Автор: Ширшова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №395
Населённый пункт: г Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Выступление нарайонном методическом объединении воспитателей
ДОО Советского района г. Нижнего Новгорода, 19.02.2020
Мини-музеи в образовательном пространстве
группы ДОО
Скажите пожалуйста, вы любите ходить в музей? А как часто вы туда
ходите? А интересен ли музей дошкольникам?
Да, дети тоже очень любят ходить в музей. Для них посещение музея – это
праздник, знакомство с чем-то необычным.
Музейная педагогика – известное направление в современной педагогике.
Оно существует уже давно, но только последние 10 лет получило бурное
развитие- создаются музейные программы, разрабатываются методические
рекомендации(М.Ю.Коваль, О.В.Дыбина, А.Н.Морозова)
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные
экспозиции по всем правилам музейного дела. Поэтому и называются эти
экспозиции мини-музеями. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для
которых они предназначены; размеры экспозиции и чётко определённую
тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь
дошкольников в различные виды деятельности и общение, воздействовать на
их эмоциональную сферу.
Музейная педагогика играет немаловажную роль в формировании системы
ценностей ребёнка, в его приобщении к культурным, народным, героико-
историческим
истокам;
способствует
воспитанию
толерантности,
познавательному, творческому развитию.
Дети лучше понимают то, что видят, слушают и делают. В настоящих музеях
ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. В
обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор,
экспериментатор, творец. Причём не только он сам, но и его папа, мама,
бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в
системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать
следующие принципы:
Наглядность
Доступность
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное
значение для детей; вызывать в детях любознательность)
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями в
соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном
этапе.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на
уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и
впечатлений
в
продуктах
собственного
творчества,
в
продуктивной
деятельности (рисовании, лепке, рассказывании).
Подвижность
структуры
занятий
–
экскурсий
(чёткий
сценарий,
но
возможность импровизации).
Цель музейной педагогики
– создание условий для развития личности
ребёнка путём включения его в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
o
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
o
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
o
Обогащение предметно – развивающей среды.
o
Формирование у дошкольников представления о музее.
«Мини-музей» - это не просто выставка старины и прошлого , но и
действующее звено непрерывной образовательной деятельности.
Формы работы в мини-музее:
Беседы
Рассказы
Дидактические игры
Загадки
Викторины
Просмотр презентаций, мультфильмов, фильмов, клипов
Экскурсии
Самостоятельное рассматривание экспонатов
Самостоятельная продуктивная и игровая деятельность детей
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея – они
участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты,
семейные реликвии, фотографии. Старшие дошкольники могут выступать в
роли экскурсоводов для своих одногруппников и детей из других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание
– осмысление – закрепление – применение .
Накануне 1 сентября у нас в группе появился музей «Пиши – Читай»,
посвящённый школьным принадлежностям и их истории. Выпускники
детского сада, родители принесли школьные прописи, старые азбуки и
буквари, чернильницы, перья. Общими усилиями появилась коллекция ручек.
В ходе организованной образовательной деятельности дети попробовали
порисовать, пописать перьями и чернилами; сами придумывали загадки о
школьных принадлежностях.
Музей «В царстве Нептуна» - результат инициативы самих детей. Девочка
принесла необычную ракушку и ребятам захотелось узнать, как называется
она, кто в ней живёт, какие ещё бывают ракушки, и где они встречаются,…
Один папа принёс определитель ракушек и дети уже самостоятельно искали
их названия.
Постепенно наш музей пополнился и морской водой, галькой, сувенирами,
привезёнными из поездок на юг, фотографиями. Появился фотоальбом «Мы
на море». Рассматривая фотографии, дети делились своими впечатлениями,
переживаниями. Мини-музей получился настолько интересным, что у
дошкольников появилось желание показать его детям из других групп. Так в
нашей группе появились экскурсии для детей из других групп.
В рамках проекта «Хлеб всему голова» возник музей хлеба с различным
демонстрационным материалом, стихами, пословицами, дидактическими
играми, коллекцией злаков, поделками из солёного теста.
Дети очень долго не могут находиться в музее, поэтому информацию
дробила на несколько экскурсий: «Что такое хлеб», «Почему хлеб всему
голова», «Как хлеб пришёл на стол» и др.
Детям захотелось узнать, как прорастает зёрнышко, как появляется колосок.
Совместно с воспитанниками провели эксперимент – проращивание зерна
ржи. В нашем городе есть необычный музей «Живого хлеба». С ребятами мы
смогли попасть туда на мастер-класс. Дошкольникисами мололи муку из
зёрен ржи в жерновах, месили тесто и пекли колобки.
Итогом проекта стала викторина «Путешествие зёрнышка». Победители
получили грамоты и сладкие призы – городецкие пряники.
Основное направление моей работы – это воспитание патриотических чувств
через ознакомление с народной русской культурой, приобщение к народным
традициями обычаям.
В рамках этой темы в группе было создано несколько выставок, музеев:
«Игрушки их бабушкиного сундука – народная тряпичная кукла
«Колокольчики и народные музыкальные русские инструменты»
«Мамины безделушки» - знакомство с различными украшениями,
материалами из которых они сделаны, головными русскими уборами
Музей ремёсел – знакомство с гончарным ремеслом, вышивкой и
плетением, изготовлением обуви на Руси.
Экспонаты в музее так расположены, что дети имеют свободный доступ к
ним; возможность рассмотреть их, подержать в руках, изучить объект,
отметить структуру его поверхности, цвет.
В наших мини-музеях почти нет крупногабаритных экспонатов. Мы нашли
выход – это макеты. Макеты у нас разнообразные - это и изба с внутренним
убранством, печка, мельница, пшеничное поле, морское дно, стог, сноп,
крестьянское подворьедр. Они дают возможность дошкольникам рассмотреть
предмет со всех сторон.
Очень часто можно видеть превращение мини-музея в элемент дизайна
группы. Происходит это потому, что дети не имеют возможности там
действовать – играть, творить, экспериментировать.
Чтоб этого не произошло, мы выделили место для самостоятельной
деятельности воспитанников. У нас в музее есть волшебная корзинка, где
лежат лоскутки, матрёшки, деревянные заготовки, нитки, макеты и др. Здесь
дети по собственному желанию играют, делают «старинные» игрушки,
рисуют, лепят, дополняя музей собственными экспонатами.
Одним из итогов работы по созданию мини-музея по ознакомлению с
народными традициями, стало создание комплекса дидактических игры
«Волшебный сундучок». В районном конкурсе «Лучшее дидактическое
пособие» эти игры заняли 1 место.
Для наших детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно,
когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.