Использование информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя
Автор: Калмыкова Елена Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ начальная школа №1 Населённый пункт: Самарская область, с. Хворостянка Наименование материала: Статья Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя Раздел: дошкольное образование
музыкального руководителя
Как много новых технологий
К нам с новым веком в сад пришло.
Забудем, как считали на листочках,
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Учись! Твори
!
О том, что занятия художественно-эстетического цикла должны создавать
условия
для
формирования
и
развития
музыкальной
и
художественной
культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления
музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в детском саду.
На
протяжении
уже
многих
лет
работы
в
ГБОУ
начальная
школа
№1
с.
Хворостянка
в
качестве
музыкального
руководителя
меня
изначально
занимали
вопросы:
как
сделать
свои
занятия
более
эмоциональными,
запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим,
подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с
внутренними побуждениями и желаниями.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том
числе и на занятия
музыки, открывает новые возможности. В этом случае,
педагогам
на
предметах
искусства
необходимо
сделать
информационно-
коммуникационные
технологии (ИКТ)
новым
средством
художественно-
творческого развития.
Применение информационных технологий позволяет:
-
По-новому
использоват ь
на
заня т ия х
музыки
т е к с т о ву ю ,
звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
-
О б о г а щ ат ь
м е т од и ч е с к и е
в о зм ож н о с т и
з а н я т и я
м у з ы к и ,
придать ему современный уровень;
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка;
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- Формировать духовный мир ребенка.
Я с огромным удовольствием применяю ИКТ на своих занятиях. Кроме того,
что занятия – презентации всегда производят на детей очень яркое впечатление
(что немаловажно для формирования устойчивого познавательного интереса),
они ещё позволяют существенно экономить время.
Преимущества компьютера:
-
предъявление
информации
на
экране
компьютера
в
и г р о во й
форме вызывает у детей огромный интерес;
-
н е с ё т
в
с е б е
о б р а з н ы й
т и п
и н ф о р м а ц и и ,
п о н я т н ы й
дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
-
обладает
стимулом
познавательной
активности
детей; -
предоставляет
возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник
приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни.
Применение информационных технологий на занятиях музыки в системе
образования
реально
становится
базой
для
формирования
художественного
вкуса,
развития
творческого
потенциала
ребенка
и
гармонического
развития личности в целом. С помощью компьютера дети могут виртуально
бродить
по
залам
музеев (например,
музею
музыкальных
инструментов),
изучать
творчество
композиторов
и
даже
изучать
нотную
грамоту.
Перед
современным педагогом встаёт задача идти вместе с детьми к пониманию
музыки,
учить
самостоятельно
познавать
музыкальное
искусство
и
вырабатывать потребность общения с музыкой. По моему мнению, современное
занятие
музыки,
это
занятие,
которое
насыщено
новыми
приёмами
педагогической
техники
на
всех
его
этапах. Компьютерные
обучающие
программы
для
музыкального
развития
детей
- прекрасно
решают
многие
психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в
таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий
ребенок - проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся
проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Использование
мультимедиа
презентаций
целесообразно
на
любом
этапе
изучения новой темы и на любом этапе занятия, как с помощью компьютера,
так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Программа
Power
Point
даёт
возможность
использовать
на
занятиях
карты,
рисунки,
портреты
композиторов,
видеофрагменты,
диаграммы.
Презентации
эффективно
используются
на
различных
этапах
занятия,
зрительное
восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать
излагаемый материал. Используя возможности программы Power Point, мной
были разработаны презентации некоторых тем занятий: «Встреча с музыкой»,
«Никто не забыт, ничто не забыто», «В мир музыкальных инструментов»,
« П р о г у л к а
п о
р о д н о м у
с е л у » ,
« З а г а д к и
к о с м о с а » .
Очень нравится моим детям использование ИКТ в музыкальном воспитании,
когда они слушают то
или иное музыкальное произведение с применением
мультимедийной презентации, что приносит им эстетическое удовлетворение и
помогает
понять
содержание.
Новизна
средств
вызывает
удивление
у
дошкольников. Чудеса на экране
в зале, почти как чудеса в сказке. Все это
умножает
силу
воздействия,
как
педагогических
приёмов,
так
и
самого
искусства.
Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие
Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к занятию. Я
широко
использую
информационно–коммуникационные
технологии
в
различных направлениях:
-
д л я
а втомат и з а ц и и
д о кум е н то в (отчёты,
справки,
положения,
программы, планы…);
-
д л я
х р а н е н и я
р а з л и ч н о й
и н ф о р м а ц и и (сценарии
праздников,
программы концертов, каталоги CD и DVD дисков…);
- создание базы данных воспитанников;
- для получения информации через подключение к Интернету, в том числе
тиражирование
педагогического
опыта,
участие
в
дея тельно сти
профессиональных сетевых сообществах, хранение файлов.
Таким образом, реализуя проект «Использование ИКТ в условиях ДОУ» я
могу
с
уверенностью
сказать,
что
компьютер
является
эффективным
техническим
средством,
при
помощи
которого
можно
значительно
разнообразить
воспитание
и
обучение
и
всесторонне
развить
ребенка.
Музыкальный руководитель ГБОУ начальная школа №1 Е.Н.Калмыкова