Автор: Титова Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №44 имени С.Ф.Бароненко»
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Функционально - ролевая модель воспитательной системы детского фольклорного ансамбля в общеобразовательной школе"
Раздел: среднее образование
1
Функционально - ролевая модель воспитательной системы
детского фольклорного ансамбля в общеобразовательной школе
Л.В.Титова, учитель музыки
МОУ «СОШ №44 имени С.Ф.Бароненко»
город Копейск, Челябинская область
Аннотация
В статье обобщён практический опыт автора и освещены следующие вопросы в
области
методики
организации
воспитательной
работы
с
детским
фольклорным
ансамблем в системе школьной внеурочной деятельности:
воспитательная
система
школьного
фольклорного
ансамбля
как
социально-
педагогическое явление;
элементы функционально-деятельностного компонента воспитательной системы;
процесс организации совместной деятельности и общения детей и взрослых в школьном
фольклорном ансамбле;
системообразующий
вид
совместной
деятельности
участников
коллектива
и
его
направления;
формы и методы организации совместной деятельности и общения в коллективе;
функции воспитательной системы и основные роли участников воспитательного процесса
в коллективе;
уровни
организационной
структуры
самоуправления
жизнедеятельностью
детского
творческого коллектива.
Ключевые слова
Фольклорный
ансамбль,
музыкальный
спектакль,
воспитательная
система,
организация, методы, функции, роли
Фольклорный
ансамбль
–
это
организованный
коллектив
певцов,
владеющий
необходимыми
вокально-техническими
и
художественно-выразительными
навыками.
Занятия в фольклорном ансамбле воспитывают у подрастающего поколения уважение и
любовь к народной песне, развивают творческие способности участников, формируют их
художественный вкус.
Русский песенный фольклор хранит многовековой запас знаний о культуре и быте
народа, содержит богатейший воспитательный материал, который успешно используется
в
нравственно-эстетическом
воспитании
обучающихся
на
внеурочных
музыкальных
занятиях.
Воспитательная
система
школьного
фольклорного
ансамбля
–
это
сложное
социально-педагогическое явление, основными компонентами воспитательной системы
которого являются:
1. Индивидуально-групповой;
2. Ценностно-ориентационный;
3. Функционально-деятельностный;
4. Пространственно-временной;
5. Диагностико-аналитический.
Остановимся
подробнее
на
функционально-деятельностном
компоненте.
Он
состоит из следующих элементов:
системообразующие виды и направления совместной деятельности и общения членов
фольклорного ансамбля;
формы
и
методы
организации
совместной
деятельности
и
общения
членов
фольклорного ансамбля;
основные функции и роли воспитательной системы фольклорного ансамбля;
2
педагогическое обеспечение жизнедеятельности участников фольклорного ансамбля;
самоуправление жизнедеятельностью детского фольклорного ансамбля.
Организация совместной деятельности и общения детей и взрослых в фольклорном
ансамбле осуществляется в процессе:
внеклассной работы, включающей занятия в ансамбле и участие в традиционных
общешкольных мероприятиях;
внешкольной работы, включающей посещение выставок, музеев, театров и участие в
районных и городских конкурсах и смотрах.
Занятия
ансамбля
дают
возможность
участвовать
в
постановках
музыкальных
спектаклей
и
тематических
концертах,
готовиться
к
индивидуальным
сольным
выступлениям.
Системообразующим видом совместной деятельности участников фольклорного
ансамбля является игровая творческая деятельность вокально-хоровой направленности:
Игровая творческая деятельность вокально-хоровой направленности
Вокально-хоровая деятельность
Игровая творческая деятельность
Занятия народным
песенным творчеством
Музыкальные
спектакли
Тематические
концерты
Направлениями системообразущего вида совместной деятельности являются:
развитие вокально-хоровых навыков пения в народной манере, близкой к разговорной
речи;
формирование открытого лёгкого звонкого певческого звука без резкости, зажатости и
форсирования;
пение в унисон, единая манера звукоизвлечения;
постепенное расширение певческого диапазона;
умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания;
формирование чувства «пульсации» в музыке для пения без дирижёра;
развитие
певческого
дыхания,
формирование
вокальной
артикуляции,
дикции,
стремление
к
свободе
исполнения,
естественности
пения,
осмысленному,
выразительному пению;
развитие музыкального слуха;
накопление музыкально-слуховых представлений;
развитие музыкальной памяти и мышления;
приобщение
к
народной
культуре
посредством
изучения
календарно-обрядовых
праздников и традиций русского народа.
Совместная
деятельность
и
общение
членов
фольклорного
ансамбля
осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы их
организации
в
разнообразном
их
сочетании.
Для
того
чтобы
осуществляемая
деятельность носила целенаправленный и системный характер, используются «крупные
дозы» воспитания, которыми являются музыкальные спектакли и тематические концерты.
Музыкальный спектакль – это «ключевое» дело, важное и значимое событие
детского фольклорного ансамбля, которое готовится ежегодно и объединяет в процессе
подготовки весь коллектив детей, педагогов и родителей.
Музыкальный спектакль в фольклорном ансамбле – это постановка обрядового
действа, традиционного народного ритуала. Он представляет собой определённое событие
на
жизненном
пути
ребёнка,
сплав
различных
элементов
культуры:
норм
и
правил
этикета, приёмов и форм музыкального творчества.
В
музыкальных
спектаклях
используется
различный
в
жанровом
отношении
фольклорный
материал.
Базовым
компонентом
в
разыгрывании
обрядового
действия
являются
календарные
песни
–
один
из
древнейших
видов
народного
творчества,
3
отражающих наиболее яркие моменты традиционной крестьянской жизни в периоды
главных
календарных
праздников.
В
наших
условиях
это
масленица,
святочное
колядование, свадебный обряд, Пасха, Троица и другие.
Разучивание
и
разыгрывание
календарных
песен
и
обрядов
участниками
коллектива
является
школой
освоения
традиций,
обычаев,
приобщает
детей
к
национальной родной культуре. Детская память интенсивно впитывает художественно-
ценные
образы
всевозможных
песенно-игровых
жанров.
Происходит
постепенное
усвоение
и
накопление
обширного
фольклорного
материала,
традиционных
приёмов
исполнения.
В
ходе
подготовки
музыкального
спектакля
ребёнок
не
только
узнаёт
и
запоминает
материал,
но
и
проживает
его.
Любой
участник
–
соавтор
творческого
процесса.
Это
формирует
его
творческую
индивидуальность,
помогает
ему
через
традиционные фольклорные формы найти способы самовыражения. В принципы работы
входит
взаимозаменяемость
исполнителей
ролей,
каждому
даётся
возможность
везде
попробовать себя, выучивать и исполнять те произведения, которые в данный момент
находят наибольший отклик в его душе.
Одновременно
с
подготовкой
музыкальных
спектаклей
фольклорный ансамбль
готовит
тематические
концерты.
Это
дает
возможность
сохранять
равновесие
между
необходимой концертной ориентацией коллектива, с одной стороны, и познавательно-
воспитательной работой – с другой.
Концертные
выступления
делают
воспитанников
детского
фольклорного
коллектива
постоянными
участниками многих
традиционных школьных
мероприятий
(праздников, фестивалей, концертов):
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки
проведения
1.
«День знаний»
сентябрь
2.
«День Учителя»
октябрь
3.
Новогодние праздники
декабрь
январь
4.
Праздник защитника Отечества
февраль
5.
Праздник «Мама, бабушка и я»
март
6.
Конкурс детского самодеятельного творчества фольклорных
коллективов
апрель
7.
Праздник Победы в Великой Отечественной войне
май
8.
Отчётные концерты для родителей
май
Концертная деятельность увлекает и заинтересовывает детей. В основе репертуара
школьного ансамбля лежат фольклорные образцы различных жанров, скомпонованные по
тематическому
признаку:
лирические,
военные,
хороводные,
плясовые,
шуточные,
исторические. За кажущейся простотой и общедоступностью концертных выступлений
стоит глубокое осмысление музыкального материала детьми.
Успешному решению задач совместной деятельности и общения членов коллектива
способствует
применение
разнообразных
методов.
Методы
организации
совместной
деятельности можно объединить в следующие группы:
Первая
группа
–
методы
формирования
эстетического
сознания,
восприятия,
оценок, вкусов, чувств, интересов с целью эмоционального воздействия на ребенка, с
опорой на его эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию (слушание, живое
сказывание песни, разбор фольклорного произведения, беседа).
Вторая группа – методы, направленные на приобщение детей к художественно-
эстетической
деятельности,
на
развитие
их
умений
и
навыков
художественно
4
воспроизводить
окружающее,
осваивать
элементарные
средства
художественной
выразительности
с
целью
научить
детей
вглядываться,
вслушиваться
и
активно
действовать (упражнение, тренировка, наглядные, практические и словесные методы и
приёмы, разыгрывание песни и воплощение её на уровне пения, показ и игра на народных
музыкальных инструментах).
Третья
группа
–
методы,
направленные
на
развитие
эстетических
и
художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных
действий детей с целью поиска новых средств, вариантов, комбинаций в художественно-
эстетической деятельности (создание поисковых «проблемных» ситуаций, нахождение
способа решения намеченного задания или собственного замысла, воплощение народной
песни на уровне народной хореографии и музыкально-ритмических действий, освоение
элементов народного театра, постановка обрядовых действий, импровизация).
Основными функциями воспитательной системы
фольклорного ансамбля являются:
образовательная, направленная на формирование у детей эстетических, нравственных
и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире;
воспитательная,
содействующая
нравственному
становлению
школьника
через
восприятие народно-песенных образов родного фольклора;
компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития
творческих способностей детей (песенная и актерско-игровая импровизация в рамках
определенного
традиционного
певческого
народного
стиля)
и
самореализацию
творческих способностей детей в таких сферах, как вокально-хоровая и творческая
игровая деятельность.
Основные роли воспитательной системы фольклорного ансамбля:
«пропагандист», формирующий и распространяющий художественные и культурные
идеи
русского
народного
творчества
с
целью
сохранения
и
продолжения
отечественных традиций;
«организатор»,
систематизирующий
всю
совместную
деятельность
и
общение
субъектов данного воспитательного сообщества.
Успешность
реализации данных
функций и ролей
зависит
от педагогического
обеспечения жизнедеятельности ансамбля, и прежде всего от деятельности руководителя
фольклорного ансамбля, классного руководителя и родителей детей как равноправных
участников коллектива.
Участники
воспитательного
процесса
фольклорного
ансамбля:
руководитель
коллектива, классный руководитель, родители обучающихся.
Роли участников воспитательного процесса:
Управленческие роли
Педагогические роли
1. Руководитель кружка
«организатор»,
организующий
совместную
деятельность
и
общение
участников
ансамбля
и
создающий
материально-бытовые
условия,
необходимые
для
жизнедеятельности
коллектива;
«плановик», планирующий концертную и
музыкальную
деятельность
коллектива,
составляющий
календарно-тематическое
планирование, формирующий репертуар;
«контролёр»,
контролирующий
качество
исполнения фольклорных произведений
«носитель культуры», ориентирующий
участников
ансамбля
на
изучение
фольклора родного края, помогающий
освоить
культурные
ценности,
проводящий экскурсии, походы в театр,
музеи, выставки;
«старший товарищ», обеспечивающий
сплоченность коллектива, заботящийся
о нуждах участников коллектива
5
2. Классный руководитель
«контролёр»,
контролирующий
посещаемость
фольклорного
ансамбля
членами классного сообщества
«проводник
по
стране
знаний»,
дающий
информацию
о
народном
творчестве
родного
края,
проводящий
воспитательные
мероприятия
познавательного характера;
«нравственный
наставник»,
обучающий
этике,
этикету,
нравственным
и
социальным
нормам
поведения,
способствующий
созданию
нормальных
условий
обучения
в
фольклорном ансамбле;
«социальный
педагог»,
защищающий
права
ребенка,
формирующий
навыки
социальной
жизни,
проводящий
мероприятия во внеурочное время
3. Родители детей
«контролёры», осуществляющие контроль
за
готовностью
ребенка
к
посещению
ансамбля и совместной деятельности
«помощники»,
помогающие
организационно
и
материально
жизнедеятельности
фольклорного
ансамбля
(выездные
мероприятия,
концерты, посещение театров и музеев,
изготовление
концертных
костюмов,
приобретение
детских
музыкальных
инструментов)
В
организационной
структуре
самоуправления
жизнедеятельностью
детского
фольклорного ансамбля мы выделяем три уровня:
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Руководитель
фольклорного ансамбля
Классный
руководитель
Родительский
комитет
участников
детского
фольклорного
ансамбля
Актив участников
детского фольклорного
ансамбля
От
правильной
организации
воспитательного
процесса
и
педагогического
обеспечения жизнедеятельности коллектива зависит успешность развития и реализации
творческих способностей участников детского фольклорного ансамбля.
Список литературы
1. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. - М.: Музыка, 1977 2. Попов
С.
Организационные
и
методические
основы
работы
самодеятельного
хора:
Москва,
Музгиз, 1961
3. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: Методическое пособие. -
М.: Музыка, 1981
4.
Шамина
Л.,
Браз
С.,
Медведева
М.,
Куприянова
Л.
Специфика
учебно
-
воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. - Метод. Пособие: М.:
ВНМЦ НТ и КПР, 1984
5. Сухомлинский В. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981