Напоминание

Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО


Автор: Ширшова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №395
Населённый пункт: г Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление нарайонном методическом объединении воспитателей

ДОО Советского района г. Нижнего Новгорода, 19.02.2020

Мини-музеи в образовательном пространстве

группы ДОО

Скажите пожалуйста, вы любите ходить в музей? А как часто вы туда

ходите? А интересен ли музей дошкольникам?

Да, дети тоже очень любят ходить в музей. Для них посещение музея – это

праздник, знакомство с чем-то необычным.

Музейная педагогика – известное направление в современной педагогике.

Оно существует уже давно, но только последние 10 лет получило бурное

развитие- создаются музейные программы, разрабатываются методические

рекомендации(М.Ю.Коваль, О.В.Дыбина, А.Н.Морозова)

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные

экспозиции по всем правилам музейного дела. Поэтому и называются эти

экспозиции мини-музеями. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для

которых они предназначены; размеры экспозиции и чётко определённую

тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь

дошкольников в различные виды деятельности и общение, воздействовать на

их эмоциональную сферу.

Музейная педагогика играет немаловажную роль в формировании системы

ценностей ребёнка, в его приобщении к культурным, народным, героико-

историческим

истокам;

способствует

воспитанию

толерантности,

познавательному, творческому развитию.

Дети лучше понимают то, что видят, слушают и делают. В настоящих музеях

ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. В

обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор,

экспериментатор, творец. Причём не только он сам, но и его папа, мама,

бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной

работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в

системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать

следующие принципы:

Наглядность

Доступность

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное

значение для детей; вызывать в детях любознательность)

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями в

соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном

этапе.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на

уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и

впечатлений

в

продуктах

собственного

творчества,

в

продуктивной

деятельности (рисовании, лепке, рассказывании).

Подвижность

структуры

занятий

экскурсий

(чёткий

сценарий,

но

возможность импровизации).

Цель музейной педагогики

– создание условий для развития личности

ребёнка путём включения его в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики :

o

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

o

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

o

Обогащение предметно – развивающей среды.

o

Формирование у дошкольников представления о музее.

«Мини-музей» - это не просто выставка старины и прошлого , но и

действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Формы работы в мини-музее:

Беседы

Рассказы

Дидактические игры

Загадки

Викторины

Просмотр презентаций, мультфильмов, фильмов, клипов

Экскурсии

Самостоятельное рассматривание экспонатов

Самостоятельная продуктивная и игровая деятельность детей

Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея – они

участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты,

семейные реликвии, фотографии. Старшие дошкольники могут выступать в

роли экскурсоводов для своих одногруппников и детей из других групп.

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание

– осмысление – закрепление – применение .

Накануне 1 сентября у нас в группе появился музей «Пиши – Читай»,

посвящённый школьным принадлежностям и их истории. Выпускники

детского сада, родители принесли школьные прописи, старые азбуки и

буквари, чернильницы, перья. Общими усилиями появилась коллекция ручек.

В ходе организованной образовательной деятельности дети попробовали

порисовать, пописать перьями и чернилами; сами придумывали загадки о

школьных принадлежностях.

Музей «В царстве Нептуна» - результат инициативы самих детей. Девочка

принесла необычную ракушку и ребятам захотелось узнать, как называется

она, кто в ней живёт, какие ещё бывают ракушки, и где они встречаются,…

Один папа принёс определитель ракушек и дети уже самостоятельно искали

их названия.

Постепенно наш музей пополнился и морской водой, галькой, сувенирами,

привезёнными из поездок на юг, фотографиями. Появился фотоальбом «Мы

на море». Рассматривая фотографии, дети делились своими впечатлениями,

переживаниями. Мини-музей получился настолько интересным, что у

дошкольников появилось желание показать его детям из других групп. Так в

нашей группе появились экскурсии для детей из других групп.

В рамках проекта «Хлеб всему голова» возник музей хлеба с различным

демонстрационным материалом, стихами, пословицами, дидактическими

играми, коллекцией злаков, поделками из солёного теста.

Дети очень долго не могут находиться в музее, поэтому информацию

дробила на несколько экскурсий: «Что такое хлеб», «Почему хлеб всему

голова», «Как хлеб пришёл на стол» и др.

Детям захотелось узнать, как прорастает зёрнышко, как появляется колосок.

Совместно с воспитанниками провели эксперимент – проращивание зерна

ржи. В нашем городе есть необычный музей «Живого хлеба». С ребятами мы

смогли попасть туда на мастер-класс. Дошкольникисами мололи муку из

зёрен ржи в жерновах, месили тесто и пекли колобки.

Итогом проекта стала викторина «Путешествие зёрнышка». Победители

получили грамоты и сладкие призы – городецкие пряники.

Основное направление моей работы – это воспитание патриотических чувств

через ознакомление с народной русской культурой, приобщение к народным

традициями обычаям.

В рамках этой темы в группе было создано несколько выставок, музеев:

«Игрушки их бабушкиного сундука – народная тряпичная кукла

«Колокольчики и народные музыкальные русские инструменты»

«Мамины безделушки» - знакомство с различными украшениями,

материалами из которых они сделаны, головными русскими уборами

Музей ремёсел – знакомство с гончарным ремеслом, вышивкой и

плетением, изготовлением обуви на Руси.

Экспонаты в музее так расположены, что дети имеют свободный доступ к

ним; возможность рассмотреть их, подержать в руках, изучить объект,

отметить структуру его поверхности, цвет.

В наших мини-музеях почти нет крупногабаритных экспонатов. Мы нашли

выход – это макеты. Макеты у нас разнообразные - это и изба с внутренним

убранством, печка, мельница, пшеничное поле, морское дно, стог, сноп,

крестьянское подворьедр. Они дают возможность дошкольникам рассмотреть

предмет со всех сторон.

Очень часто можно видеть превращение мини-музея в элемент дизайна

группы. Происходит это потому, что дети не имеют возможности там

действовать – играть, творить, экспериментировать.

Чтоб этого не произошло, мы выделили место для самостоятельной

деятельности воспитанников. У нас в музее есть волшебная корзинка, где

лежат лоскутки, матрёшки, деревянные заготовки, нитки, макеты и др. Здесь

дети по собственному желанию играют, делают «старинные» игрушки,

рисуют, лепят, дополняя музей собственными экспонатами.

Одним из итогов работы по созданию мини-музея по ознакомлению с

народными традициями, стало создание комплекса дидактических игры

«Волшебный сундучок». В районном конкурсе «Лучшее дидактическое

пособие» эти игры заняли 1 место.

Для наших детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно,

когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.



В раздел образования