Напоминание

"Работа социального педагога с межведомственными организациями».


Автор: Гапоненко Екатерина Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: Cаратовская обл. Татищевский район. с.Вязовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа социального педагога с межведомственными организациями».
Раздел: полное образование





Назад




Доклад социального педагога на тему: «Работа социального педагога с

межведомственными организациями».

Взаимодействие - одно из главных направлений, отражающих процессы

воздействия

различных

объектов

друг

на

друга,

их

взаимную

обусловленность и изменение состояния. Взаимодействие представляет

собой

вид

непосредственного

или

опосредованного,

внешнего

или

внутреннего отношения.

Под взаимодействием комиссий по делам несовершеннолетних и защите

их прав (далее - КДН и ЗП) с органами внутренних дел, в частности,

подразделениями по делам несовершеннолетних (далее – ПДН ОВД) и

образовательными

организациями

следует

понимать

их

совместную

деятельность,

направленную

на

наиболее

оптимальное

использование

имеющихся у них возможностей для выполнения поставленных перед ними

задач и координации всех усилий по направлениям деятельности, а также в

вопросе профилактики семейного неблагополучия.

Говоря о взаимодействии субъектов системы профилактики выделяют:

- постоянное взаимодействие, осуществляемое между органами, учре-

ждениями и отдельными сотрудниками на всем протяжении возложенных на

них обязанностей;

- временное взаимодействие, характерное для органов и учреждений,

объединяющих свои усилия при решении каких-либо конкретных задач, ко-

торое затем прекращается. Также, помимо приведенных видов взаимодейст-

вия выделяют внешнее и внутреннее взаимодействия, непосредственное и

опосредованное, а также горизонтальный вид взаимодействия, т. е. осущест-

вление субъектами профилактики взаимодействия, находящихся на одном

уровне в иерархии и вертикальный [22, с. 113].

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» № 120- ФЗ (статья 4) определяет

круг субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, в который вошли комиссии по делам несовершенно

летних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законода-

тельством Российской Федерации и законодательством субъектов

Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения,

органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по

делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы

занятости, органы внутренних дел.

Взаимодействие с органами социальной защиты населения:

Система социальной защиты призвана оказать социальную помощь и

поддержку наиболее незащищенным гражданам. Одной из таких групп

являются дети и семьи, нуждающиеся в дополнительной государственной

поддержке.

На настоящее время выделены следующие категории детей: дети –

инвалиды, дети с заболеваниями крови, дети – сироты и лишенные

родительского попечение, несовершеннолетние, освободившиеся из мест

лишения свободы и др. К категориям семей, имеющих право но

государственную поддержку, относятся: малоимущие семьи, многодетные

семьи, матери-одиночки, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий,

участники военных действий и др.

Помимо утвержденных законодательством льгот и дотаций для данных

категорий населения, существуют различные программы федерального и

регионального уровня, направленные на оказание дополнительных видов

помощи и услуг населению.

Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты

населения состоит:

- во взаимном формировании о детях и семьях, нуждающихся в

социальной и педагогической помощи;

- в организации и проведении совместных мероприятий с целью

повышения результативности в оказании помощи;

- в исключении дублирования форм и методов, а также противоречивых

действий, применяемых для изменения ситуации. Социальная работа

направлена на создание оптимальных условий для существования.

Взаимодействие социальных работников и социальных педагогов –

гарантия стабильного позитивного изменения в жизнедеятельности

личности и семьи.

Взаимодействие с органами опеки и попечительства

Орган опеки и попечительства является основным органом, имеющим

законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать

меры к изменению ситуации (а именно – вмешиваться в семейную жизнь)

на основании Гражданского и Семейного кодексов. Дети, лишенные

родительского попечения, - субъекты деятельности и специалистов

органов опеки, и социальных педагогов. Зачастую социальные педагоги

выполняют функции общественных инспекторов по охране прав

несовершеннолетних, закрепленных специальных приказом управления

образования (или учреждения) или органа опеки и попечительства.

Взаимодействие осуществляется:

- с целью взаимного информирования о детях, лишенных родительского

попечения, и детях, чьи права нарушены;

- для проведения совместных действий по защите прав ребенка и его

дальнейшего жизнеустройства.

Социальный педагог выступает в роли третейского судьи в решении

судьбы ребенка, так как он имеет достаточно полную информацию о

причинах и следствиях, приведших к сложной жизненной ситуации. Он

определяет оптимальные пути жизнеустройства. Орган опеки на

законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя

из оптимальных интересов ребенка.

Взаимодействие с центром занятости населения

Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом «О

занятости населения в РФ», участвуют в профессиональной ориентации, а

также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних,

нуждающихся в помощи государства.

В рамках взаимодействия социальный педагог может организовывать

трудовые десанты, летние или круглогодичные трудовые бригады, смены

и другие формы, которые отвечают запросу города, района и

потребностям детей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

Органы управления здравоохранения в пределах своей компетенции

организуют:

- круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и

других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения

родителей или законных представителей;

- выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся

без попечения родителей или законных представителей, либо имеющих

родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также

содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких детей;

- оказание консультативной помощи работникам органов и системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а

также родителям и законным представителям несовершеннолетних;

- круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии

алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им

медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

- выявление, учет, обследование (при наличии показаний медицинского

характера) и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные

напитки, наркотические средства или одурманивающие вещества, а также

осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике

алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и

связанных с этим нарушений в поведении.

Консультативная деятельность

В рамках консультативной деятельности проводятся различные виды

консультирования. Консультирование может быть (классификация по

объекту):

- индивидуальное

- групповое

- семейное

Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:

- решение проблем школьной дезадаптации

- диагностика и коррекция отклоняющегося поведения

- организация специализированной помощи (психологической,

логопедической, психотерапевтической, юридической)

- содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизация детско-

родительских и супружеских отношений

- содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий,

инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации

- содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи

Работа с родителями включает в себя:

а) Посещение воспитанников на дому с целью обследования социально-

бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания

помощи семье (семьи, находящиеся в социально-опасном положении,

семьи детей-инвалидов, семьи детей, находящихся под опекой.

б) Проведение цикла профилактических бесед об ответственности

родителей за воспитание детей.

в) Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.

Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями.

г) Индивидуальные семейные консультации.

д) Учет индивидуальной работы с семьями.

е) Проверка условий проживания детей, находящихся под опекой и

направление актов материально-бытовых условий в отдел опеки и

попечительства Управления образования

ж) Профилактическая работа с семьями, где родители уклоняются от

выполнения родительских обязанностей совместно с КДН, ЗП, ОВД, ПДН.

3) Проведение Советов профилактики.

и) Участие в общешкольных и классных родительских собраниях.

Критерии отслеживания эффективности

предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности

1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1. Появление у подростков устойчивых интересов

1.2. Повышение успеваемости, посещаемости.

1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете в ПДН

1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска», на ВШК.

1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в

«группу риска»

1.6. Повышение уровня воспитанности учащихся.

2. Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия.

После проведения мероприятий (родительские собрания, тренинги,

дискуссии, супервизии и т.д.) проводится анкетирование, опросы

участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности

мероприятия, динамики отношения к проблеме, динамики осознания

проблемы. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы

экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.



В раздел образования