Автор: Гапоненко Екатерина Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: Cаратовская обл. Татищевский район. с.Вязовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа социального педагога с межведомственными организациями».
Раздел: полное образование
Доклад социального педагога на тему: «Работа социального педагога с
межведомственными организациями».
Взаимодействие - одно из главных направлений, отражающих процессы
воздействия
различных
объектов
друг
на
друга,
их
взаимную
обусловленность и изменение состояния. Взаимодействие представляет
собой
вид
непосредственного
или
опосредованного,
внешнего
или
внутреннего отношения.
Под взаимодействием комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав (далее - КДН и ЗП) с органами внутренних дел, в частности,
подразделениями по делам несовершеннолетних (далее – ПДН ОВД) и
образовательными
организациями
следует
понимать
их
совместную
деятельность,
направленную
на
наиболее
оптимальное
использование
имеющихся у них возможностей для выполнения поставленных перед ними
задач и координации всех усилий по направлениям деятельности, а также в
вопросе профилактики семейного неблагополучия.
Говоря о взаимодействии субъектов системы профилактики выделяют:
- постоянное взаимодействие, осуществляемое между органами, учре-
ждениями и отдельными сотрудниками на всем протяжении возложенных на
них обязанностей;
- временное взаимодействие, характерное для органов и учреждений,
объединяющих свои усилия при решении каких-либо конкретных задач, ко-
торое затем прекращается. Также, помимо приведенных видов взаимодейст-
вия выделяют внешнее и внутреннее взаимодействия, непосредственное и
опосредованное, а также горизонтальный вид взаимодействия, т. е. осущест-
вление субъектами профилактики взаимодействия, находящихся на одном
уровне в иерархии и вертикальный [22, с. 113].
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» № 120- ФЗ (статья 4) определяет
круг субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в который вошли комиссии по делам несовершенно
летних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения,
органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по
делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы
занятости, органы внутренних дел.
Взаимодействие с органами социальной защиты населения:
Система социальной защиты призвана оказать социальную помощь и
поддержку наиболее незащищенным гражданам. Одной из таких групп
являются дети и семьи, нуждающиеся в дополнительной государственной
поддержке.
На настоящее время выделены следующие категории детей: дети –
инвалиды, дети с заболеваниями крови, дети – сироты и лишенные
родительского попечение, несовершеннолетние, освободившиеся из мест
лишения свободы и др. К категориям семей, имеющих право но
государственную поддержку, относятся: малоимущие семьи, многодетные
семьи, матери-одиночки, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий,
участники военных действий и др.
Помимо утвержденных законодательством льгот и дотаций для данных
категорий населения, существуют различные программы федерального и
регионального уровня, направленные на оказание дополнительных видов
помощи и услуг населению.
Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты
населения состоит:
- во взаимном формировании о детях и семьях, нуждающихся в
социальной и педагогической помощи;
- в организации и проведении совместных мероприятий с целью
повышения результативности в оказании помощи;
- в исключении дублирования форм и методов, а также противоречивых
действий, применяемых для изменения ситуации. Социальная работа
направлена на создание оптимальных условий для существования.
Взаимодействие социальных работников и социальных педагогов –
гарантия стабильного позитивного изменения в жизнедеятельности
личности и семьи.
Взаимодействие с органами опеки и попечительства
Орган опеки и попечительства является основным органом, имеющим
законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать
меры к изменению ситуации (а именно – вмешиваться в семейную жизнь)
на основании Гражданского и Семейного кодексов. Дети, лишенные
родительского попечения, - субъекты деятельности и специалистов
органов опеки, и социальных педагогов. Зачастую социальные педагоги
выполняют функции общественных инспекторов по охране прав
несовершеннолетних, закрепленных специальных приказом управления
образования (или учреждения) или органа опеки и попечительства.
Взаимодействие осуществляется:
- с целью взаимного информирования о детях, лишенных родительского
попечения, и детях, чьи права нарушены;
- для проведения совместных действий по защите прав ребенка и его
дальнейшего жизнеустройства.
Социальный педагог выступает в роли третейского судьи в решении
судьбы ребенка, так как он имеет достаточно полную информацию о
причинах и следствиях, приведших к сложной жизненной ситуации. Он
определяет оптимальные пути жизнеустройства. Орган опеки на
законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя
из оптимальных интересов ребенка.
Взаимодействие с центром занятости населения
Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом «О
занятости населения в РФ», участвуют в профессиональной ориентации, а
также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства.
В рамках взаимодействия социальный педагог может организовывать
трудовые десанты, летние или круглогодичные трудовые бригады, смены
и другие формы, которые отвечают запросу города, района и
потребностям детей.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения
Органы управления здравоохранения в пределах своей компетенции
организуют:
- круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и
других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей;
- выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся
без попечения родителей или законных представителей, либо имеющих
родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также
содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких детей;
- оказание консультативной помощи работникам органов и системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а
также родителям и законным представителям несовершеннолетних;
- круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им
медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
- выявление, учет, обследование (при наличии показаний медицинского
характера) и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные
напитки, наркотические средства или одурманивающие вещества, а также
осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике
алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и
связанных с этим нарушений в поведении.
Консультативная деятельность
В рамках консультативной деятельности проводятся различные виды
консультирования. Консультирование может быть (классификация по
объекту):
- индивидуальное
- групповое
- семейное
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
- решение проблем школьной дезадаптации
- диагностика и коррекция отклоняющегося поведения
- организация специализированной помощи (психологической,
логопедической, психотерапевтической, юридической)
- содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизация детско-
родительских и супружеских отношений
- содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий,
инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации
- содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи
Работа с родителями включает в себя:
а) Посещение воспитанников на дому с целью обследования социально-
бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания
помощи семье (семьи, находящиеся в социально-опасном положении,
семьи детей-инвалидов, семьи детей, находящихся под опекой.
б) Проведение цикла профилактических бесед об ответственности
родителей за воспитание детей.
в) Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями.
г) Индивидуальные семейные консультации.
д) Учет индивидуальной работы с семьями.
е) Проверка условий проживания детей, находящихся под опекой и
направление актов материально-бытовых условий в отдел опеки и
попечительства Управления образования
ж) Профилактическая работа с семьями, где родители уклоняются от
выполнения родительских обязанностей совместно с КДН, ЗП, ОВД, ПДН.
3) Проведение Советов профилактики.
и) Участие в общешкольных и классных родительских собраниях.
Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности
1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:
1.1. Появление у подростков устойчивых интересов
1.2. Повышение успеваемости, посещаемости.
1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете в ПДН
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска», на ВШК.
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в
«группу риска»
1.6. Повышение уровня воспитанности учащихся.
2. Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия.
После проведения мероприятий (родительские собрания, тренинги,
дискуссии, супервизии и т.д.) проводится анкетирование, опросы
участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности
мероприятия, динамики отношения к проблеме, динамики осознания
проблемы. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы
экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.