работы
каждого учащегося
ЛР-2
КУД-2
РУД-1
КУД-2
ПР-1
ПР-2
ПР-3
КУД-1-3
ПУД-2
КУД-1
КУД-2
КУД-3
4
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)
Презентация результатов работы групп, оформлен-
ных коллажей.
1 группа:
1 ученик: рассказывает о правописании союзов , при-
водит примеры их употребления в с составе словосо-
четаний или предложений.
2 ученик: рассказывает о правописании омонимич-
ных союзам частей речи и их морфологической при-
надлежности, приводит примеры.
3 ученик: формулирует правило 1 об отличии союзов
от омонимичных частей речи, опираясь на сопостави-
тельную таблицу.
4 ученик: формулирует правило 2 об отличии союзов
от омонимичных частей речи, опираясь на сопостави-
тельную таблицу.
5 ученик: делает вывод о правописании союзов и
омонимичных частей речи, правилах их отличия,
опираясь на обобщающую таблицу, составленную
им.
Группы 2-5 представляют результаты своих работ в
группах по заданным им темам по аналогичной схе-
ме.
Коллективная дискуссия: (связать с цитатой Д.И.
Писарева):
- Как слова Д.И. Писарева раскрывают тему нашего
сегодняшнего урока?
- С какими трудностями в работе над своими задани-
ями столкнулись?
- Что нового узнали по теме урока?
- Какую практическую пользу принесли вам знания,
полученные на уроке?
У доски
Остальные делают запи-
си в тетрадях
фронтально
ЛР-2
ПР-1
ПР-2
ПР-3
КУД-4
КУД-1
КУД-4
ЛР-1
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)
Рефлексия и оценка результатов деятельности:
обсуждение в группе
Содержательная оценка
результатов сотрудниче-
ства в группах:
- Что получилось в сотрудничестве и почему?
- Что не получилось в сотрудничестве и почему?
- На что необходимо обращать своё внимание в буду-
щем?
Самооценка: оценочные
листы
фронтально
РУД-2
КУД-2
КУД-4
Приложение 1
Слайдовая презентация
Приложение 2
5
Раздаточные материалы
РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №1: инструкция, рабочие листы.
Инструкция для работы 1 группы
Вам необходимо определить правописание союзов и омонимичных им частей речи; опреде-
лить морфологическую принадлежность этих омонимичных форм; путём наблюдения, сопо-
ставления, анализа, дополнения приведённых примеров сформулировать правила, помогающие
различать союзы и омонимичные им слова других частей речи, решив, таким образом, задачу
по правописанию трудных случаев указанных омонимичных частей речи.
Результаты работы необходимо оформить в виде коллажа, который должен состоять из ре-
зультатов работы каждого участника команды. Подумайте, как расположить на листе ватмана
все материалы, чтобы вашим одноклассниками было их хорошо видно и легко запоминалось со-
держание.
Для успешного решения поставленной перед вами задачи вам предстоит выполнить следу-
ющие задания:
1 задание: раскрыть скобки в столбце "союзы", привести примеры их употребления в составе
словосочетания или предложения, записав в столбец "примеры", сделать вывод о правописании
союзов (рабочий лист 1).
2 задание: раскрыть скобки в примерах с омонимичными частями речи в первом столбце, опре-
делить их морфологическую принадлежность, записать во второй столбец таблицы, сделать вы-
вод о правописании омонимичных союзам частей речи и их морфологической принадлежности
(рабочий лист 2).
3 задание: сформулировать правило 1 об отличии союзов от омонимичных частей речи (рабо-
чий лист 3).
4 задание: сформулировать правило 2 об отличии союзов от омонимичных частей речи (рабо-
чий лист 4).
5 ученик: составить общую таблицу "Правописание союзов и омонимичных частей речи",
воспользовавшись для этого результатами работ товарищей (рабочий лист 5).
ПОМИНИТЕ: успех сотрудничества будет зависеть от распределения заданий между все-
ми участниками команды и от добросовестного, ответственного выполнения индивиду-
альных поручений каждым из вас.
Вам необходимо провести презентацию итогов работы группы перед всем классом так, что-
бы ваши одноклассники смогли потом ответить на вопрос: как пишутся союзы и омонимичные
им части речи, какие это части речи, какие существуют правила-помощники для разграничения
союзов и омонимичных частей речи.
Договоритесь между собой, как во время презентации итогов работы вы выполните глав-
ный лозунг сотрудничества: Успех группы зависит от вклада каждого!
ЖЕЛАЮ УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВАШЕЙ ГРУППЕ!!!!
Приложение 3
6
1 группа
РАБОЧИЙ ЛИСТ 1
Твоё задание: раскрыть скобки в столбце "союзы", привести примеры их употребления в соста-
ве словосочетания или предложения, записав в столбец "примеры".
союзы
примеры
что (бы)
Чтобы много знать, надо много читать.
то (же)
Сегодня тоже солнечный день.
так (же)
Мой друг любит фантастику, я также её
люблю.
(от) того
С утра было пасмурно, оттого и настрое-
ние было невесёлым.
(по) тому
Потому мне грустно, что грустно и тебе.
за (то)
(и) так
Дождливо, зато тепло.
Итак, подведём итоги.
(за) чем
Зачем враги пришли на нашу землю?
(за) тем
Собака сидела и ждала меня, затем снова
побежала вперёд.
(при) чём
Это важное дело, причём срочное.
(при) том
Он мог цитировать книгу целыми стра-
ницами, притом через несколько лет по-
сле её прочтения.
Приготовься ответить на вопрос: как пишутся союзы?
РАБОЧИЙ ЛИСТ 2
Твоё задание: раскрыть скобки в примерах в первом столбце, определить морфологическую
принадлежность омонимичных частей речи, записать во второй столбец таблицы.
Примеры с омонимичными союзам ча-
стями речи
Морфологическая принадлежность
омонимичных союзам частей речи
Что (бы) ни случилось, не показывай
вида.
Местоимение с частицей
Он то (же) делает, что и его отец.
Местоимение с частицей
Она так (же) хорошо рисует, как и её се-
стра.
Наречие с частицей
Лодка отчалила (от) того берега.
Местоимение с предлогом
(По) тому поступку можно судить о его
характере.
Местоимение с предлогом
Малыш спрятался (за) то дерево.
Местоимение с предлогом
7
(И) так лиса вертит хвостом, и эдак.
Союз и наречие
(За) чем именно он приходил?
Местоимение с предлогом
(За) тем холмом располагается наше
село.
Местоимение с предлогом
(При) чём построен этот спортивный
зал? При школе.
Местоимение с предлогом
(При) том доме есть веранда.
Местоимение с предлогом
Приготовиться ответить на вопрос: как пишутся омонимичные союзам части речи, какова их
морфологическая принадлежность?
РАБОЧИЙ ЛИСТ 3
Твоё задание: дать ответ на вопрос в таблице, подобрать и записать слова в скобках, сделать
вывод.
Как отличить союз от омонимичных частей речи?
Правило 1.
Можно ли после предлога вставить вопрос?
?
(Нет, но можно заменить другим сою-
зом)
?
(Да)
союз
Местоимение с предлогом
Приют наш мал, зато (=но) спокоен.
за (что?) то, что овцу съел
Я напоминал тебе, притом (=причём, к
тому же) дважды.
При (каком?) том отделе работает виза-
жист.
При чём здесь наши отношения? Ни при
чём.
оттого что (=так как) испугался;
потому что (=так как) опоздал;
поэтому (=так что) не пошёл
от (какого?) того места;
по (какому?) тому случаю;
по (какому?) этому вопросу
РАБОЧИЙ ЛИСТ 4
Твоё задание: сопоставив приведённые в таблице примеры, дать ответ на вопрос, дополнить та-
блицу своими примерами, сделать вывод.
8
Как отличить союз от омонимичных частей речи?
Правило 2.
Можно ли опустить или переставить частицу?
?
(Нет)
?
(Да)
союз
Местоимение/наречие с частицей
Я тоже (также) там был. Нельзя: Я то там
был. (=И я там был.)
Я то же сказал, что и он. = Я то сказал,
что и он.
Чтобы помнили. Нельзя: Что помнили.
(=предл. в целях, для).
Что бы мне придумать? = Что мне приду-
мать? Что мне придумать бы?
Я так хочу, чтобы лето не кончалось. Не-
льзя: Я так хочу, что лето не кончалось.
(Союз
"чтобы"
присоединяет
прида-
точное изъяснительное.)
Что бы ты мне ни говорил, я посмотрю
этот фильм. = Что ты мне ни говорил бы,
я посмотрю этот фильм.
РАБОЧИЙ ЛИСТ 5
Твоё задание: составить обобщающую таблицу "Правописание союзов и омонимичных частей
речи". Для этого тебе будет необходимо воспользоваться результатами работ твоих товарищей.
союзы
омонимичные части
речи
Правила-помощники
для различения право-
писания союзов и омо-
нимов других частей
речи
1.
1.
2.
2.
9