Напоминание

"Функционально - ролевая модель воспитательной системы детского фольклорного ансамбля в общеобразовательной школе"


Автор: Титова Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №44 имени С.Ф.Бароненко»
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Функционально - ролевая модель воспитательной системы детского фольклорного ансамбля в общеобразовательной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Функционально - ролевая модель воспитательной системы

детского фольклорного ансамбля в общеобразовательной школе

Л.В.Титова, учитель музыки

МОУ «СОШ №44 имени С.Ф.Бароненко»

город Копейск, Челябинская область

Аннотация

В статье обобщён практический опыт автора и освещены следующие вопросы в

области

методики

организации

воспитательной

работы

с

детским

фольклорным

ансамблем в системе школьной внеурочной деятельности:

воспитательная

система

школьного

фольклорного

ансамбля

как

социально-

педагогическое явление;

элементы функционально-деятельностного компонента воспитательной системы;

процесс организации совместной деятельности и общения детей и взрослых в школьном

фольклорном ансамбле;

системообразующий

вид

совместной

деятельности

участников

коллектива

и

его

направления;

формы и методы организации совместной деятельности и общения в коллективе;

функции воспитательной системы и основные роли участников воспитательного процесса

в коллективе;

уровни

организационной

структуры

самоуправления

жизнедеятельностью

детского

творческого коллектива.

Ключевые слова

Фольклорный

ансамбль,

музыкальный

спектакль,

воспитательная

система,

организация, методы, функции, роли

Фольклорный

ансамбль

это

организованный

коллектив

певцов,

владеющий

необходимыми

вокально-техническими

и

художественно-выразительными

навыками.

Занятия в фольклорном ансамбле воспитывают у подрастающего поколения уважение и

любовь к народной песне, развивают творческие способности участников, формируют их

художественный вкус.

Русский песенный фольклор хранит многовековой запас знаний о культуре и быте

народа, содержит богатейший воспитательный материал, который успешно используется

в

нравственно-эстетическом

воспитании

обучающихся

на

внеурочных

музыкальных

занятиях.

Воспитательная

система

школьного

фольклорного

ансамбля

это

сложное

социально-педагогическое явление, основными компонентами воспитательной системы

которого являются:

1. Индивидуально-групповой;

2. Ценностно-ориентационный;

3. Функционально-деятельностный;

4. Пространственно-временной;

5. Диагностико-аналитический.

Остановимся

подробнее

на

функционально-деятельностном

компоненте.

Он

состоит из следующих элементов:

системообразующие виды и направления совместной деятельности и общения членов

фольклорного ансамбля;

формы

и

методы

организации

совместной

деятельности

и

общения

членов

фольклорного ансамбля;

основные функции и роли воспитательной системы фольклорного ансамбля;

2

педагогическое обеспечение жизнедеятельности участников фольклорного ансамбля;

самоуправление жизнедеятельностью детского фольклорного ансамбля.

Организация совместной деятельности и общения детей и взрослых в фольклорном

ансамбле осуществляется в процессе:

внеклассной работы, включающей занятия в ансамбле и участие в традиционных

общешкольных мероприятиях;

внешкольной работы, включающей посещение выставок, музеев, театров и участие в

районных и городских конкурсах и смотрах.

Занятия

ансамбля

дают

возможность

участвовать

в

постановках

музыкальных

спектаклей

и

тематических

концертах,

готовиться

к

индивидуальным

сольным

выступлениям.

Системообразующим видом совместной деятельности участников фольклорного

ансамбля является игровая творческая деятельность вокально-хоровой направленности:

Игровая творческая деятельность вокально-хоровой направленности

Вокально-хоровая деятельность

Игровая творческая деятельность

Занятия народным

песенным творчеством

Музыкальные

спектакли

Тематические

концерты

Направлениями системообразущего вида совместной деятельности являются:

развитие вокально-хоровых навыков пения в народной манере, близкой к разговорной

речи;

формирование открытого лёгкого звонкого певческого звука без резкости, зажатости и

форсирования;

пение в унисон, единая манера звукоизвлечения;

постепенное расширение певческого диапазона;

умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания;

формирование чувства «пульсации» в музыке для пения без дирижёра;

развитие

певческого

дыхания,

формирование

вокальной

артикуляции,

дикции,

стремление

к

свободе

исполнения,

естественности

пения,

осмысленному,

выразительному пению;

развитие музыкального слуха;

накопление музыкально-слуховых представлений;

развитие музыкальной памяти и мышления;

приобщение

к

народной

культуре

посредством

изучения

календарно-обрядовых

праздников и традиций русского народа.

Совместная

деятельность

и

общение

членов

фольклорного

ансамбля

осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы их

организации

в

разнообразном

их

сочетании.

Для

того

чтобы

осуществляемая

деятельность носила целенаправленный и системный характер, используются «крупные

дозы» воспитания, которыми являются музыкальные спектакли и тематические концерты.

Музыкальный спектакль – это «ключевое» дело, важное и значимое событие

детского фольклорного ансамбля, которое готовится ежегодно и объединяет в процессе

подготовки весь коллектив детей, педагогов и родителей.

Музыкальный спектакль в фольклорном ансамбле – это постановка обрядового

действа, традиционного народного ритуала. Он представляет собой определённое событие

на

жизненном

пути

ребёнка,

сплав

различных

элементов

культуры:

норм

и

правил

этикета, приёмов и форм музыкального творчества.

В

музыкальных

спектаклях

используется

различный

в

жанровом

отношении

фольклорный

материал.

Базовым

компонентом

в

разыгрывании

обрядового

действия

являются

календарные

песни

один

из

древнейших

видов

народного

творчества,

3

отражающих наиболее яркие моменты традиционной крестьянской жизни в периоды

главных

календарных

праздников.

В

наших

условиях

это

масленица,

святочное

колядование, свадебный обряд, Пасха, Троица и другие.

Разучивание

и

разыгрывание

календарных

песен

и

обрядов

участниками

коллектива

является

школой

освоения

традиций,

обычаев,

приобщает

детей

к

национальной родной культуре. Детская память интенсивно впитывает художественно-

ценные

образы

всевозможных

песенно-игровых

жанров.

Происходит

постепенное

усвоение

и

накопление

обширного

фольклорного

материала,

традиционных

приёмов

исполнения.

В

ходе

подготовки

музыкального

спектакля

ребёнок

не

только

узнаёт

и

запоминает

материал,

но

и

проживает

его.

Любой

участник

соавтор

творческого

процесса.

Это

формирует

его

творческую

индивидуальность,

помогает

ему

через

традиционные фольклорные формы найти способы самовыражения. В принципы работы

входит

взаимозаменяемость

исполнителей

ролей,

каждому

даётся

возможность

везде

попробовать себя, выучивать и исполнять те произведения, которые в данный момент

находят наибольший отклик в его душе.

Одновременно

с

подготовкой

музыкальных

спектаклей

фольклорный ансамбль

готовит

тематические

концерты.

Это

дает

возможность

сохранять

равновесие

между

необходимой концертной ориентацией коллектива, с одной стороны, и познавательно-

воспитательной работой – с другой.

Концертные

выступления

делают

воспитанников

детского

фольклорного

коллектива

постоянными

участниками многих

традиционных школьных

мероприятий

(праздников, фестивалей, концертов):

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

1.

«День знаний»

сентябрь

2.

«День Учителя»

октябрь

3.

Новогодние праздники

декабрь

январь

4.

Праздник защитника Отечества

февраль

5.

Праздник «Мама, бабушка и я»

март

6.

Конкурс детского самодеятельного творчества фольклорных

коллективов

апрель

7.

Праздник Победы в Великой Отечественной войне

май

8.

Отчётные концерты для родителей

май

Концертная деятельность увлекает и заинтересовывает детей. В основе репертуара

школьного ансамбля лежат фольклорные образцы различных жанров, скомпонованные по

тематическому

признаку:

лирические,

военные,

хороводные,

плясовые,

шуточные,

исторические. За кажущейся простотой и общедоступностью концертных выступлений

стоит глубокое осмысление музыкального материала детьми.

Успешному решению задач совместной деятельности и общения членов коллектива

способствует

применение

разнообразных

методов.

Методы

организации

совместной

деятельности можно объединить в следующие группы:

Первая

группа

методы

формирования

эстетического

сознания,

восприятия,

оценок, вкусов, чувств, интересов с целью эмоционального воздействия на ребенка, с

опорой на его эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию (слушание, живое

сказывание песни, разбор фольклорного произведения, беседа).

Вторая группа – методы, направленные на приобщение детей к художественно-

эстетической

деятельности,

на

развитие

их

умений

и

навыков

художественно

4

воспроизводить

окружающее,

осваивать

элементарные

средства

художественной

выразительности

с

целью

научить

детей

вглядываться,

вслушиваться

и

активно

действовать (упражнение, тренировка, наглядные, практические и словесные методы и

приёмы, разыгрывание песни и воплощение её на уровне пения, показ и игра на народных

музыкальных инструментах).

Третья

группа

методы,

направленные

на

развитие

эстетических

и

художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных

действий детей с целью поиска новых средств, вариантов, комбинаций в художественно-

эстетической деятельности (создание поисковых «проблемных» ситуаций, нахождение

способа решения намеченного задания или собственного замысла, воплощение народной

песни на уровне народной хореографии и музыкально-ритмических действий, освоение

элементов народного театра, постановка обрядовых действий, импровизация).

Основными функциями воспитательной системы

фольклорного ансамбля являются:

образовательная, направленная на формирование у детей эстетических, нравственных

и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире;

воспитательная,

содействующая

нравственному

становлению

школьника

через

восприятие народно-песенных образов родного фольклора;

компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития

творческих способностей детей (песенная и актерско-игровая импровизация в рамках

определенного

традиционного

певческого

народного

стиля)

и

самореализацию

творческих способностей детей в таких сферах, как вокально-хоровая и творческая

игровая деятельность.

Основные роли воспитательной системы фольклорного ансамбля:

«пропагандист», формирующий и распространяющий художественные и культурные

идеи

русского

народного

творчества

с

целью

сохранения

и

продолжения

отечественных традиций;

«организатор»,

систематизирующий

всю

совместную

деятельность

и

общение

субъектов данного воспитательного сообщества.

Успешность

реализации данных

функций и ролей

зависит

от педагогического

обеспечения жизнедеятельности ансамбля, и прежде всего от деятельности руководителя

фольклорного ансамбля, классного руководителя и родителей детей как равноправных

участников коллектива.

Участники

воспитательного

процесса

фольклорного

ансамбля:

руководитель

коллектива, классный руководитель, родители обучающихся.

Роли участников воспитательного процесса:

Управленческие роли

Педагогические роли

1. Руководитель кружка

«организатор»,

организующий

совместную

деятельность

и

общение

участников

ансамбля

и

создающий

материально-бытовые

условия,

необходимые

для

жизнедеятельности

коллектива;

«плановик», планирующий концертную и

музыкальную

деятельность

коллектива,

составляющий

календарно-тематическое

планирование, формирующий репертуар;

«контролёр»,

контролирующий

качество

исполнения фольклорных произведений

«носитель культуры», ориентирующий

участников

ансамбля

на

изучение

фольклора родного края, помогающий

освоить

культурные

ценности,

проводящий экскурсии, походы в театр,

музеи, выставки;

«старший товарищ», обеспечивающий

сплоченность коллектива, заботящийся

о нуждах участников коллектива

5

2. Классный руководитель

«контролёр»,

контролирующий

посещаемость

фольклорного

ансамбля

членами классного сообщества

«проводник

по

стране

знаний»,

дающий

информацию

о

народном

творчестве

родного

края,

проводящий

воспитательные

мероприятия

познавательного характера;

«нравственный

наставник»,

обучающий

этике,

этикету,

нравственным

и

социальным

нормам

поведения,

способствующий

созданию

нормальных

условий

обучения

в

фольклорном ансамбле;

«социальный

педагог»,

защищающий

права

ребенка,

формирующий

навыки

социальной

жизни,

проводящий

мероприятия во внеурочное время

3. Родители детей

«контролёры», осуществляющие контроль

за

готовностью

ребенка

к

посещению

ансамбля и совместной деятельности

«помощники»,

помогающие

организационно

и

материально

жизнедеятельности

фольклорного

ансамбля

(выездные

мероприятия,

концерты, посещение театров и музеев,

изготовление

концертных

костюмов,

приобретение

детских

музыкальных

инструментов)

В

организационной

структуре

самоуправления

жизнедеятельностью

детского

фольклорного ансамбля мы выделяем три уровня:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Руководитель

фольклорного ансамбля

Классный

руководитель

Родительский

комитет

участников

детского

фольклорного

ансамбля

Актив участников

детского фольклорного

ансамбля

От

правильной

организации

воспитательного

процесса

и

педагогического

обеспечения жизнедеятельности коллектива зависит успешность развития и реализации

творческих способностей участников детского фольклорного ансамбля.

Список литературы

1. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. - М.: Музыка, 1977 2. Попов

С.

Организационные

и

методические

основы

работы

самодеятельного

хора:

Москва,

Музгиз, 1961

3. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: Методическое пособие. -

М.: Музыка, 1981

4.

Шамина

Л.,

Браз

С.,

Медведева

М.,

Куприянова

Л.

Специфика

учебно

-

воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. - Метод. Пособие: М.:

ВНМЦ НТ и КПР, 1984

5. Сухомлинский В. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981



В раздел образования