Автор: Печенкина Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО БГСЮТ
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Объемное моделирование и конструирование из бумаги.
Раздел: дополнительное образование
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА БАРНАУЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Методическая разработка занятия
«Объемное моделирование и
конструирование из бумаги. Елочная игрушка»
Разработала:
Печенкина Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
БАРНАУЛ
2020
Методическое пояснение.
Новый год — всеми любимый и долгожданный праздник. Поэтому
готовиться к нему мы начинаем задолго до торжества. Каждый день
ожидания может стать настоящей сказкой .Один из самых надежных
способов поднять новогоднее настроение — создание елочных игрушек.
Можно сколько угодно говорить об их теплоте, уникальности и
оригинальности и конечно же немало важен развивающий момент для
детей .Поэтому в своей программе я уделила несколько учебных часов для
изготовления новогодних игрушек и разработала учебное занятие по
объемному моделированию и конструированию из бумаги.
Цель занятия:
Создать условия для развития конструкторских способностей изготовления
объёмных ёлочных игрушек с помощью неподвижного соединения деталей.
Задачи:
1.формировать умения изготавливать несложные конструкции изделий с
опорой на рисунок, анализировать, планировать и выполнять
технологические операции с опорой на образец и инструкционную карту;
2.воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формировать
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность
окружающих;
3.развивать художественные и конструкторско-технологические
способности.
Оборудование: образцы изделий, кисточка, клей, цветная бумага, ножницы ,
нитки, ноутбук.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Универсальн
ые учебные
действия
2.Организац
ионный
-Здравствуйте, дорогие ребята!
- Ребята, с каким настроением
вы пришли на занятие?
Покажите мимикой.
Я рада, что у вас хорошее
настроение! Тем более, совсем
скоро наступит самый
долгожданный и волшебный
праздник Новый год!
- Какое главное украшение
нового года?
- Ёлка у нас с вами есть, но чего
не хватает?
- Давайте вспомним историю
Нового года, познакомимся с
традициями и обычаями
празднования Нового года.
- Ребята, а вы любите Новый
год? А чем он вам нравится?
А какие традиции празднования
Нового года вы знаете?
Дети
мимикой
выражают
свое
настроение.
Отвечают на
вопросы
(Елка с
игрушками)
(Игрушек)
Дети
вспоминают
традиции и
обычаи.
Личностные
Формироват
ь умение
выражать
свои эмоции.
Коммуникат
ивные
формировать
умение
строить
речевое
высказывани
е в
соответствии
с
задаваемыми
вопросами.
2.Самоопред
еление к
деятельност
и
Прочитайте пословицу на доске
«Воля и труд дивные всходы
дают»
-Как вы понимаете смысл этой
пословицы? (Ответы детей:
Если есть желание научиться и
хорошо потрудиться, то всё
получится и многому
научишься.
-Посмотрите, всё ли у вас
готово к занятию: цветная
бумага, клей, кисть, карандаш,
клеёнка и др.
-Есть ли у вас желание
потрудиться и научиться
новому?
Дети читают
пословицу,
отвечают на
вопросы.
Личностные:
Оценивание
ситуации,
когда
желание
трудиться
необходимо
при
получении
новых
знаний.
Коммуникат
ивные:
Формирован
ие умения
строить
высказывани
е.
3.Актуализа
ция знаний и
фиксация
затруднений
1.Новый год люди отмечают с
древнейших времен. Раньше
встречали праздник весной.
Праздник посвящался солнцу.
Поэтому наряжали плодовые
деревья огоньками. Со
временем все изменилось, во
многих странах стали встречать
Новый год зимой. В России
праздник стали праздновать с
1700 года после указа царя
Петра 1.
Слайд 1
В этом указе царь Петр I велел
людям ставить на воротах
деревья или ветви сосновые,
еловые и можжевеловые, чтобы
стояло это украшение с 1-го по
7-е января. В знак веселья люди
должны были ходить в гости и
поздравлять друг друга, а на
Красной площади назначены
были огненные потехи, и
велено было пускать ракеты.
Слайд 2
А в богатых домах устраивать
пышные балы.
Слайд 3
2. А знаете ли вы, почему стали
украшать елки? В далекие
времена считалось, что в ветвях
деревьев нашли приют
могущественные духи — как
добрые, так и злые, и чтобы
поладить с ними, добиться их
помощи в жизни, подносились
обильные дары, которые
развешивались на ветках.
Поначалу ее убирали довольно
- Это
ёлочные
игрушки.
- Такие
игрушки
нужны для
украшения
ёлок.
- Они
сделаны из
бумаги.-
Отличается
игрушка №5.
Она плоская,
сделана из
целого листа.
Познаватель
ные
Формирован
ие умения
извлекать
информацию
их
иллюстраци
й, выявлять
сущность и
особенности
объектов
Формирован
ие умения
анализирова
ть
Регулятивны
е
Формирован
ие умения
высказывать
своё
предположе
ние
просто, но это продолжалось
недолго. Постепенно на ветвях
елки появились орехи,
сладости, яблоки, шары, а на
макушке — изображение
солнца, вырезанное из плотной
бумаги или сделанное из
соломы.
3.На Руси елочные игрушки
делали еще из тряпочек,
соломы, льна, цветных
ленточек, колосков, кистей
рябины. Часто изготавливали
кукол, о которых в народе
особое представление.
Тряпичная кукла, обычно
безликая и на вид ничем не
примечательная, была защитой
от болезней, бед и нечисти. Ее
так и называли: берегиня. К
самодельным куклам
относились с аккуратностью и
уважением. Верили, что от них
зависит благополучие, достаток
и даже урожай.
Слайд 4
- Посмотрите на слайд 5.
- Что на них изображено? (На
экране ёлочные игрушки из
бумаги)
- Для чего нам нужны такие
игрушки?
- Из чего сделаны такие
игрушки?
- Рассмотрите игрушки.
- Какая игрушка отличается от
других?
4.Физкульт.
минутка
(подвижная
игра)
- Давайте поиграем в игру. Я
буду называть предметы, а вы,
если, вы думаете, что этим
предметом украшали елку -
захлопаете в ладоши, а если нет
– то затопаете! Хорошо?
Яблоки, мандарины, молоко,
апельсины, валенки, морковь,
утюги, картофель, яйца,
коромысло, орехи, вафли,
стулья, пряники, фигурный
сахар, веник, и леденцы.
- Молодцы, ребята! Это не
случайно. Каждый из них
символизировал нечто важное.
Например, яблоко олицетворяло
обильный урожай, яйцо —
непрерывную жизнь, вафли —
святое благословление. Иногда
яблоки покрывали краской и
блестками, а орехи — сахаром.
Конфеты запаковывали в
цветную бумагу или фольгу.
Кроме этого, к ветвям елки
прикрепляли дольки
цитрусовых, палочки корицы и
цукаты. Все эти вкусности
съедали в новогоднюю ночь, а
обертка оставалась висеть. В
старину наряженной таким
образом елочке приписывали
магическую способность
отгонять нечистую силу. А
украшенные яблоками хвойные
ветви укрепляли над порогом и
у окон, дабы защитить семью от
колдовства и привлечь счастье.
Именно яблоки стали
прообразом стеклянных
шариков…
Дети
выполняют
игровые
задания.
Регулятивны
е
осуществля
ют
пошаговый
контроль
своих
действии ,а
затем
самостоятел
ьно
оценивают
правильност
ь
выполнения.
Познаватель
ные
Формирован
ие умения
извлекать
информацию
их
иллюстраци
й, выявлять
сущность и
особенности
объектов.
Формирован
ие умения
анализирова
н.
5.Постановк
а учебных
-Немного отдохнули и
размялись !Теперь давайте
- Они
сделаны из
Регулятивны
е
задач
посмотри на экран.
- Какую особенность вы
заметили в показанных на
слайде игрушках?
- Как вы думаете, каким
образом можно сделать такие
игрушки?
- Что вы для этого уже умеете
делать?
- А какую трудность вы можете
испытать при изготовлении
игрушки из полос бумаги?
- Как вы думаете, чему будем
учиться сегодня?
- Как называется приём
соединения полосок?
- При помощи чего соединены
полоски?
- Почему игрушка не плоская, а
объёмная?
полосок
цветной
бумаги.
- Полоски
склеены.
- Мы умеем
склеивать.
- Нужно не
только
нарезать
ровные
полоски, но
и правильно
выбрать
длину
каждой
полоски.
- Склеить
полоски надо
так, чтобы
игрушка
стала
объёмной.
- Мы будем
конструиров
ать и
моделироват
ь ёлочные
игрушки из
бумаги.
Формироват
ь умения
прогнозиров
ать
предстоящу
ю работу,
планировать
свою
деятельность
.
6.Построени
е проекта
выхода из
затруднения
-Чтобы работа ладилась, была
плодотворной и увлекательной,
надо уметь договариваться
между собой. Приступаем!
Кто из вас уже догадался, как
сделать из полосок игрушку,
чтобы полоски не распались?
- Как оформить игрушку?
-Дети
делятся на
группы.
-
Рассматрива
ют слайд и
обсуждают в
группах.
Коммуникат
ивные
Формироват
ь умение
слушать и
понимать
других
Формироват
ь умение
-Предлагаю разделиться на
группы.
- Обсудите в группах и
расскажите друг другу, как
сделаны игрушки.
-Кто в группах определил
последовательность своей
работы?
- На что обязательно надо
обратить внимание? В чём
сложность?
-Кто дополнит?
Представьте, как будет
выглядеть ваша игрушка.
- Сколько полосок
использовано в образце?
- Можно ли взять меньше
полосок? А больше?
- С наибольшей или
наименьшей надо начать
работу?
- Как сделать вашу работу
эффективной?
- Придумайте свой вариант
игрушки.
-В помощь вам слайд
6.Внимательно рассмотрите и
составьте план работы.
.
- Нужно
нарезать
полоски
разного
цвета и
разной
длины.
- Лучше,
чтобы длины
полосок
различались
одинаково,
например,
каждая на 4-
5 см больше
предыдущей.
-
Необходимо
оставить
места для
склеивания.
План
1.Нарезать
полоски
разного
цвета и
разной
длины.
2.Начать
склеивания с
наименьшей,
добавляя
полоски
большей
длины.
строить
речевое
высказывани
е в
соответствии
с
поставленны
ми задачами.
Познаватель
ные
Формироват
ь
способность
добывать
новые
знания
путём
наблюдения
за готовыми
образцами,
переработка
информации,
сравнение с
образцом.
Регулятивны
е
1.Формирова
ть умение
прогнозиров
ать
предстоящу
ю работу
2.Формирова
ть умение
высказывать
своё
предположе
ние,
оценивать
учебные
3.Прикрепит
ь нить для
подвешивани
я игрушки на
ёлку
действия
7.Практичес
кая работа
- При работе с какими
инструментами нужно быть
внимательными?
- Как правильно расположить
инструменты на рабочем столе?
Вы работаете в группах,
поэтому распределите работу
так, чтобы у каждого было своё
задание.
-Дети
распределяю
т роли между
участниками,
определяют
цвет и длину
полос,
обговариваю
т модель
игрушки, 3-4
человека
режут
полоски, а
пятый
склеивает,
привязывает
нить.
Коммуникат
ивные
Формироват
ь готовность
к
сотрудничес
тву, умение
договаривать
ся ,работать
в коллективе
8.Закреплени
е
Обобщение.
- Что нового узнали на занятии?
- Чему новому научились?
- Можно ли изменить что-
нибудь в вашей игрушке?
Выставка
работ
Личностные
Формироват
ь мотивацию
к обучению
и
целенаправл
енной
деятельност
и
9.Рефлексия
-Давайте рассмотрим и обсудим
выполненные изделия по
качеству, оригинальности,
самостоятельности выполнения.
- Оцените работу друг друга в
группе.
- Что вам хочется сделать с
вашей игрушкой?
Ребята
описывают
свои работы
и
комментиру
ют работы
других ребят
Личностные
Формироват
ь умения
рассказывать
о своих
работах,
описывать
испытанные
на уроке
-Какую цель мы ставили в
начале урока?
- Удалось ли нам добиться
своей цели? Каким способом?
- Помогла ли нам на уроке
пословица «Воля и труд дивные
всходы дают»?
- Какие дивные всходы у нас
получились?
- Вы молодцы ребята! Спасибо
за занятие!!!
чувства,
оценивать
работы.