Напоминание

Метапредметность в обучении на уроках русского языка


Автор: Александрова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ села Рыбушка"
Населённый пункт: Саратовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметность в обучении на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Метапредметность в обучении

Понятие о метапредметности является на сегодняшний день одним из

ключевых

в

российском

образовании.

Метапредметность

занимает

значительное место в ФГОС

2 поколения и понимается как некий

надучебный предмет, в котором предметные границы предельно размыты, а

один предмет может перетекать в другой в самых неожиданных точках.

Таким образом, внедрение метапредметного подхода в образовательный

процесс

предполагает

преодоление

барьера

между

академическим,

вербальным, дискретным знанием и чувственным, предметным, целостным

восприятием мира, объединение «человека знающего» и «человека

думающего». Приобретение метазнаний как продукта познания интегрирует

образное и теоретическое и предусматривает осуществление процесса

познания как слияние образа и понимания образа, ибо ребёнок познаёт мир

в

его

целостности,

единстве

и

бесконечном

многообразии.

С позиции метапредметного подхода именно исследование становится

неотъемлемой частью познания. Следовательно, наряду с содержанием

учебного

предмета

учащийся

постигает

приёмы

рационального

использования

собственных

способностей

и

ресурсов,

работы

с

информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения в

устной и письменной речи. Таким образом, метазнания позволяют учащимся

выстроить целостную картину мира, в том числе с научной точки зрения,

закладывая

основы

дальнейшего

личностного

развития

школьника.

Метапредметность формирует целостное образное видение мира, помогает

избежать дробления знаний и дидактических дрессировок, позволяет

повысить уровень рефлексии учащегося, изменить мотивы его поведения и

развить эмпатию, способствует становлению информационной и проектной

компетентностей школьника, его личностному росту.

"Реализация метапредметного подхода в преподавании

гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной

школе"

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных

изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается:

в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;

в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

в концептуально заложенной в программу развития образовательной программы школы идей

личностно- ориентированного обучения;

в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего

профессионального мастерства,

в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых

компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для

решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,

полноценно использовать собственные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную

траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность ).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:

Личностные - ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы

образовательной социальные чувства, личностные качества;

Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения,

компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой

области знаний.

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение:

1.Умения организовывать свою деятельность:

определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели,

применять их на практике,

взаимодействовать в группе в достижении общих целей,

оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных

видов деятельности:

обобщенные способы решения учебных задач,

исследовательские, коммуникативные и информационные умения,

умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на

рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в

предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет

демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать

учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для

молодежи.

В своей деятельности мы применяем следующие технологии:



Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и

самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников,

умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы,

принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка

учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной

информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки

учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но

и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности,

обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих

поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный

подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя

следующие этапы:

1.

выявление проблемы исследования;

2.

постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

3.

формулировка гипотез исследования;

4.

определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка

гипотез;

5.

сбор информации;

6.

аналитическая работа,

7.

корректировка поставленных задач и хода исследования,

8.

дальнейший поиск информации,

9.

анализ новых фактов,

10.

обобщение — рассуждение — получение новых данных,

11.

оформление результатов исследования;

12.

обсуждение и транслирование полученных результатов.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят

из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы

образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а

также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять

коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы,

действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов

группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные

умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные

проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному

взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.



Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

1.

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной

ситуации).

2.

Осмысление полученного опыта.

3.

Обобщение (рефлексия).

4.

Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две

проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими

людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с

групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в

процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они

являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют

личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников

коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста,

не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается

«поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения,

справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные

стороны своего характера.

Психологи выделяют и существенные недостатки:

1.

высокая степень утомляемости учащихся;

2.

необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;

3.

не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.



Личностноориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами

обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который

ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть

опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей

обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных

особенностей.

«Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий

деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах

партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в

личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную

творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее

заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой

атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их

собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

1.

стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения

заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

2.

оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его

достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть

жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);

3.

выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые

наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;

4.

способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;

5.

предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску

путей решения этих заданий;

6.

использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие

раскрыть субъектный опыт учащихся;

7.

создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

8.

стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию

учебного материала;

9.

вести индивидуальную работу с каждым ребенком;

10.

помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;

11.

поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные

ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее

рациональные;

12.

учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;

13.

побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и

самостоятельно искать пути их разрешения;

14.

создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять

инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности

для естественного самовыражения ученика.



Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение

имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме

культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных

дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и

культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности

предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого

сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план

такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым,

безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование

учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения,

взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

аналитические,

учебно-информационные,

коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают

действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

умения сопоставлять явления и факты;

умения выделять главное;

умения составлять из отдельных элементов целую картину;

умения формулировать общую проблему;

умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию

окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-

информационные умения:

1.

умение извлекать информацию из различных источников;

2.

умение составлять план;

3.

умение отбирать материал по заданной теме;

4.

умение составлять письменные тезисы;

5.

умение подбирать цитаты;

6.

умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

1.

умение составлять связное устное высказывание;

2.

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

3.

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

4.

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

5.

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

6.

умение использовать различные средства наглядности;

7.

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

8.

умение оформлять научно-исследовательские работы;

9.

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

10.

умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в

котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и

художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи

явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это

позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей

науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей.

Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет

учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на

экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.



В раздел образования