Автор: Александрова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ села Рыбушка"
Населённый пункт: Саратовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметность в обучении на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Метапредметность в обучении
Понятие о метапредметности является на сегодняшний день одним из
ключевых
в
российском
образовании.
Метапредметность
занимает
значительное место в ФГОС
2 поколения и понимается как некий
надучебный предмет, в котором предметные границы предельно размыты, а
один предмет может перетекать в другой в самых неожиданных точках.
Таким образом, внедрение метапредметного подхода в образовательный
процесс
предполагает
преодоление
барьера
между
академическим,
вербальным, дискретным знанием и чувственным, предметным, целостным
восприятием мира, объединение «человека знающего» и «человека
думающего». Приобретение метазнаний как продукта познания интегрирует
образное и теоретическое и предусматривает осуществление процесса
познания как слияние образа и понимания образа, ибо ребёнок познаёт мир
в
его
целостности,
единстве
и
бесконечном
многообразии.
С позиции метапредметного подхода именно исследование становится
неотъемлемой частью познания. Следовательно, наряду с содержанием
учебного
предмета
учащийся
постигает
приёмы
рационального
использования
собственных
способностей
и
ресурсов,
работы
с
информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения в
устной и письменной речи. Таким образом, метазнания позволяют учащимся
выстроить целостную картину мира, в том числе с научной точки зрения,
закладывая
основы
дальнейшего
личностного
развития
школьника.
Метапредметность формирует целостное образное видение мира, помогает
избежать дробления знаний и дидактических дрессировок, позволяет
повысить уровень рефлексии учащегося, изменить мотивы его поведения и
развить эмпатию, способствует становлению информационной и проектной
компетентностей школьника, его личностному росту.
"Реализация метапредметного подхода в преподавании
гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной
школе"
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных
изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в концептуально заложенной в программу развития образовательной программы школы идей
личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего
профессионального мастерства,
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную
траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность ).
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:
Личностные - ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы
образовательной социальные чувства, личностные качества;
Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения,
компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой
области знаний.
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение:
1.Умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели,
применять их на практике,
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных
видов деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач,
исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на
рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в
предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет
демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать
учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для
молодежи.
В своей деятельности мы применяем следующие технологии:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и
самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников,
умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы,
принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка
учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной
информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки
учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но
и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности,
обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих
поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный
подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя
следующие этапы:
1.
выявление проблемы исследования;
2.
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3.
формулировка гипотез исследования;
4.
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка
гипотез;
5.
сбор информации;
6.
аналитическая работа,
7.
корректировка поставленных задач и хода исследования,
8.
дальнейший поиск информации,
9.
анализ новых фактов,
10.
обобщение — рассуждение — получение новых данных,
11.
оформление результатов исследования;
12.
обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят
из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы
образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а
также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять
коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы,
действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов
группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные
умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные
проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному
взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1.
Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной
ситуации).
2.
Осмысление полученного опыта.
3.
Обобщение (рефлексия).
4.
Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две
проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими
людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с
групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в
процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они
являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют
личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников
коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста,
не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается
«поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения,
справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные
стороны своего характера.
Психологи выделяют и существенные недостатки:
1.
высокая степень утомляемости учащихся;
2.
необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;
3.
не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами
обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который
ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть
опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей
обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных
особенностей.
«Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий
деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах
партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в
личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную
творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее
заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.
Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой
атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их
собственной жизнедеятельности.
Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
1.
стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
2.
оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его
достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть
жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);
3.
выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые
наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
4.
способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
5.
предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску
путей решения этих заданий;
6.
использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие
раскрыть субъектный опыт учащихся;
7.
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
8.
стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию
учебного материала;
9.
вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
10.
помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
11.
поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные
ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее
рациональные;
12.
учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
13.
побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и
самостоятельно искать пути их разрешения;
14.
создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности
для естественного самовыражения ученика.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение
имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме
культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных
дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и
культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности
предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого
сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план
такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым,
безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование
учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения,
взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают
действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию
окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-
информационные умения:
1.
умение извлекать информацию из различных источников;
2.
умение составлять план;
3.
умение отбирать материал по заданной теме;
4.
умение составлять письменные тезисы;
5.
умение подбирать цитаты;
6.
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
1.
умение составлять связное устное высказывание;
2.
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
3.
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
4.
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
5.
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
6.
умение использовать различные средства наглядности;
7.
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
8.
умение оформлять научно-исследовательские работы;
9.
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
10.
умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в
котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и
художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи
явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это
позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей
науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей.
Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет
учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на
экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.